Анализ корпоративного рынка техники
В России объем продаж автомобильной техники для корпоративных клиентов значительно ниже, чем в других развитых странах. По данным исследовательской компании Russian Automotive Market Research, доля продаж новых автомобилей юридическим лицам в РФ составляет всего 13%. Это в разы меньше, чем в США (27%), в Великобритании (55%), в Германии (60%). Однако продавцы возлагают на корпоративный рынок особые надежды, ведь крупные организации и компании приносят им больше прибыли, чем частные лица.
Несмотря на низкие показатели, эксперты отмечают некоторый подъем в этом сегменте российского автомобильного рынка. И связан он с появлением новых решений, продуктов и технологий. Так, заметные сдвиги в положительную сторону произошли, например, в сфере корпоративных услуг и продаж. Стоит отметить и тот факт, что львиная доля корпоративных продаж приходится на Москву, что показывает очень слабое развитие этого вида бизнеса в регионах.
Спрос рождает предложение
Производители и продавцы спецтехники предлагают корпоративным клиентам различные выгодные предложения: программы и продукты лояльности, акции и скидки. По словам операционного директора АГ «Авилон», Александра Никонова, усилия дилеров весьма продуктивны. Так, по итогам шести месяцев 2017 года, АГ «Авилон» зафиксировал увеличение корпоративных продаж на 28%, при этом доля данного сегмента составила 32%. Стоит отметить, что рост на рынке корпоративных продаж происходит за счет массовых брендов. Что касается премиального сегмента, то здесь рынок показывает отрицательную динамику, за исключением бренда Mercedes-Benz: в категории LCV рост составил 109% по отношению к июню 2016 года.
Ставя задачи в сфере развития бизнеса, серьезные компании специализируются на индивидуальных решениях для своих клиентов. К примеру, в «Авилон» процесс выстроен следующим образом. В первую очередь специалисты формируют финансовое предложение по сделке: подбирают наиболее оптимальную схему приобретения техники, в зависимости от запроса заказчика – прямая закупка, финансовый или операционный лизинг техники. Организуется транспортировка автомобилей, с учетом географии региона, в котором они будут эксплуатироваться, в том числе учитывается предназначение машин. Разрабатывается индивидуальное предложение по сервисному обслуживанию автомобилей корпоративного парка. По индивидуальному запросу могут быть предоставлены и другие дополнительные услуги.
Оптимизация без мелочей
Главным в теме оптимизации затрат на содержание автопарка, по мнению специалиста компании «Pony Express» Ивана Лукина, является выверенная, отлаженная во всех деталях транспортная политика. Как показывает практика, ее охват гораздо шире, чем просто оптимизация каких-либо отдельных направлений в автопарковом хозяйстве. Но как выясняется, в транспортной политике не все связано с финансовыми и, в частности, затратными показателями. Очевидным стало отсутствие минимально утвержденных требований к комплектации автомобилей. А это, с учетом специфики парка коммерческого транспорта, чревато возникновением ряда проблем, в том числе, в сфере безопасности дорожного движения. Убыстренными темпами приходится решать проблему реализации старой техники перед закупкой новых машин.
Важной частью транспортной политики, проводимой руководством парка, является «топливный блок». О значении правильного выбора поставщика топлива говорит руководитель транспортного департамента компании «Mercury» Андрей Селиванов. Рекомендации в этой сфере не новы: профессионалы, занятые в этом сегменте авторынка знают, что многое зависит от наработанных связей и условий эксплуатации транспорта. Но, главное – уровень сервиса и дополнительных услуг, цены и льготы, которые готова предложить топливная компания. Если начавшееся сотрудничество устраивает стороны, выстраиваются уже прочные партнерские отношения на перспективу. Безусловно, возможности у компаний, владеющих автопарками, сегодня существенно расширились. Правда, внедряются инновации, в сегменте корпоративных автопарков крайне медленно.
Fleet, иначе корпоративный автопарк
В среде профессионалов корпоративного автобизнеса понятия fleet -сегмент, fleet-индустрия, по сути, заменили русскоязычный аналог – «корпоративный автопарк». Fleet -менеджмент и сопутствующие ему новые решения и технологии в сфере телематики, операционного лизинга, каршеринга – сегодня у всех на слуху. Вот только воспользоваться всеми их разрекламированными преимуществами в российских компаниях не особо спешат. В то же время, по мнению Александра Никонова, операционный лизинг на текущий момент является одним из наиболее динамично развивающихся инструментов финансирования и аутсорсинга корпоративных парков. По статистике «Авилон» наблюдается положительная динамика и прирост сделок с компаниями операционного лизинга - более чем на 30% за год.
Данная тенденция во многом связана с унификацией процессов той или иной компании. Немаловажным является и элемент максимального удобства заказчика, с которого снимаются все заботы о корпоративном парке, начиная от закупки, сервисного обслуживания и заканчивая реализацией автомобиля, с израсходованным эксплуатационным ресурсом. По мнению экспертов, доля операционного и финансового лизинга будет увеличиваться, вытесняя традиционную форму владения автопарка. С ростом данного сегмента позиции компаний, занимающихся стандартным обслуживанием автопарков, постепенно ослабевают, так как большая часть предоставляемых услуг уже входят в сервисы операционного лизинга.
Что касается каршеринга, являющегося одним из направлений краткосрочной аренды, в настоящее время этим сервисом на отечественном рынке спецтехники пользуются преимущественно розничные клиенты. В Европе каршеринг для корпоративных заказчиков успешно существует довольно продолжительное время, позволяя компаниям снижать затраты на содержание парка, лизинговые платежи за авто и пользоваться сервисом по мере необходимости. Эксперты считают, что драйверами развития российского рынка каршеринга станут инвестиции частных компаний, стремление людей экономить на текущих расходах и распространение операционного лизинга. По прогнозам компании LeasePlan, численность парка каршеринговых автомобилей в России в 2018 – 7 тыс. машин.
- Как сократить расходы грузоперевозчикам? Система мониторинга транспорта
- Анализ корпоративного рынка техники
- Железнодорожный транспорт решает проблему транспортно-логистического рынка
- Проблемы перевозок в автотранспортной отрасли
- В Москве встретились представители корпоративных автопарков
Производителям транспорта и оказывающим услуги лизинга, конечно, не обойтись без анализа деятельности своего предприятия. Следует узнать требования покупателей, предлагать им технику согласно их пожеланиям. При аренде - тоже самое. Следует расширять круг заказчиков, искать новых, подстраиваться под их требования. При услугах перевозки - создавать оптимальные, не затратные, выгодные маршруты перевозки товаров сразу для нескольких заказчиков.
В любом случае есть к чему стремиться. Инновация техники и индивидуальный подход к клиентам является большим плюсом в сфере развития корпоративного автобизнеса. Но надо все-таки еще раз проанализировать и повышать развитие этого бизнеса в регионах.
Многие направления транспортного развития у нас ещё только развиваются, где то с хорошими результатами, а где то ещё в самом зачаточном состоянии. Во многом всемдависит от состояния экономики в целом, которая в последнее время начала развиваться.
Со временем структура рынка продаж автомобилей неизбежно изменится, поэтому для производителей и дилеров сегмент корпоративных потребителей остается крайне перспективным.
Интересно, что в России корпоративные продажи автомобилей значительно отстают от других стран. Но даже при такой низкой доле, 13% - это всё-таки значительный объём, если учесть общую численность автопарка в стране. Мне кажется, что основной проблемой здесь является недостаток инфраструктуры и недостаточная осведомлённость о преимуществах корпоративных решений. В той же Германии или Великобритании корпоративные продажи составляют более половины всех продаж из-за активного использования финансового и операционного лизинга. В России, как видно, эта практика только начинает набирать обороты. Также стоит учитывать, что значительная часть корпоративных продаж сосредоточена в Москве, что оставляет множество возможностей для развития в регионах. Это напоминает ситуацию с мобильными сетями в начале 2000-х, когда Москва была впереди, а регионы только догоняли. Надеюсь, что с развитием технологий и увеличением доступности информации, ситуация с корпоративными продажами изменится и в регионах. Также, внедрение каршеринга может стать тем драйвером, который подтолкнёт компании к более активному использованию корпоративных решений. Ведь это позволяет значительно сократить затраты на содержание автопарка. Предстоит ещё много работы, но потенциал для роста очевиден, и российский рынок, возможно, ждёт светлое будущее.
Доля корпоративных продаж в России действительно удивляет. В сравнении с другими странами, видна явная недооценка этого сегмента. Однако, положительная динамика последних лет даёт надежду на улучшение. Очень важно, чтобы компании продолжали внедрять инновационные решения, такие как операционный лизинг и каршеринг, что может сделать их более конкурентоспособными.
Замечаю, что российский рынок корпоративных автомобилей начинает адаптировать западные практики, такие как операционный лизинг. Это шаг в правильном направлении, хотя темпы пока не самые высокие. Сравнивая с европейскими странами, нам ещё есть к чему стремиться, но первые результаты уже внушают оптимизм. Важно, чтобы компании не боялись инвестировать в новые технологии и подходы.