Автобус ЗИС-8
ЗИС-8— советский автобус, производившийся с 1934 по 1936 годы на Заводе имени Сталина в Москве. Разработан на основе грузовика ЗИС-5 и использовался для перевозки пассажиров.
Оглавление
За время выпуска было создано несколько модификаций, которые применялись в разных сферах деятельности. Ниже рассмотрим, в чем особенности автобуса, каковы его технические характеристики, в чем особенности двигателя и ходовой. Отдельно разберемся с версиями и особенностями каждой из них.
История появления автобуса, годы выпуска
Автобус ЗИС-8 впервые появился в 1934-м в Советском Союзе. Его разработка начата на Заводе имени Сталина (ЗИС) в Москве, а в качестве базы использовался ЗИС-5. Последний был широко распространен и пользовался успехом в тот период.
ВажноКонструкторы адаптировали грузовую платформу ЗИС-5 для перевозки пассажиров, модифицировав ее для установки салона с местами для сидения. В результате получился первый советский серийный автобус.
Автобус ЗИС-8 обладал простой и надежной конструкцией, что обеспечивало его популярность и широкое использование в транспортной системе СССР. Он имел открытую кузовную платформу и мог вмещать до 30 пассажиров. Оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 5,5 литра и мощностью 73 лошадиных силы.
За время выпуска было выпущено 547 автомобилей. Из-за реконструкции в 1936-м производство пришлось остановить. В дальнейшем многие заводы-изготовители использовали чертежи для изготовления транспорта в разных городах СССР, в том числе в Харькове, Киеве, Ленинграде, Туле и т. д.
Но такой процесс не имел централизованного подхода. Многие из предприятий, которые брались за изготовление, не имели необходимых документов и чертежей. По этой причине приходилось делать технику по примеру уже существующей. Некоторые производители старались оптимизировать машину, улучшить вместимость пассажиров, технические характеристики и другие параметры.
Описание автобуса
ЗИС-8 — сравнительно небольшой автобус с двумя дверьми и конструкцией в виде «ботинка». Переход от капота к лобовому стеклу и крыше имеет практически 90 градусов, что ухудшает аэродинамические характеристики. Спереди предусмотрено две отдельно стоящие фары головного света.
ЗИС-8 имел шестицилиндровый рядный карбюраторный мотор объемом 5,55 литров и мощностью в 73 л.с., который позволял автобусу полной массой 6,1 тонн разгоняться до 60 км/ч. Конструктивно ЗИС-8 мало отличался от своего предшественника, автобуса АМО-4, кузов образца 1932 года типа «новый стандарт» или «стандарт» остался без значительных изменений.
Основные изменения затронули шасси — рама стала усиливаться накладкой вдоль лонжеронов, двигатель стал мощнее из-за большего диаметра поршней (101,6), гидравлические тормоза спереди были заменены механическими, кроме того появился новый карданный вал с шарнирными сочленениями типа «Спайсер №500» и с дополнительной опорой.
Изменения в шасси были общими для всех ЗИСовских грузовиков, в том числе и для автобусных шасси. Новый автобус получил увеличенный топливный бак (110 литров вместо прежних 60), радиатор увеличенной ёмкости и 12-вольтовую систему электрооборудования.
Кузов с деревянным каркасом, изготовлявшимся из разных пород дерева, обшитый металлом, был построен по проекту конструктора Н. И. Францева и художника ЗИСа И. Ф. Германа. Они использовали шасси ЗИС-5 с удлиненной на 610 мм. базой.
В противовес принятой тогда кустарной практике изготовления деревянного каркаса в виде неразборной клетки Герман предложил для ЗИС-8 делать «подсобранные» элементы каркаса, а затем из них — целый узел. Борта, заднюю и переднюю стенки, двери, крышу, основание пола изготавливали отдельно, а затем собирали воедино. Такое решение во много раз упростило и удешевило сборку.
ЗИС-8 имел никелированные бамперы, над ветровым стеклом размещался освещенный указатель маршрута. Кроме основной модификации существовала разновидность «Люкс» с иной планировкой салона — кожаной обивкой сидений и с одной входной дверью. Для южных районов страны была разновидность со складывающимся матерчатым верхом.
Характеристика наиболее распространенных упругих элементов подвески — рессор, пружин или торсионов — такова, что их жесткость в зависимости от нагрузки не меняется. Поэтому переполненный пассажирами ЗИС-8 с рессорной подвеской шел по дороге довольно плавно, пустую же машину бросало на неровностях дороги, словно лодку на волнах. Жестковатые, без амортизаторов, рессоры делали езду по булыжной мостовой малоприятной.
Автобусы ЗИС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 году партия из 16 машин «ушла» в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей — 100 грузовиков ЗИС-5.
Технические характеристики
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Годы производства | 1934—1936 |
Платформа | ЗИС-5 удлинённая версия |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Двигатель | 5555 см3, 73 л. с. при 2400 об./мин |
Размеры (Д×Ш×В), мм | 7384 × 2200 × 2750 |
Клиренс, см | 26 |
Колёсная база, м | 4,42 |
Колея передняя / задняя, м | 1,525 / 1,675 |
Масса, т | 4,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Объём бака, л | 110 |
Двигатель
Автобус ЗИС-8 был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем. Его объем составлял 4,9 литра, а мощность достигала 73 лошадиных сил. Этот двигатель был разработан специально для использования в автобусах ЗИС-8 и обеспечивал им достаточную мощность для выполнения пассажирских перевозок.
Двигатель ЗИС-8 работал на бензине и имел простую конструкцию, что обеспечивало надежную и долговечную работу. Он был воздушно-охлаждаемым и имел смешанную систему смазки (смазка давлением и брызговой смазкой).
Важно отметить, что в то время технологии двигателей были менее сложными и эффективными, чем современные силовые агрегаты. Двигатель ЗИС-8 обеспечивал автобусу достаточную мощность для его размеров и задач, позволяя ему успешно выполнять городские и пригородные пассажирские перевозки.
Устройство ходовой
- Ходовая часть автобуса ЗИС-8 состояла из нескольких основных компонентов:
- Рама: Была выполнена в виде пространственной стальной рамы, которая обеспечивала жесткость и прочность всей конструкции автобуса.
- Передняя ось: Автобус ЗИС-8 имел переднюю ось с независимой подвеской на продольных полуэллиптических рессорах. Это позволяло смягчать удары и колебания при движении автобуса по неровностям дороги.
- Задняя ось: Задняя ось автобуса ЗИС-8 также оснащалась подвеской на полуэллиптических рессорах, что обеспечивало комфортное движение и устойчивость автобуса на дороге.
- Колеса: Автобус имел четыре колеса, которые были обустроены пневматическими шинами для лучшей амортизации и сцепления с дорогой.
- Тормозная система: Автобус ЗИС-8 оборудовался гидравлической тормозной системой, которая включала в себя барабанные тормоза на всех колесах. Это обеспечивало эффективное и безопасное торможение автобуса.
- Рулевое управление: Рулевое управление автобуса осуществлялось с помощью рулевого механизма, который передавал вращение рулевого колеса на переднюю осьавтобуса.
Ходовая часть автобуса ЗИС-8 была разработана с учетом надежности, простоты и эффективности. Это позволяло автобусу успешно передвигаться по различным типам дорог и выполнять пассажирские перевозки в городских и пригородных условиях.
Варианты и модификации
- опытный 32-местный бескапотный автобус — изготовлен в 1937 году на удлинённой раме ЗИС-8; руль, передняя ось и передние рессоры были взяты от грузовика ЯГ-4;
- опытный ЗИС-8 с двигателем на природном газе — изготовлен Научно-исследовательским автотракторным институтом. Запас топлива в 16 алюминиевых баллонах объемом 3 куб.м. каждый был размещён на крыше и обеспечивал запас хода по шоссе от 90 км. (при заправке светильным или коксовым газом) до 170 км. (при заправке высококалорийным нефтяным газом);
- автомобиль ветеринарной помощи на шасси ЗИС-8 — в 1939 году изготовлены две машины;
- Интурист ‒ партия автобусов в люксовом исполнении с улучшенной отделкой салона для в/о Интурист (1934 г.). Высокий уровень квалификации, достигнутый кузовостроителями «ЗИСа», позволил построить в 1934 году экспериментальный «ЗИС Люкс» на удлиненном трехосном шасси грузовика «ЗИС-6». Он имел колесную базу 4420 мм. и базу задней тележки 1080 мм., длина составила 8540 мм. Его кузов был по-настоящему обтекаемым: наклонные облицовка радиатора и рамка ветрового стекла, скругленные верхняя передняя часть крыши и задняя стенка, передние крылья с юбками, утопленные дверные ручки. В салоне устанавливались 28 индивидуальных кресел типа «ЗИС-4 Люкс». Машина изготавливалась под руководством опытного инженера А.А. Евсеева, учившегося кузово-строительному мастерству еще в дореволюционные годы во Франции.
- ЗИС-8 производства ленинградских заводов ВАРЗ и АТУЛ, в 2- и 3-осных исполнениях, со стандартными и обтекаемыми кузовами.
Существовали также экспериментальные газогенераторные автобусы ЗИС-8, в том числе с прицепной тележкой, где размещался газогенератор. Московский научно-исследовательский институт городского движения разработал в 1936 году опытные образцы пассажирского прицепа вместимостью 14 человек. Сцепка осуществлялась наподобие трамвайной, а проем между автобусом-тягачом и прицепом, в который могли попасть зазевавшиеся пассажиры, имел ограждения параллелограммного типа.
Автобус ЗИС-8 имел несколько модификаций, которые различались в зависимости от специфических потребностей и требований заказчиков. Вот некоторые из них:
- ЗИС-8А: Эта модификация была выпущена в 1936 году. Она имела некоторые улучшения в сравнении с базовой моделью, включая более мощный двигатель мощностью 75 лошадиных сил, что увеличивало скорость и проходимость автобуса.
- ЗИС-8Б: Эта модификация была разработана в 1937 году. Она имела закрытый кузов, что обеспечивало защиту пассажиров от погодных условий и повышало комфортность перевозок.
- ЗИС-8В: Эта модификация была выпущена в 1940 году. Она имела больший кузов и могла вмещать до 35 пассажиров, что увеличивало пассажировместимость автобуса.
- ЗИС-8Г: Эта модификация была предназначена для использования в качестве автобуса-санитарки. Она имела специальное оборудование для перевозки больных или раненых, включая кровати и медицинское оборудование.
Это лишь некоторые примеры модификаций автобуса ЗИС-8. Каждая модификация была разработана с учетом конкретных потребностей и задач, которые требовались от автобуса в различных областях применения.
Заключение
Автобус ЗИС-8 был значимым достижением советской автомобилестроительной промышленности. В период с 1934 по 1941 годы было выпущено около 25 000 экземпляров этой модели. Он стал одним из самых популярных автобусов своего времени в СССР и широко использовался для пассажирских перевозок в городах и пригородах.
Автобус ЗИС-8 отличался надежностью, простотой конструкции и достаточной мощностью для выполнения своих задач. Он был важным средством транспорта, обеспечивая людям возможность передвижения на дальние расстояния и улучшая доступность общественного транспорта.
- Кидалово.8 977 404 9115, 8 977 353 68 65
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Автобус какой модели приобрести для каждодневной перевозки 65 человек?
- Междугородний автобус ЗИС 127
- Автобус ЗИС-8
- Мичуринские автобусы, дети перестройки
- Локомобиль Март-3 на шасси Урал
- ЗИС-5 — легендарная трехтонка военных лет
Лично я этот автобус не застала, но слышала о нем от бабушек, и видела на старых фотографиях. Неудивительно, что он ушел на экспорт, поскольку по меркам почти 100-летней давности, автобус был отлично сконструирован. Разве что приспособлений для сильного комфорта в нем не было, но это на тот момент было невозможным.
Я застал такой на ходу, в нашей Райсельхозтехнике он бегал до середины 80-х годов. Правда на этом автобусе уже практически не было ни чего родного, только кузов и двигатель который уже несколько раз "капиталили". Водитель-дедушка ни в какую не давал его списать).
При нынешнем пассажиропотоке в Москве такие автобусы использовать было бы точно невозможно, ведь в часы пик даже крупные современные автобусы иногда ездят битком, а тут такой маленький. Впрочем, это уже наша история, а историю нужно ценить и беречь. Радует, что сохранившиеся с тем времен автобусы берегут.