Междугородний автобус ЗИС 127
ЗИС 127 начали выпускать на з-де им. Сталина в 1955 году. Это был первый советский междугородный автобус. Через год предприятие переименовали, соответственно изменилось и название – теперь это был ЗИЛ-127. Собирали его до 1961 года, причем в последний год с конвейера сошла только одна машина.
Технические характеристики
- Мощность мотора, л.с.: 180
- Max скорость, км/час: 95
- Бак, л: 250
- Удельный расход топлива, л/100 км: 40,0
- Габариты (ДхШхВ), м: 10,2 х 2,7 х 3,0
- Клиренс, м: 0,27
- База колесная, м: 5,6
- К-во пассажиров, чел: 32
Описание
В качестве силового агрегата на ЗИС 127 ставили 6-цилиндровый 2-тактный рядный дизель ЯАЗ-М206Д. Он располагался в задней части кузова. Напряжение электрооборудования составляло 12 В. Хотя для стартера СТ-26 требовалось 24 вольта.
Сцепление ЯАЗ было с гидроприводом, в комплект которого входили педаль с пружиной, для облегченного выключения, рабочий цилиндр и контур трубопроводов. Трехходовая механическая КПП обеспечивала движение на одной из четырех передач. Рулевое – с гидроусилителем.
Полуэллиптические рессоры подвески имели деревянные прокладки между пластинами. К корпусу они крепились через подушки из каучука. Кроме того, были двухсторонние гидравлические амортизаторы и торсионный стабилизатор устойчивости. Так что движение на трассе получалось достаточно плавным и безопасным. Тормоза включались пневмоприводом. Причем, на каждую ось поставили независимую магистраль – новинка для автобусов того времени.
Металлический несущий кузов вагонного типа имел впереди только одну дверь с правой стороны. Других не было, даже аварийных или для водителя. Машину оборудовали эффективными системами освещения, вентиляции и отопления. Был термометр, часы и радиосвязь. При необходимости, шофер мог включить расположенный над лобовиком 100-ваттный прожектор – он освещал дорогу на 200 м вперед.
Салон получился довольно комфортный. Пассажиры располагались в полуспальных «самолетных» креслах, с регулируемой подушкой и 3-позиционной спинкой. У каждого имелась вентиляция и подсветка. По бокам – полки для ручной клади. В подпольном пространстве сделали 8 отсеков для багажа. Водитель был отделен от пассажиров стальной панелью, с окнами и «шлагбаумом» с пружинной муфтой для закрывания (который мало кто использовал). Изголовье и спинку его кресла можно отрегулировать «под себя».
Заключение
У ЗИС 127 не было каких-нибудь серьезных недостатков. Ну, разве что, он получился излишне тяжелым. Из-за чего относительно долго разгонялся и не сразу останавливался. Да еще ширина оказалась на 18 см больше нормы. Последний фактор стал официальным поводом для снятия с производства довольно неплохой разработки. О его надежности говорит хотя бы тот факт, что некоторые машины выпускались на линию даже в 70-х годах, в «возрасте» более 20 лет.
Почему же на самом деле перестали собирать ЗИС 127? Потому что «автобусным лидером» в те времена стал венгерский Икарус. По сравнению с ним, «сто двадцать седьмой» признали бесперспективным. И приказали остановить его выпуск, несмотря на то, что в КБ на тот момент имелись достаточно грамотные наработки по усовершенствованию машины.
- Междугородняя перевозка грузов
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Междугородний автобус ЗИС 127
Интересная статья! Я даже не знала, что в Союзе существовал такой автобус. Так много было Икарусов и не только междугородних, но и городских, что про наше производство, наверное, никто и не задумывался!
Сегодня подобные автобусы увидишь разве что на картинке. Если техническую сторону мне сложно оценить, то со стороны комфорта салона в нем все было очень даже неплохо. Даже в современных автобусах не все эти функции исправно работают. А для того времени это было однозначно суперкомфортно.
Жаль, что такие проекты часто не имеют продолжения. Ведь очень даже неплохой автобус был! Да, транспорт своего времени, но и Икарус тоже морально устарел уже, а ведь даже ездят где-то старички такие. Сейчас очень много проектов прошлого обретают вторую жизнь, а что, если вдруг и ЗИС получит новый шанс?
Первое, что бросается в глаза при обсуждении ЗИС-127, это его техническая уникальность для своего времени. Автобус был оборудован шестициллидровым дизельным двигателем ЯАЗ-М206Д, что само по себе было прогрессивным решением. Если сравнивать с современными стандартами, то расход топлива в 40 литров на 100 км кажется огромным, но для середины XX века это было приемлемо, учитывая общие тенденции в автомобильной промышленности. Например, грузовики того времени тоже имели высокие показатели расхода. К тому же, автобус мог развивать скорость до 95 км/ч, что для междугородного транспорта в те годы было более чем достаточно. Особенно интересна система подвески с полуэллиптическими рессорами и деревянными прокладками, что напоминало решения, которые использовались в американских автобусах. Тормозная система с пневмоприводом и независимой магистралью для каждой оси была инновацией, превзошедшей одноосные системы, использовавшиеся в других моделях. Это подчеркивает стремление советских инженеров к повышению безопасности. Но, конечно, нельзя не упомянуть и про недостатки. Вес автобуса и его габариты стали одним из факторов, приведших к снятию модели с производства. Хотя немаловажную роль сыграла и конкуренция с Икарусом, который оказался более перспективным в плане массового производства и расходов на эксплуатацию. Это напоминает ситуацию с Ford и General Motors в США, где одна компания смогла вытеснить другую благодаря лучшим коммерческим решениям. В целом, ЗИС-127 был достойным представителем своего времени, но не смог удержать лидерство в условиях меняющегося рынка.
ЗИС-127 — это своего рода легенда советского автопрома. Несмотря на свои габариты и расход топлива, он был технологически продвинут для 50-х годов. Особенно впечатляют его комфортабельные 'самолетные' кресла. Наверное, это было довольно необычно для пассажиров того времени, как сейчас Tesla с автопилотом.
Жаль, что ЗИС-127 так и не нашел своего места на рынке. Хотя конструктивно он был интересен, особенно с точки зрения безопасности, конкуренция с Икарусом оказалась слишком серьезной. Это напоминает ситуацию с Betamax и VHS, где не всегда лучшая технология побеждает.