Мичуринские автобусы, дети перестройки
Мичуринские автобусы по праву называют «детьми перестройки», ведь перерождение произошло только после распада СССР.
Оглавление
Полностью своя техника выпускалась с 1995-го, а первой моделью стал МАРЗ-5266. Ниже рассмотрим особенности производителя, приведем популярный транспорт 90-х, 00-х и 2010-х годов. Выделим преимущества и недостатки транспорта, выпускаемого за время существования.
О производителе
История Мичуринского авторемонтного завода (МАРЗ) началась после завершения 2-й мировой войны, когда СССР остро нуждалась в восстановлении транспортного сообщения.Начало постройки запущено в 1946-м, а уже спустя пять лет налажен выпуск первых автобусов. С 1955-го на мощностях завода ремонтировались Зис 127, Зил 158 и Лаз 695.
В 1993-м стартовало производство собственной версии Лаз 695Н и нескольких вариантов автобуса. К главным отличиям мичуринского транспорта в сравнении с львовскими автобусами можно отнести:
- Измененная форма переднего бампера.
- Низкое качество сборки.
- Тонкий слой краски, из-за чего автобусы быстро теряли внешний вид.
ВажноГлавным преимуществом была низкая цена, из-за чего Лаз Мичуринского автомобильного завода продавались даже в дальневосточные регионы. Руководство понимало, что такая продукция не сможет конкурировать с одноименными и более качественными конкурентами.
С конца 1995-го МАРЗ запустил процесс выпуска автобусов собственной разработки. Первопроходцем стал МАРЗ 5266, в основе которого лег Лиаз 5256. Со временем было выпущено три модели и ряд модификаций.
В эпоху финансового кризиса 2008-го завод столкнулся с проблемами, и спустя год скорость выпуска упала до 3-х автобусов (в нормальное время выпускалось 15), а 120 из 320 работников пришлось сократить. Но и это не помогло, и уже в 2009-м завод пережил банкротство, еще спустя два года его ликвидировали, а изготовление транспорта остановили.
В 2014-м была информация о желании City Transport Group использовать мощности бывшего МАРЗ для сборки троллейбусной, автобусной и специальной техники. На текущий момент завод взят в аренду разными производственными организациями, не связанными с изготовлением и выпуском пассажирского транспорта.
Продукция завода
За время существования производитель предложил несколько автобусов собственного производства для пригородного и городского сообщения. Условно они делятся на две группы: среднего и большого класса в зависимости от вместительности пассажиров.Рассмотрим особенности выпускаемого транспорта с учетом годов выпуска.
Модели девяностых
С 1995-го завод стал выпускать собственные автобусы—МАРЗ 5266 и 52661 для пригорода и городского применения соответственно. Кратко рассмотрим их особенности.
МАРЗ 52661
Вместительный пассажирский автобус, отличающийся простым исполнением, прочным шасси, мощным кузовом и неприхотливым двигателем ЯМЗ-236. Предназначен для эксплуатации в пределах города. Дизельный мотор крепится к особой раме, которая легко выходит для выполнения работ по обслуживанию узла.
За время выпуска автобус претерпел ряд улучшений в дизайне, обусловленных переходом с грубых на более плавные формы. Число дверей— три, одна из которых имеет большую ширину и может пропуска пассажиров на вход и выход.
Параметры МАРЗ 52661:
Параметры | Значения |
---|---|
Двигатель | ЯМЗ-236М2, дизель, шесть цилиндров, V-образное расположение, 11.15 л, 180 л. с. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход горючего, л / 100 км | 22-28 |
КПП | ЯМЗ-236П, 5-ступенчатая «механика» |
Колесная формула | 4х2 |
Число мест сидячих / общих | 29 / 117 |
Полный / снаряженный вес, т | 16 / 9 |
Габариты (ДхШхВ), м | 10,92х2,5х3,005 |
Дорожный просвет, см | 31 |
Модель МАРЗ 52661 имеет три дверцы для входа-выхода (две из них узкие), колесную базу в 5.99 м и колеса размером 7.00-20. В качестве рулевого механизма выступала система Маз 64299, оборудованная гидравлическим усилителем ЦГ 70-280.
МАРЗ 5266
Особенностью этой модификации является ориентация на пригородное сообщение, что выражается в увеличении габаритных размеров и количестве сидячих мест для пассажиров. Что касается технических характеристик модели, они немного изменились в плане двигателя, габаритов и уровня комфорта.
Базовые параметры:
Параметры | Значения |
---|---|
Двигатель | ЯМЗ-236НЕ-2, дизель, шесть цилиндров, V-образное расположение, 11.5 л, 180 л. с. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход горючего, л / 100 км | 24-28 |
КПП | ЯМЗ-236, 5-ступенчатая «механика» |
Колесная формула | 4х2 |
Число мест сидячих / общих | 31 / 45 |
Полный / снаряженный вес, т | 17,9 / 9,3 |
Габариты (ДхШхВ), м | 11,863х2,5х3,04 |
Дорожный просвет, см | 31 |
Передняя и задняя колея автобуса составляет 2,051 и 1,84 м. Дополнительно предусмотрен багажный отсек объемом 3,5 куб. метра. Кресла салона более комфортабельный с возможностью регулирования спинки. Проходы сделаны более узкими, что ограничивает количество стоячих мест.
Модели нулевых
Более продуктивными для завода стали 2000-е годы, в которых было представлено несколько моделей.
МАРЗ 4251
В 1998 году было решено создать универсальный автобус, способный перевозить пассажиров в городском и пригородном режимах. Продажи начались только в 2000-х годах. За основу принято шасси Dongfeng(Китай), отвечающее всем требованиям с позиции тормозной системы, шумоизоляции, экологичности и т. д. В качестве кузова использовалась собственная разработка, обеспечивающая отличную обзорность, продуманную планировку и соответствие требований в вопросе безопасности.
В процессе изготовления было улучшено качество каркаса, уменьшено количество стекол и изменена позиция стоек кузова. Главные особенности автобуса Марз 4251 — доступная цена и неплохие технические / потребительские параметры. Модель выделяется низким уровнем пола, обусловленная применением уменьшенных колес, наличием дверей с автооткрытием, двигателем с Евро-3 и хорошую вместительность.
Параметры:
Параметры | Значения |
---|---|
Двигатель | Cummins ISDE 140-30, дизель, R4, V-образное расположение, 4.5 л, 140 л. с. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход горючего, л / 100 км | 16,5 |
КПП | DF-17kd, мех. 5 |
Колесная формула | 4х2 |
Число мест сидячих / общих | 16-22 / 48-56 |
Полный / снаряженный вес | 9,4 |
Габариты (ДхШхВ), м | 7,539х2,36х3,056 |
Дорожный просвет, см | 31 |
Автобус имеет вагонную компоновку с продольной позицией силового агрегата. Объема топливного бака в 105 л при текущем расходе хватает где-то на 600 км без дозаправки, что для такого транспорта хорошим показателем. Каркас изготовлен из стальных труб прямоугольного сечения, а боковые части — из стальных листов, покрытых оцинковкой. Панели спереди и сзади, а также колесные арки и подножки изготовлены с применением стеклопластика.
В качестве подвески применяется Dana DF— рессорная и зависимая с парой амортизаторов телескопического типа и стабилизатором. Тормозная система 2-контурная, построена на пневматическом принципе. Есть АБС и двигательный тормоз. Колеса — 8.26 R16.
МАРЗ 42191
Модель МАРЗ 42191 представляет собой городской транспорт, рассчитанный на 27 сидячих мест и относящийся к 1-му классу. Имеет кузов вагонного типа, продольное расположение мотора и 2-дверное исполнение кузова.
Характеристики:
Параметры | Значения |
---|---|
Двигатель | ЯМЗ-236НЕ-2, дизель, 6-цилиндровый, V-образное расположение, 11.15 л, 230 л. с. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход горючего, л / 100 км | 31 |
КПП | ЯМЗ-236, 5-ступенчатая «механика» |
Колесная формула | 4х2 |
Число мест сидячих / общих | 27 / 78 |
Полный вес | 18 |
Габариты (ДхШхВ), м | 10,482х2,5х3,04 |
Дорожный просвет, см | 31 |
Трансмиссия автобуса работает в паре с сухим 1-дисковым сцеплением диафрагменного типа.
Передняя подвеска зависимая, построена на пневматическом принципе и имеет пару гидравлических амортизаторов. Сзади также предусмотрена «пневматика» с регуляторами и амортизаторами телескопического типа. Тормозная система 2-контурная. Есть опция аварийного тормоза и стояночная система, работающая от энергоаккумуляторов пружинного типа.
МАРЗ 5277
История автобуса МАРЗ 5277 началась в 20044-м, когда транспорт прошел полную сертификацию. До этого выпускаемая техника имела двойные индексы. Модель относится к 1-му (большому) классу и предназначена для пассажироперевозок в условиях города.
Характеристики модели:
Параметры | Значения |
---|---|
Двигатель | ЯМЗ-236НЕ-2, дизель, 6-цилиндровый, V-образное расположение, 11.15 л, 230 л. с. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход горючего, л / 100 км | 31 |
КПП | 5-ступенчатая «механика» |
Колесная формула | 4х2 |
Число мест сидячих / общих | 27 / 110 |
Полный вес | 18 |
Габариты (ДхШхВ), м | 11,953х2,5х3,06 |
Дорожный просвет, см | 31 |
К особенностям модели стоит отнести увеличенную пассажировместимость и современный дизайн. На базе этой модели в 2007-м был создан автобус в виде передвижной библиотеки «Библиобус», а также троллейбус ВЗТМ-5290.02.
После 2010
Кризис 2008-го ударил по финансовым возможностям завода и практически остановил производственный процесс. Марз потерял государственную поддержку и покупателей, что привело к постепенному уменьшению производства и закрытию. После 2010-х новых моделей уже не выпускалось.
Достоинства и недостатки автобусов МАРЗ
Техника Мичуринского авторемонтного завода получила популярность, благодаря нескольким преимуществам:
- Низкая цена.
- Применение качественных комплектующих.
- Усиленный стальной кузов с улучшенной защитой от коррозии.
- Хорошая вместительность.
- Постоянная оптимизация внешнего вида с учетом современных тенденций.
Но есть и ряд недостатков:
- Низкое качество сборки у некоторых моделей.
- Небольшой уровень комфорта в салоне.
- Сложность обслуживания.
- Ограниченный выбор модификаций.
Заключение
За время существования Мичуринский авторемонтный завод сумел пройти путь от обычной ремонтной базы до полноценного производителя, способного выпускать собственные модели. Продукция МАРЗ по праву ценилась за надежность, качественный кузов и доступную цену, что позволяло конкурировать с другими автобусами и даже выполнять многие государственные заказы.
- Разрешительные документы для перевозки детей
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Порядок организации перевозок детей
- Нужен ли бустер для детей выше 150см?
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Мичуринские автобусы, дети перестройки
С 2910 не выпускаются, а на линиях таких автобусов, как на фото, работает ещё много. А может я ошибаюсь, так то все отечественные автобусы на одно лицо.)
Спасибо за экскурс, многим запомнились мичуринские автобусы и они неплохо расходились благодаря скромной цене и недорогому ремонту. Последние модели смотрятся интереснее, но к сожалению успеха не снискали.
Кстати, автобус с первой фотографии я помню. В эпоху перестройки я не жила, но этот характерный тип автобусов был в городе моего детства в 90-е и даже в ранние 2000-е. Потом они все исчезли, конечно. Такого оранжевого автобуса я не помню, но зелёные и синие точно были. И красные, по-моему.
Интересно посмотреть на историю Мичуринского авторемонтного завода и его трансформацию на протяжении десятилетий. Кажется, что МАРЗ был своего рода феноменом в эпоху после распада СССР, когда многие предприятия пытались приспособиться к новым условиям рынка. Я вспоминаю аналогичные случаи с другими производителями, такими как ЗИЛ, который также пытался адаптироваться в новых реалиях. Важно отметить, что МАРЗ смог предложить недорогие модели, что сделало их привлекательными для регионов с ограниченными финансовыми возможностями. Однако, как и многие производители того времени, они столкнулись с проблемами качества сборки и комфорта, что, конечно, сказывалось на репутации. Это напоминает мне о ситуации с автомобилями Lada: доступные и надежные, но зачастую спорные в плане комфорта и сборки. Интересно, что в 2000-х они попытались интегрировать инновации, такие как использование шасси Dongfeng, что говорит о попытке улучшить качество и соответствовать современным требованиям. Однако, как видно из статьи, кризис 2008 года оказался для них фатальным. Удивительно, как экономические колебания могут так сильно повлиять на производственные предприятия. МАРЗ стал примером того, как сложно выживать без государственной поддержки и постоянного спроса на продукцию. Было бы интересно узнать, как другие предприятия справлялись с подобными вызовами и какие решения помогли им выжить.
МАРЗ действительно прошел длинный путь, и, читая о его историях, можно увидеть, как он пытался адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Сравните это с тем, как ГАЗ адаптировался в условиях кризиса 90-х, и вы увидите разницу в подходах. МАРЗ делал акцент на доступности и надежности, и это, безусловно, помогло ему на определенном этапе. Однако, как показала практика, недостаток качества и комфорта может стать серьезной преградой на пути к успеху.
Когда читаю о моделях МАРЗ, вспоминаю, как многие производители старались удержаться на плаву в постсоветскую эпоху. Доступная цена и простота — это, безусловно, плюсы, но недостатки в сборке и комфорте явно не помогали им конкурировать с западными аналогами. Похожая ситуация наблюдалась и у других производителей, пытавшихся выйти на рынок с минимальными затратами.