Автомобиль – кинопередвижка

Кино и автомобили – два явления, неразрывно связанные между собой. Несмотря на то, что машины появились раньше (датой официального появления кинематографа считается 1895 год, когда улицами развитых европейских государств уже вовсю колесили автомобили), очень скоро на свет появился симбиоз этих двух, казалось бы, не сочетаемых явлений. 

Речь идет о кинопередвижках, и о том, что они собой представляли, поговорим в нашем сегодняшнем материале.

История и развитие кинопередвижек

Передвижные киноустановки – явление, популярность которого в свое время зашкаливала. Называли такие устройства по-разному: кинематографическими аппаратами, передвижным кино и пр.

Окончательное название, как, впрочем, и внешний вид (помните кинопередвижку из к/ф «Королева бензоколонки»?) сформировалось только к 1935 году. Оно даже вошло в словарь Д. Ушакова и описывало прибор для демонстрации кинофильмов, легко перемещаемый с места на место. 

Позже данным термином характеризовали автомобиль, который был оборудован вышеупомянутой установкой и колесил по стране, неся в широкие массы высокое киноискусство. Такие машины «крутили фильмы» для жителей отдаленных населенных пунктов, где обычных кинотеатров, да и много чего другого, в принципе не было.

На заре истории стационарных установок для съемок кинофильмов и их воспроизведения не было. В те незапамятные времена существовал универсальный аппарат, именуемый «Синематографом». Его вместе со вспомогательным оборудованием возили по городам и весям, снимали жизнь простых людей, а затем, как правило – в тот же вечер и зачастую прямо на улице, демонстрировали результаты публике. 

Важно

Перемещали киноустановки вначале с помощью телег, а с появлением и распространением автотранспорта функцию тяги стали выполнять машины. Так было везде, в том числе и в дореволюционной России.

Очень скоро обнаружилась серьезная проблема: кинопленка, изготавливаемая из нитроцеллюлозы, характеризовалась высокой пожароопасностью. Пленка легко воспламенялась, если на нее случайно попадала искра, и это стало причиной частых пожаров, нередко сопровождающихся человеческими жертвами. По этой причине в начале 20 века был установлен свод правил, обязательных к соблюдению во время кинопоказов.

Автомобиль – кинопередвижка

Так, киноустановки начали помещать в изолированных помещениях либо в специальных установках, которые находились на определенном расстоянии от зрителей. Кинопроекторы же стали закрывать противопожарными заслонками.

Наиболее популярными передвижные киноустановки оказались в сельской местности и в районах с низкой плотностью населения, где было невыгодно строить стационарные кинотеатры. 

В середине тридцатых годов прошлого века с высоких трибун радостно рапортовали о том, что села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки, которым тогда отводилась важнейшая роль в ведении не только культурной, но и в особенности идейно-политической пропаганды. До появления телевидения и его широкого распространения именно кинопередвижки в СССР стали одним из видов массового досуга в деревнях и селах.

Автомобиль – кинопередвижка

Во время Великой Отечественной Войны мобильные киноточки были частыми гостями в воинских частях действующей армии, прифронтовых госпиталях и военных аэродромах.

Активное использование такого оборудования продолжалось вплоть до конца 80 годов 20 века, но поговаривают, что в наиболее отдаленных районах передвижные кинематографические установки иногда применяются и сегодня.

Особенности эксплуатации передвижных киноустановок

Ключевым требованием, предъявляемым к подобному оборудованию, была его надежность и прочность. В отличие от стационарных аналогов, передвижные проекторы устанавливались на штативы. В состав кинопередвижки входил только один кинопроекционный пост, в связи с чем при показе полнометражных фильмов пленку приходилось «перезаряжать». 

Чаще всего в передвижных установках использовали 16-миллиметровую кинопленку, бобины которой намного легче, чем 35-миллиметровые аналоги. В большинстве случаев один полнометражный фильм того времени удавалось поместить на двух бобинах, что позволяло сократить количество «перезарядок» во время демонстрации.

Однако встречались иногда и 35-мм кинопередвижки, поддерживающие классический формат фильмов. В виду того, что привычная для таких установок аудитория была нетребовательна к качеству кино, кинопроекторы, устанавливаемые в мобильных устройствах, оснащались обычными лампами накаливания, форма которых, правда, несколько отличалась от используемых в бытовых осветительных приборах. 

Автомобиль – кинопередвижка

Своеобразная конструкция оборудования позволила обойтись простейшим блоком питания, который мог работать даже от маломощной электросети. Усилители звука также были компактными и экономными в плане энергозатрат, соответственно, ни о какой  насыщенности звука не могло быть и речи – одноканальный и не более того.

Оборудование кинопередвижек укладывалось в специальные чемоданы, защищающие от дорожной тряски.

Благодаря небольшим размерам, примитивной, насколько это возможно, конструкции и простоте эксплуатации нередко кинопередвижки использовали и в стационарных кинотеатрах для ограниченного количества зрителей. 

Два вида передвижных кинотеатров

мобильный кинотеатр

Кинопередвижки, фактически являющиеся мобильными кинотеатрами, были 2-х видов. Первый вид, получивший к тому же большее распространение, - это ни что иное как обычный автомобиль, оснащенный киноустановкой. Он останавливался на площади или даже в поле, перед зрителями натягивалось белое полотнище, на которое транслировалось кино. 

Такое можно увидеть, например, в уже упомянутой нами выше картине «Королева бензоколонки». В качестве транспортного средства в разные времена использовались разные модели машин, но чаще всего это были ГАЗоны, УАЗики, «полуторки», а то и вертолеты.

Второй вид – это специально оборудованное транспортное средство, в качестве которого выступали пассажирские автобусы, прицепы либо фургоны. Внутри таких ТС был обустроен настоящий кинозал, и впечатления от просмотра были совсем другими.

Состав передвижной киноустановки

кинопередвижка

В состав оборудования кинопередвижек входили:

  1.  Кинопроектор.
  2.  Усилитель звука.
  3.  Громкоговоритель.
  4.  Трансформатор.
  5.  Сворачивающийся экран, на который транслировалось видео.
  6.  Склеечный пресс.

Полная масса такого комплекта варьировалась в пределах 110 кг (для демонстрации 35-миллиметровых фильмов) и от 11 до 70 кг, если кино показывали на 16-миллиметровой пленке. 

Перспективы кинопередвижек

кинопередвижка

Говорить о перспективах передвижных установок в наше время не приходится, ведь в век научно-технического прогресса, когда телевизор есть в каждом доме, а интернет постепенно появляется даже в самых отдаленных уголках страны, вряд ли подобное «чудо техники» кого-то заинтересовало бы.

Сегодня «мобильный кинотеатр» присутствует в каждом смартфоне, а современный человек вкладывает в данный термин совсем другой смысл.

Заключение

В свое время кинопередвижки сыграли важнейшую роль в популяризации кино, немаловажное значение они имели также в научно-просветительской деятельности. Сейчас подобные установки мы можем видеть разве что на экранах телевизоров или в музеях.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 621
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 10-02-2022 / Обновлено: 10-02-2022
Поиск запроса "автомобиль – кинопередвижка" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Эдуард Корвов 10.02.2022

История таких автомобилей невероятно интересна. Думаю, наши бабушки и дедушки нечто подобное точно застали. Ну а для новых поколений это уже что-то из дремучего прошлого, ведь сейчас для того, чтобы посмотреть кино, нужно всего лишь взять смартфон.

0
0
Ответить
Владимир Герман 11.02.2022

Возможно, кинопередвижные установки еще могут возродиться. Согласитесь, неплохо было бы попасть в такой передвижной кинотеатр хотя бы как на экзотическое мероприятие. 

0
0
Ответить
Снежана Санкт-Петербург 08.08.2023

Очень интересно, настоящий экскурс в историю. Я краем уха слышала о мобильных киноточках, но, честно говоря, слабо себе представляла, что это такое. Мне кажется, с распространением Интернета, перспективы того, что всё это будет развиваться, маловероятны.

0
0
Ответить
Викентий 06.12.2024

Интересная статья, которая погружает в историю кинопередвижек! Я всегда восхищался тем, как в прошлом люди находили нестандартные решения для распространения культуры и информации. Это напомнило мне о том, как в США в 20-х годах прошлого века использовали кинотеатры под открытым небом, которые стали популярны благодаря схожей мобильности и доступности для широкой аудитории. Но, конечно, кинопередвижки были более универсальны и могли охватить даже самые отдаленные уголки страны. Особенно интересно, как они были адаптированы для сельских районов, где стационарные кинотеатры были бы экономически невыгодны. Нельзя не отметить, что кинопередвижки выполняли важную роль в идеологической пропаганде во времена СССР. Это напоминает о том, как важна мобильность информации и искусства в разных исторических контекстах. В наше время с развитием интернета и цифровых технологий мы уже не можем себе представить, каково это — ждать кинофильма, который привезут на грузовике. Но, возможно, именно благодаря таким изобретениям культура стала более доступной для всех. Интересно было бы увидеть, как эта концепция могла бы развиваться в условиях современных технологий, например, с использованием виртуальной реальности или дронов для проекции фильмов в удаленных местах.

0
0
Ответить
Никандр 07.12.2024

Кинопередвижки — это, безусловно, интересное явление! Сравнивая с современными технологиями, трудно поверить, что когда-то для показа фильма нужно было использовать целый автомобиль, да еще и натягивать экран в поле или на площади. Это как современный Netflix, только на колесах!

0
0
Ответить
Месроп 08.12.2024

Ностальгия по тем временам, когда кино приходило к людям, а не наоборот. Хотя сейчас мы привыкли к онлайн-стримингу и мгновенному доступу к контенту, в те времена кинопередвижки были настоящим окном в мир для многих. Фантастическое время и отличная инициатива!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: