Зил-170 – прототип Камаза
Зил 170 – это мощный грузовой автомобиль, разработанный конструкторским бюро завода им. Лихачева и выпускающийся на этом предприятии с 1967 года.
Оглавление
Позже, спустя без малого 10 лет после начала производства, модель была усовершенствована и получила название Камаз 5320. О том, что представляет собой эта машина, что легло в ее основу и что побудило специалистов на создание именно такого транспортного средства, мы сегодня и поговорим.
Причины и история создания Зил-170
История Зил 170 начинается в середине 60 годов прошлого века, когда в стране, только отошедшей от послевоенной разрухи, возникла необходимость в надежных грузовых автомобилях грузоподъемностью более 8 тонн.
ВажноИз-за увеличившегося в государстве грузооборота появилась потребность в массовом грузовом ТС с дизельным мотором. Была нужна машина, которая была бы проста и универсальна одновременно, неприхотлива в уходе и обслуживании, ремонтопригодна и практична.
Важным требованием была способность авто лечь в основу большого количества модификаций – от классического бортового грузовика до седельного тягача, способного перевозить грузы на огромные расстояния. Всем этим требованиям, как оказалось позже, целиком и полностью соответствовал новый ЗиЛ 170 – прародитель КамАЗа.
Получив поставленную партией задачу, конструкторы приступили в разработке автомобиля, в процессе они учли многолетний опыт зарубежных производителей грузовой техники. Известно, что некоторые узлы и детали ТС получило от американского International COF-220 – машины, которая очень нравилась главному конструктору предприятия А. Кригеру.
Опытный образец первого Зил 170 собрали уже к концу 68-го года. Специально для него на Ярославском моторном заводе был создан новый дизельный силовой агрегат - Камаз-740, а в Минске и Мытищах сконструировали кузов. Прицепы и полуприцепы для автомобиля выпускали в Одессе и в Балашовке, участвовало в процессе создания легенды и известное на всю страну предприятие из Жодино.
В соответствии с полученным конструкторами техзаданием, на свет должно было появиться 9 модификаций нового грузовика с колесной формулой 6 на 4, полным приводом и весом в 26,5 тонн. Первым из 6 упомянутых транспортных средств стал 3-осный седельный тягач Зил-170Т, опытный образец, собранный в конце 1968 года.
Кроме него планировалось наладить производство и других машин, созданных на аналогичной базе. В частности, речь идет о таких машинах, как:
- 3-осной грузовое авто.
- 3-осный грузовик с удлиненной колесной базой (в его названии присутствовала литера А).
- 3-осное шасси с укороченной базой, предназначенное для выполнения всевозможных надстроек и создания грузовиков спецназначения.
- Седельный тягач для магистральных грузоперевозок.
- 3-осное самосвальное шасси.
Назначение грузовика
Автомобиль, ставший темой нашей беседы, должен быть прийти на смену Зилу 130, который выпускался с 1962 года и не мог больше восполнять все потребности активно развивающегося государства. Главным назначением данной модели стало выполнение массовой транспортировки грузов в любых условиях окружающей среды, в том числе и в районах с суровым климатом.
На момент проектирования создатели приняли во внимание тот факт, что большинство советских автомобильных дорог могло выдержать нагрузку не более 6 тонн, поэтому изначально конструировали 3-осный грузовик, на две из 3 осей которого приходилась нагрузка в 3,5 тонны.
В линейку входил седельный тягач, базирующийся на этой модели – он нашел свое применение в сфере транспортировки грузов на большие расстояния и активно использовался в логистике, в том числе и для обслуживания международных перевозок.
Самосвал, который также строили на аналогичном шасси, до сих пор, хоть и редко, можно увидеть на дорогах бывших союзных республик. Такие авто были на балансе многих предприятий, они позволяли за одну ходку перевезти большое количество груза, в частности, сыпучих материалов, и обеспечивали их оперативную погрузку/выгрузку.
Технические характеристики
Зил-170 получил немало оригинальных черт, которые существенно отличали его от других творений советского автопрома. Говоря об инновациях того времени и важных технических характеристиках грузовика, необходимо упомянуть следующее:
- V-образный дизельный мотор.
- 2-дисковое сцепление с дистанционным управлением, пневматическим усилителем на гидравлике и промежуточной плитой.
- 5-ступечатая синхронизированная МКП с делителем, благодаря которому она трансформируется в 10-ступенчатую.
- Надежные пневматические тормоза с раздельным приводом на два моста из трех.
- Два ведущих моста (1 и 3) с блокируемым дифференциалом.
- Гидроусилитель руля.
- Усовершенствованная карданная передача, отличающаяся неимоверным в те годы сроком службы.
- Модифицированные рессоры, обеспечивающие плавность хода.
- Бездисковые колеса с новыми шинами, разработанными специально для этой модели ТС.
- Прочная и надежная цельнометаллическая платформа.
- Просторная кабина с высоким уровнем комфорта и возможностью установки спального места (актуально для седельных тягачей, которые предназначались для выполнения международных грузоперевозок).
- Возможность эксплуатации в составе автопоездов.
Благодаря перечисленным выше особенностям, которые другим советским грузовикам были не присущи, Зил-170 представлял собой серьезное достижение советской автомобильной промышленности.
Двигатель ЯМЗ
Силовая установка, которой впоследствии оснащали Зил 170, разрабатывалась специально для этой модели грузовика. Первое ее поколение демонстрировало мощность в 200 лошадиных сил, установка называлась ЯМЗ-6Э641, чуть позже была представлена усовершенствованная версия ЯМЗ-Э141.
Начиная с 1970 года, автомобиль оборудовали мотором второго поколения - ЯМЗ-740. Речь идет о V-образном восьмицилиндровом агрегате на 10 литров мощностью в 210 «лошадок». Не смотря на то, что ни о каком соответствии экологическим нормам речь не идет, в то время мотор был одним из лучших, аналогов ему или более-менее достойной альтернативы советская промышленность не предлагала.
Трансмиссия и ходовая
Машина, ставшая темой нашего материала, характеризуется колесной формулой 6 на 4, и она, то есть формула, была выбрана не случайно. Вследствие увеличения грузоподъемности заметно возросла нагрузка на оси транспортных средств, а ее уже не могли выдержать советские дороги. Благодаря внедрению ряда инноваций, нагрузка на одну ось в Зил 170 была не более 6 тонн. У первой и третьей оси были собственные карданные валы, на средней оси устанавливался межосевой дифференциал.
Автомобиль базируется на прочной стальной раме. Передняя ось поворотная, компоновка бескапотная, мотор находится под кабиной. Что касается трансмиссии, то это механическая 5 ступенчатая КП с делителем, фактически удваивающим количество передач.
Сцепление сухое двухдисковое, фрикционного типа с гидравлическим приводом и пневмоусилителем. Это упрощает процесс переключения скоростей, который в большинстве советских грузовиков был достаточно сложным.
Модификации грузовика Зил 170
Этот грузовик стал для советского автопрома настоящим прорывом. Масса технических инноваций, стильная внешность, просторная кабина со спальным местом – все это делало машину не просто популярной – незаменимой. Как уже писалось в начале нашего материала, изначально планировалось выпустить 9 модификаций, но в итоге их оказалось меньше:
- Бортовой грузовик Зил-5320.
- Бортовой грузовик с удлиненной колесной базой Зил-53202.
- 3-осное шасси с укороченной колесной базой Зил-5510, предназначенное для установки грузовой платформы самосвального типа.
- Седельный тягач, получивший название Зил-5410.
Превращение в Камаз
Одновременно с работой над Зил 170, который был 3-осным транспортным средством, конструкторы предприятия трудились над 2-осным грузовиком бескапотного типа. Главной целью стала разработка машины, которая была бы по максимуму унифицирована с машинами, колесная формула которых обозначалась как 6 на 4. Немаловажную роль играла возможность их изготовления на московском заводе.
В определенный момент Зил получил строгое предписание Министерства транспорта, согласно которому он должен был заниматься только капотными моделями. Это привело к расхождению пути двух крупнейших предприятий – Камского и Московского – которые длительное время весьма плодотворно сотрудничали.
Тем не менее, совместные наработки послужили основой для создания еще одной легендарной модели, ведь именно Зил 170 считают праотцом Камаза. К слову: первые Камазы сошли с конвейера столичного завода в 1972 году.
Над созданием семейства трудилась группа специалистов из более чем 50 человек. В это же время предприятие-партнер продолжало выпуск 170 модели Зила. Окончательная передача зиловской технической документации в Набережные Челны состоялась в 1975 году.
Заключение
Грузовик, которому мы посвятили свой сегодняшний материал, был по-настоящему уникальным. Огромное количество технических инноваций, масса решений, которые до того момента нигде не были реализованы, в сочетании с надежностью и выносливостью, способностью выполнять свои функции в любых условиях, включая районы с суровым климатом, сделали эту машину незаменимой.
Впервые в истории советского автопрома кабина грузового ТС стала комфортабельной, в ней появилось удобное спальное место, что было весьма кстати, с учетом назначения авто – выполнения грузоперевозок, в том числе и на большие расстояния.
- Из чего создается камаз.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Объем бетономешалки на базе Камаза
- Почему многие водители не любят машину КАМАЗ-5490?
- Кран-манипулятор на базе КамАЗ
- Зил-170 – прототип Камаза
- ЗИС-5 — легендарная трехтонка военных лет
Что-то такого Зила и не видел никогда на дорогах, если бы не надпись, то точно подумал бы Камаз. При упоминании Зила сразу на ум приходит только стотридцатый, работяга и уже легенда.
Для своего времени эта модель была настоящим прорывом. Внешне Зил 170 и правда очень похож на Камаз, да и по характеристикам он не намного слабее. По сути, кроме названия мало что поменялось.
На автомобильных форумах до сих пор встречаются дискуссии на тему того, является ли эта модель оригинальным проектом, или же копией зарубежных аналогов.
Читая статью о Зил-170, сразу вспоминается, как в 60-е годы советская экономика требовала грузовые автомобили с высокой грузоподъемностью. В то время, когда дороги и инфраструктура только начинали восстанавливаться после войны, конструкторы ЗИЛа смогли разработать нечто действительно инновационное. Эта модель была настоящим прорывом для своего времени, учитывая её универсальность и ремонтопригодность. Особенно впечатляет то, как конструкторы учли опыт зарубежных производителей и адаптировали его под наши реалии. Сравните это с американским International COF-220, который вдохновил наших инженеров. Наличие мощного дизельного двигателя и возможность создания нескольких модификаций сделали Зил-170 настоящим универсалом. Как и у многих легендарных автомобилей, его путь не был лёгким, но вклад в развитие отечественного автопрома он внёс колоссальный. Не стоит забывать и о том, что на его базе позже появился КамАЗ, ставший ещё одной легендой. В статье очень подробно описаны технические характеристики, и сразу видишь, как много усилий было вложено в разработку. Этот грузовик не только соответствовал всем требованиям времени, но и задал новый стандарт для будущих разработок. Конечно, спустя годы многие из этих технологий устарели, но на тот момент Зил-170 был настоящим технологическим чудом. Это отличный пример того, как инженерная мысль и производственные возможности могут формировать будущее целой отрасли.
Интересно было узнать, что Зил-170 фактически стал прародителем КамАЗа! Это показывает, как разработки одного завода могут стать основой для создания другого, ещё более известного бренда. Надо отдать должное тем инженерам, которые смогли воплотить такие амбициозные планы в реальность.
Зил-170 — это классика, которая до сих пор вызывает уважение. Учитывая, сколько технических новшеств было внедрено в этой модели, можно с уверенностью сказать, что она опередила своё время. Особенно впечатляют её возможности для модификаций. Это действительно была машина на все случаи жизни!