Дизельное топливо: виды и характеристики

Дизельное топливо (ДТ) — один из элементов переработки нефти, который активно применяется в качестве горючего для легковых и грузовых автомобилей.

На территории РФ более половины грузовиков и 15% автобусов работают на ДТ. К потребителям относятся и иные виды транспорта: с/х, военный, водный, ж/д. Ниже рассмотрим, как получают ДТ, какие у него характеристики и виды. Отдельно поговорим о биодизеле, солярке и эмульгированном ДТ.

Как получают дизельное топливо

Дизельное топливо

Изготовление дизтоплива— трудоемкий процесс, подразумевающий несколько технологических этапов:

  • Подготовительный. Нефть очищается от лишних добавок и солевых элементов. Это достигается за счет смешивания с водой и обработки с помощью напряжения. Действие тока приводит к оседанию лишних элементов и очистке нефти.
  • Сепарационный. Подготовленный состав подается ректификационные колонны и преобразуется. В процессе теплового и каталитического воздействия меняется химическая структура и формируются углеводородные молекулы. На этом этапе выделяется бензин и ДТ, которые представляют собой легкие / тяжелые фракции. На практике из 1 барреля удается получить около 30 л дизтоплива.
  • Очистной. Из предварительного подготовленного ДТ удаляется сера, имеющая непосредственное влияние на экологичность горючего и скорость появления коррозии на элементах авто. После завершения процесса дизтопливо получает определенный Евро-класс экологичности.
  • Присадочный. На этом этапе добавляются присадки для дизельного топлива, улучшающие его характеристики. В зависимости от типа они повышают качество смазки, увеличивают цетановый параметр, снижают температуру застывания и т. д.
  • Лабораторный. Проверяется качество готового горючего, изучается его структура, характеристики и состав. Результатом является оформление документации, предоставляемой в дальнейшем контролирующим структурам для подтверждения качества продукта.

Характеристики дизельного топлива

Цена дизельного топлива напрямую зависит от его характеристик и, соответственно, качества. К основным параметрам стоит отнести:

  • Цетановое число. Базовое свойство ДТ, по которому можно судить о способности горючего воспламеняться. Чем больше этот параметр, тем выше качество топливо, и тем быстрей оно зажигается при воздействии меньшего давления. Оптимальный параметр — около 45. Чрезмерно высокий показатель приводит к ухудшению характеристик авто, увеличению расхода горючего и усилению дымности. 
  • Вязкость, плотность. Похожие показатели, которые всегда рассматриваются в комплексе. Чем меньше вязкостный показатель, тем быстрые испаряется ДТ и тем качественнее образуется состав. Увеличение этого параметра приводит к повышению диаметра капель в горючем и ухудшению его характеристик. Уменьшение показателя ниже нормы приводит к просачиванию ДТ в мелкие отверстия и появлению проблем при создании рабочего давления. Оптимальная вязкость / плотность — от 1.8 до 7.00 мм/с.
  • Фракционный состав. По этому показателю можно судить о содержимом ДТ, что напрямую влияет на цетановый параметр diesel. Увеличение легких элементов углеводорода влечет за собой вытеснение кислорода, необходимого для зажигания топлива в двигателе. Следовательно, ДТ лучше воспламеняется и полностью сгорает. Вот почему наличие легких фракций — плюс, ведь это приводит к большей экономичности и экологичности. 
  • Сернистые соединения в составе. Для достижения большей экологичности производители контролируют этот параметр и стараются свести его к минимуму. К примеру, количество серы в сибирской нефти составляет от 0,15%, Уралс — от 5 до 7%. Последние нормы ужесточаются и, к примеру, в Европе количество серы в ДТ не должно превышать 0,001%. Уменьшение этого параметра, как правило, ведет к ухудшению качества смазки. Для восстановления показателя добавляются специальные присадки, а это влияет на стоимость дизельного топлива.
  • Уровень чистоты (коэффициент фильтрации). Проверяется посредством пропускания ДТ через специальные фильтрующие элементы для определения количества примесей. Чем быстрей состав проходит, тем лучше. Ухудшение состава возможно при наличии следующих компонентов: вода (до 0,008%), ПАВ, смолистые соединения и твердые мелкодисперсионные смеси. При наличии в ДТ множества таких примесей ухудшаются параметры мощности, увеличивается потребление, и возрастает скорость износа основных элементов. 
  • Температура вспышки. Показывает, при скольки градусах Цельсия воспламеняется подготовленная дизельная смесь. От этого показателя зависит, будет ли полностью сгорать горючее. При заниженном / завышенном показателе некоторые компоненты будут сжигаться не полностью с последующим оседанием на стенках цилиндров и других элементах мотора.
  • Температура застывания. Показывает, в каком регионе можно использовать ДТ. Показатель зависит от состава дизтоплива. К примеру, легкофракционный дизель с небольшой плотностью и лучшей текучестью густеет при более низких температурах. Это приводит к большей экономичности и повышению мощности. Для изменения цены дизеля в него, как правило, добавляются депрессорные добавки для уменьшения температуры застывания.

Виды дизтоплива

Дизтопливо

Предлагаемое на заправках дизельное топливо условно делится на несколько видов — по возможности применения в разных температурных режимах. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Летнее

К этой группе относится ДТ, предназначенное для эксплуатации в теплое время года. Летний дизель застывает при -5 градусах Цельсия, воспламеняется при 62-х и имеет плотность, не превышающую 860 кг/куб. м.

Для получения используются методы смешения разных фракций. Применение дизеля с высокой температурой выкипания не рекомендуется, ведь это может быть чревато сбоями в работе мотора, увеличением количества дым на выхлопе и забиванием форсунок.

Зимнее

В отличие от рассмотренного выше типа ДТ, зимний вариант предназначен для использования в холодное время года. Это связано с более низкой температурой загустевания на уровне -35 градусов Цельсия. При этом параметр выкипания находится на уровне 180-340, а вспышки — 55 градусов Цельсия.
Такой вид ДТ можно получить путем добавления в летний вариант депрессорной добавки, уменьшающей температуру застывания.

На потребительском уровне в ДТ добавляется керосин в соотношении 1 к 5 без изменения эксплуатационных свойств. Применение качественного дизеля обеспечивает бесперебойность работы мотора. При этом цена зимнего дизеля выше.

Арктическое

В регионах с очень холодным климатом в дизельный двигатель заливается арктическое горючее. Его особенность состоит в сниженной температуре застывания, которая составляет -50 градусов Цельсия. Параметр вспышки / выкипания при этом составляет 25 или 180-320 градусов Целься соответственно.

По своей сути такой вид горючего представляет собой утяжеленный керосин. При этом чистое керосиновое топливо не справляется со смазкой и отличается небольшим цетановым числом (до 40). Для достижения требуемых характеристик в арктический тип горючего часто добавляются разные присадки и минеральную смазку.

Биодизель

Важно

Одним из альтернатив обычного ДТ является биодизельное топливо, которое изготавливается с применением биологических элементов.

Процесс изготовления подразумевает химическую реакцию между одним из видов масел (к примеру, соевого, коноплянового, горчичного, пальмового и т. д.) с «метилом». При этом процентное соотношение составляет 10 к 1, а рабочая температура должна быть в пределах 20-25 градусов Цельсия.

биодизель

В разных странах свои подходы к изготовлению биотоплива. К примеру, в Индии масло делается из ореховых ядер, в Великобритании из отработанного растительного масла или рапса. Популярность такого топлива обусловлено его безопасностью и возможностью применения без внесения изменений в силовой агрегат. Несмотря на возможность заливки без приготовления, лучше купить дизельное топливо и смешать его биодизелем перед добавлением в процентном отношении 4 к 1. 

Преимущества биодизельного горючего:

  • безотходное сжигание;
  • уменьшение выделения СО;
  • снижение копоти до 50%;
  • высокое качество смазки;
  • отсутствие вони;
  • высокая скорость разложения в земле;
  • безопасность с позиции температуры воспламенения (150 градусов Цельсия);
  • легкость организации производства даже в условиях фермерства;
  • увеличение цетанового числа при добавлении в ДТ и увеличение ресурса мотора.

Из недостатков только негативное воздействие на резиновые элементы и риск закупорки разных элементов двигателя. Также биодизель негативно воздействует на ЛКП автомобиля, поэтому в случае контакта жидкости с поверхностью машины ее необходимо сразу стереть.

Эмульгированное дизельное топливо

Особенность эмульгированного дизельного топлива состоит в добавлении в готовое ДТ воды и эмульгаторов в количестве 20% и 1% соответственно. Считается альтернативной дизтопливу, имеет мутновато белый оттенок, хранится в течение 3-месячного периода после приготовления.

Эмульгированное дизельное топливо

Технология наиболее востребована на территории Германии. Эмульгаторы необходимы для смешивания воды и ДТ с последующем образованием однородной смеси. Эмульсия действует, благодаря наличию ПАВ, которые уменьшают энергию и междуфазное поверхностное натяжения.

Включение воды в ДТ недопустимо для дизельных моторов, каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.

При этом сохраняется вероятность расслоения эмульсии, ухудшения качества смазки и образование сернистых соединений. Из плюсов — снижение температуры воспламенения, уменьшение дымности и объема выхлопа.Несмотря на это, эмульгированное ДТ пока не нашло широкого применения, но исследования ведутся в РФ и других странах. 

Солярка

солярка

Многие ошибочно считают, что дизтопливо и солярка— это синонимы. На практике это не так, ведь ДТ представляет собой смесь углеводородов, которые в дальнейшем очищаются с добавлением присадок. При этом итоговый параметр вязкости находится на уровне от 2 до 4,5 кв. мм/с. Солярка получается посредством перегонки нефти. Она может применяться в качестве горючего, но не для всех видов дизельных моторов.

У такого состав вязкость выше — от 5 до 9 кв. мм /с, а наличие высокого содержания серы является обязательным требованием. Как правило, такое горючее используется в тихоходных дизельных моторах с небольшим количеством оборотов. Чаще всего они устанавливаются на тракторы, корабли, тепловозы.

Заключение

Небольшой расход дизельного топлива, минимальный уровень токсичности, большой ресурс и высокий КПД делает «дизели» одним из наиболее популярных видов двигателей. Все это ведет к сохранению спроса на ДТ, необходимое для тракторов, грузовых машин, судов, ж/д и другой техники.

Главным «камнем преткновения» являются проблемы с экологичностью, что вынуждает многих производителей отказываться от дизельных моторов в пользу более безопасных силовых агрегатов. Но это больше касается легковых авто, а вот спецтехника, грузовики и другой упомянутый выше транспорт еще долго будут главными потребителями дизтоплива.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 1654
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 07-02-2022 / Обновлено: 07-02-2022
Поиск запроса "дизельное топливо: виды и характеристики" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Ксения Москва 08.02.2022

Очень интересная и полезная статья о дизельном топливе.Многое из прочитанного стало для меня открытием.Например я не знала,что бывает летнее,зимнее и арктическое ДТ, а так же не слышала про биодизель.Вообще задумываюсь о покупке авто на дизеле,ведь это еще и экономично.

0
0
Ответить
Вадим Павлоград 11.02.2022

В наше время дизельное топливо начинает устаревать. Большинство развитых стран переходят на газовые и электрические двигатели и через несколько десятилетий мало кто будет использовать дизели.

0
0
Ответить
Настя Ярославль 06.08.2023

Даже было интересно прочитать. Я думала что дизель только одного вида, а оказалось что тут ещё и виды есть. Иногда нужно читать такие статьи и развиваться и узнавать новое. Главное что тут все написано понятным языком. Спасибо автору за его работу. Было приятно читать. 

0
0
Ответить
Онисим 06.12.2024

Статья действительно полезная, особенно для тех, кто интересуется автомобильным топливом. Хотелось бы отметить, что процесс производства дизельного топлива напоминает сложный химический эксперимент, где каждая стадия важна для достижения конечного результата. Особенно впечатляет этап очистки, который позволяет добиться высокого уровня экологичности. Сравнивая с производством бензина, дизель проходит более жесткую фильтрацию и очистку от серы, что действительно улучшает его характеристики. Также заметил интересное упоминание о биодизеле, который, несмотря на свои преимущества в плане экологии, может негативно влиять на резиновые элементы двигателя. В этом аспекте биодизель напоминает ранние версии этанолового топлива, которое имело схожие проблемы. Однако, биодизель выглядит как достойная альтернатива, особенно для тех, кто заботится об экологии. Интересно было бы узнать больше о возможностях его использования и перспективах развития. В целом, статья помогла понять, почему дизельное топливо остается столь востребованным, несмотря на появление новых видов горючего. Особенно интересно было узнать о различных типах дизельного топлива, таких как зимнее и арктическое, которые адаптированы под экстремальные условия. Это действительно впечатляет и показывает, насколько далеко шагнула нефтеперерабатывающая промышленность в вопросе адаптации продуктов под разные нужды.

0
0
Ответить
Тейс 07.12.2024

Очень информативно! Хорошо объяснены различия между летним, зимним и арктическим дизелем. Это полезно знать, особенно для тех, кто часто ездит в разные климатические зоны. Понятно, почему зимний вариант стоит дороже — добавление присадок всегда увеличивает стоимость.

0
0
Ответить
Оливер 08.12.2024

Статья хорошо раскрывает тему биодизеля. Интересно, что в разных странах применяются свои технологии его производства. Это напоминает о том, как в Европе используют разные подходы к переработке отходов, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду. Приятно видеть, что и в топливной индустрии такие инициативы становятся актуальными.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: