Автотранспортное предприятие — цели и задачи

Автотранспортное предприятие — структура, осуществляющая перевозки пассажиров и / или грузов. Занимается хранением, ТО и ремонтом техники.

Имеет собственный штат водителей и иного персонала. Может быть собственностью ИП или юридических лиц. Ниже рассмотрим, что представляют собой такие структуры, и какие бывают виды. Отдельно приведем основные службы и их назначение.

Что такое автотранспортная отрасль

Важно

Рассматриваемая сфера является частью экономики. При этом она ориентирована на перевозку. Она решает комплекс задач. В их число входит изготовление и ТО, перевозка людей и грузов.

В структуру входят следующие элементы:

  • Автомобилестроение. Ориентируется на сборку машин, 2-колесного, пассажирского и грузового транспорта.
  • АТП. Занимаются транспортировкой, ТО и ремонтом техники.
  • СТО. Предоставляют услуги по ремонту и ТО машин.
  • АЗС. Занимаются реализацией бензина, газа или солярки для машин.

В состав автомобильной сферы входит логистическая составляющая. Ее целью является создание планов, складирование и перевозка товара. Кроме того, частью системы является транспортная инфраструктура. В нее входят терминалы, мосты, дорожные покрытия и т. д.

Автотранспортная отрасль активно работает с другими сферами. Это касается дорожного строительства и создания запчастей. В список стоит включить страхования и прочие направления. Правильное применение гарантирует безопасность перевозок и соблюдение правил.

Типы автотранспортных предприятий (АТП)

Автотранспортное предприятие

Автотранспортные предприятия делятся на ряд групп. В их число входят грузовые, пассажирские и иные АТП. Каждая имеет нюансы, на которых остановимся ниже.

Грузовые

Такие АТП условно делятся на следующие типы:

  1. Общие. Предусматривают доставку продуцкии. В их число входят продукты, мебель, стройматериалы. В парк входят самосвалы, тягачи и прочая техника. Такие предприятия работают с заказчиками разных видов.
  2. Специальные. К этой группе относятся АТП, которые ориентируются на доставку определенных грузов. К примеру,цельные или сыпучие изделия. Возможна доставкаскоропортящейся продукции в холодильниках. Есть предприятия, занимающиеся перевозкой опасных грузов.
  3. Международные. Подобные АТП занимаются доставкой разной продукции в другие страны. Их особенность — наличие на руках разрешений и сертификатов. Такие структуры предоставляют сервис высокого уровня и широкий спектр оборудования.
  4. Ведомственные. Решают задачи в пределах с/х, строительных или промышленных фирмы. Они обслуживают только нужды своей компании.
  5. Муниципальные. Выполняют задачи в пределах конкретного региона или населенного пункта. В таких АТП имеются мусоровозы, краны и т. д.

Пассажирские

Автотранспортное предприятие

Занимаются исключительно перевозкой людей. Для достижения целей задействуются микроавтобусы и другой пассажирский транспорт. Такие АТП бывают:

  1. Городские. Предусматривают применение троллейбусов и иного подобного транспорта. Машины ездят по расписанию и соблюдают маршрут.
  2. Междугородние. Возят людей между городами и селами. Имеют более высокий уровень сервиса. Как правило, работают на заказ или по расписанию.
  3. Пригородные. Осуществляют перевозки в границах определенного региона.
  4. Специальные. Занимаются доставкой сотрудников АТП, заводов, фабрик и прочих организаций.

В отдельную группу входят коммерческие и туристические автопредприятия. Первыми владеют компании или муниципалитет. Вторые ориентированы на перевозку туристов.

Грузопассажирские

Такие АТП являются нечто средним между пассажирскими и грузовыми. Это означает, что они ведут комбинированную деятельность.

У таких компаний в распоряжении имеется большой автопарк с разными видами транспорта. Они гибкие и ориентируются на разных клиентов. Грузопассажирские автопредприятия заниматься доставкой разных изделий и подвозом людей. Они экономичны и рентабельны.

Дорожно-строительные

В распоряжении таких компаний грузовой транспорт для дорожно-строительных работ. В функции АТП входит обеспечение бесперебойности доставки и дополнительных материалов. Сам транспорт представлен самосвалами, тягачами и битумовозами. Дополнительные машины — краны-манипуляторы, водовозы и иной транспорт.

В структуру входит транспортный участок и производственно-техническая база. Дополнительно есть диспетчерская и административный персонал. Организация работает по графику и часто занимается разными задачами. В их число входит доставка щебня, перевозка асфальта, подвоз аппаратуры и т. д.

Специальные

В отдельную категорию входят АТП специальной направленности. В их число входят:

  1. Коммунальные — мусоровозы, машины для полива и уборки снега.
  2. Скорая помощь — для перевозки пациентов и подвоза врачей.
  3. Военные — ориентированы на покрытие нужд армии.
  4. Пожарные — автоцистерны, автолестницы.

Такой транспорт ориентирован на решение узкоспециализированных задач.

Типы АТП по организации производственной деятельности

При рассмотрении автотранспортных предприятий важно учесть разницу в их структуре. Зачастую они имеют отличия в структуре, назначении и принципах работы.

Автобаза

Автотранспортное предприятие

Под этим термином скрываются АТП, которые ориентированы на использование, ТО и хранение машин. В их структуру входят следующие элементы:

  • гаражи;
  • стоянки;
  • админздания;
  • технические участки;
  • моечные станции;
  • АЗС.

В дополнение к обслуживанию и хранению здесь ведется под учет и контроль документации. Также специалисты создают графики, смотрят на расход горючего и пробег. Автобазы могут ориентироваться на решение какой-то одной задачи, к примеру, пассажирские перевозки.

Бывают многофункциональные АТП. Плюсы такой структуры в централизованном управлении, оперативности и меньших затратах.Простыми словами, автобаза предоставляет ряд услуг. Это касается размещения и организации в решении остальных задач: логистика, составление планов, ТО и т. д.

Автоколонна

Подобное АТП позиционируется как часть структуры. Здесь ведется работа по управлению, ТО и использовании машин. Вся задачи решаются на централизованному уровне. Возможна опция разделения по маршруту, региону или назначению.

Особенности автоколонны:

  • наличие разных типов транспорта, которые часто объединяются под одну категорию: грузовые, пассажирские и т. д.
  • собственные диспетчеры, которые регулируют работу предприятия;
  • наличие отдельных пунктов осмотра и хранения;
  • составление графиков с учетом маршрута движения;
  • закрепление водителя за определенной машиной.

В распоряжении автоколонн, как правило, имеются собственные здания и цеха для ремонта. У структуры имеется руководитель, который берет на себя контроль процессов. В качестве плюсов предприятий выделяется четкая иерархия и ориентация на разные виды перевозок. Кроме того, создание автоколонн упрощает учет, ТО и управление.

Автокомбинат

В состав входит сразу группа машин, а само АТП предоставляет комплекс услуг. В распоряжении структуры имеется огромный автопарк. В него могут входить грузовики, автобусы для перевозки пассажиров, специальный транспорт. Здесь же имеются структуры, занимающиеся ТО и ремонтом. Отдельные сотрудники обеспечивают подвоз материалов и топлива.

Автокомбинат, как правило, универсален. В его функции может входить организация всего процесса. Все начинается с создания плана и заканчивается ремонтом или даже списанием техники. Такой подход позволяет быстрее реагировать на изменения рынка.

Для повышения эффективности автокомбинаты работают в «упряжке» с промышленными, строительными и иными структурами. Плюсы автокомбината — централизованное управление и оптимизация затрат на ТО. Также стоит выделить высокую мощность и гибкость в распределении транспорта. 

Пассажирский автопарк

Автотранспортное предприятие

По названию ясно, что главное назначение состоит в доставке людей. Подобные АТП обеспечивают разные виды перевозок. Последние бывают городские, пригородные, междугородные. Также может проводиться работа касательно экскурсионных и таксомоторных перевозок.

В состав входят автобусы, спецтранспорт, такси. Организация работы предусматривает оформление маршрута и поездки по расписанию. Важные моменты в работе — регулярность, безопасность и пунктуальность. Дополнительно внедряются службы контроля и управления.

На территории таких предприятий проводится ТО и ремонт. По мере необходимости руководство обновляет парк машин и ориентируется на экологичность. В список персонала пассажирских АТП входят водители, диспетчеры и механики. Также в состав включаются специалисты по планированию маршрутов. 

Основные службы в структуре АТП

Автотранспортные предприятия, как правило, имеют сложную структуру. В их состав входит ряд служб, отвечающих за эксплуатацию, техническую часть и ТО. Рассмотрим каждую из составляющих подробно.

Эксплуатационная

Несет ответственность за организацию и использование состава. Гарантирует выполнение перевозок с учетом требований заказчиков. Имеет ряд функций, среди которых:

  • создание и утверждение графиков движения;
  • определение оптимальных маршрутов перемещения;
  • обеспечение своевременного выезда техники;
  • контроль состояния машини авторемонт;
  • обеспечения правильного взаимодействия между водителем и сменой;
  • рациональное применение транспорта и снижение риска простоев;
  • работа с персоналом с позиции распределения заданий, организации инструкций по ТБ, ведения документов и т. д;
  • сбор и анализ информации о проведенных перевозках;
  • формирование предложений по оптимизации процессов в плане эксплуатации;
  • сотрудничество с другими службами;
  • согласование с диспетчерами и т. д.

Задача службы в создании бесперебойной и продуманной работы АТП. Это снижает простой и риск ДТП.

Техническая

В функции службы входит проведение ТО, проверка транспорта на факт готовности к эксплуатации. Отдельное внимание уделяется безопасности для персонала. 

Автотранспортное предприятие

Задачи:

  • периодическое проведение ТО;
  • поиск и устранение поломок;
  • контроль межремонтных интервалов;
  • замена узлов и агрегатов;
  • проверка состояния тормозов, рулевой и иных систем;
  • учет и хранение деталей и ГСМ;
  • планирование применения машин и людей;
  • применение компьютерного ПО и программ для диагностики;
  • переход на технику с большей экономичностью.
  • В структуру входят инженеры, электрики и слесари. Также в штате имеются диагносты, операторы, техники и мастера.

Обслуживающая

Функции данной структуры предусматривают контроль исправности и готовности машин к работе. В ее задачи входит поддержание транспорт в исправном состоянии и проведении ТО. Специалисты контролируют рабочие параметры, готовят машины к разным сезонам. Ведется работа по учету деталей и контролю уровня экологичности.

Автотранспортное предприятие

В структуру входят:

  • посты ТО для текущего ремонта;
  • шиномонтажные мастерские для замены и обслуживания колес;
  • слесарно-механические участки для ремонта и восстановления деталей;
  • склад расходников и запчастей;
  • диагностический пост для проверки электрики и тормозов.

В список персонала входят слесари, электрики и инженеры. Также частью службы являются кладовщики, операторы контроля и другие. Правильная работа дает безопасность и гарантии отсутствия простоев.

Итог

Автотранспортные предприятия имеют продуманную структуру. При правильной организации они мобильны и универсальны. АТП быстро адаптируются к ситуации.В их структуру входят многие службы. Каждая из них решает определенные задачи. При этом от правильности взаимодействия зависит работа предприятия и прибыль.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 40
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 01-01-1970 / Обновлено: 27-06-2025
Поиск запроса "автотранспортное предприятие — цели и задачи" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: