Бронетранспортер БТР-60
БТР-60 – это уникальная в своем роде модель военной техники, созданная в Советском Союзе в конце 50 годов 20 века. Она была призвана заменить морально устаревший БТР-152, находившийся по тем временам на вооружении всех советских мотострелковых подразделений.
Оглавление
Машина разительно отличается от своего предшественника: она не только характеризуется повышенной проходимостью, но даже умеет плавать. О том, что представляет собой эта армейская легенда, поговорим в нашем сегодняшнем разговоре.
История создания
Над созданием бронетранспортера БТР-60 трудились конструкторы Горьковского автозавода. Выполнять поставленную перед ними задачу государственной важности специалисты начали в 1956 году. Работа велась под руководством В. Дедкова. Группа инженеров спустя год научных изысканий и вычислений представила первый прототип обновленного транспортера, оснащенного карбюраторным ГАЗ-40П мощностью в 90 лошадиных сил.
Машина была направлена на испытания, и в результате выяснилось, что 90 «лошадок» маловато для обеспечения требуемой проходимости. Ошибку попытались исправить путем замены указанного мотора более мощным ЯАЗ-206Б, который показывал 205 лошадиных сил, но агрегат оказался слишком тяжелым. Для достижения необходимой мощности было принято решение о размещении в моторном отсеке двух силовых установок 40П.
ВажноЧтобы обеспечить БТР столь необходимую для него проходимость, а также гарантировать стабильную работу мостов, конструкторы создали уникальную по тем временам трансмиссию. Далее прошел еще целый ряд испытаний, и в итоге под конец 1959 года высокой комиссии был продемонстрирован готовый финальный вариант бронетранспортера.
Машина получилась надежной, мощной, простой с конструктивной точки зрения и при этом доступной в финансовом плане. Она оставила далеко позади многих конкурентов и одержала победу во всесоюзном конкурсе на создание универсального БТР для армии СССР.
Стоит отметить, что изначально приемная комиссия с определенной долей скептицизма отнеслась к идее использования двух моторов, тогда как военные восприняли такое решение с огромным воодушевлением. Они понимали, что, если откажет один мотор, до места ремонта транспортер доедет на втором, развив при этом транспортную скорость по шоссе до 60 км/час. На вооружение модель была принята осенью 1959 года.
Как бы удивительно это ни звучало, но такая техника продолжает совершенствоваться даже в наши дни. Вначале машины выпускались на Заводе колесных тягачей г. Курган, затем производство перенесли на горьковский автозавод. Модель собирали даже в Румынии – страна получила лицензию в соответствии с требованиями советского законодательства.
До начала 70 годов прошлого века она была основным транспортером повышенной проходимости в армии СССР, но в середине 70 – начале 80 годов ей на смену частично пришли последующие модели – 70 и 80 соответственно.
БТР-60 принимал участие во многих военных операциях, включая Афганскую войну, продавался на экспорт. По состоянию на 2015 год, не смотря на преклонный возраст, он числился на вооружении около полусотни стран мира.
Описание бронетранспортера БТР-60, технические характеристики
БТР называют уникальным в силу многих причин, в частности, потому, что он оказался первым в истории бронетранспортером-четырехосником с колесной формулой 8х8. Особенностью советской машины были не только все 8 ведущих колес, но и нехарактерная для подобной техники компоновка, когда спереди находились элементы управления, посередине – десантное отделение, а на корме – МТО.
Модель способна преодолевать неглубокие водные преграды, перевозя «на борту» до 10 человек. Что касается экипажа, то, независимо от модификации, он состоял из 2 человек – водителя (он же механик) и командира.
Описывая технические характеристики транспортера, необходимо упомянуть следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Вес, т | 10 |
Габариты (ДхШхВ), м | 7,5 х 2,8 х 2,3 |
Количество мест в корпусе в зависимости от модификации | от 8 до 12 |
Толщина брони, мм | 5 - 9 |
Скорость движения по шоссейной дороге, км/ч | 80 |
Скорость движения вплавь, км/ч | 15 |
Запас хода на одной заправке, км | 500 |
Бронекорпус и рама
Бронированный корпус модели (забегая немного вперед, отметим, что броня на БТР-60 была слабой) выполнен из листов толщиной в 5-9 мм. Листы изготовлены из гомогенной стали, они расположены и в основе корпуса. Противопульное бронирование было условным, хотя большая часть бронелистов располагалась под хорошим углом наклона. Несущий корпус в нижней части характеризуется обтекаемой формой для удобства передвижения по воде.
Корпус открытый, для защиты экипажа от непогоды использовали брезентовый тент, который входил в базовую оснастку. Днище плоское, что способствовало повышенной проходимости и обеспечивало плавучесть. В конструкции присутствовал складываемый волноотражатель.
Для размещения личного состава внутри кузова устанавливались деревянные скамейки, вход/выход осуществлялся через откидывающиеся двери, размещенные в верхней части бортов. Также высадку солдат можно было производить через прямоугольные люки в крыше, но они появились в более поздних модификациях, в частности, в БТР-60ПА. Позже два указанных люка в версии
БТР-60ПБ (получившей, к слову, полностью закрытый кузов) дополнились еще двумя боковыми люками, однако они вызвали бурю критики военных. Дело в том, что покидать кузов машины через высокие борта, расположенные на расстоянии около 2 м от уровня земли, было не только неудобно, но и опасно.
Часто десантироваться доводилось под шквальным огнем противника. Для раненых бойцов ситуация была еще более сложной, поэтому в модификации БТР-60ПБ конструкторы частично решили проблему, разместив вместо верхних люков бортовые.
Башня и вооружение
Транспортер оборудовали конусной башней усеченной формы, изготовленной по аналогии с корпусом (материалы были идентичными). Для монтажа вооружения БТР-60 и прицельной системы предусмотрены амбразуры в количестве трех штук. Внутри башни располагается стрелок, который руководит стрельбой. Конструкция вращается благодаря винтовому механизму. Солдаты могут вести огонь из личного стрелкового оружия, прицеливаясь через лючки и люки.
Система вооружения базовой модели включает пулеметы СГБМ (3 шт.), один из которых находится в передней части кузова, а два других – по бокам (на бортах). В последующих модификациях вместо СГБМ использовали пулеметы ПКБ с аналогичными характеристиками. В качестве дополнительного оружия использовались РПГ-7, АК-47 и Ф-1.
В модификации БТР-60 ПБ спереди монтировалась установка, представляющая собой сочетание ПКТ и КПВТ. Наведение (вертикальное и горизонтальное) осуществлялось с помощью винтовых механизмов.
Прицеливание происходило посредством оптического перископического прицела. ПКТ позволяли поражать живую силу противника (максимальная дальность стрельбы составляла 1,5 км), а с помощью КПВТ из строя выводилась небронированная и легко бронированная техника (дальность выстрела – до 2 км).
Двигатель
Как уже говорилось выше, на БТР-60 устанавливали два 6-цилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ 40П, представляющих собой спаренный карбюраторный агрегат итоговой мощностью в 180 лошадиных сил.
Работал мотор на бензине, емкость двух изолированных топливных баков составляла 290 л. (общая вместимость). Двигатели дополнительно выполняли функции лебедки, а также водометного движителя при необходимости.
КПП и ходовая
Конструкция трансмиссии разрабатывалась с оглядкой на то, чтобы в случае ЧП машина могла двигаться только на одном моторе. В состав узла входит 4-скоростная механическая коробка передач (по воде транспортер двигается благодаря коробке отбора мощности), сухое однодисковое сцепление с гидравлическим приводом, раздаточная коробка с понижающей ступенью. Также в трансмиссии присутствует 4 колесных редуктора и карданные валы, выполняющие функции связующего звена.
Интересным решением стало включение в конструкцию 2 главных передач самоблокирующихся кулачковых дифференциалов. Точно такая же технология сегодня используется на автомобилях УАЗ.
Что касается ходовой, то благодаря новому шасси машина с легкостью преодолевает траншеи и рвы глубиной до 2 м. Колесная компоновка – 8х8, все колеса ведущие. 4 моста равномерно распределены на базе. Специальные шины (односкатные) устойчивы перед пулевым попаданием, давление в них можно регулировать дистанционно.
Колеса фиксируются на рычагах (2 шт.), закрепленных на кузове посредством шарнирного соединения. У первого, второго и четвертого рычагов предусмотрены по два гидроамортизатора. Даже если транспортер лишится двух колес, он все равно сможет двигаться.
Модификации и выполняемые ими боевые задачи
Базовой версией машины является БТР-60. Практически сразу после ее постановки на вооружение вышла первая модификация - БТР-60ПА, главным отличием которой стало наличие крыши, а также 12 посадочных мест для личного состава «на борту». Она выпускалась на горьковском автозаводе в период с 1963 до 1966 года.
Причиной, подтолкнувшей конструкторов к созданию первой модификации 60 модели БТР, стало изменение подхода к ведению боевых действий. Дело в том, что из-за возросшего риска применения противником тактического ядерного оружия стрелки, находившиеся в открытом корпусе, не могли выполнять боевые задачи.
Однако наиболее массовой модификацией стал БТР-60ПБ, получивший не только закрытый корпус, но и бронированную башню, а также мощный пулемет. Он стал самым удачным представителем линейки, ведь справлялся не только с транспортировкой личного состава, но и мог оказать пехоте серьезную огневую поддержку.
Правда, совершенствование системы вооружения заставило конструкторов вновь уменьшить количество мест «на борту» - их осталось всего 8. Еще одной особенностью данной модификации стал абсолютно герметичный корпус и фильтро-вентиляционная установка, надежно защищающая военных от поражающих факторов.
В башне БТР-60ПБ устанавливался крупнокалиберный КПВТ калибра 14,5 мм, который был спарен с пулеметом ПК на 7,62-мм. Это позволяло транспортеру поражать цели на расстоянии до 2 км, нанося непоправимый урон небронированной и легкобронированной технике, а также живой силе противника, включая скрывающуюся за легкими укрытиями.
Передвижение по воде
Для наделения машины возможностью перемещаться по воде на ней установили водометный движитель, работающий по принципу водовода. Он оборудован 4-лопастным винтом, приводимым в движение от силовых агрегатов и находящимся под ними. Перед входным отверстием вмонтирована решетка, за ними расположена заслонка с броней.
Для маневрирования на воде предусмотрено два руля, сблокированных с поворотами колес. Задним ходом машина двигается, когда блокируется выходное отверстие, вода при этом направляется в боковые. Если вдруг на воде выйдет из строя водомет, функции ускорителей начинают выполнять колеса, разгоняющие транспортер до скорости 4 км/час.
Государства, в армиях которых БТР-60 стоял на вооружении
Модель, ставшая темой нашей беседы, находится на вооружении огромного количества мировых государств. Само собой разумеется, что она присутствовала на балансе армии СССР, а после его распада «по наследству» перешла вооруженным силам РФ, Украины и Беларуси.
Также машина поставлялась в Иран и на Кубу. Она до сих пор используется в Азербайджане, Армении, Алжире, Болгарии, Вьетнаме, Гвинее, КНДР, Турции и в ряде других государств, количество которых исчисляется десятками.
Заключение
БТР-60 и три его модификации – это воистину легендарные машины, которые до сих пор пользуются высоким спросом на всех континентах. За годы серийного производства было выпущено 10-25 тыс. единиц в зависимости от модификации. Многие транспортеры активно используются и по сей день, выполняя боевых задачи в различных уголках земного шара.
- БТР Бушмастер
- Правила покупки подержанной военной техники
- Бронетранспортер БТР-60
- Бронетранспортер БТР-40
- БТР-70: технические характеристики
То, что это легендарная техника знают наверняка все. Технические характеристики такие, как простота в обслуживании, мощность и надежность, просто впечатляют. Бронированный и обтекаемый корпус для передвижения в воде. Три пулемета, оставляющие мало шансов неприятелю. Отличная советская техника!
Я в армии на таком служил, ездил два года. Они только поступили в ВС РФ. Настоящий зверь. Мощный, отличная проходимость даже по чернозему. Правда "есть" гоючку в огромных количествах. Плавает. скорость по хорошей дороге больше 80 км в час. Был командиром такой машины.
Хороший бронетранспортёр по проходимости и по боевой мощи, плюс броня нормальная. Для тех времён наверное ему и равных не было, хотя сейчас морально устарел. На данный момент конечно появились модернизированные модели, которые по всём показателям лучше, но СССР умел делать боевую технику, которая давала фору западным образцам.