Городской автобус Волжанин-5270
Волжанин-5270 — российский городской автобус, выпускаемый в период с 1997-го по 2012 годы. Это первая отечественная разработка завода, который ранее выпускал Лиаз-5256. Ниже рассмотрим, что это за транспорт, в чем его особенности, и какие преимущества он имел в сравнении с конкурентами.
Оглавление
Назначение и общее описание городского автобуса Волжанин-5270
История производства началась еще в 1993-м, когда в г. Волжском запустили выпуск Лиаз-5256. К 1995-му запущено создание автобуса собственного производства под названием «Волжанин». При этом разработчики сразу ориентировались на перевозку пассажиров между городами.
Первая версия оказалась неудачной, из-за чего проект был временно «заморожен», но уже в 1997-м появились модели с оптимизированным кузовом и индивидуальным оформлением «фасада» транспорта. В этом же году техника была представлена на автосалоне в Москве, а сам транспорт комплектовался мотором МАН.
В 1998-м завод-изготовитель прекратил выпуск старых автобусов Лиаз и полностью переключился на новую технику. Разработчики внесли небольшие изменения во внешность, а в 2004-м провели рестайлинг для повышения уровня комфорта и улучшения технической составляющей. Главным отличием стало появление круглых фар, которые поменяли прямоугольные конструкции.
ВажноС 2000-го в качестве шасси применялся Камаз-5297. При изготовлении каркаса стали использовать качественную корабельную сталь, отличающуюся большей стойкостью к коррозии. Дополнительно устанавливались панели из оцинковки. В 2005-м был выпущен автобус Волжанин-5270 «СитиРитм», разработанный на базе модификаций 6270 и 5270.
Главная сфера применения рассматриваемой модели — городские перевозки, что обусловлено неплохой вместительностью и средним уровнем комфорта. Автобус активно использовался на маршрутах Москвы, Волгограда, Санкт-Петербурга, Казани и других городов.
Экстерьер и интерьер автобуса
Внешний вид представляет собой классический дизайн, характерный для городских автобусов того времени. Передняя часть автобуса скруглена, имеет большую радиаторную решетку и фары прямоугольной формы. Боковые части отличаются гладкой поверхностью с небольшими окнами и воздухозаборниками. Задняя секция также имеет скругленную форму с вертикальными фонарями.
Спереди Волжанин-5270 скруглен. В центре находится большая радиаторная решетка, разделенная на две части вертикальной перегородкой. По бокам расположены фары прямоугольной формы.
Боковые стороны автобуса имеют гладкие поверхности. В верхней части расположены окна, разделенные вертикальными стойками. Внизу расположены воздухозаборники, обеспечивающие вентиляцию двигателя.На дверях находятся информационные табличкис названием маршрута и номером.
Автобусы Волжанин-5270, как правило, окрашивались в белый, синий или зеленый цвет. На переднюю часть автобуса наносилась синяя полоса с надписью «Волжанин». В 2004-м началось производство автобусов Волжанин-5270 с обновленным дизайном. Передняя часть получила новые фары, радиаторную решетку и бампер. Боковые стороны автобуса стали более обтекаемыми. Задняя часть также была немного изменена.
Сиденья в салоне расположены по схеме2+3, с проходом посередине. Они обтянуты тканью и имеют сравнительно удобные спинки. В салоне также имеются поручни для пассажиров, багажные полки, система вентиляции и кондиционирования, аварийное оборудование.
В 2004-м началось производство автобусов Волжанин-5270 с обновленным интерьером. В пассажирском отделении были установлены новые сидения с улучшенными спинками. Также внесены правки в багажные полки и систему вентиляции. В целом, оформление оставалось неизменным на протяжении всего периода производства.
Дополнительные особенности интерьера:
- тонированные и закаленные стекла;
- наличие неплохой шумоизоляции, которая комплектуется отопительными системами;
- поручни и ремни безопасности для защиты стоячих пользователей;
- три распашные двери, которые управляются одной кнопкой с приборной панели водителя;
- наличие места для инвалидных колясок.
Пассажировместимость и комфорт для пассажиров
Вместительность автобуса Волжанин-5270 составляет до 100-120 человек. Это достаточно для городского автобуса. В салоне расположены 24-36 сидячих мест.Поручни установлены вдоль салона на уровне багажных полок и над сиденьями. Изготовлены из металла и покрыты пластиком. Багажные полки находятся над сиденьями. Также металлические с пластиковым покрытием. На полках можно разместить ручную кладь.
Система вентиляции и кондиционирования обеспечивает комфортную температуру и чистоту воздуха в салоне. Состоит из вентиляторов, кондиционера и воздуховодов. Аварийное оборудование включает в себя огнетушитель, молоток и аптечку. Огнетушитель расположен в кабине водителя, а остальные элементы сзади.
Технические характеристики Волжанина
При рассмотрении городского транспорта стоит выделить следующие технические характеристики Волжанин-5270:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Класс автобуса | большой |
Размеры (ДхШхВ), м | 11.805х2.5х3.04 |
Тип горючего | дизель |
Снаряженный / максимальный вес, т | 11.5 / 18.5 |
Колесная формула | 4х2 |
Колесная база, м | 5,84 |
Двигатель | 7.146-литровый, 285 лошадиных сил, Deutz BF6M1013 |
Расход топлива, л / 100 км | 30-32 |
Варианты двигателя
Автобус комплектовался различными двигателями, в том числе:
- MAN D2566 LOH — 6.9 л, 230 л. с;
- ЯМЗ-236 — 11.15 литра, 230 л. с;
- Caterpillar C9 — 8,8 л, 240 л. с.
- Deutz BF6M1013C — 6.9 л и 7.146 л, 230 и 285 л. с;
- Cummins 6ISBe 270B — 6.7 л, 270 л. с.
Все моторы рядные, имеют 6 цилиндров и работают на дизельном топливе. Чаще всего устанавливался мотор Deutz BF6M1013C, отличающийся увеличенным 7.146-литровым объемом. Он имеет класс экологичности Евро-3 и развивает 285 лошадиных сил. Как и другие ДВС, находится в задней части автобуса, и служит около 1 млн километров.
В паре с рассмотренными выше моторами работала АКПП или МКПП ZF на шесть ступеней. В качестве главной передачи использовалась венгерская RABA с главным маховиком и планетарными редукторами колес.
Подвеска и ходовая Волжанин-5270
Передняя подвеска Волжанин-5270 состоит из двух поперечных рычагов, пары телескопических амортизаторов и стабилизатора.Первые изготовлены из стали и крепятся к раме через сайлентблоки. Телескопические амортизаторы установлены на продольных рычагах и гарантируют гашение колебаний. Стабилизатор смонтированмежду передними колесами и уменьшает раскачивание кузова при движении по неровной дороге.
Задняя подвеска состоит из двух продольных рычагов, такого же количества телескопических амортизаторов и стабилизатора. Продольные рычаги сделаны из стали и крепятся к рамной части через сайлентблоки. Стабилизаторы и амортизаторы выполняют функции, которые описаны выше.
Тормозная система Волжанин-5270 состоит из гидравлического привода и 2-контурной системы. Механизмы передних и задних колес барабанные. Иногда на передних колесах установлены дисковые тормоза.
Гидропривод тормозной системы состоит из 2-х главных тормозных, пары рабочих цилиндров и магистралей. 2-контурная система обеспечивает безопасность пассажиров. В случае отказа одного элемента второй будет продолжать обеспечивать торможение автобуса.
Рулевое управление реечное с гидроусилителем. Механизм расположен спереди автобуса и соединяется с колесами рулевой колонкой. Гидроусилитель облегчает поворот руля и обеспечивает безопасность пассажиров.
Шасси автобуса выполнено из стали и состоит из рамы, подвески, тормозной системы и рулевого управления. Рама сварная, сформирована из двух продольных лонжеронов и поперечных балок. Такая конструкция надежная и долговечная. Она обеспечивает автобусу хорошую управляемость, устойчивость и безопасность пассажиров.
Рабочее место водителя
Кресло водителя Волжанин-5270 регулируется по высоте, углу наклона спинки и расстоянию от руля. Оно имеет подголовник, ремни безопасности и подлокотники. Такая компоновка обеспечивает комфорт и безопасность. Регулировка позволяет водителю настроить его под индивидуальные параметры, что снижает нагрузку на спину и шею.
Подголовник защищает голову от травм в случае удара сзади. Ремни безопасности удерживают водителя на месте при столкновении. Подлокотники обеспечивают дополнительную поддержку для рук.
Приборка выполнена в виде двух круглых циферблатов, отображающих скорость и обороты двигателя. Также на ней расположены контрольные лампы, отображающие состояние основных систем автобуса.
Приборная панель дает информацию о состоянии транспортного средства. Главные циферблаты показывают текущую скорость и частоту вращения коленчатого вала двигателя. Контрольные лампы сигнализируют о неисправностях в основных системах.
Волжанин-5270 оборудован следующими системами: отопления и вентиляции, кондиционирования, звуковой сигнализации и безопасности. Последняя включает в себя ремни, подушки и ABS. Первые удерживают водителя на месте в случае столкновения. Airbag защищают от травм при столкновении, а ABS предотвращает блокировку колес при торможении, что улучшает управляемость автобуса.
Для управления предусмотрен руль, педали (тормоз, газ, сцепление), ручка переключения скоростей, кнопки управления системами и другие опции. В зависимости от модификации техническая начинка может меняться.
Заключение
Рассматриваемая модель была популярна в России в 1990-х и 2000-х годах. Она отличалась надежностью, комфортом и доступной ценой. Но некоторые пассажиры жаловались на шумность при движении по неровной дороге, низкий уровень комфорта и отсутствие туалета в салоне. При этом технические характеристики Волжанина-5270 выгодно выделяли технику среди конкурентов.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Городской автобус Волжанин Ситиритм 12
- Городской автобус Волжанин-5270
Очень интересная статья . Ежедневно езжу на таких автобусах))) Теперь ещё буду знать и его характеристики
Удобный, просто замечательный автобус. Едешь с комфортом, наслаждаешься прекрасными видами. Самый безопасный транспорт)
Еще лет 5 назад иногда видела такие автобусы на дорогах Москвы, сейчас они вроде бы, пропали. В целом, комфортные автобусы, хотя сиденья довольно жесткие. Но что мне нравилось - в них совсем не пахло бензином, в отличии от автобусов более старого образца по типу так называемых "буханок".
Сам я живу в Москве. И у нас на некоторых маршрутах до сих пор иногда такие автобусы встретить можно. Раньше их вообще было полно, но в последние годы их начали заменять на электробусы. При этом, если говорить об уровне комфорта, то особой разницы, по сути, и нет.
На мой взгляд, Волжанин-5270, несмотря на свою неоднозначную репутацию, остается важной вехой в истории российского автобусостроения. Его разработка и производство в 1990-х годах стали значительным шагом вперед для отечественного автопрома. Интересно, что этот автобус использовал шасси от КамАЗ-5297 и качественную корабельную сталь для каркаса, что явно выделяло его на фоне других моделей того времени. Это решение можно сравнить с подходом иностранных производителей, таких как Mercedes и Volvo, которые также ориентировались на долговечность и качество материалов. Волжанин-5270 оснащался двигателями от таких известных брендов, как MAN и Deutz, что давало ему преимущество в плане мощности и надежности. Однако следует признать, что уровень комфорта оставлял желать лучшего, особенно по сравнению с западными аналогами. Возможно, именно это стало одной из причин, почему модель не закрепилась на рынке надолго. Но, несмотря на все недостатки, Волжанин-5270 был и остается важной частью истории российских городских перевозок, и его вклад в развитие отечественного транспорта невозможно недооценить.
Читая о Волжанине-5270, невольно вспоминаешь старые добрые времена. Да, он не был эталоном комфорта, как современные модели, но все же являлся важной частью городских перевозок в России. Особенно интересно, что он использовал шасси КамАЗ, что было довольно нетипично. Хотя на фоне сегодняшних автобусов он, конечно, проигрывает.
Волжанин-5270 — это своеобразная машина времени, переносящая нас в эпоху 90-х годов. Его дизайн и технические решения, такие как использование двигателей Deutz и MAN, показывают, что российский автопром стремился к конкуренции с западными коллегами. Однако, если сравнить его с, например, немецкими автобусами тех лет, то уровень комфорта явно отставал.