Что нужно знать о хищении грузов на дороге?
Хищения грузов за год оцениваются несколькими миллиардами рублей. Правоохранительными органами отмечено, что в месяц поступает около двухсот заявлений. На практике встречаются не только «классические» мошеннические схемы, но и весьма специфичные с элементами каскадерства.
Хищения при грузоперевозках: особенности
Статистика, обнародованная страховыми фирмами, показывает, что наиболее частыми страховыми случаями являются хищения товарно-материальных ценностей непосредственно при транспортировке. Нередко кража сопровождается угоном автотранспорта.
Автотранспорт относится к самому незащищенному средству передвижения. Это связано с частыми остановками (отдых водителей, заправка и т.д.); экономией средств собственником автотранспорта на приобретение технических защитных средств, посредством которых усложняется или полностью исключается доступ к транспортируемому содержимому и кабине водительского экипажа.
Особый интерес злоумышленники проявляются к высоколиквидным товарам (электронике, медицинской продукции, особенно препараты с наркотическими веществами в составе; парфюмерии и косметике; замороженному мясу; черным и цветным металлам; бытовой технике; зерновым).
Наибольшее количество хищений приходится на дальние и среднедальние грузоперевозки, предполагающие перегрузку содержимого. Риски кражи возрастают при отсутствии пломб.
Мошенники выходят на «охоту» в потемках. Наибольшему риску подвергаются автопоезда, оставляемые на неохраняемых парковках. В таких ситуациях, нередко происходят кражи всего содержимого. Мошенниками попросту перегружается товар на свой автомобиль. Чтобы избежать проблем с водителем, ему добавляют снотворное или клофелин.
Тентованные кузова – самый уязвимый тип
Тентованные кузова привлекают повышенное внимание злоумышленников и выступают легкой добычей для них. Машины с такими кузовами вскрываются на ходу. Тент является натянутой тканью, которую не представляет сложным разрезать. Стоит отметить, что неважно, насколько внимательным будет водитель, воры орудуют весьма умело. Нападения приходятся на темное время суток. Злоумышленники отдают предпочтение опасным участкам дорог, когда водителем снижается скорость движения и у воров будет минимальный риск при приближении к транспортному средству.
При необходимости обезопасить себя и транспортируемое содержимое водителю следует настороженно относиться к преследующим автомобилям, имеющим самодельные люки на крыше.
Обнаружив нарушение целостности тента при движении, водителю стоит связаться с правоохранительными органами. При этом, чем раньше он обратится, тем выше шанс найти воров по горячим следам. Предоставив план маршрута грузоперевозки, поиск грузов также будет эффективнее.
Следующей распространенной схемой кражи транспортируемых товарно-материальных ценностей, является хищение «маскарад». В данном случае грабители маскируются под сотрудников правоохранительных органов. Встреча с такими лицами представляет повышенную опасность, не только перевозимому товару, но и жизни водителей.
Не уступает по количеству обращений и ситуации с угоном транспортных средств вместе с содержимым. Некоторые автопоезда находятся с порожними кузовами.
Отдельным пунктом стоит отметить хищения самими водителями. Не каждое предприятие тщательно проверяет своих сотрудников, в связи с этим, риски попасть на водителя-вора достаточно велики. Такой работник может длительное время не обнаруживаться. Например, при транспортировании стройматериала его выгружают сразу на участок, не проверяя и не пересчитывая массу, количество. Недобросовестным работником может «сливаться» горючее, не смотря на использование «умных технологий» работодателем.
Когда вина за похищенный груз возлагается на грузоперевозчика?
Существуют случаи, когда грузоперевозчик не несет ответственности при хищении транспортируемых товарно-материальных ценностей. Это касается ситуаций, когда грузы утрачены при особых рисках при следующих обстоятельствах:
- для перемещения использовались безтентовые открытые автотранспортные средства, и данный факт был оговорен и согласован между участниками договора;
- товарно-материальные ценности принятые к перемещению не были упакованы, или упаковка имела дефекты;
- товар перегружался, укладывался, грузился или разгружался непосредственно отправителями, а получателями выступали лица, имеющие интерес этой стороны;
- при недостаточной или неудовлетворительной нумерации и маркировке грузомест.
Если перевозчиком не признана вина, ему не миновать перечисления обстоятельств и доказательства причинно-следственных связей между событиями.
В случае, когда при предварительном расследовании установлен факт кражи злоумышленниками, перевозчики освобождаются от ответственности. Однако, исполнитель должен доказать, что он предпринимал все меры, чтобы предупредить утрату и кражу. Окончательный вердикт будет вынесен после выяснения уровня безопасности места, где была парковка; целесообразность остановки; прохождение инструктажа водителем.
В иных ситуациях виновным признается исполнитель, который и будет нести всю ответственность за причиненный ущерб клиенту.
- Какой груз самый оптимальный по цене/качеству/вместительности?
- Какими перевозчиками отправляете груз?
- Загрузки грузов
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Обязательное страхование опасных грузов
- Что нужно знать о хищении грузов на дороге?
Вывод, к которому приводит прочтение статьи, однозначен. Страховка. И только страховка всех рисков при грузоперевозке. Заключение страховых договоров с солидными и надежными страховыми компаниями. Да, снижается рентабельность перевозки, но появляется спокойствие, которое дороже любых денег.
Добрый день! Очень часто сталкиваюсь перевозками грузов между городами. Ваша статья была очень полезной, вы правы самые не безопасные тентованные машины. И теперь я знаю как инструктировать водителей и обезопасить себя. Спасибо за информативную статью!
К сожалению, часто слышу о подобных случаях дальнобойщикам не мешало бы почитать эту статью. Так хоть как-то можно себя обезопасить. По поводу тента согласна - это практически открытые двери для воров. Нужно железные ставить с замком. Ну, и стараться ночевать не по одиночке.