«Cовтрансавто»: больше полувека грузоперевозок
ЗАО «Совтрансавто» по состоянию на сегодняшний день представляет собой группу компаний, объединившую под своим началом несколько предприятий, транспортных фирм и организаций различной направленности, так или иначе связанных с логистикой и предоставлением транспортных услуг. Все они работают как в России, так и за ее пределами, в частности, на территории нескольких государств постсоветского пространства.
Оглавление
О многолетней истории данной ГК, а также о ее стратегически важном значении - сначала для Союза, а сейчас и для Российской Федерации, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
История компании
ОАО «Совтрансавто-Москва» - это старейшее на просторах нашей страны транспортное предприятие. Отсчет его истории ведется с победного 1945 года – тогда по приказу «Глававтотранса» НКАТ РСФСР в городе Люблино Московской области была создана первая в истории Советского Союза автоколонна, которая по документам значилась под номером 34.
Ее главой стал Г. Сидоров, под умелым руководством которого новообразованная организация стала расти и развиваться. В 1955 году колонна «переселилась» в Кунцево, через 3 года она вновь переехала в пос. Рабочий и сменила название на «Кунцевскую автоколонну №2».
ВажноПо мнению многих экспертов, именно эти события можно с полной уверенностью назвать началом существования одного из старейших предприятий, занимающихся автомобильными перевозками в СССР.
Однако по материалам свободной энциклопедии, датой основания «Совтрансавто» считается сентябрь 1963 года. Тогда официально учредили Кунцевское автохозяйство и тогда же открыли его ленинградское отделение. А еще в этом году был совершен первый в истории Союза международный рейс.
Советские грузовики в составе автоколонны отправились в Западную Европу, тем самым проложив новый путь отечественному грузовому транспорту. Имеется в виду рейс в Варшаву, когда автопоезда под управлением опытных водителей Ефимова и Волчкова доставили в Польшу груз по заказу «Книгоэкспорта».
Летом 1968 года на базе предприятия создали Главное управление международных автомобильных сообщений под одноименным названием. Офис, как назвали бы контору сейчас, находился на Петровке, а главной задачей новоиспеченной организации стало осуществление автомобильных перевозок грузов СССР за рубеж и в обратном направлении.
Прежде всего, речь шла о Польше, Румынии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии. Спустя пару лет географию удалось расширить – грузооборот был налажен даже с капиталистическими странами, такими как Дания, ФРГ, Швеция, Австрия, Бельгия, Франция и пр.
В семидесятых годах на базе предприятия учредили Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» Министерства транспорта. Оно долгие годы занимало позиции монополиста и выполняло чуть ли не все автомобильные грузоперевозки в огромной на тот момент стране.
Автопарк конгломерата уже на момент основания насчитывал 300 единиц техники, в основном это были МАЗ и и Skoda-Liaz, чуть позже были закуплены новенькие Volvo, поступившие на баланс Ленинградского филиала компании.
С конца 80 по 90 годы деятельность предприятия росла и расширялась. На протяжении 7 лет «Совтрансавто» трансформировалось в целую систему из 12 предприятий. Представительства работали не только в Российской СФСР, но и в Минске, Таллине, Бресте. К концу 1980 годов наступил рассвет организации – она стала крупнейшим в мире автоперевозчиком.
1994 год оказался для компании переломным. По инициативе Правительства РФ началась процедура консолидации активов, и спустя короткое время крупнейшее в Советском Союзе транспортное предприятие перешло в частные руки.
Деятельность грузоперевозчика
Как уже говорилось выше, по состоянию на сегодняшний день «Совтрансавто» является Закрытым акционерным обществом, группой компаний, в состав которой входит без малого два десятка транспортных организаций, а также 11 экспедиторских компаний, функционирующих как на территории Российской Федерации, так и в разных городах Франции, Германии, Финляндии, Польши, Венгрии, Болгарии и Нидерландов.
Деятельность предприятия сегодня ориентирована на обеспечение бесперебойного грузооборота между Российской Федерацией и странами Балтии, Центральной Азии, Восточной Европы, Кавказа, Турции.
Работая на логистическом рынке более полувека, компания располагает беспрецедентным опытом и берется за организацию всех видов автомобильных грузоперевозок с применением новейших технологий и с соблюдением строжайших требований действующего законодательства. В перечень услуг, которые предоставляет «Совтрансавто» сегодня, входят:
- Перевозки с использованием автомобильного транспорта.
- Мультимодальные перевозки.
- Транспортировка малогабаритного и сверхтяжелого груза.
- Авиа- и морские перевозки.
- Доставка груза мелкими партиями.
- Транспортировка сборных и мелкопартионных грузов.
- Таможенная обработка грузов.
- Полный спектр логистических решений «Под ключ».
Техника для перевозок
Собственный автопарк предприятия включает 900 автопоездов, находящихся на балансе транспортных компаний, которые входят в состав ГК. В основном это грузовики МАЗ, Mercedes, Iveco, MAN, Schmitz и Koegel.
Примечательно то, что формирование транспортного парка логистического гиганта стартовало еще в советские времена. Начиналось все с техники отечественного производства – пилотными в данном направлении стали седельные тягачи МАЗ-504 и МАЗ-504В.
Но спустя короткое время руководство признало необходимость использования транспортных средств иностранного производства и заключило ряд соглашений с ведущими мировыми производителями.
В расцвете своего развития компания наряду с советскими МАЗами использовала также шведские Skoda-706RTTN, которые неплохо зарекомендовали себя в условиях сурового российского климата. После МАЗов водители считали за счастье пересесть на «Шкоду» с куда более просторной, комфортабельной кабиной.
Несмотря на все преимущества данной модели, она не смогла полностью удовлетворить потребности предприятия, и в 1973 году, после длительных переговоров, было принято решение о поставке в СССР сотни мощных тягачей Volvo F89, колесная формула которых 6Х4 была способна справиться со всеми «прелестями» советских дорог.
«Вольво» в «Совтрансавто» совершили настоящую эволюцию и позволили вывести качество логистических услуг на совершенно новый уровень, особенно в разрезе того временного периода. Приблизительно тогда же обновили и парк прицепов, закупив во Франции сотню абсолютно новых Taylor.
В 1975 году «Совтрансавто» СССР приобрело сто «Мерседесов» модели MB2232, и с тех пор машины баварского автопроизводителя стали приоритетными для использования данной организацией. Знаменательным в этой связи стал 1998 год, когда парк компании пополнился двухтысячным тягачом от автоконцерна Daimler.
Учитывая тот факт, что успех и эффективность грузоперевозок зависит, в частности, от используемого в процессе транспорта, компания не перестает обновлять свой автопарк даже сегодня. Так, недавно руководство «Совтрансавто-Москва» сообщило о закупке целой партии тягачей IVECO.
Пассажирские перевозки
На плечи организации, ставшей темой нашего разговора, еще в момент создания были возложены задачи не только по осуществлению автомобильных грузоперевозок, но и по организации пассажирских перевозок. С 70 годов прошлого века наряду с выполнением заказных туристических рейсов активное развитие получили пассажирские перевозки в рамках регулярных международных рейсов.
Основными направлениями стали маршруты, разработанные «Спутником» и «Госкоминтуристом», причем, количество рейсов росло в геометрической прогрессии, и в итоге автобусные пассажирские перевозки превратились в основу выездного туризма в Советском Союзе.
Упомянутые выше организации занимались не только отправкой за рубеж советских граждан, но также приемом иностранных туристов и организацией экскурсий для них по всей территории СССР.
Наибольшей популярностью пользовались автобусные маршруты по городам боевой славы Брест-Минск-Смоленск-Москва, а также по старинным городам, изобилующим историческими и архитектурными памятниками – Москве, Киеву, Одессе, Ярославле, Владимиру и т.д. Высоким был спрос на поездки на черноморское побережье, туры в Грузию и экскурсии по другим советским достопримечательностям.
С точки зрения национального и территориального признака обслуживаемые автобусами предприятия зарубежные автобусные маршруты подразделялись на 3 группы:
- Рейсы, направленные в какую-либо соседнюю страну – ГДР, Чехословакию, Польшу, Финляндию и пр. Их доля составляла в среднем 85 процентов.
- Маршруты, охватывающие территорию двух государств: Венгрии и Чехословакии, Венгрии и Югославии, Польши и ГДР и так далее. На них приходилось около 40 процентов международных туристических рейсов.
- Маршруты, которые охватывали территории трех стран: Польша-ГДР-Чехословакия, Венгрия-Югославия-Австрия, например. Это были наиболее сложные в организационном плане маршруты, они составляли не более 2 процентов от общего количества рейсов.
Карьера водителя в «Cовтрансавто»
Работа водителем «Совтрансавто» считалась не просто ответственной, но и весьма почетной. Высокие зарплаты, возможность выезжать за рубеж, получать доступ к импортным товарам – не удивительно, что работать в «Софиках», как ласково называли организацию, мечтали многие водители большегрузов. Но попасть в штат компании было непросто. Водителей отбирали на конкурсной основе.
Кроме блестящих профессиональных навыков и опыта потенциальные кандидаты должны были отличаться кристально чистой биографией: никаких родственников за рубежом, отсутствие судимости, масса положительных рекомендаций отовсюду, наличие семьи и партбилета и т.д.
Подготовке кадров в «Совтрансавто» уделялось максимум внимания. На базе организации функционировали постоянные курсы, где водителей обучали не только тонкостям управления автомобилем, но и таможенным правилам и даже иностранным языкам.
Не обошлось и без пропаганды – среди слушателей курсов проводилась активная разъяснительная работа, а каждый, кому посчастливилось попасть на международный рейс, был обязан управлять автомобилем, будучи в форменной одежде советского транспортного гиганта.
«Cовтрансавто» сегодня
Новая жизнь предприятия началась в 2011 году, когда на базе двух ОАО – «Совтрансавто-Москва» и «Веставто» была учреждена ГК «РУСТА», которая переняла более чем полувековой опыт работы и громадные знания логистической отрасли.
За первые несколько лет руководству новосозданной организации удалось увеличить автопарк на 20 процентов, расширить складские площади, открыть несколько новых филиалов (по состоянию на момент написания данного материала их количество составляет 43 шт.).
Заключение
«Совтрансавто» - это не просто транспортное предприятие, занимающее лидирующие позиции на рынке автомобильных грузоперевозок, это настоящая легенда, компания с блестящей репутацией и многолетней историей, быть причастным к которой – почет и большая удача.
- Сложности профессии водителя магистрального тягача
- Mercedes-Benz LP, новаторский грузовик из 50-х
- Чехословацкий грузовик LIAZ-100
- «Cовтрансавто»: больше полувека грузоперевозок
Современный "Совтрансавто" уже не тот. При СССР водителей набирали с первым классом, обязательно женатых и обязательно комсомольцев или коммунистов. И как раньше говорилось морально устойчивых. Водители были настоящие профессионалы.
Надо же, я думал, что эта компания, созданная во времена Советского Союза, уже давно не существует, а оказалось, что она вполне работает, хоть и перестала быть государственной. Впрочем, это произошло со многими советскими реалиями. Например, существующие с советских лет газеты и журналы теперь тоже не государственные, а коммерческие.
Сравнивать грузоперевозки в Советском Союзе и в современной России невозможно. Экономика была плановой и порядка было намного больше, чем сейчас. Конечно, есть попытки сделать так, как было при Союзе, но сначала надо перейти на плановую экономику. А это невыгодно кампаниям монополистам, которые работают прежде всего на себя, а не на пользу государства.
Очень интересная статья о «Совтрансавто», компании, которая пережила множество изменений и в итоге стала крупным игроком на логистическом рынке. Меня всегда удивляло, как организации удается оставаться актуальной на протяжении столь длительного времени. Вспоминаю другие примеры из отрасли, такие как DHL или FedEx, которые также начали с малого и прочно укрепились в мировой логистике благодаря постоянным инновациям и адаптации к изменениям рынка. Особенно впечатляет, что «Совтрансавто» удалось сохранить свою репутацию и расширить географию своих услуг, несмотря на сложные времена, такие как переход на рыночные рельсы в 90-х. Интересно, что они продолжают обновлять автопарк, несмотря на экономические трудности, что говорит о серьезном подходе к качеству предоставляемых услуг. Это явно отличает их от других компаний, которые иногда экономят на таких важных вещах. В общем, история «Совтрансавто» — это отличный пример того, как стратегия и адаптация могут превратить компанию в лидера рынка. Надеюсь, они продолжат развиваться и в будущем, возможно, даже расширят свое присутствие на международных рынках.
Интересно узнать, что «Совтрансавто» начиналось с автоколонны в 1945 году и прошло такой длинный путь к современному логистическому гиганту. Это напоминает мне историю Maersk, которая тоже начиналась с малого и в итоге стала мировым лидером в судоходстве. Обе компании доказывают, что правильное управление и стратегическое мышление могут привести к успеху.
Я впечатлен тем, что «Совтрансавто» продолжает активно развиваться и не боится внедрять современные технологии в свои процессы. Это редкость для компаний с такой долгой историей. Думаю, их успех кроется в способности адаптироваться и следовать мировым тенденциям, как это делают успешные западные логистические компании.