Двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3

Двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3 — первая в СССР модель 2-этажного троллейбуса. Построены Ярославским автомобильным заводом в 1938-м на базе английского троллейбуса AEC 664T. Модель имела длину 9,4 м, ширину 2,51 м и высоту 4,7 м.

Транспорт мог перевозить до 100 пассажиров, из которых 32 человека сидело на первом этаже и 68 на втором. Ниже рассмотрим особенности транспорта, историю его выпуска и применения, причины завершения производства.

Прототип от English Electric Company

Прототип двухэтажного троллейбуса в СССР построен компанией English Electric Company в 1933-м. Он назывался AEC 664T и мог перевозить до 74 пассажиров, из которых 32 сидели на 1-м этаже и 42 на 2-м. Троллейбус оснащался двумя двигателями мощностью по 74 кВт, что обеспечивало достаточную мощность и неплохую скорость.

 AEC 664T

AEC 664T впервые показали на выставке коммерческого транспорта в Лондоне в 1933-м. Он вызвал большой интерес у публики и в 1934-м был поставлен на маршруты в несколько городов Великобритании. В СССР прототип AEC 664T показан на выставке в Москве в 1935-м. Он также вызвал большой интерес у советских специалистов, поэтому в 1938-м был построен первый советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3.

Прототип имел обтекаемый дизайн с округлыми формами. Был окрашен в синий цвет с белыми полосами. Салон разделен на два этажа. Внутри, кроме мест для пассажиров, предусматривалось несколько багажных отсеков.

Троллейбус производился на заводе компании English Electric Company в Лондоне. Всего было построено 10 экземпляров AEC 664T. Тормоза были электродинамическими, что позволяло останавливаться на короткой дистанции. Также машина была оснащена пневматической подвеской, которая обеспечивала плавный ход.

 AEC 664T

Салон комплектовался обогреваем и вентилятором, что обеспечивало пассажирам комфортную поездку в любую погоду. Машина эксплуатировалась в нескольких городах Великобритании, в том числе в Лондоне, Манчестере и Бирмингеме.AEC 664T сняли с эксплуатации в середине 1950-х годов.Всего сохранилось несколько экземпляров, которые находятся в музеях и частных коллекциях.

AEC 664T был одним из самых современных троллейбусов своего времени. Он отличался надежностью, комфортом и производительностью. Транспорт был очень популярен среди пассажиров и сыграл важную роль в развитии общественного транспорта в Великобритании.

Производство в Ярославле

Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) запустил производство двухэтажных троллейбусов в Москве в 1938-м. Они собирались на базе английского прототипа AEC 664T. Могли перевозить до 100 пассажиров и оснащались аналогичными моторами.Салон был разделен на два этажа, обшит деревом и окрашен в синий цвет.

Ярославский автомобильный завод

Приборная панель расположена в центре кабины водителя. На ней были расположены различные приборы, в том числе спидометр, тахометр, указатель уровня топлива и температуры двигателя.

В сравнении с прототипом было внесено несколько особенностей:

Рулевое колесо «переехало» с права на лево. Соответственно, двери были перенесены на противоположную сторону. Дополнительно к 4-створчатой двери сзади была добавлена еще одна в передней части.

ЯТБ-3

Количество сидений на первом этаже составляло 32, а на втором — 40. При этом общее количество мест достигало 100 (об этом уже упоминалось выше). Для входа на 2-й этаж предусматривалась удобная лестница, состоящая из двух этапов по 10 ступеней в каждом.

Высота потолка в салоне на 1-м этаже — 1.78 см. Ограничение обусловлено особенностью контактной сети. Это было одной из проблем, ведь стоять зимой в высоких шапках было не очень удобно.

Слабая подвеска приводила к тому, что концентрация основной массы людей возле входной двери приводила к крену и ухудшению устойчивости транспорта.

Важно

К особенностям конструкции можно отнести односкатные колеса сзади и две ведущие оси. Последние объединялись межосевым дифференциалом. Сама конструкция троллейбуса создана с применением прямоугольных труб из стали, а внешняя обшивка сделана из алюминия толщиной 1.2 мм. 

Внешне троллейбус выглядел очень солидно для своего времени. Имеющегося 75-киловатного мотора хватало для разгона до 54 км/ч. На первом этаже было 32 кресла и еще 28 человек могли свободно размещаться в проходе.

ЯТБ-3

Второй этаж пользовался большим спросом у детей. Причиной была хорошая обзорность и возможность наблюдать за всем происходящим свысока. Дополнительным плюсом стала хорошая вентиляция, наличие отопления, стильная отделка салона и даже наличие электронной таблички об отсутствии свободных мест. Для надежности разработчики использовали резервную систему питания от АКБ, а также трансмиссионную и пневматическую тормозную систему.

После первых проверок показалось, что двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 — идеальный вариант для городских условий. Он выделялся хорошей маневренностью и большой вместительностью. Комиссия приняла решение пустить транспорт в производство, но со временем эйфория улетучилась, и на первое место вышло множество проблем:

  • Трудности управления транспортом зимой. При появлении гололедицы троллейбус имело плохую устойчивость, и контроль требовал особых талантов от водителя.
  • При движении по неровной поверхности транспорт сильно раскачивался, и создавалось впечатление, что он вот-вот перевернется.
  • Пассажиры жаловались на неудобство лестницы, которая вела на 2-й уровень. В период холодов на ступеньках налипал снег, и появлялся лед. Из-за этого подниматься и спускаться было очень опасно с позиции риска падения.
  • Небольшая высота в салоне, что обусловлено конструктивными особенностями транспорта. На 1-м этаже этот показатель составлял 1.78 м, а на втором — 1.76 м. Высоким людям пригодилось ехать с согнутой головой.
  • По правилам эксплуатации в таком троллейбусе сначала занимаются места снизу, потом — сверху, а на третьем этапе — стоячие внизу. Запрещено, чтобы люди толпились в задней части из-за ухудшения устойчивости. На практике добиться такого контроля во время часа пик было невозможно.

При рассмотрении троллейбуса ЯТБ-3 стоит выделить еще ряд интересных фактов:

  • техника собиралась из импортных комплектующих, в том числе из Англии;
  • для производства ЯТБ-3 были построены новые цеха на ЯАЗе;
  • обучение рабочих сборке ЯТБ-3 проводили специалисты из Англии;
  • производство ЯТБ-3 было сложным и трудоемким процессом, а сами троллейбусы были дорогими в эксплуатации;
  • из-за ряда недостатков ЯТБ-3 были сняты с эксплуатации в 1953 году.

На московских маршрутах

ЯТБ-3

Первый 2-этажный троллейбус ЯТБ-3 был выпущен на линию в Москве 15 декабря 1939 года. Троллейбус покрасили в синий цвет и дали ему номер 1. Он курсировал по маршруту № 17 от станции метро «Комсомольская» до станции «Сокол».

В последующие годы количество ЯТБ-3 в Москве росло. В 1940-м в городе было уже 10 двухэтажных троллейбусов, которые курсировали по 12 маршрутам. При этом практика эксплуатации показала, что такой транспорт плохо подходит для местных условий. По этой причине на смену пришли одноэтажные, но сочлененные троллейбусы.

В военные годы

По информации в ряде источников, ЯТБ-3 был одним из самых популярных троллейбусов в Москве во время ВОВ. Он использовался для перевозки пассажиров, раненых и военных грузов. Транспорт был вместительным и удобным, что делало его идеальным транспортным средством для военных целей.

Во время войны ЯТБ-3 использовались на разных направлениях. Они перевозили пассажиров с окраин Москвы в центр города, а также раненых и военных грузов с передовой в тыловые районы. Троллейбусы применялись для эвакуации населения из районов, которые находились под угрозой оккупации.

ЯТБ-3

ЯТБ-3 сыграли важную роль в обеспечении транспортной связи во время ВОВ. Они помогли перевезти миллионы людей и тонны грузов, что сыграло важную роль в победе над врагом. Также стоит привести несколько моментов из истории:

  • В одном из сражений в Подмосковье ЯТБ-3 был подбит вражеским снарядом. Троллейбус загорелся, но пассажиры и водитель смогли выбраться живыми. В другом случае транспорт использовался для эвакуации раненых с передовой. Троллейбус был переполнен ранеными, но водитель все равно смог довезти их в безопасное место.
  • Еще один случай, когда ЯТБ-3 использовался для доставки военных грузов на передовую. Троллейбус был загружен боеприпасами и продовольствием, и успешно доставил все необходимое в пункт назначения.

ЯТБ-3 были одними из самых надежных и неприхотливых троллейбусов того времени, сумевших выдержать тяготы войны. Справедливости ради отметим, что многие источники опровергают указанную выше информацию. В ней сказано, что всю войну машины простояли в депо и использовались только после завершения боевых действий.

Конец двухэтажной истории

Уже через 1.5 года с момента запуска производства стало понятно, что такой вид транспорта не подходит для наших условий. В результате двухэтажные троллейбусы в Москве в 1939 году перестали производиться. Большая часть техники оказалась в депо, а некоторые модели разобрали. Только три машины продолжали курсировать по городу. В 1941-м было принято всю технику пустить на металл, но из-за войны этот шаг пришлось отложить.

Во время войны и после ее завершения троллейбусы продолжали эксплуатироваться еще до 1948-го, после чего были сняты с маршрута. На этом закончилась история новаторской техники, пришедшей из Великобритании. Причины были очевидны:

  • больший на 2 т вес в сравнении с прототипом, что негативно повлияло на плавность движения и скорость;
  • небольшая высота, которая создавала дискомфорт для пассажиров во время движения;
  • неповоротливость транспорта на узких участках;
  • сравнительно небольшая скорость, из-за чего транспорт часто создавал пробки на дорогах;
  • плохая устойчивость при движении по скользкой дороге и т. д.

В 1959-м была предпринята еще одна попытка вывести 2-этажный транспорт на улицы городов СССР. При этом речь шла не о троллейбусах, а об автобусах.

Bussing D2U

Транспорт привезли из Германии, а называлась модель Bussing D2U. Машины были б/у и использовались на маршруте №111 — пл. Свердлова-МГУ. Направление выбрали из-за более широких улиц и возможности увидеть МГУ и Кремль. По факту автобус в большей части применялся как экскурсионный.

Рейтинг: 32
Всего оценок: 10 Комментариев: 12 Просмотров: 76
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 19-08-2023 / Обновлено: 22-08-2023
Поиск запроса " двухэтажные троллейбусы ятб-3" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Екатерина Москва 19.08.2023

Вот и замечательно. А то в час пик ездить вообще невозможно, друг на друге висим. Может хоть будет чем дышать. А если бы ещё рейсов добавили.

0
0
Ответить
Мария Москва 20.08.2023

Интересно, я не знала, что у нас тоже были в ходу двухэтажные троллейбусы. В 90-е слышала от родителей, что такие курсируют в Европе, а в России - нет. Мне кажется, в условиях нынешней густонаселенности Москвы, снова можно запустить такие троллейбусы: может, пробки хоть немного рассосутся.

0
0
Ответить
Николай Москва 20.08.2023

Когда я впервые увидел такую модель троллейбуса, сразу понял, насколько это неудобно. Так почему же, несмотря на огромное количество недостатков, изначально стали выпускать именно двухэтажные, а не просто длинные сочлененные троллейбусы? Все-таки двухэтажный транспорт в нашей стране можно использовать только для экскурсионных перевозок.

0
0
Ответить
Михаил Altai 20.08.2023

Двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3 - это как двухэтажные автобусы, только они передвигаются по троллейбусным проводам. Они выглядят интересно и могут перевозить много людей, что полезно в больших городах. Такие троллейбусы помогают экономить энергию, так как одна поездка может перевезти больше пассажиров. Кроме того, они могут помочь разгрузить дороги, уменьшив количество машин и загрязнение воздуха. Однако для их использования нужно подготовить дороги и учесть, что не все люди могут легко подниматься на второй этаж. В целом, это хорошая идея для улучшения транспорта и снижения загрязнения городов.

0
0
Ответить
Ирина Белгород 20.08.2023

На самом деле троллейбусы - это один из самых эффективных и экологичных видов транспорта. Было бы неплохо доработать эту модель с учетом современных технологий и разработок и снова выпустить на маршруты. Это помогло бы в значительной степени решить транспортную проблему во многих городах.

0
0
Ответить
Эльвира Москва 20.08.2023

Очень интересная информация по двухэтажному троллейбусу, особенно про СВО. Но сейчас невыгодно темболее иметь такую машину, если только и оставить как экскурсионная.. Полезная информация, спасибо ?

0
0
Ответить
Ясин И.И. Москва 20.08.2023

Какой же я старый, я еще застал такие троллейбусы которые ездили по Садовому кольцу в Москве в конце 50-х. Правда их было не много, штуки три но они всегда были битком набиты. Пользовались популярностью у гостей столицы, а вот сами москвичи старались на них не ездить, всегда опаздывали на работу. У них был тихий ход.

0
0
Ответить
Снежана Санкт-Петербург 20.08.2023

Очень интересно, я никогда о таких раньше не слышала. И тут сразу заметно, что вдохновлялись транспортом из Великобритании - думаю, не только мне пришли на ум знаменитые красные лондонские двухэтажные автобусы. Забавно, что такой двухэтажный транспорт и в Великобритании, и в СССР использовался в туристических целях.

0
0
Ответить
Михаил Орел 20.08.2023

Слышал только о двухэтажных автобусах, и то в Англии. Очень удивительно, что у нас были двухэтажные троллейбусы. Жаль, что их перестали выпускать. Думаю, что сегодняшний уровень развития техники смог бы устранить недочеты конструкции. Возможно, мы еще увидим обновленную версию ЯТБ на городских маршрутах.

0
0
Ответить
Алишер 19.11.2024

Интересный факт, что двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3 были первыми в своем роде в СССР, и их разработка была основана на английском прототипе AEC 664T. Это, конечно, подчеркивает стремление Советского Союза перенимать и адаптировать зарубежные технические достижения. Однако ясно, что эксплуатация таких троллейбусов столкнулась с множеством проблем. В частности, конструктивные особенности, такие как низкий потолок и слабая подвеска, делали поездку не самой комфортной. Напоминает ситуацию с первым появлением трамваев в городах, когда существовали сложности с рельсовыми путями и управляемостью. Также интересно, что подобные проблемы с устойчивостью и неудобством управления зимой привели к тому, что от двухэтажных троллейбусов пришлось отказаться. Это напоминает историю с двухэтажными автобусами в Лондоне, где они также не всегда были удобны из-за узких улиц и необходимости в маневренности. С другой стороны, нельзя не отметить, что в военные годы ЯТБ-3 сыграли важную роль в перевозке пассажиров и грузов, что говорит о их значительной грузоподъемности и важности в условиях военного времени. В общем, история с ЯТБ-3 - это пример того, как технические амбиции могут столкнуться с реальными эксплуатационными проблемами, и как иногда приходится возвращаться к более простым решениям, чтобы обеспечить надежность и эффективность.

0
0
Ответить
Варфоломей 20.11.2024

Мне кажется, что двухэтажные троллейбусы были бы интересны для туристических маршрутов, как это сделали с привезенными из Германии автобусами. Но для повседневного использования, особенно в условиях плотного городского трафика, они явно не подходят. Их история - хороший пример того, как инновации иногда не приживаются из-за непрактичности.

0
0
Ответить
Бехруз 21.11.2024

ЯТБ-3 выглядели впечатляюще, но очевидно, что они не совсем подходили для городских условий Москвы. Плохая устойчивость и сложность управления зимой - серьезные недостатки. Интересно, что несмотря на это, они использовались в войну. Это показывает, что даже с недостатками техника может быть полезной в экстремальных условиях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: