Фаркопы для грузовых автомобилей
ТГУ (Тягово-сцепное устройство) или фаркоп – важнейшая деталь грузовых авто, которые используют прицепы для транспортировки грузов.
Оглавление
От правильности ее выбора, а также от соблюдения требований в процессе установки зависит не только сохранность грузов, но и безопасность всех участников дорожного движения. О том, какими бывают фаркопы, чем они различаются между собой, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Тягово-сцепное устройство для грузового автомобиля (фаркоп), что это такое
Прицепное устройство для грузового автомобиля – это специальное приспособление, разработанное для буксировки тягачом прицепов. До недавних пор на автомобилях повышенной проходимости, таких как УАЗ-452 и пр., с данной целью применяли буксирный крюк, удерживающий дышло прицепа.
При всех его достоинствах существовал серьезный минус – наличие между крюком и дышлом внушительного люфта, из-за которого в момент начала движения и при торможении возникали большие ударные нагрузки, которые со временем выводили устройство из строя.
Из-за этого позднее было принято решение о замене крюка установкой фаркопа.
ВажноФаркоп существенно расширяет возможности грузового автомобиля особенно в процессе транспортировки крупногабаритных грузов.
Удержание прицепа осуществляется за счет продуманной конструкции беззазорного типа и входящего в ее состав вертикально перемещаемого пальца. Это предотвращает саморасцепление и повышает надежность приспособления.
Какие бывают фаркопы, виды
Представленные на современном рынке прицепные устройства принято подразделять на несколько разновидностей в зависимости от особенностей конструкции, типа крепления, а также от максимально допустимых выдерживаемых нагрузок. В этой связи фаркопы бывают крюковыми, вилочными и шаровыми.
В крюковых используется сочетание петли и крюка, в шаровых – полусфера, а в вилочных присоединение прицепа осуществляется тандемом петли и шкворня.
С точки зрения способа крепления устройства бывают фиксированными, съемными и фланцевыми. Фиксированные и съемные с виду абсолютно одинаковы, разница состоит лишь в том, что первые устанавливаются раз и навсегда, снять их, в отличие от вторых, невозможно.
Крепление фланцевых осуществляется с помощью специальных площадок, расположенных в задней части транспортного средства, или же посредством нескольких болтов. При необходимости такие фаркопы также можно снять, но сделать это не так просто. Фланцевые ТСУ подходят для транспортировки крупногабаритных и тяжелых грузов на машинах с рамной конструкцией.
Кроме того, фаркопы бывают следующих классов в плане грузоподъемности:
- Малого (до 1,5 т.).
- Среднего (до 2,5 т.).
- Большого (до 3,5 т.).
Последняя группа фаркопов, тягово-сцепные устройства большого класса, подходят, помимо всего прочего, для транспортировки домов на колесах. Конструктивно предметы нашей беседы бывают 2 видов – европейскими и американскими. В России наиболее широкое применение получили именно фаркопы европейского типа.
Для прицепа
Фаркоп для грузового автомобиля, предназначенный для надежного агрегатирования тягача с прицепом, выполнен в виде кованого шара, на котором присутствует два крепежных отверстия. Чаще всего устройства такого типа применяются на малотоннажных грузовиках, грузоподъемность которых не превышает 2 тонны. Речь идет о «Газелях», т.н. «Бычках» и т.д.
Для грузовой платформы
В данном случае используются крюковые фаркопы, которые обрели высокую популярность в виду надежности, простоты, небольшого удельного веса и внушительными углами гибкости.
Они идеальны для перемещения автопоездов дорогами общего пользования, в том числе и такими, качество покрытия которых оставляет желать лучшего. Чтобы исключить риск самопроизвольного разъединения, фаркопы для грузовых платформ оснащают предохранительными замками и шплинтами.
Полезные свойства
Прежде чем купить фаркоп для его монтажа на транспортное средство, важно учесть целый ряд требований, таких как высокая надежность, а также обеспечение возможности складывания автопоезда. Немаловажную роль играет простота соединения, оказывающая непосредственное влияние на скорость отклика по сцепке.
К примеру, если предполагается перемещение грузов по необустроенным дорогам или по местности со сложным рельефом, целесообразно установить крюковой фаркоп, представляющий собой соединение по типу «крюк-петля».
Такие модели характеризуются сравнительно небольшим весом (до 30 кг), что упрощает процесс сцепления и рассоединения автопоезда и позволяет выполнять его в ручном режиме, без использования техники или специального оборудования.
Устройство замка осуществлено таким образом, чтобы не допустить вероятности самопроизвольного расцепления в процессе езды. В состав такого фаркопа входит два предохранительных механизма, что также повышает безопасность движения.
Сцеплять фаркоп с прицепом или платформой следует так, чтобы сохранялась возможность свободного движения вокруг своей оси.
К другим пдостоинствам фаркопов необходимо отнести:
- Возможность расширения сферы применения транспортного средства.
- Экономия на транспортных расходах благодаря тому, что становится возможной транспортировка большего количества груза за один раз.
- Высокая надежность, прочность, долговечность конструкции.
- Простота монтажа/демонтажа, если речь идет о съемных моделях.
Как правильно закрепить фаркоп
Если ТСУ не входит в заводскую комплектацию грузового автомобиля и устанавливается уже после его покупки, имеет место изменение конструкции ТС, которое может вноситься лишь при условии, что монтаж устройства допускается техпаспортом.
Подключение фаркопа должно осуществляться таким образом, чтобы во время движения задним ходом дышло прицепа входило в тягово-сцепное устройство, центрируясь и фиксируясь в нем автоматически. За удержание в таком случае отвечает вертикальное перемещение пальца, а за безопасность – беззазорная конструкция и предотвращающий саморасцепление стопор.
Чтобы стыковать с грузовым автомобилем полуприцепы, в подавляющем большинстве случаев используют седельно-сцепные механизмы с грузонесущей плитой с прорезью, в которую входит шкворень грузовой платформы.
В подобных ситуациях хорошо себя зарекомендовало использование так называемых двух степеней свободы, одна из которых находится в продольной, а вторая – в поперечной плоскости. Они позволяют предотвратить или свести к минимуму ударные нагрузки, что способствует продлению срока службы автопоезда.
Заключение
Тягово-сцепные устройства для грузовиков обрели заслуженную популярность, ведь они куда более просты в эксплуатации и надежны, нежели те способы крепления прицепов и грузовых платформ, которые использовались ранее.
В большинстве случаев установка на грузовое авто фаркопа не требует согласования с Госавтоинспекцией, единственный важный момент – она должна выполняться грамотным специалистом, способным гарантировать качество работы и надежность крепления.
- Правила разрешенной максимальной нагрузки на ось для перемещения спецтехники на грузовой платформе
- Чип для госномера автомобиля
- Общий вес грузового автомобиля
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Грузовой автомобиль "Садко"
- В сентябре стартуют продажи самой просторной Skoda
- Электрическая версия нового Opel ожидает первых заказчиков
- Обзор на грузовой автомобиль КамАЗ-5511
- Обзор на грузовики КамАЗ
- Пикап Ford Super Duty
Считаю что до сих пор нет ничего лучше, чем шаровые фарткопы. Да и не стоит другого придумывать, если это работает. У других разновидностей есть преимущество, но шаровый - идеальный вариант.
Меня устраивает фаркоп "под кольцо". Для меня эта сцепка надёжная. Не разу ещё не подводила.
Я работаю на КАМАЗе и считаю, что крюковой фаркоп самый надёжный. Мы часто в поездках попадаем на бездорожье, поэтому необходим постоянный контроль сцепления.