Грузовики, работающие на дровах
Грузовик на дровах – звучит как анекдот, не правда ли? Однако людям, работающим в тридцатых годах прошлого века в тайге, было не до смеха. Если в автомобиле заканчивался бензин или дизель, они использовали в качестве топлива дрова, недостатка в которых в лесу не наблюдалось. Способность грузовых транспортных средств работать на дровах тогда спасла немало жизней.
Оглавление
Поразительно, но такая технология иногда используется и в наше время. То, как устроены машины, работающие на дровах, как они называются и какими особенностями отличаются, станет темой нашего сегодняшнего разговора.
История появления грузовиков на дровах
Первым человеком, которому удалось получить автомобильное топливо из твердых материалов, стал известный немецкий химик Ф. Бергиус. Свое открытие он сделал в 1911 году. Технология совершенствовалась, и в 1920 году инженер из Германии Жорж Эмбер впервые представил газогенераторную установку, которую можно было монтировать на любые из существующих по тем временам транспортные средства.
К началу 30 годов 20 века газогенераторная система, а именно такое название получило детище Эмбера, активно использовалась всеми автопроизводителями мира. Только в Европе в то время насчитывалось больше 500 тыс. транспортных средств, работающих на твердом топливе. Причем, в качестве топлива использовались не только дрова, но и каменный уголь и даже торф.
Примечательно то, что грузовые автомобили на дровах и их перспективы были высоко оценены Гитлером в начале 40 годов. В то время Германия выпускала куда больше машин, чем могла произвести жидкого топлива для них. Возможность использования авто на твердом топливе имела огромное значение и позволяла нацистам обрести определенную независимость от импорта, ведь солярки и бензина у них, напомним, катастрофически не хватало. К концу 1941 года на подконтрольных Германии территориях эксплуатировалось более 150 тыс. газогенераторных авто.
В Советском Союзе расцвет автомобилей на твердом топливе пришелся на конец осени 1941 года. Именно тогда в Миассе был открыт авиабомбовый завод, занимающийся производством моторов для автомобилей и коробок передач для танков.
ВажноКонструкторам Миасского завода было поручено выполнение важнейшей задачи – создать машину, способную работать на твердом топливе, ведь в охваченном войной государстве наблюдалась острая нехватка жидкого горючего.
Над разработкой машины, способной работать от горящих дров, трудились лучшие инженеры страны. Первые силовые установки, работающие от сгорания твердого топлива, стали сходить с конвейера в 1942, когда удалось изобрести поршневое кольцо. Сборку агрегатов проводили ускоренными темпами – всего за год удалось выпустить больше 9 тыс. моторов.
Использовались грузовики на дровах и в Северной Корее. Там они получили название «мугтанча», в качестве топлива использовались дрова или каменный уголь. Говорят, что в сельской местности, вдали от цивилизации, такие транспортные средства эксплуатируются до сих пор, но въезд на них в столицу государства запрещен.
Энергоэффективность грузовиков на дровах оставляет желать лучшего – они не в состоянии самостоятельно преодолевать препятствия и перевалы, приходится толкать или буксировать. Наибольшая скорость движения, которую «мугтанча» способна развить, составляет 60 км/час.
Из чего состоит и как работает газогенераторная система
Грузовики на дровах в СССР оснащались газогенераторной системой, в состав которой входили:
- Газогенератор, оборудованный центробежным нагнетателем.
- Циклонный очиститель.
- Смеситель.
- Вентилятор.
- Несколько очистительных фильтров.
- Предпусковой подогреватель.
Газогенератор находился справа, а напротив устанавливались фильтры. Для соединения газогенератора и нагнетателя использовали трубу, которая также была необходима для подачи воздуха. Крепилось устройство на двух прочных балках. Под платформой размещали охладитель, слева над подножкой устанавливали вентилятор. Вся эта система предназначалась для переработки дров с целью получения тепловой энергии, приводящей автомобиль в движение.
Механизм получения топлива из упомянутых материалов довольно прост: сырье нагревается (для этого необходимо наладить бесперебойную подачу воздуха в камеру горения).
Происходит процесс сухого разложения, в результате которого выделяется древесный газ, представляющий собой смесь летучих углеводородов. Далее этот газ подвергается осушению, в охлажденном виде он поступает в камеру сгорания силовой установки.
Разновидности газогенераторов
По состоянию на сегодняшний день существует 2 типа газогенераторного процесса – прямой, обращенный, горизонтальный. Иногда встречаются установки, в основе которых лежит процесс четвертого типа, представляющий собой сочетание прямого и обратного процесса.
В механизмах прямого газогенераторного процесса забор газа осуществляется вверху, оттуда же поступает и обогащенный кислородом воздух. Так работают системы на угле и полукоксе. Их преимущество – простота конструкции, однако в качестве недостатка следует назвать образование смол и большого количества влаги.
Установки обратного процесса функционируют на дровах и отходах древесины. Воздух поступает в камеру сгорания, а выработанный, таким образом, газ выходит снизу. Плюсом этой разновидности газогенераторов является небольшое содержание смол, однако с конструктивной точки зрения механизмы более сложные.
В приспособлениях горизонтального процесса или, как их еще называют – поперечного, запитка кислородом осуществляется снизу, для этого в корпусе предусмотрены специальные фурмы. Газ также выходит снизу, но из других отверстий. В результате горения в поперечных установках смолы образуются в умеренном количестве, их плюс – сравнительная простота конструкции.
Советские дровяные грузовики
Первым советским грузовиком на дровах стал ЗиС-21А, который получил крылья выгнутой формы и деревянную кабину. Авто ехало благодаря газу, полученному в результате горения поленьев. В качестве топлива могла использоваться не только древесина в «чистом» виде, но и отходы лесной промышленности, а также опилки, шишки, лузга, древесная кора.
Как выяснилось позже, машины, «питающиеся» шишками, были вынуждены перевозить «на борту» не менее 2,5 тонн топлива (больше попросту не помещалось), а из-за этого максимальная скорость движения была ограничена отметкой в 48 км/час. Мощность мотора составляла всего 45 лошадиных сил.
На смену ЗИС 21А пришел УралЗиС-352, оборудованный усовершенствованной системой Г-78А. Она могла работать на сырой и даже на подгнившей древесине. Изобретатели реализовали функцию предварительной очистки газа, установили предпусковой подогреватель. Вес машины составил более 3,5 т, мощность мотора достигала 48 л.с., максимальная скорость движения – 53 км/час.
Чтобы преодолеть 100 км пути, и первому, и второму грузовику было необходимо сжечь не менее 150 кг дров или же брикетов, изготовленных из прессованных древесных отходов. Чем большую скорость развивало авто, тем больше топлива ему было нужно.
Современное развитие грузовиков на дровах
Как уже говорилось выше, сегодня «дровяные грузовики» редко, но все же используются в Северной Корее. Страна, находящаяся в мировой изоляции, испытывает острую нехватку жидкого топлива, поэтому ТС, способные хоть и медленно, но таки ехать на топливе твердом, здесь весьма и весьма актуальны. Во время дефицита 90 годов прошлого века «мугтанча» активно рекламировали там на государственном уровне, позиционируя их как один из способов спасения экономики.
В качестве топлива массово использовалась древесина, полученная во время санитарной вырубки в районе горы Миндунгсан. Это привело к тому, что окрестности горы резко «облысели», а на смену экономическим проблемам в Северной Корее пришли проблемы с экологией.
Машины на газогенераторных установках сегодня используются разве что энтузиастами, которые, эксперимента ради, переоснащают свои машины для работы на твердом топливе.
В числе удачных примеров такой модернизации можно упомянуть «газгены» на базе ГАЗ-24, ГАЗ-52и даже АЗЛК-2141. Как заявляют создатели таких «чудес техники», их творения способны преодолевать до 120 км пути «на одной заправке», развивая при этом скорость в 80 км/час.
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Работа на праворульном грузовике манипуляторе Mitsubishi
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- пропала тяга на тракторе Беларусь
- В Ярославле прошла уникальная выставка техники, посвященная блокадным дням в Ленинграде
- Сортиментовоз – лучшее решение для работы в лесу
- Грузовики, работающие на дровах
Грузовик, работающий на дровах актуален и в наше время если нет денег на покупку бензина, но есть возможность раздобыть дров в количестве достаточном чтобы отвезти на рынок картошку.
Тема интересная, повышение цены на топливо, толкает на создание таких грузовиков. В деревенской местности при достаточном количестве древесных отходов и если задуматься над улучшениями, пожалуй выйдет толк.
Вот это интересно, я даже не знала, что машины могут ездить не только на дровах, но и даже на шишках. Но в то же время в этом есть смысл: если с бензином беда по причине санкций (как в той же Северной Корее) или просто место какое-нибудь глухое и заправок нет, тогда чем заменить бензин? Логично, что дровами.
Читая статью о грузовиках на дровах, невольно вспоминаешь времена, когда технологии не были такими продвинутыми, как сейчас, и людям приходилось проявлять удивительную изобретательность. Использование дров в качестве топлива кажется чем-то из области фантастики, особенно в контексте современных электромобилей и водородных технологий. Однако в 30-х и 40-х годах прошлого века такие решения были жизненно необходимы. Они позволяли странам, таким как Германия и Советский Союз, поддерживать транспортные сети в условиях дефицита жидкого топлива. Это напоминает о важности адаптивности и инноваций в условиях кризиса, как мы видим сейчас в разработках возобновляемых источников энергии в ответ на изменение климата. Интересно, что такие технологии до сих пор находят применение, пусть и в редких случаях, например, в Северной Корее. Это демонстрирует, что даже устаревшие технологии могут быть полезны в определенных условиях. Особенно интересен подход энтузиастов, модернизирующих старые автомобили под использование газогенераторных установок. Это похоже на движение DIY в мире современных технологий, где люди своими руками создают или улучшают устройства. Эти примеры показывают, как история может быть источником вдохновения для современных разработок. Хотя энергоэффективность таких грузовиков оставляет желать лучшего, их историческая значимость и современное использование в экстремальных условиях заслуживают внимания. В конце концов, это отличный пример того, как человеческая изобретательность и стремление к независимости от внешних факторов могут преодолеть технологические ограничения.
Интересно, как история циклична. Грузовики на дровах напоминают о временах, когда ресурсы были ограничены, а креативность — в избытке. Это похоже на современные попытки использовать альтернативные источники энергии. Хотя эффективность оставляет желать лучшего, такие технологии доказывают свою жизнеспособность в условиях дефицита.
Забавно, что даже в наше время кто-то решается модернизировать авто под дрова. Это как возвращение к истокам, когда простые решения были единственными доступными. Конечно, энергоэффективность таких грузовиков далеко не идеальна, но в экстремальных условиях они могут оказаться весьма полезными.