Газодизель нам поможет
…в рамках национальной программы Южной Кореи,специалистами НАМИ был переоборудован грузовик. Когда его переоборудовали, хозяин грузовика говорил: "Поставили баллон… — берите себе грузовик". После пробега водитель, открыв бак, остолбенел — солярка плескалась возле заправочной горловины. Хозяин грузовика сразу изменил своё желание расстаться с грузовиком. (Андрей Карасёв)
В феврале 2016 года Горьковский автозавод принимал высокопоставленных правительственных чиновников. Полномочный представитель президента РФ в Приволжском ФО Михаил Бабич, Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, председатель комитета Госдумы по энергетике и президент Российского газового общества Павел Завальный, — все они собрались для обсуждения ситуации, сложившейся вокруг перевода коммерческого авто транспорта и автобусов на сжиженный газ.
Обсуждающийся на разных уровнях в пределах десятилетия данный вопрос, уже давно набил оскомину, но так и остался по-прежнему актуальным, то есть нерешённым. Что мешает активному внедрению газового топлива в транспортную сферу? Почему все изрядные «плюсы» этого шага не могут переубедить собственников коммерческих машин и спецтехники в необходимости переоборудования стоящего на балансе транспорта?
Покровительство правительства
Правительство РФ, наконец, признало: газовые двигатели не могут пробить себе дорогу на автомобильном рынке страны. Поэтому в сфере ТЭК государство определило приоритетное направление работы: увеличить долю использования природного газа в виде моторного топлива. Для этого уже приняты ряд мер:
- открытие «Газпромом» новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС);
- увеличение объёмов продаж автомашин, оборудованных газовыми двигателями;
- обеспечение реализации автотранспорта на газомоторном топливе за счёт гибкой ценовой политики;
- активное продвижение в данном направлении процесса импортозамещения с целью удешевления конечного продукта;
- покрытие территории страны сетью сертифицированного сервисного обслуживания автотранспорта, работающего на метане;
- создание условий для привлечения частных инвестиций не только крупных компаний, но и представителей среднего и малого бизнеса;
- создание кадрового потенциала;
- разработка соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую все этапы использования газомоторного топлива на коммерческом авто транспорте.
На что способен газодизель?
Продвинуть правительственный проект легковой автотранспорт не в состоянии. Независимо от плотности сети АГНКС, перевод на газ легковых машин в массовом порядке будет продвигаться медленно. Далеко не у всех импортных автомобилей конструкция позволяет установить газовое оборудование.
На вторичном рынке также преобладают модели, работающие на традиционном топливе. Тратиться на непредсказуемое газовое оборудование готовы опять же не все. А вот транспортные компании, которые работают в сфере услуг грузоперевозок, могут внести существенные коррективы в рынок газомоторного топлива. Но при условии, что это будет газодизель, а не чистый газ.
Тяжёлые грузовики – составляют значительную долю транспорта, эксплуатирующего российские дороги. Ориентация «Газпрома» на нужды автоперевозчиков поможет сделать первые решающие шаги в этом направлении и создать массовый спрос на переоборудование фур для работы на газе.
Чтобы переоборудовать большегруз на газ, требуется максимальная уверенность в рентабельности этого шага. Правительственные обещания, увы, не могут служить гарантией. А вот воспользоваться так называемой государственной «акцией» и установить на тяжёлый грузовик газодизель будет не столь рискованно для бизнеса.
Пионером в России по созданию газодизельных грузовиков остаётся КАМАЗ. В 1987 году Камский гигант запустил в серийное производство модели КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118. Эти машины оснащались безнадувным газодизельным двигателем КАМАЗ-7409.10.
Одновременно проводилось тестирование на автополигоне в Дмитрове дизельного турбонадувного грузовика КАМАЗ-7403. Судьба столь заманчивого проекта известна: производство доработанных моделей прекратилось, а турбонадувной грузовик до конвейера так и не добрался. Впоследствии эстафету от КАМАЗа приняла компания ООО «Мобильгаз», которая сумела до определённого момента переоборудовать 8 тыс. грузовиков. По общероссийским меркам – это капля в море. Но идея жива, работы продолжаются.
«Быть или не быть» газу на грузовиках?
В 2012 году в итальянском городе Болонья проходила III Международная выставка, посвящённая использованию сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива. Зарубежные автопроизводители представили широкий модельный ряд как легкового, так и коммерческого авто транспорта, оснащённые традиционными ДВС, конвертированные в двигатели, работающие на природном газе. Особенно активными потребителями газа на транспорте в Европе считаются Голландия и Германия. С недавних пор к ним присоединилась Италия.
Газодизель, несомненно, проигрывает «чистому газу». В том числе по экономическим и экологическим показателям. Но, следует учитывать специфику России. Тяжёлые гружёные фуры не могут ездить зигзагами по стране в поисках очередной АГНКС. С другой стороны, непредсказуемость экономической политики правительства в отношении грузоперевозчиков толкает транспортные компании даже на такой отчаянный шаг.
Пока государство плотоядно оглядывается на столь прибыльную сферу как грузоперевозки, стремясь войти в долю путём повышения акцизов на бензин и введения интересных транспортных сборов, перевозчикам стоит присмотреться к новым или забытым старым разработкам КАМАЗа. Кардинально изменить положение компании перевод транспорта на газодизель вряд ли сможет, но существенно сэкономить на топливе получится однозначно.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- Газодизель нам поможет
Почему тормозится перевод коммерческого автотранспорта на сжиженный газ? Да потому, что он - "коммерческий"! Никто, ни один хозяин не будет тратить деньги просто так. А перевод техники на газовое топливо процесс затратный! Значит нужно их каким-то образом заинтересовать, простимулировать!
Научно-технический потенциал России намного выше чем в Южной Кореи или Италии. Соответственно можно не только перейти на газодизельные моторы, а существенно усовершенствовать их, путем повышения КПД. Но для этого надо инвестировать в научную составляющую отрасли. После этого можно будет, даже выйти на внешние рынки.
Чтобы перейти на газодизель, нужно знать стоимость оборудования и за какое время его можно будет окупить. Если такой переход не выгоден, то никакие покровительства и инвестиции от правительства не помогут
Когда газ стоит в два-три раза дешевле бензина, соблазн перевести автомобиль со штатным бензиновым двигателем на газовое топливо особенно велик. Вот только сначала стоит посчитать, насколько это экономически оправдано