Газодизель нам поможет
…в рамках национальной программы Южной Кореи,специалистами НАМИ был переоборудован грузовик. Когда его переоборудовали, хозяин грузовика говорил: "Поставили баллон… — берите себе грузовик". После пробега водитель, открыв бак, остолбенел — солярка плескалась возле заправочной горловины. Хозяин грузовика сразу изменил своё желание расстаться с грузовиком. (Андрей Карасёв)
В феврале 2016 года Горьковский автозавод принимал высокопоставленных правительственных чиновников. Полномочный представитель президента РФ в Приволжском ФО Михаил Бабич, Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, председатель комитета Госдумы по энергетике и президент Российского газового общества Павел Завальный, — все они собрались для обсуждения ситуации, сложившейся вокруг перевода коммерческого авто транспорта и автобусов на сжиженный газ.
Обсуждающийся на разных уровнях в пределах десятилетия данный вопрос, уже давно набил оскомину, но так и остался по-прежнему актуальным, то есть нерешённым. Что мешает активному внедрению газового топлива в транспортную сферу? Почему все изрядные «плюсы» этого шага не могут переубедить собственников коммерческих машин и спецтехники в необходимости переоборудования стоящего на балансе транспорта?
Покровительство правительства
Правительство РФ, наконец, признало: газовые двигатели не могут пробить себе дорогу на автомобильном рынке страны. Поэтому в сфере ТЭК государство определило приоритетное направление работы: увеличить долю использования природного газа в виде моторного топлива. Для этого уже приняты ряд мер:
- открытие «Газпромом» новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС);
- увеличение объёмов продаж автомашин, оборудованных газовыми двигателями;
- обеспечение реализации автотранспорта на газомоторном топливе за счёт гибкой ценовой политики;
- активное продвижение в данном направлении процесса импортозамещения с целью удешевления конечного продукта;
- покрытие территории страны сетью сертифицированного сервисного обслуживания автотранспорта, работающего на метане;
- создание условий для привлечения частных инвестиций не только крупных компаний, но и представителей среднего и малого бизнеса;
- создание кадрового потенциала;
- разработка соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую все этапы использования газомоторного топлива на коммерческом авто транспорте.
На что способен газодизель?
Продвинуть правительственный проект легковой автотранспорт не в состоянии. Независимо от плотности сети АГНКС, перевод на газ легковых машин в массовом порядке будет продвигаться медленно. Далеко не у всех импортных автомобилей конструкция позволяет установить газовое оборудование.
На вторичном рынке также преобладают модели, работающие на традиционном топливе. Тратиться на непредсказуемое газовое оборудование готовы опять же не все. А вот транспортные компании, которые работают в сфере услуг грузоперевозок, могут внести существенные коррективы в рынок газомоторного топлива. Но при условии, что это будет газодизель, а не чистый газ.
Тяжёлые грузовики – составляют значительную долю транспорта, эксплуатирующего российские дороги. Ориентация «Газпрома» на нужды автоперевозчиков поможет сделать первые решающие шаги в этом направлении и создать массовый спрос на переоборудование фур для работы на газе.
Чтобы переоборудовать большегруз на газ, требуется максимальная уверенность в рентабельности этого шага. Правительственные обещания, увы, не могут служить гарантией. А вот воспользоваться так называемой государственной «акцией» и установить на тяжёлый грузовик газодизель будет не столь рискованно для бизнеса.
Пионером в России по созданию газодизельных грузовиков остаётся КАМАЗ. В 1987 году Камский гигант запустил в серийное производство модели КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118. Эти машины оснащались безнадувным газодизельным двигателем КАМАЗ-7409.10.
Одновременно проводилось тестирование на автополигоне в Дмитрове дизельного турбонадувного грузовика КАМАЗ-7403. Судьба столь заманчивого проекта известна: производство доработанных моделей прекратилось, а турбонадувной грузовик до конвейера так и не добрался. Впоследствии эстафету от КАМАЗа приняла компания ООО «Мобильгаз», которая сумела до определённого момента переоборудовать 8 тыс. грузовиков. По общероссийским меркам – это капля в море. Но идея жива, работы продолжаются.
«Быть или не быть» газу на грузовиках?
В 2012 году в итальянском городе Болонья проходила III Международная выставка, посвящённая использованию сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива. Зарубежные автопроизводители представили широкий модельный ряд как легкового, так и коммерческого авто транспорта, оснащённые традиционными ДВС, конвертированные в двигатели, работающие на природном газе. Особенно активными потребителями газа на транспорте в Европе считаются Голландия и Германия. С недавних пор к ним присоединилась Италия.
Газодизель, несомненно, проигрывает «чистому газу». В том числе по экономическим и экологическим показателям. Но, следует учитывать специфику России. Тяжёлые гружёные фуры не могут ездить зигзагами по стране в поисках очередной АГНКС. С другой стороны, непредсказуемость экономической политики правительства в отношении грузоперевозчиков толкает транспортные компании даже на такой отчаянный шаг.
Пока государство плотоядно оглядывается на столь прибыльную сферу как грузоперевозки, стремясь войти в долю путём повышения акцизов на бензин и введения интересных транспортных сборов, перевозчикам стоит присмотреться к новым или забытым старым разработкам КАМАЗа. Кардинально изменить положение компании перевод транспорта на газодизель вряд ли сможет, но существенно сэкономить на топливе получится однозначно.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- Газодизель нам поможет
Почему тормозится перевод коммерческого автотранспорта на сжиженный газ? Да потому, что он - "коммерческий"! Никто, ни один хозяин не будет тратить деньги просто так. А перевод техники на газовое топливо процесс затратный! Значит нужно их каким-то образом заинтересовать, простимулировать!
Научно-технический потенциал России намного выше чем в Южной Кореи или Италии. Соответственно можно не только перейти на газодизельные моторы, а существенно усовершенствовать их, путем повышения КПД. Но для этого надо инвестировать в научную составляющую отрасли. После этого можно будет, даже выйти на внешние рынки.
Чтобы перейти на газодизель, нужно знать стоимость оборудования и за какое время его можно будет окупить. Если такой переход не выгоден, то никакие покровительства и инвестиции от правительства не помогут
Когда газ стоит в два-три раза дешевле бензина, соблазн перевести автомобиль со штатным бензиновым двигателем на газовое топливо особенно велик. Вот только сначала стоит посчитать, насколько это экономически оправдано
Честно говоря, тема перевода грузовиков на газодизель — это как старая пластинка, которая, несмотря на все усилия, никак не может закончиться. С одной стороны, идея очень перспективная, ведь экономия на топливе очевидна, да и экологическая нагрузка снижается. С другой стороны, всё это напоминает мне ситуацию с электромобилями в прошлом десятилетии. Все говорили, что это будущее, но инфраструктура и готовность общества не позволяли сделать этот переход быстро. Здесь мы видим схожую проблему: несмотря на все усилия «Газпрома» и правительства, рынок всё ещё не готов к массовому переходу на газодизель. Возникает вопрос: а что дальше? Будем ждать, пока всё само собой решится, или стоит пересмотреть подходы? Ведь в Европе, например, бизнес активно вкладывается в развитие таких технологий, и результаты налицо. Возможно, стоит взять пример с Голландии и Германии, где переход на газ давно стал обыденностью. Но, учитывая российские реалии, где расстояния и климат играют немаловажную роль, без серьёзных гарантий и поддержки ни одна транспортная компания не решится на такие изменения. Пока что это остаётся вопросом веры в государственные инициативы и готовности бизнеса рисковать. Как говорится, без риска нет прогресса, но и без уверенности в завтрашнем дне ни один предприниматель не сделает шаг в неизвестность.
Интересно наблюдать за попытками интеграции газодизеля в транспортный сектор России. Это как возвращение старой идеи, которая, возможно, переживёт второе рождение. Помню, как в 80-х годах КАМАЗ уже делал такие шаги. Надеюсь, в этот раз всё будет более успешно.
Читаю про внедрение газодизеля и думаю: а чем это хуже электрификации автопарка? Да, газодизель не самый экологичный, но для российских дорог и расстояний может быть более подходящим решением. Главное, чтобы поддержка от государства была не только на бумаге.