Где лучше производить обслуживание спецтехники
Сегодня большинство тяжелых работ выполняется только специальными машинами. Спецтехнику придумали почти для всех видов работ, будь это строительные или сельскохозяйственные.
Ремонтом спецтехники называется комплекс мероприятий, которые проводятся для восстановления её работоспособности и увеличения ресурса. Он выполняется в тех случаях, когда технику невозможно или нецелесообразно заменить на новую. Основные нормативные положения приводятся в ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) «Система технического обслуживания и ремонта техники».
Виды ремонта спецтехники
По своему характеру ремонт спецтехники классифицируется на следующие виды: плановый, по состоянию, по событию. «Событийный» ремонт, по обыкновению, связан с экстренными обстоятельствами, вызвавшими поломку техники. Плановый ремонт имеет свои разновидности, определяемые объёмом производимых ремонтных работ. Степень нужды в текущем ремонте (первом виде планового ремонта) определяется фирмой-изготовителем данного вида спецтехники, плановым техническим осмотром или рекомендацией самого водителя. При этом наиболее оптимальным вариантом планового текущего ремонта является его осуществление за счёт наличия запасного комплекта узлов для требуемой замены износившихся деталей. Это обстоятельство позволяет избежать простоев в работе техники.
В подобных случаях реставрационные работы осуществляются в два этапа и включают замену вышедшего из строя узла новым с последующим ремонтом износившегося (вышедшего из строя). Текущий ремонт предполагает выполнение всех манипуляций, необходимых для полного восстановления техники, а именно работы по замене вышедших из строя узлов и «уставших» деталей, корректировочные работы слесарного и сварочного характера, исправления дефектов, связанных с обновлением лакокрасочного покрытия и др.
- Средний вид ремонта, регламентируемый ГОСТом, обеспечивает восстановление спецтехники путём замены или реставрации износившихся деталей.
- Капитальный вид ремонта предполагает замену или реставрацию любых агрегатов и механизмов спецтехники, включающих как ремонт техники в целом, так и отдельных её агрегатов.
Уместно, в данном случае, сказать о том, что в простонародии называют «косметическом» ремонте, этот набор действий связан с исправлением незначительных недостатков в техническом состоянии транспорта (внешний вид и др.) и имеющим место в период его подготовки к продаже.
Уже никого не удивить башенными кранами, экскаваторами, тракторами и другой техникой. Только для того, чтобы они прослужили долго, нужно хорошее обслуживание спецтехники. То есть не надо ждать, когда какая-либо деталь выйдет из строя, требуется просто вовремя проводить профилактические работы.
Ремонт спецтехники может быть:
- Плановый – после прохождения установленного количества километров, определенного периода времени или выработки необходимого числа моточасов.
- По состоянию – при помощи измерительных приборов или экспертным путем выполняется оценка работоспособности оборудования; после этого принимается решение о его замене или ремонте.
- По событию – после выхода из строя агрегата, узла или детали по разным причинам.
Различают следующие виды плановых ремонтов:
1. Текущий (ТР)
Устранение неисправности посредством замены или восстановления деталей, без вмешательства в базовые системы и агрегаты автомобиля. Снятие с машины поврежденного узла не обязательно. Допускается замена работоспособных узлов и агрегатов, которым в ближайшем будущем потребуется капитальный ремонт.
Потребность в ТР определяется по заявке водителя или по результатам контрольных осмотров при ТО. ТР и ТО могут совмещаться. Во время ТР проводятся следующие виды работ: разборочные, сварочные, слесарные, замена деталей и агрегатов, окрасочные, сборочные. Все виды воздействий делятся на 2 типа:
- снятие узлов и агрегатов с их последующей установкой;
- разборка, ремонт и сборка снятых узлов и агрегатов.
Если ТР выполняется на промышленном предприятии, то в организационном плане можно выделить две методики: не обезличенная и обезличенная. В первом случае на машину устанавливаются те же самые узлы, которые были сняты с нее для ремонта. Главный недостаток в том, что автомобиль простаивает в течение всего времени, которое требуется для восстановления работоспособности агрегатов. Во втором случае на спецтехнику, сразу после демонтажа неисправного узла, ставится новый или ранее отремонтированный.
2. Средний
Согласно ГОСТ 18322-78, это «ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации».
3. Капитальный (КР)
При этом виде ремонта меняются любые части машины, включая базовые. Ресурс восстанавливается полностью или до состояния, близкого к полному. Во время КР может выполняться модернизация техники. Транспорт разбирается в значительной степени для того, чтобы не только заменить неисправные узлы, но также выявить скрытые дефекты и детали с предельным износом. Возможен КР всего автомобиля либо его агрегата (двигателя, КПП, сцепление, ведущий мост и др.). В течение срока службы машины, КР всего автомобиля проводится только один раз.
Нередко встречаются понятия косметического и восстановительного ремонтов. В первом случае это приведение к первоначальному состоянию внешнего вида, без работ, относящихся к конструкции машины. Особенность второго заключается в том, что он выполняется после повреждения спецтехники вследствие ДТП или по другим причинам.
Согласно методического руководства РД 37.009.015-98, во время проведения экспертизы с целью определения трудоемкости, способа, вида и технологии работ, которые будут проводиться для восстановления кузова (всего или отдельных его элементов), могут быть следующие типы ремонтов:
- 0 ремонт – на наружной поверхности устраняются небольшие вмятины, повреждения лакокрасочного покрытия отсутствуют;
- 1 ремонт – устраняются деформации кузовных элементов в легкодоступных местах; площадь повреждений – до 20%;
- 2 ремонт – ремонт повреждений с использованием нагрева; 1 ремонт на площади 20-50%;
- 3 ремонт – устранение повреждений, связанное с вырезанием деформированного участка, изготовлением ремонтной вставки с приданием ей нужной формы; площадь повреждений – до 30%;
- 4 ремонт – то же, на площади более 30%;
Есть также термины «замена», «частичная замена» (с использованием ремонтной вставки) и «устранение перекосов».
Интенсивная эксплуатация различных видов специальной техники требует исключительно профессионального подхода к ее обслуживанию и ремонту. Как правило, мелкий ремонт оборудования выполняется силами организаций – собственников спецмашин. Но устранение неисправностей большинства видов навесных и подъемных механизмов является нормированным видом деятельности и может осуществляться только в специализированных автоцентрах.
Основной тип ремонта спецтехники - это восстановление и отладка различных гидравлических систем. Также выполняется капремонт кузовов, силовых агрегатов, стрел и других видов оборудования. В спектр данных услуг входят также токарные и сварные работы. При необходимости, в автосервисе могут изготовить узлы и запчасти по индивидуальному заказу, например, гидроцилиндры, цилиндры, рамы, стрелы и др.
Профессиональное обслуживание специальной техники предполагает диагностику, восстановление и изготовление нужных узлов и деталей, а именно:
- диагностику и восстановление гидросистем. Сюда входит ремонт автокрановых манипуляторов, корпусов золотниковых распределителей, напорной магистрали; замена шестерней масляной помпы, масла, технологических жидкостей в тормозной системе и др.;
- ремонт гидроцилиндров. Это замена штока, уплотнителей, поршня, гильзы, а также ее хонингование. Проводится испытание оборудования на тестовом стенде;
- ремонт гидрораспределителей любых типов – клапанных, золотниковых, крановых, многосекционных, а также с ручным, механическим или электроуправлением;
- изготовление и ремонт стрелового механизма башенных, консольных, мостовых и автокранов;
- замена и изготовление втулок и подшипников;
- восстановление несущей рамы до технически допустимых геометрических параметров с помощью специального оборудования;
- диагностика и замена тросов. При этом учитываются нормативные размеры и параметры прочности троса. Новые тросы также проходят тестовую проверку;
- капремонт спецтехники с применением стендов и специализированного оборудования.
Помимо вышеперечисленного, сервисное обслуживание включает смазку механизмов, замену фильтров, жидкостей и масла, а также все виды сварочных, слесарных и токарных работ.
Перед принятием решения о ремонте в обязательном порядке проводится дефектовка (анализ технического состояния) узла, агрегата или автомобиля. В подавляющем большинстве случаев для выполнения ремонта требуются запасные части и расходные материалы.
Профилактические работы и обслуживание спецтехники
Чтобы продлить срок службы любому транспорту, надо вовремя проводить следующие работы:
- в первую очередь проводятся антикоррозийные обработки;
- нужно вовремя менять масло;
- проверять наличие тормозной жидкости и сами тормозные механизмы;
- постоянно проверять шины;
- контролировать работу двигателя и многое другое.
Обслуживание спецтехники несколько сложней, чем легковых автомобилей. Часто завод спецтехники сам предлагает покупателям проводить технический осмотр. Как правило, специализированые машины изготовляются небольшими партиями, и многие сервисные компании не имеют специального оборудования и опыта работы с подобной техникой.
Кроме того, если случится поломка, то все равно нужно будет обращаться именно на завод спецтехники, потому что порой нигде не найти нужных запчастей и деталей. А использовать для тяжелых и сложных машин подделку небезопасно. Часто завод спецтехники занимается изготовлением запчастей к выпускаемым машинам.
Обслуживание спецтехники требует от мастеров определенных знаний, и в наличии у них должны быть специальные инструменты и оборудование. Ни в каждом сервисном салоне есть эстакада или смотровая яма для осмотра бульдозера, или бетономешалки, или для других подобных машин и поэтому при отсутствии нужных условий вряд ли обслуживание спецтехники будет на высшем уровне.
Ремонт спецтехники
Высокие нагрузки, сопровождающие эксплуатацию спецтехники, делают необходимым их плановое техническое обслуживание высокопрофессиональными специалистами. Незначительный по своему характеру ремонт производится, как правило, на базе самого предприятия, арендующего технику.
Что касается ремонта более сложной этиологии (силовые установки, краны), то его осуществление происходит в специальных сервисных центрах, оснащённых всем необходимым оборудованием, которое обеспечивает спектр производимых работ от самого простого уровня (сборка, разборка) до максимально сложного (с использованием специального оборудования по индивидуальному заказу).
Без преувеличения, заметим, что важность своевременного профессионального обслуживания спецтехники достаточно велика и является залогом её исправного функционирования.
Техническое обслуживание спецтехники подразумевает диагностику степени работоспособности гидравлического оборудования (повсеместно используется в большинстве образцов техники), гидроцилиндров (работа по замене прокладок поршня и др.), гидрораспределителей, осуществление ремонтных работ стрел и других механизмов башенного крана, проведение капремонта с использованием высокотехнологичного оборудования, первичный визуальный осмотр и регламентируемые испытания силовых тросов.
Ко всему выше сказанному, предусматривается своевременное сервисное обслуживание, включающее замену технологических жидкостей, а также анализ технического состояния спецтехники.
Если нужно отремонтировать спецтехнику, то надо искать мастерские, которые находятся непосредственно на автомобильных предприятиях. Только завод спецтехники сможет оказать квалифицированную помощь и при этом предложить оригинальные запчасти. Даже если их не будет в наличии, то детали всегда быстро изготовят на заказ.
Когда машина на ходу и работает исправно, то любая работа будет сделана быстро и качественно. Поэтому не стоит экономить на ремонте и при необходимости надо обращаться за помощью только к профессионалам.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Показатели эффективности в работе водителей и кондукторов
- Особенности аренды грузовиков и спецтехники
- Универсальные компоненты спецтехники New Holland
- Качественное масло – залог здоровья спецтехники
- 5 критериев для выбора лесозаготовительной спецтехники
- Особенности организации сервисного обслуживания спецтехники
Сервисные компании не должны браться за ремонт сложной спецтехники, если нет оборудования и нет заводских запчастей. Но бывает мастера предлагают любые услуги и машина потом вообще выходит из строя.
К сожалению, спецтехнику зачастую обслуживают сами водители или доморощенные "гаражные" механики... особенно если техника эксплуатируется лишь эпизодически.
Это хорошо и грамотно все расписано (сам я технарь, автомобилист), но Россия - это не только Москва и Питер, а еще и наш город. А у нас в этом плане еще 20 век, и до всего этого, как до неба...
Если у компании есть несколько единиц спецтехники, то обязательно нужны мастера и механики по ремонту. Иначе расходы на обслуживание значительно увеличатся при обращении за ремонтом в сторонние компании.