Гигантский карьерный самосвал Terex 33-19 Titan
Огромные карьерные самосвалы – тот вид спецтехники, от которой захватывает дух и появляется чувство гордости за великие умы человечества. Мощь, выносливость, надежность, уникальные технические характеристики – рядом с такой техникой чувствуешь себя маленькой песчинкой…
Оглавление
Одной из таких моделей является Terex 3319 – трехосный 6-колесный самосвал, который на момент своего появления стал самым крупным автомобилем в мире. Об особенностях данной модели и ее характеристиках пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
История создания
Terex 33-19 Titan появился на свет в 1974 году. Более, чем на четверть века, за ним закрепилось звание самой крупногабаритной и грузоподъемной техники на всем земном шаре. Примечательно то, что машина была выпущена в единственном экземпляре, а ее творцом стал крупнейший автоконцерн General Motors.
История появления данной модели весьма интересная. В середине 50 годов прошлого века, когда в Соединенных Штатах действовали суровые антимонопольные законы, GM попала под правительственные санкции, так как именно ее предприятия полностью контролировали выпуск карьерных самосвалов, практически не допуская на рынок конкурентов.
Чтобы воспрепятствовать такой монополии, руководство страны в конце 60 годов решением суда запретило концерну на протяжении четырех лет поставлять в продажу крупнокалиберные самосвалы. Но распространялся запрет только на Соединенные Штаты…
Автопроизводитель с таким положением дел мириться не стал, он не хотел терпеть убытки, поэтому учредил новый бренд под названием Terex и наладил выпуск спецтехники на территории Канады.
ВажноСамосвал Terex Titan был выпущен всего в одном экземпляре по заказу предприятия Kaiser Resources Ltd из Северной Америки. Предназначался самосвал для перевозки тяжелых грузов – карьерных пород и различных материалов по бездорожью в любых погодных условиях.
Работала машина с 1974 по 1991 год, затем ее хотели переплавить, но этому помешали местные рабочие, которые потребовали сохранить гиганта и использовать его в качестве музейного экспоната как памятник гению человеческой мысли.
Двигатель с самосвала сняли, сегодня огромная махина стоит в центре города Спарвуд (Канада) и является основной его достопримечательностью.
Примечательно то, что изначально машина планировалась в качестве серийной модели. Ее испытания проходили на шахте Игл-Маунтин (штат Калифорния), результат превзошел все ожидания.
Однако техника оказалась слишком прожорливой, она требовала огромных расходов на содержание. Несмотря на то, что на 1976 год было запланировано начало серийного выпуска, от этой идеи пришлось отказаться, так как заявок на гиганта больше не поступало.
Технические характеристики
Вес самосвала «Терекс» составлял 260 т, грузоподъемность - 350 т, как следствие – общая масса в нагруженном состоянии достигала 610 т. Касательно других технических характеристик, необходимо упомянуть следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Размеры (ДхШхВ), м | 20х7,6х6,9 |
Высота (при поднятом кузове), м | 17 |
Ширина колеи, м | 6,7 |
Величина дорожного просвета, см | 75 |
Максимальная скорость в нагруженном состоянии, км/ч | 48 |
Габариты грузовой платформы, м | 11,2х7,6 |
Колесная формула | 6х4 |
Энергетическая установка
Самосвал приводился в движение 2-тактным 16-цилиндровым дизельным силовым агрегатом на 169 литров, аналогом тех, которые устанавливались на тепловозы. Мощность мотора составляла 3300 лошадиных сил, он оснащался системой прямого впрыска топлива и турбонаддувом. Однако дизельный мотор – это не единственная движущая сила, приводившая в действие этого титана. В нем была внедрена инновационная на тот момент гибридная установка агрегата Electro-Motive Division.
На каждое заднее колесо (а диаметр каждого из них составлял 4 м) устанавливался электрический мотор, запитывающийся от генератора, а тот, в свою очередь, получал мощность от силовой установки.
Схема была не просто инновационной – она стала настоящей сенсацией, ведь в сочетании с полноприводной системой позволила транспортному средству развивать невиданную для таких условий эксплуатации скорость в 48 км/час. Расход топлива составляет около 500 литров за одну рабочую смену.
Трансмиссия
Карьерный самосвал Terex оснащался полноприводной трансмиссией, в помощь которой предназначались уже упомянутые нами выше электромоторы на каждом из четырех задних колес. Такое решение позволило передавать мощность непосредственно на ведущие колеса и использовать ее с максимальной эффективностью.
Ходовая
В основе самосвала «Терекс Титан» лежит рамная конструкция – надежная, прочная, повышенной мощности благодаря тому, что изготовлена она из высокопрочной легированной стали. Каждая из осей снабжена зависимыми подвесками.
Для большей маневренности и улучшенной управляемости задние колеса сделали поворачиваемыми на угол в 10 градусов. К слову о колесах: в «полный комплект» модели входит десять покрышек, высота каждого колеса составляет 4 метра.
Рулевое и тормоза
Машина оснащалась барабанными тормозами, механизмы которых работали «по кругу» и характеризовались единой фрикционной поверхностью, составляющей 50,5 кубометра. Габариты тормозов были огромными, со своей функцией они отлично справлялись во многом благодаря внушительному размеру.
Что касается рулевого управления, то данные о нем тоже не сохранились, и вряд ли что-либо станет известно позже, так как модель, повторимся, была выпущена в единственном экземпляре, она уже давно не используется, а стоит на улице канадского города в качестве музейного экспоната.
Кабина
Операторская кабина даже по тем временам характеризовалась повышенным уровнем комфорта. Хорошая звукоизоляция, надежная защита от случайного падения тяжелых материалов, разумное и до мелочей продуманное расположение всех элементов управления – все это способствовало комфорту оператора и гарантировало его безопасность.
Заключение
В свое время машина произвела настоящий фурор, о ней писали в профильных изданиях и говорили в новостях по всему миру. Настоящий гигант, рекордсмен, которого на протяжении 25 лет никому не удавалось превзойти.
Если планам производителя было суждено стать в реальностью, и машина поступила бы в серийное производство, позволить себе такую технику могло далеко не каждое предприятие – ее стоимость стартовала с отметки не менее чем 6 млн. дол. на нынешние деньги.
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Стоимость аренды Самосвала с водителем
- Лизинг карьерного белаза
- Где найти работу на самосвал и манипулятор?
- Можно ли переделать Камаз- самосвал в седельный тягач?
- Гигантский карьерный самосвал Terex 33-19 Titan
Да, действительно в свое время это был невероятный по характеристикам самосвал. Это подтверждается его рекордом по грузоподъемности, который держался четверть века.
Размеры самосвала поразили, действительно, гигант. Но в реальности с машиной такого размера непросто совладать, да и расход топлива огромный. О высокой маневренности при таких размерах тоже речи не идет. Но как достопримечательность этот самосвал просто обязан сохраниться!
Чувствуешь себя очень маленькой, и просто дух захватывает, когда смотришь, на такого мощного гиганта техники)
Читая о Terex 33-19 Titan, невозможно не восхититься инженерной мыслью того времени. Этот самосвал - настоящая легенда, которая стояла на передовой технологического прогресса. Впечатляет, как General Motors сумели создать такой колоссальный транспорт в условиях антимонопольного давления. Это напоминает историю с Boeing 747, который тоже в свое время был прорывом в авиастроении. Инновационная гибридная установка для самосвала, с электрическими моторами на каждом колесе, звучит как что-то из научной фантастики даже по сегодняшним меркам. Столь мощную машину, конечно, трудно было бы внедрить в серийное производство из-за ее прожорливости, но сам факт её существования вдохновляет. Примечательно, что такой гигант оставил след в истории и стал музейным экспонатом, как и знаменитая "Конкорд" в авиации, который тоже стал символом своего времени. Возможно, если бы Terex Titan был бы разработан в наше время с учетом современных технологий энергосбережения, он мог бы стать не только музейным экспонатом, но и рабочей лошадкой на карьерах. Кстати, интересно было бы сравнить его с современными моделями, такими как БелАЗ 75710, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли в развитии карьерной техники. В любом случае, Terex 33-19 Titan остаётся важной частью истории и напоминанием о том, как далеко может зайти человеческая инженерная мысль.
Удивительно, что Terex Titan был выпущен всего в одном экземпляре. Это говорит о том, насколько смелыми были инженеры и насколько амбициозными были их планы. Впечатляет его грузоподъемность и мощь, напоминает мне супертанк Maus, который тоже остался в единственном числе. Жалко, что из-за прожорливости его не стали выпускать серийно.
Terex 33-19 Titan - это как DeLorean в мире карьерной техники: уникальный, амбициозный и оставивший след в истории. Жаль, что прожорливость поставила крест на серийном производстве. Но зато теперь его можно увидеть в Канаде как музейный экспонат, что тоже круто!