Автобус Volvo В10М
Volvo В10М—городской, туристический и междугородний автобус, а также популярное шасси, которое использовалось для производства многих моделей других производителей. Выпускался во многих модификациях в период с 1978 до 2003 годы.
Оглавление
Оснащается 9,3-литровым 210-сильным двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач. Ниже рассмотрим историю создания техники, приведем модификации и технические характеристики. Отдельно поговорим об особенностях салона и кабины водителя.
История создания автобусов В10М, годы выпуска
Вольво В10М пришел на смену В58, который на тот период стал менее востребован и требовал доработки. Большая часть машин изготовлена на территории Швеции, но часть машин произведена на мощностях заводов других стран, к примеру, Бразилии и Великобритании. В последующие годы новый автобус пользовался наибольшим спросом в Англии. Первоначально он производился как туристический, но параллельно выпускались модели для применения в условиях города.
Автобус Volvo В10М был доступен в разных модификациях с индексами «46» (В10М-46), «50», «55», «60», «62», «65», «70» и другие. Указанные числа показывали размер колесной базы с единицей измерения «Дм». В 1981-м появились 3-осные шасси и в том же году была создана 2-этажный вариант В10М. Он получил название Citybus, который существовал до конца выпуска основной модели.
Завершение производства пришлось на 1993 год. Модель Volvo В10М активно применялась во многих странах мира. К примеру, Объединенным Королевством было закуплено много таких автобусов.
В роли активного покупателя выступала и Новая Зеландия, которая приобрела более 1500 единиц техники в разных модификациях. В период с 1983 по 1986 год сборкой автобусов Вольво занималась и США. Кроме того, В10М был приобретен несколькими государственными операторами Канады, Бельгии, Греции и других стран.
Общее описание автобусов Volvo В10М и модификации
По сути, В10М — это больше чем автобус, ведь его шасси использовалось многими заводами-изготовителями при создании транспорта. Сама модель построена подразделением концерна Вольво Гроуп—Volvo Bussar, являющегося одним из лучших производителей шасси.
ВажноАвтобус Вольво В10М— городской / туристический транспорт, относящийся к классу «Большой». Имеет несколько исполнений в виде сочлененного 1-этажного транспорта, 1-этажного туристического / междугородного транспорта, а также 2-этажной версии. Комплектуется 9.6-литровым силовым агрегатом с передней компоновкой.
В основе автобуса лежит одноименное шасси, вмещающее в 50 человек. Именно эта модификация получила наибольшее распространение и продавалась во многие страны. Причиной популярности был грамотный выбор числа осей, надежный двигатель и ходовая часть, обеспечивающие долгий срок службы техники.
За время выпуска Вольво В10М было выпущено множество модификаций, отличающихся по технической части, количеству этажей, типу сочленения, числу пассажиров и другим особенностям. К основным версиям стоит отнести:
- B10MD / D10M — 2-этажный автобус, известный как Citybus. Создан в 1981 году для Strathclyde PTE и спустя год запущенный в производство. Многие версии этого автобуса были куплены Файф-Скоттиш и Восточной Шотландией. Эта модификация выпускалась до 1993-го, когда появился Вольво Олимпиан.
- В9М — еще одна версия автобуса, выпуск которой был запущен в 1982 году. Отличается более укороченным кузовом. Получила известность под разными индексами: В9М-46 / 50 / 55 / 60. Машина комплектуется таким же 9,6-литровым мотором, но с меньшей мощностью. Автобус был востребован в северной части европейского континента. Исключением стала лишь Дания, которая купила только несколько автобусов. В Великобритании версия В9М-46 имела укороченный вариант В10М длиной 9.5-9.7 м.
- В10А, В10Т — модификации, которые с 1984-го получили название В10, а после оптимизации поменяли название на В10Т.
- В10М-С и С10М — продукт сотрудничества компании Вольво и двух культуристов из Швейцарии (Рамсейера и Дженцера). Они создали среднемоторный автобус, который производился до 1987-го. При этом позиция силового узла была доступной в виде опции, а сама модификация получила названия В10М-С.
Технические данные
За время выпуска технические характеристики и особенности транспорта много раз подвергались изменениям. Для примера приведем технические характеристики Вольво В10М, выпускаемого в период с 1986 до 1992 годы:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Размеры (ДхШхВ), м | 14,8х2,5х3,14 |
Снаряженная масса, т | 14,9 |
Число мест | 57 |
Количество дверей | две |
Двигатель | дизельный, 9.6 л, 210 л. с. |
Трансмиссия | 5-ступенчатая АКПП |
Подвеска спереди / сзади | независимая / полузависимая |
Рулевая система | шестеренка-рейка, ГУР |
Тормоза спереди / сзади | дисковые / барабанные |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Шины | R22.5 |
Топливо | дизель |
Расход горючего, л / 100 км | 14.1 |
Объем бака, л | 100 |
Запас хода, км | 700 |
Колесная формула | 4х2 или 6х2 |
Ниже подробно остановимся на двигателе, ходовой части и шасси известного шведского автобуса.
Семейство двигателей
За время выпуска на автобус устанавливалось много вариантов двигателей Вольво. Кратко рассмотрим их особенности:
- THD100 — дизельный мотор, выпускаемый в период с 1978 до 1984 годы. Имеет объем 9.6 л, 6 цилиндров и 12 клапанов. Компрессия составляет 15.000 к 1. Особенность состоит в 7 подшипниках коленчатого вала, наличии турбонагнетателя и водяного охлаждения.
- THD101 — еще один дизельный мотор, который производился с 1988 года. Имеет мощность 210 кВт и 286 лошадиных сил. Имеет 6-цилиндровое и 12-клапанное исполнение. Компрессия составляет 15.000 к 1. Имеет рядное исполнение, водяное охлаждение, головку цилиндра в виде OHV, есть турбина.
- THD102.Дизельный 286-сильный двигатель объемом 9.6 л. имеет шесть цилиндров, 12 клапанов и семь подшипников коленчатого вала. ГРМ имеет цилиндрическое зубчатое колесо. Охлаждение — водяное. Камера сгорания имеет распределенный тип. Компрессия — 16.000 к 1.
- THD103. Двигатель мощностью 245 лошадиных сил. Как и прошлые версии, имеет 6-цилиндровое и 12-клапанное исполнение, а компрессия составляет 18.000 к 1. Это мотор с разделенной камерой сгорания, OHV головкой цилиндра. Питается дизельным топливом и имеет водяное охлаждение.
- THD104. Еще одна модификация с зубчато-шестеренчатым приводом распределительного вала, семью коренными опорами, водяной системой охлаждения. Имеет объем 9.6 л и мощность 285 лошадиных сил. Ход поршня и диаметр цилиндра составляют 14 и 12,065 см соответственно.
- DH10A. 9.6-литровый мотор мощностью 285 лошадиных сил. Соответствует нормам выброса Евро-2. Комплектуется турбонагнетателем. Имеет шесть цилиндров с рядным расположением. Из-за горизонтального позиционирования здесь применяется система с сухим картером.
Как видно, вся линейка моторов на автобусах Вольво В10М имеет объем 9.6 л, соответствует Евро-2 и имеет схожее исполнение. Главной особенностью является мощность, максимальный крутящий момент, расположение двигателя и т. д.
Максимальная скорость в большинстве двигателей ограничена 90 км/ч, но в некоторых моделях этот параметр больше — до 105 км/ч. Сам агрегат занимает немного места.
Это обусловлено его лежачим положением, что позволяет разместить силовой агрегат не просто под полом, но даже под багажными отсеками. Кроме того, при среднем позиционировании появляется дополнительное место сзади, что увеличивает пространство для размещений вещей пассажиров.
Трансмиссия и шасси
Как и в случае с двигателями, на автобусах Volvo В10М устанавливалось несколько вариантов трансмиссии:
- Voith DIWA 381,4 и 863,3.
- ZF 4HP 500, 5HP 500, 5HP 560.
Коробка передач Voith DIWA создана специально для автобусов.
Здесь применяется специальный дифференциал-переходник, замещающий пару шестеренок из обычной трансмиссии. Что касается трансмиссий серии ZF, они также разработаны для автобусного транспорта. Относятся к серии Экомат. На модель В10М устанавливались КПП 4-го и 5-го поколений.
Автобус Вольво В10М построен на колесной формуле 4х2, но в некоторых модификациях может использоваться вариант 6х2. Подвеска спереди является независимой и находится на подрамнике. Все это дополняется пружинными стойками для большего комфорта.
Задняя подвеска является полунезависимой и построена на рычагах продольного типа. Тормозная система разделена на дисковые тормоза спереди и барабанные сзади. Все это дополнено АБС для большей безопасности.
Комфорт в салоне
В наиболее популярной версии Volvo В10М предусмотрено рядное расположение кресел по два с каждой стороны. Исключением является задняя часть, где предусмотрено сразу пять сидений для пассажиров. Есть два входа. Для удобства предусмотрены мягкие кресла, оборудованный подлокотникам и находящиеся на небольшом возвышении для лучшего обзора.
Благодаря продуманной схеме охлаждения автобуса, Вольво В10М обеспечивает высокий уровень комфорта. Холодный воздух равномерно распределяется по салону и может разделяться на две отдельные зоны: для водителя и пассажиров. Обогрев обустроен печками, установленными по периметру.
Дополнительные устройства нагрева находятся возле среднего входа. Из дополнительных элементов комфорта стоит выделить два телевизора, кулер для воды, большой багажник и туалет. Также имеется аудио и DVD система и кофеварка.
Рабочее место водителя
С позиции водительского места в Volvo В10М все стандартно. Кресло имеет подрессоренную подвеску для большего комфорта. Имеется информативная панель управления.
Все кнопки и тумблеры находятся в непосредственной близости, благодаря особой форме. В некоторых комплектациях автобуса предусмотрен спальник для второго водителя. Также имеется отдельная система обогрева, вентиляции, а иногда и кондиционирования.
Заключительная оценка
Volvo В10М— один из лучших городских, междугородних и туристических автобусов. Он отличается надежной и неприхотливой линейкой двигателей, высоким уровнем комфорта в салоне и оптимальными техническими характеристиками.
Качество модели подтверждено высоким спросом на нее на многих мировых рынках. При этом производство было завершено лишь спустя 25 лет после появления более мощной модели с 12,1-литроым двигателем.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Автобус Volvo В10М
Отличная обзорная статья, согласна, что Volvo В10М один из лучших городских и туристических автобусов, ездила на таком автобусе, запомнились мягкие комфортабельные сиденья. Конечно, со временем, где то 2001 году B10M был заменен на B12M с более мощным 12,1-литровым двигателем, но и В10М занял свое место на рынке пассажирских перевозок, обладая оптимальными техническими характеристиками, прекрасно продавался, машина достаточно вместительная, выносливая и надежная!
25 лет успешных продаж - впечатляющий показатель от Volvo В10М. Впрочем, отказ от выпуска столь успешной модели в пользу более современной был своевременен и полностью оправдан.
Мощность у этого автобуса неплохая, правда для сочлененных версий, мне кажется тяги маловато. А вообще, он неплохо справлялся с функцией городской маршрутки.
Два года на В10 М , 92 года, шикарная экономичная без кондиционера, собираюсь ставить на крышу , 8 ступенч ж коробка, трасса 125-130,55 мест ещё покатаюсь после тех ухода на двс, незнаю как быть с радиатором охлаждение у меня он электронный не выдерживает реле провода
Volvo В10М - это классический пример того, как шасси может стать основой для огромного количества транспортных решений. Модель, производимая почти 25 лет, заслуженно завоевала популярность благодаря своей универсальности и надежности. Интересно, как В10М смог конкурировать с такими мощными игроками, как Mercedes-Benz O303 или Scania K112, оставаясь при этом востребованным на рынке. Особенно впечатляет разнообразие модификаций, от городских до туристических версий, которые позволяли адаптировать автобус под нужды конкретного региона. Комплектация разными типами трансмиссий и двигателей, такими как ZF и Voith, показывает, что производитель уделял внимание не только комфорту пассажиров, но и функциональности для водителей. Бросается в глаза, что, несмотря на свою возрастную категорию, В10М предлагал вполне конкурентоспособные технические решения, такие как независимая подвеска и продуманная система вентиляции. Хотя современные модели, такие как более новые серии от Volvo или MAN, предлагают более высокую эффективность и улучшенные экологические показатели, В10М остается в памяти как один из символов надежности и универсальности в мире автобусов. Стоит отметить и то, как этот автобус стал частью истории, переплетаясь с городскими ландшафтами многих стран, от Великобритании до Новой Зеландии. Любопытно, что его производили на разных континентах, что, возможно, помогло ему адаптироваться к различным климатическим и дорожным условиям. В целом, Volvo В10М - это не просто транспорт, это целая эпоха в автобусостроении, которая оставила неизгладимый след в отрасли.
Интересно, что Volvo В10М оказался востребованным даже в таких странах, как Греция и Канада. Это говорит о его универсальности и способности адаптироваться к различным условиям эксплуатации. Для 80-х и 90-х годов это был действительно впечатляющий автобус.
Меня всегда поражала линейка двигателей, которые предлагались для В10М. Учитывая, что объем мотора оставался неизменным, разнообразие мощностей и конструктивных решений впечатляет. Это хороший пример того, как можно оптимизировать силовую установку под разные нужды, сохраняя базовую надежность.