Грузовик ГАЗ-56, история советского автопрома
Грузовик Газ-56 — экспериментальный транспорт, созданный в двух версиях, но так и не попавший на конвейер из-за конкуренции с еще одной моделью производителя Газ-53. Имеет грузоподъемность до 1,5 тонн, габаритные размеры 5,085х2,172х1,995 м и колесную формулу 4х2. Ниже рассмотрим, в чем особенности этого автомобиля, кратко выделим историю появления, приведем технические характеристики и особенности применения.
Оглавление
История создания модели
В 1950-м на УАЗ был приостановлен выпуск старого грузовика Газ-ММ грузоподъемностью на 1,5 тонны. Раньше упомянутая модель выпускалась на Горьковском автозаводе, а следующей машиной уже стал Газ-51, отличающийся большими габаритами и грузоподъемностью до 2,5 т.
Опыт эксплуатации показал, что такая грузоподъемность не является необходимой. Народное хозяйство нуждалось в 1,5-тонниках и более компактных машинах. Именно таким автомобилем должен был стать Газ-56, работы над которым начались еще в 1952-м. Главным разработчиком является Просвирнин А.Д, а в дальнейшем его дело перенял Бутусов А. Конструктивно в машине было внедрено множество уникальных решений:
- рессоры на подушках из резины;
- картер заднего моста;
- электромуфта вентилятора охладительной системы;
- амортизаторы телескопического типа;
- основная передача гипоидного типа и т. д.
ВажноВсего разрабатывалось два типа грузовика. Первый вариант имел «опущенные» крылья, из-за чего водитель плохо чувствовал габариты машины. Второй — более новый и оптимизированный. В 1956-м были готовы машины для серийного выпуска.
При этом машина хорошо себя проявила с позиции мощности, долговечности и надежности, но на конвейер так и не стала. Предприятие финансово не потянуло выпуск двух моделей, поэтому предпочтение было отдано Газ 53. Именно он был запущен в серийный выпуск.
Назначение Газ-56
Грузовой автомобиль Газ-56 показывал хорошие перспективы с позиции быстроходности, экономичности и надежности, что позволяло использовать его во многих сферах деятельности. Создание таких машин планировалось для покрытия нужд в народном хозяйстве, где был необходим выносливый транспорт с хорошей грузоподъемностью.
Он планировался как автомобиль для сельского, лесного и рыболовного хозяйства, промышленности, строительства, материально-технического снабжения, коммунальной сферы, обслуживания нужд бытового населения и т. д. Иными словами, это была универсальная модель, которая при отсутствии конкуренции могла занять одну из лидирующих ячеек в своей сфере.
Технические характеристики автомобиля Газ 56
Одной из особенностей являются продуманные технические характеристики грузовика, позволившие максимально приблизить его к серийному выпуску. К основным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 4х2 |
Двигатель | бензиновый, 2.4 л, 70 л. с. |
Расход горючего, л / 100 км | 15 |
КПП | механическая, четыре ступени |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 5,085х2,172х1995 |
Колесная база, м | 2,95 |
Дорожный просвет, см | 24 |
Передняя / задняя колея, м | 1,472 / 1,65 |
Полный вес, т | 1,848 |
Количество мест в кабине | 2 |
Максимальная скорость, км/ч | 82 |
Электрическое питание, В | 12 |
Радиус разворота, м | 6,5 |
Двигатель
Гордостью разработчиков был двигатель Газ-56 с передней компоновкой и карбюраторным принципом работы. Мотор имеет рабочий объем 2,445 куб. см. Количество цилиндров и клапанов составляет 4 и 8 соответственно. При этом диаметр цилиндров 8,8 см, а ход поршня — 10 см. Силовой агрегат отличался хорошей экономичностью и расходовал всего 15 литров на 100 км. При этом машина с легкостью развивала 82 км/ч по хорошим дорогам.
Минус в том, что мощности в 70 «лошадей» было недостаточно для такого веса и перевозки грузов до 1,5 т. Несмотря на это, и в комплексе с остальными особенностями уполномоченная комиссия в СССР признала возможность серийного выпуска транспортного средства. Были идеи формирования двигателя до 80-85 л. с. путем повышения силы сжатия, но из-за наличия плохого топлива (АИ-66 и АИ-72) в удаленных регионах разработчики не пошли на внесение изменений.
Отметим, что первый образец Газ-56 комплектовался более слабым 4-цилиндровым двигателем на 50 лошадиных сил — М-20. И только в новых образцах 1954-го появились более мощные модели моторов, которые в дальнейшем устанавливались на автомобиль «Волга».
Трансмиссия
70-сильный двигатель работал в паре с 4-ступенчатой коробкой передач, которая была характерна для 2-осных грузовых машин. В состав трансмиссии автомобиля входили следующие элементы:
- МКПП на 4 ступени.
- Сухое и 1-дисковое сцепление.
- Кардан, представляющий собой пару валов с промежуточной опорой.
- Дифференциал.
- Главная передача (гипоидная одинарная на конических шестеренках).
- Колесный привод, построенный на принцип полуосей.
Основная передача, дифференциал и полуоси находятся в картере заднего моста. В перспективе планировалась установка раздатки для питания приводного механизма лебедки, насоса или других элементов.
Ходовая
В первых версиях подвески автомобиля Газ-56 предусматривались рычажные амортизаторы. Но после обновления их заменили на телескопические модели. Вместо рессорных пальцев использовались оригинальные элементы из резины, что помогло уменьшить количество пресс-масленок.
В 1956-м, кроме телескопических амортизаторов, было внедрено и много других интересных решений. В частности, разработчики предусмотрели кулачковый дифференциал с возможностью самостоятельной блокировки, задний мост с передачей гипоидного типа и закрытыми барабанными тормозами.
Благодаря продуманности конструкции подвески, машина успешно прошла испытания и хорошо показал себя на дороге.
На асфальте автомобиль с легкостью развивал до 82 км/час, а на бездорожье показывал себя с лучшей стороны. Замечания получили только тормозные барабаны, конструкция которых приводила к быстрой выработке колодок, а мощности двигателя было недостаточно для подъема на гору.
Органы управления
С позиции кабин выделяется два варианта грузовика Газ-56. Первый получил много замечаний из-за «низких» крыльев и сложности ориентации по габаритам. Более поздняя версия была более унифицированной и в дальнейшем использовалась на Газ-53, вытеснившем 56-ю модель из серийного производства. Интересно, что ранняя версия кабины была более продуманной с позиции объемов и пропорций, а вот новая версия получила много замечаний из-за неказистых размеров.
Что касается контролирующих органов, внутри кабины не было ничего лишнего. К основным элементам стоит отнести:
- Выключатель аварийной сигнализации.
- Указатель температуры антифриза в моторе.
- Спидометр с одометром пройденного расстояния и уровнем горючего.
- Выключатель стеклоочистителя / отопителя.
- Бардачок.
- Ручка управления дроссельными заслонками.
- Выключатель зажигания / стартера.
- Указатели давления масла / тока.
- Главный переключатель света.
- Рукоятка управления сигнализаторов / воздушной заслонки.
Управление осуществлялось с помощью педалей тормоза, сцепления и газа.
Предусмотрен ножной переключатель света и омыватель лобового стекла. Есть ручки привода замка капота и управления жалюзи радиатора. К элементам управления также стоит отнести переключатель поворотников, ручник, панель управления дросселем и ручка механической КПП.
Использование в народном хозяйстве
Как отмечалось, машина Газ-56 должна была заменить Газ-ММ и использоваться для нужд народного хозяйства. Выпуск последней версии осуществлялся на Горьковском до 1949-го, а впоследствии на Ульяновском заводе — до 1954-го. Специалисты рассчитали, что из-за отсутствия грузовиков с оптимальной грузоподъемностью СССР потеряла до 1,5 миллиарда рублей. Кроме того, нерациональность применения Газ-51А и Зил-150 для перевозки небольших грузов привело к расходованию свыше 200 000 тонн топлива.
Также расчеты показали, что применение Газ-56 с небольшой массой и 1,5-тонной грузоподъемностью позволит сэкономить до 80 млн рублей при выпуске в серии до 70 000 машин ежегодно. При этом планировалось запустить производство сразу 3-х моделей в виде бортового грузовика, модификацию с кабиной над мотором (Газ-56К) и машины с полным приводом (Газ-62), способной перевозить грузы до 1 тонны.
Планируемая сфера применения охватывала практически все сектора народного хозяйства. В частности, транспорт был нужен для восстановления инфраструктуры, развития сельского хозяйства, переезда семей, перевозки промышленных грузов и многое другое.
Перспективы машины были обусловлены ее оптимальной грузоподъемностью, экономичностью мотора и продуманностью элементов подвески. Если бы не конкуренция и нормальные финансовые возможности Горьковского автомобильного завода, грузовик пошел бы в серию
Итог
Анализ автомобиля и мнение приемной комиссии показывает, что Газ-56 был качественным автомобилем, отличающимся надежностью и практичностью. Грузовик получил множество нововведений в сфере подвески, двигателя, коробки передачи и других элементов.
К недостаткам относился только быстрый износ колодок и слабый двигатель, который негативно себя проявлял при движении на подъем с полной загрузкой. Но, несмотря на ряд преимуществ, 56-я модель не выдержала конкуренции с Газ-53 и так и не пошла в серию.
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Бюджетные шины для грузовиков
- Купить небольшой грузовик FAW
- Обзор рынка грузовых автомобилей и автобусов за 1 полугодие 2015 года
- Беларусь специализируется на уникальных разработках
- "ГАЗель Next" начнут оснащать подушками безопасности в 2019 году
- Классификация грузовых автомобилей
- Спрос на лизинг грузовиков, автобусов и спецтехники растет
Если я не ошибаюсь, то грузовик вообще не был серийным. Его выпустили несколько опытных экземпляров, после чего проект отложили в долгий ящик, и так не запустили.
На самом деле такая машина очень нужна в хозяйстве, особенно в горной местности, куда не каждая машина имеет возможность выехать особенно с грузом
Респект автору за подробное описанные характеристики и умело подобранные фото к статье. На то время – отличный грузовик, а то, что он остался мертворожденным, стоит призадуматься.