Грузовик ГАЗ-56, история советского автопрома

Грузовик Газ-56 — экспериментальный транспорт, созданный в двух версиях, но так и не попавший на конвейер из-за конкуренции с еще одной моделью производителя Газ-53. Имеет грузоподъемность до 1,5 тонн, габаритные размеры 5,085х2,172х1,995 м и колесную формулу 4х2. Ниже рассмотрим, в чем особенности этого автомобиля, кратко выделим историю появления, приведем технические характеристики и особенности применения.

История создания модели

ГАЗ-56

В 1950-м на УАЗ был приостановлен выпуск старого грузовика Газ-ММ грузоподъемностью на 1,5 тонны. Раньше упомянутая модель выпускалась на Горьковском автозаводе, а следующей машиной уже стал Газ-51, отличающийся большими габаритами и грузоподъемностью до 2,5 т.

Опыт эксплуатации показал, что такая грузоподъемность не является необходимой. Народное хозяйство нуждалось в 1,5-тонниках и более компактных машинах. Именно таким автомобилем должен был стать Газ-56, работы над которым начались еще в 1952-м. Главным разработчиком является Просвирнин А.Д, а в дальнейшем его дело перенял Бутусов А. Конструктивно в машине было внедрено множество уникальных решений:

  • рессоры на подушках из резины;
  • картер заднего моста;
  • электромуфта вентилятора охладительной системы;
  • амортизаторы телескопического типа;
  • основная передача гипоидного типа и т. д.
Важно

Всего разрабатывалось два типа грузовика. Первый вариант имел «опущенные» крылья, из-за чего водитель плохо чувствовал габариты машины. Второй — более новый и оптимизированный. В 1956-м были готовы машины для серийного выпуска.

При этом машина хорошо себя проявила с позиции мощности, долговечности и надежности, но на конвейер так и не стала. Предприятие финансово не потянуло выпуск двух моделей, поэтому предпочтение было отдано Газ 53. Именно он был запущен в серийный выпуск.

Назначение Газ-56

Грузовой автомобиль Газ-56 показывал хорошие перспективы с позиции быстроходности, экономичности и надежности, что позволяло использовать его во многих сферах деятельности. Создание таких машин планировалось для покрытия нужд в народном хозяйстве, где был необходим выносливый транспорт с хорошей грузоподъемностью.

Он планировался как автомобиль для сельского, лесного и рыболовного хозяйства, промышленности, строительства, материально-технического снабжения, коммунальной сферы, обслуживания нужд бытового населения и т. д. Иными словами, это была универсальная модель, которая при отсутствии конкуренции могла занять одну из лидирующих ячеек в своей сфере.

Технические характеристики автомобиля Газ 56

Одной из особенностей являются продуманные технические характеристики грузовика, позволившие максимально приблизить его к серийному выпуску. К основным параметрам стоит отнести:

Технические характеристики Значения
Колесная формула 4х2
Двигатель бензиновый, 2.4 л, 70 л. с.
Расход горючего, л / 100 км 15
КПП механическая, четыре ступени
Габаритные размеры (ДхШхВ), м 5,085х2,172х1995
Колесная база, м 2,95
Дорожный просвет, см 24
Передняя / задняя колея, м 1,472 / 1,65
Полный вес, т 1,848
Количество мест в кабине 2
Максимальная скорость, км/ч 82
Электрическое питание, В 12
Радиус разворота, м 6,5

Двигатель

Гордостью разработчиков был двигатель Газ-56 с передней компоновкой и карбюраторным принципом работы. Мотор имеет рабочий объем 2,445 куб. см. Количество цилиндров и клапанов составляет 4 и 8 соответственно. При этом диаметр цилиндров 8,8 см, а ход поршня — 10 см. Силовой агрегат отличался хорошей экономичностью и расходовал всего 15 литров на 100 км. При этом машина с легкостью развивала 82 км/ч по хорошим дорогам.

Минус в том, что мощности в 70 «лошадей» было недостаточно для такого веса и перевозки грузов до 1,5 т. Несмотря на это, и в комплексе с остальными особенностями уполномоченная комиссия в СССР признала возможность серийного выпуска транспортного средства. Были идеи формирования двигателя до 80-85 л. с. путем повышения силы сжатия, но из-за наличия плохого топлива (АИ-66 и АИ-72) в удаленных регионах разработчики не пошли на внесение изменений.

Отметим, что первый образец Газ-56 комплектовался более слабым 4-цилиндровым двигателем на 50 лошадиных сил — М-20. И только в новых образцах 1954-го появились более мощные модели моторов, которые в дальнейшем устанавливались на автомобиль «Волга».

Трансмиссия

70-сильный двигатель работал в паре с 4-ступенчатой коробкой передач, которая была характерна для 2-осных грузовых машин. В состав трансмиссии автомобиля входили следующие элементы:

  • МКПП на 4 ступени.
  • Сухое и 1-дисковое сцепление.
  • Кардан, представляющий собой пару валов с промежуточной опорой.
  • Дифференциал.
  • Главная передача (гипоидная одинарная на конических шестеренках).
  • Колесный привод, построенный на принцип полуосей.

Основная передача, дифференциал и полуоси находятся в картере заднего моста. В перспективе планировалась установка раздатки для питания приводного механизма лебедки, насоса или других элементов. 

Ходовая

ГАЗ-56

В первых версиях подвески автомобиля Газ-56 предусматривались рычажные амортизаторы. Но после обновления их заменили на телескопические модели. Вместо рессорных пальцев использовались оригинальные элементы из резины, что помогло уменьшить количество пресс-масленок. 

В 1956-м, кроме телескопических амортизаторов, было внедрено и много других интересных решений. В частности, разработчики предусмотрели кулачковый дифференциал с возможностью самостоятельной блокировки, задний мост с передачей гипоидного типа и закрытыми барабанными тормозами.

Благодаря продуманности конструкции подвески, машина успешно прошла испытания и хорошо показал себя на дороге.

На асфальте автомобиль с легкостью развивал до 82 км/час, а на бездорожье показывал себя с лучшей стороны. Замечания получили только тормозные барабаны, конструкция которых приводила к быстрой выработке колодок, а мощности двигателя было недостаточно для подъема на гору.

Органы управления

С позиции кабин выделяется два варианта грузовика Газ-56. Первый получил много замечаний из-за «низких» крыльев и сложности ориентации по габаритам. Более поздняя версия была более унифицированной и в дальнейшем использовалась на Газ-53, вытеснившем 56-ю модель из серийного производства. Интересно, что ранняя версия кабины была более продуманной с позиции объемов и пропорций, а вот новая версия получила много замечаний из-за неказистых размеров.

Что касается контролирующих органов, внутри кабины не было ничего лишнего. К основным элементам стоит отнести:

  • Выключатель аварийной сигнализации.
  • Указатель температуры антифриза в моторе.
  • Спидометр с одометром пройденного расстояния и уровнем горючего.
  • Выключатель стеклоочистителя / отопителя.
  • Бардачок.
  • Ручка управления дроссельными заслонками.
  • Выключатель зажигания / стартера.
  • Указатели давления масла / тока.
  • Главный переключатель света.
  • Рукоятка управления сигнализаторов / воздушной заслонки.

Управление осуществлялось с помощью педалей тормоза, сцепления и газа.

Предусмотрен ножной переключатель света и омыватель лобового стекла. Есть ручки привода замка капота и управления жалюзи радиатора. К элементам управления также стоит отнести переключатель поворотников, ручник, панель управления дросселем и ручка механической КПП.

Использование в народном хозяйстве

ГАЗ-56

Как отмечалось, машина Газ-56 должна была заменить Газ-ММ и использоваться для нужд народного хозяйства. Выпуск последней версии осуществлялся на Горьковском до 1949-го, а впоследствии на Ульяновском заводе — до 1954-го. Специалисты рассчитали, что из-за отсутствия грузовиков с оптимальной грузоподъемностью СССР потеряла до 1,5 миллиарда рублей. Кроме того, нерациональность применения Газ-51А и Зил-150 для перевозки небольших грузов привело к расходованию свыше 200 000 тонн топлива.

Также расчеты показали, что применение Газ-56 с небольшой массой и 1,5-тонной грузоподъемностью позволит сэкономить до 80 млн рублей при выпуске в серии до 70 000 машин ежегодно. При этом планировалось запустить производство сразу 3-х моделей в виде бортового грузовика, модификацию с кабиной над мотором (Газ-56К) и машины с полным приводом (Газ-62), способной перевозить грузы до 1 тонны.

Планируемая сфера применения охватывала практически все сектора народного хозяйства. В частности, транспорт был нужен для восстановления инфраструктуры, развития сельского хозяйства, переезда семей, перевозки промышленных грузов и многое другое.

Перспективы машины были обусловлены ее оптимальной грузоподъемностью, экономичностью мотора и продуманностью элементов подвески. Если бы не конкуренция и нормальные финансовые возможности Горьковского автомобильного завода, грузовик пошел бы в серию

Итог

Анализ автомобиля и мнение приемной комиссии показывает, что Газ-56 был качественным автомобилем, отличающимся надежностью и практичностью. Грузовик получил множество нововведений в сфере подвески, двигателя, коробки передачи и других элементов.

К недостаткам относился только быстрый износ колодок и слабый двигатель, который негативно себя проявлял при движении на подъем с полной загрузкой. Но, несмотря на ряд преимуществ, 56-я модель не выдержала конкуренции с Газ-53 и так и не пошла в серию.

Рейтинг: 11
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 1239
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-10-2021 / Обновлено: 01-02-2023
Поиск запроса "грузовик газ-56" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Алик Харьков 15.10.2021

Если я не ошибаюсь, то грузовик вообще не был серийным. Его выпустили несколько опытных экземпляров, после чего проект отложили в долгий ящик, и так не запустили.

0
0
Ответить
Анаста Сибирь 20.10.2021

На самом деле такая машина очень нужна в хозяйстве, особенно в горной местности, куда не каждая машина имеет возможность выехать особенно с грузом

0
0
Ответить
Алексей Чаплыгин 20.10.2021

Респект автору за подробное описанные характеристики и умело подобранные фото к статье. На то время – отличный грузовик, а то, что он остался мертворожденным, стоит призадуматься.

0
0
Ответить
Агафодор 06.12.2024

Интересно, что Газ-56, несмотря на свои перспективные характеристики, так и не дошел до массового производства. Это напоминает судьбу многих других экспериментальных моделей, таких как ЗиЛ-130, которые тоже не всегда находили своё место на рынке из-за внутренних решений предприятий. В статье хорошо показано, как экономические и производственные соображения могут влиять на судьбу техники. Вспоминается, что в 60-х годах многие модели автомобилей в СССР также не попадали в серию из-за недостатка финансирования или конкуренции внутри заводов. Несмотря на это, технические решения Газ-56, такие как использование телескопических амортизаторов и гипоидных передач, были достаточно инновационными для своего времени. Это показывает, что даже не дошедшие до конвейера модели могут влиять на дальнейшее развитие отрасли. Если бы экономические условия были иными, возможно, мы бы сейчас видели Газ-56 на дорогах. В современных условиях, когда инновации имеют решающее значение, история таких автомобилей может стать уроком для производителей, которые стремятся к внедрению новых технологий. Главное — правильно оценивать риски и возможности на каждом этапе создания продукта, чтобы не повторить ошибки прошлого.

0
0
Ответить
Иоанн 07.12.2024

Газ-56 — это отличный пример, как внутренние решения завода могут повлиять на судьбу продукта. Интересно, что несмотря на массу достоинств, машина не была запущена в серию. Похожая история произошла с ЗиЛ-130, который тоже долго не мог попасть на конвейер. Такие случаи показывают, насколько важна стратегия развития предприятия.

0
0
Ответить
Микулаш 08.12.2024

Читая о Газ-56, вспоминается история с ГАЗ-21, которая также столкнулась с трудностями на этапе запуска. Несмотря на инновационные решения, такие как телескопические амортизаторы, модель столкнулась с внутренней конкуренцией. Это подчеркивает важность стратегического планирования и оценки рынка для успешного запуска нового продукта.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: