Как разрешить страховой спор
Использование автотранспорта для доставки грузов представляет собой один из самых востребованных видов перевозок. Главные преимущества такого рода перевозок заключаются в высокой скорости данного вида транспортного средства, его доступности и невысокой стоимости услуг. Однако, несмотря на все преимущества такого способа доставки, есть вероятность того, что груз может быть утрачен или испорчен.
Причиной потери или порчи груза может быть большое количество его. Так, например, никто не застрахован от ошибок, поэтому даже профессионалы могут в чем-то ошибиться. Кроме этого, никто не застрахован от хищений товаров, которые происходят в последнее время все чаще. Испортиться груз может также из-за ДТП.
Для того, чтобы снизить риск потери денежных средств вследствие потери или порчи груза, многие транспортные компании предлагают своим клиентам застраховать груз.
В европейских странах страхование давно уже стало нормой. Но в России многие люди относятся к такого рода процедуре с крайним недоверием. Но, несмотря на то, что страховой рынок в России только набирает обороты, количество договоров страхования все же увеличивается год от года. При этом крупные транспортные компании в обязательном порядке настаивают на том, чтобы их клиенты оформляли договора страхования грузов. Некоторые транспортные компании даже отказывают клиентам, если те не страхуют груз.
В настоящее время согласно действующему законодательству ответственность за порчу или потерю груза в равной степени несет экспедитор и перевозчик. При этом он будет возмещать ущерб в размере той объявленной ценности, которую устанавливает клиент транспортной компании. Стоит отметить, что довольно часто стоимость перевозимого груза довольно большая. Поэтому не каждой транспортной компании хочется возмещать такого рода убытки. А в случае страхования груза возмещение всех убытков ляжет на плечи транспортной компании.
Интересно отметить тот факт, что в страховке груза в России больше заинтересован экспедитор, а за рубежом — сам грузоотправитель. Это обстоятельство косвенно объясняет тот факт, почему такая разница в количестве заключенных договоров в России и в Европе. Не всегда транспортные компании могут возместить тот убыток, который нанесли в случае утраты или порчи груза. В этом случае страховка может стать настоящим спасением для владельца груза.
Проблемы со страховой компанией
Однако, к сожалению, на практике оказывается, что не всегда заключенный договор со страховой компанией может гарантировать полное покрытие нанесенных убытков. Ведь довольно часто выходит так, что сумма убытка и сумма страхового возмещения равны.
Практика показывает, что в случае возникновения страхового случая, владельцу груза придется еще побороться со страховой компанией, чтобы забрать полагающуюся ему сумму. Ведь перед тем, как подать заявление на возмещение убытков, сотрудники страховой компании определенный промежуток времени будут проводить собственное расследование, цель которого заключается в том, чтобы доказать, что данный случай можно отнести к категории страхового.
Довольно часто уже только после возникновения страхового случая грузоотправитель начинает изучать заключенный договор с транспортной компанией. И тут выясняется, что в нем большое количество «подводных» камней.
Так, например, страховая компания может отказать в выплате, если клиент нарушил последовательность действий, а именно:
- несвоевременное уведомление страховой компании о возникновении страхового случая;
- проведение самостоятельного ремонта до того момента, как были произведены экспертизы;
- проведение утилизации груза;
- неправильно оформленные сопроводительные документы;
- отсутствие необходимой документации.
В этом случае без судебного разбирательства не обойтись. А это значит, что грузоотправителю предстоят опять расходы. Ведь придется оплачивать необходимые экспертизы, госпошлины и др. В этом случает владелец поврежденного или потерянного груза должен решить, готов ли он доказывать свою правоту до победного конца.
- Подскажите страховую для компании
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Критерии выбора транспортной компании
- Страхование при транспортировании продукции
- Достоинства и недостатки страхования автомобиля
- Обеспечение безопасности, техника безопасности при транспортировке груза
- Нет повода для волнений, если груз застрахован
Брат заказывал транспортировку груза и хорошо, что он оформил страховку. Потому что во время перевозки товар был частично испорчен. Страховая вернула деньги в полном размере, но только через пять месяцев. Пришлось помотать нервы.
Лично мне опыт общения со страховыми компаниями доказывает, что добиваться возмещения, добиваться правды приходится порой очень долго, поскольку страховщики расставаться с деньгами не желают.
Конечно, перевозимые грузы надо обязательно страховать от различных повреждений. И желать это должны обе стороны, которые участвуют в грузоперевозках. Самая распространенная проблема - это выбор страховой компании да и доказать повреждения и получить компенсацию бывает очень сложно!
Всегда оформляю страховку, хоть и потери или порчи груза пока еще не было. Считаю это хорошей практикой. Хоть и понимаю, что в случае убытка придется потратить время и нервы в тяжбе со страховой компанией. Все равно страховка дает чувство спокойствия.
Вопрос страхования грузов в автотранспортных перевозках всегда вызывал у меня много размышлений. Ведь, с одной стороны, это надежный способ защитить свой груз от непредвиденных ситуаций, но с другой стороны, как показывает практика, не всегда легко получить страховое возмещение. Мне кажется, что проблема лежит в недостаточной прозрачности условий страхования. Например, в европейских странах, где страхование грузов более распространено, процесс получения компенсации организован более четко. Возможно, это связано с тем, что экспедитор в России более заинтересован в страховке, нежели грузоотправитель. Это создаёт определённую диспропорцию в интересах, что может быть причиной недоверия. Еще один важный момент — это недостаточная информированность клиентов о возможных "подводных камнях" в договорах. Видимо, стоит уделять больше внимания обучению клиентов, чтобы они четко понимали свои обязательства и права. Как пример, в Германии распространена практика предоставления клиентам консультаций по страховым вопросам, что значительно уменьшает недоразумения. Было бы полезно внедрить подобные практики и у нас. Ну и конечно, улучшение законодательства и усиление контроля за страховыми компаниями тоже не помешает. Пока же, в случае возникновения страхового случая, грузоотправителю приходится бороться за свою компенсацию, что, на мой взгляд, недопустимо в современном бизнесе. Надеюсь, со временем ситуация изменится и страхование грузов станет более прозрачным и доступным инструментом защиты бизнеса.
Я считаю, что страхование грузов — это неотъемлемая часть логистики, особенно в условиях растущих рисков. Однако, как и указано в статье, важно внимательно читать договоры и понимать все риски и условия. Надеюсь, что в будущем страховые компании будут более открытыми и лояльными к своим клиентам, чтобы уменьшить количество конфликтов.
Интересный момент был упомянут в статье о том, что в России страховкой больше заинтересован экспедитор. Это действительно может быть одной из причин, почему страхование грузов у нас не так популярно, как в Европе. Может, стоит больше ориентироваться на европейский опыт и стараться адаптировать его к нашим реалиям?