Как скажутся на грузоперевозчиках изменения на рынке транспортных услуг. Мнения экспертов

Российский рынок автомобильных грузоперевозок постепенно приобретает признаки олигополии: существует реальный риск разделения сферы влияния между крупными игроками, контролирующими тарифы и создающими видимость конкуренции. Вхождение, как и нахождение на рынке мелких грузоперевозчиков, затруднено. Об этом говорят эксперты, прогнозируя на ближайшую перспективу удорожание транспортных услуг.

изменение на рынке грузоперевозок

Меньше народа – больше кислорода?

По данным «Автостат», в 2019 году сократились продажи новых грузовиков. Пусть незначительно, на 2%, но грузоперевозчики говорят, что не могут обновить автопарк из-за снижения рентабельности бизнеса. При этом в отраслевых изданиях часто встречаются новости о больших закупках грузовых автомобилей, которые приобретает та или иная транспортная компания. К примеру, в конце 2019 года сразу несколько компаний купили крупные партии грузовых машин: «Глобал Логистик Транспорт» приобрела 265 автопоездов на базе тягачей КамАЗ, «Мэйджор Авто Транс» - 113 тягачей Renault, Wildberries - 136 грузовиков MAN TGX.

Для сравнения стоит вспомнить сообщение представителя Сибирской ассоциации автоперевозчиков, которое прозвучало в конце 2018 года на одной из отраслевых конференций. Тогда было озвучено количество приобретенных тягачей – 112 штук. И это на всю ассоциацию, которая насчитывает более 40 средних и малых транспортных предприятий. Понятно, что сегодня лишь крупные игроки обладают достаточными ресурсами для развития. Небольшие транспортные фирмы с трудом держатся на плаву, не выдерживая конкуренции. По мнению Сергея Дьячкова, управляющего партнера компании DSO Consulting, мелкие игроки покинут рынок уже через несколько лет.

Большие проблемы маленьких компаний

В первую очередь это демпинг со стороны крупных федеральных компаний, на который жалуется малый бизнес. Грузовладельцы выбирают наименьший тариф на перевозку и им не важно, как складывается реальная стоимость транспортных услуг, работает перевозчик с прибылью или себе в убыток.

Сюда стоит добавить и последние предложения Минпромторга, касающиеся повышения транспортного налога для коммерческого транспорта класса Евро-3 и ниже. То есть для малых транспортных предприятий налоги станут выше, поскольку не все смогут укомплектовать свой автопарк исключительно новыми экологичными машинами.

Более того, депутаты внесли предложение о запрете с 2021 года использование коммерческих авто классов ниже Евро-0 и Евро-1. По данным ГИБДД, в РФ эксплуатируются более 468 тыс. машин, не соответствующих установленному классу. И это без учета грузовиков, по которым нет официальной информации – 2,6 млн. ед.

1 марта текущего года закончился период в течение, которого владельцы грузовиков с неопределенным экологическим классом, массой от 12 т, зарегистрированные на физлиц, должны быть оборудованы тахографами с блоком СКЗИ. Иными словами частным грузоперевозчикам, работающим на тяжелых фурах, придется потратиться на оформление карты водителя для тахографа и установку самого тахографа.

Первая статья в списке расходов автомобильного грузоперевозчика – покупка топлива. В среднем затраты на заправку авто составляют 30-40% себестоимости перевозки. По оценкам экспертов издержки транспортных компаний растут в геометрической прогрессии, что не удивительно на фоне постоянно растущих цен на ГСМ.

«Оборотный капитал владельца одной фуры – расходы на солярку, ТО и обед для водителя, больше ни на что денег не хватает. Сегодня это низкорентабельный и трудозатратный бизнес, проще говоря, работа ради работы» - свидетельствуют участники специализированных транспортно-логистических форумов.

Законопослушные транспортные компании малого звена оказались в невыгодном положении. На растущем рынке у них были все шансы на развитие, в период стагнации заказов становится меньше и на всех их уже не хватает. При этом растут цены на топливо, запчасти, ужесточается фискальный надзор, увеличивается размер сбора по системе «Платон». Может ли в такой ситуации остаться на плаву мелкий грузоперевозчик?

Что делать?

По мнению экспертов, у небольших транспортных компаний и частных перевозчиков есть три варианта действий. В первую очередь, стоит рассмотреть вариант с объединением нескольких малых предприятий в крупную компанию. Безусловно, на этом пути будут сложности, которые можно преодолеть, чтобы не потерять бизнес.

Второй вариант – продажа компании крупному игроку рынка. Сделка может принести прибыль владельцу, от 25% до 100% превышающую размер вложений. При этом необходимо понимать, что данная процедура требует предпродажной подготовки, которую лучше делегировать специалистам – аудиторам, оценщикам, брокерам.

Еще один вариант сохранить свое предприятие – сконцентрировать работу в определенной нише, которая не заинтересует «монстров» рынка грузоперевозок, потому что будет для них слишком узкой. Уникальное предложение позволит не только стать монополистом в своей нише, но и хоть на какое то время избавиться от конкурентов.

В любом случае, если государственная политика в плане экономики останется неизменной, то трансформация рынка пойдет по заданному направлению. Пусть где-то «серый», но конкурентный рынок грузоперевозок, превратится в рынок с ограниченным выбором транспортных компаний и высокими ценами.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 2 Просмотры: 96 22-03-2020 19:00
Комментарии
Николай Рязань 23.03.2020

Объективных проблем в последние годы было и так предостаточно и многие из них отражены в статье, а теперь ещё и мировые кризисные явления которые могут возвести в квадрат все что было и не в лучшую сторону.

0
0
Ответить
Анатолий Чебоксары 25.03.2020

Сегодняшние прогнозы на развитие транспортной отрасли будут вероятно скорректированы и достаточно сильно из-за нефте-вирусного падения мирового развития.

0
0
Ответить
Оставить комментарий