Как скажутся на грузоперевозчиках изменения на рынке транспортных услуг. Мнения экспертов
Российский рынок автомобильных грузоперевозок постепенно приобретает признаки олигополии: существует реальный риск разделения сферы влияния между крупными игроками, контролирующими тарифы и создающими видимость конкуренции. Вхождение, как и нахождение на рынке мелких грузоперевозчиков, затруднено. Об этом говорят эксперты, прогнозируя на ближайшую перспективу удорожание транспортных услуг.
Меньше народа – больше кислорода?
По данным «Автостат», в 2019 году сократились продажи новых грузовиков. Пусть незначительно, на 2%, но грузоперевозчики говорят, что не могут обновить автопарк из-за снижения рентабельности бизнеса. При этом в отраслевых изданиях часто встречаются новости о больших закупках грузовых автомобилей, которые приобретает та или иная транспортная компания. К примеру, в конце 2019 года сразу несколько компаний купили крупные партии грузовых машин: «Глобал Логистик Транспорт» приобрела 265 автопоездов на базе тягачей КамАЗ, «Мэйджор Авто Транс» - 113 тягачей Renault, Wildberries - 136 грузовиков MAN TGX.
Для сравнения стоит вспомнить сообщение представителя Сибирской ассоциации автоперевозчиков, которое прозвучало в конце 2018 года на одной из отраслевых конференций. Тогда было озвучено количество приобретенных тягачей – 112 штук. И это на всю ассоциацию, которая насчитывает более 40 средних и малых транспортных предприятий. Понятно, что сегодня лишь крупные игроки обладают достаточными ресурсами для развития. Небольшие транспортные фирмы с трудом держатся на плаву, не выдерживая конкуренции. По мнению Сергея Дьячкова, управляющего партнера компании DSO Consulting, мелкие игроки покинут рынок уже через несколько лет.
Большие проблемы маленьких компаний
В первую очередь это демпинг со стороны крупных федеральных компаний, на который жалуется малый бизнес. Грузовладельцы выбирают наименьший тариф на перевозку и им не важно, как складывается реальная стоимость транспортных услуг, работает перевозчик с прибылью или себе в убыток.
Сюда стоит добавить и последние предложения Минпромторга, касающиеся повышения транспортного налога для коммерческого транспорта класса Евро-3 и ниже. То есть для малых транспортных предприятий налоги станут выше, поскольку не все смогут укомплектовать свой автопарк исключительно новыми экологичными машинами.
Более того, депутаты внесли предложение о запрете с 2021 года использование коммерческих авто классов ниже Евро-0 и Евро-1. По данным ГИБДД, в РФ эксплуатируются более 468 тыс. машин, не соответствующих установленному классу. И это без учета грузовиков, по которым нет официальной информации – 2,6 млн. ед.
1 марта текущего года закончился период в течение, которого владельцы грузовиков с неопределенным экологическим классом, массой от 12 т, зарегистрированные на физлиц, должны быть оборудованы тахографами с блоком СКЗИ. Иными словами частным грузоперевозчикам, работающим на тяжелых фурах, придется потратиться на оформление карты водителя для тахографа и установку самого тахографа.
Первая статья в списке расходов автомобильного грузоперевозчика – покупка топлива. В среднем затраты на заправку авто составляют 30-40% себестоимости перевозки. По оценкам экспертов издержки транспортных компаний растут в геометрической прогрессии, что не удивительно на фоне постоянно растущих цен на ГСМ.
«Оборотный капитал владельца одной фуры – расходы на солярку, ТО и обед для водителя, больше ни на что денег не хватает. Сегодня это низкорентабельный и трудозатратный бизнес, проще говоря, работа ради работы» - свидетельствуют участники специализированных транспортно-логистических форумов.
Законопослушные транспортные компании малого звена оказались в невыгодном положении. На растущем рынке у них были все шансы на развитие, в период стагнации заказов становится меньше и на всех их уже не хватает. При этом растут цены на топливо, запчасти, ужесточается фискальный надзор, увеличивается размер сбора по системе «Платон». Может ли в такой ситуации остаться на плаву мелкий грузоперевозчик?
Что делать?
По мнению экспертов, у небольших транспортных компаний и частных перевозчиков есть три варианта действий. В первую очередь, стоит рассмотреть вариант с объединением нескольких малых предприятий в крупную компанию. Безусловно, на этом пути будут сложности, которые можно преодолеть, чтобы не потерять бизнес.
Второй вариант – продажа компании крупному игроку рынка. Сделка может принести прибыль владельцу, от 25% до 100% превышающую размер вложений. При этом необходимо понимать, что данная процедура требует предпродажной подготовки, которую лучше делегировать специалистам – аудиторам, оценщикам, брокерам.
Еще один вариант сохранить свое предприятие – сконцентрировать работу в определенной нише, которая не заинтересует «монстров» рынка грузоперевозок, потому что будет для них слишком узкой. Уникальное предложение позволит не только стать монополистом в своей нише, но и хоть на какое то время избавиться от конкурентов.
В любом случае, если государственная политика в плане экономики останется неизменной, то трансформация рынка пойдет по заданному направлению. Пусть где-то «серый», но конкурентный рынок грузоперевозок, превратится в рынок с ограниченным выбором транспортных компаний и высокими ценами.
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- Рентабельность грузоперевозок на Газели
- Взятки на дорогах в сфере грузоперевозок
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Обзор рынка сборных грузов. Прогнозы экспертов
- Стоимостный объём рынка грузовых перевозок может достигнуть максимальной отметки
- Украина намерена изменить взаимоотношения в сфере грузоперевозок
- Обзор рынка грузоперевозок в России
Объективных проблем в последние годы было и так предостаточно и многие из них отражены в статье, а теперь ещё и мировые кризисные явления которые могут возвести в квадрат все что было и не в лучшую сторону.
Сегодняшние прогнозы на развитие транспортной отрасли будут вероятно скорректированы и достаточно сильно из-за нефте-вирусного падения мирового развития.
Монополизация в любой сфере не влечет за собой ничего хорошего. Сестра пыталась заниматься грузоперевозками, монополисты ее быстренько выжили, и двух лет не продержалась( Тогда она не догадалась, что можно уйти в более узкую сферу. Например, возить какую-то определенную разновидность продукции.
Ситуация на российском рынке грузоперевозок действительно вызывает беспокойство. Это похоже на то, как в США крупные авиакомпании контролируют тарифы и фактически диктуют условия на рынке. Если такие тенденции продолжатся, малым перевозчикам будет все сложнее выживать. Уже сейчас мелкие компании не могут позволить себе обновление автопарка, что напоминает ситуацию с так называемыми "жёлтыми такси" в Нью-Йорке, которые постепенно вытесняются Uber и Lyft. Плюс ко всему, новые налоговые инициативы и требования к экологичности автопарка, такие как запрет на использование автомобилей ниже Евро-3, только усугубляют положение. В результате, рынок может стать олигополистическим, с минимальной конкурентностью и высокими тарифами. Это также может привести к тому, что потребители будут страдать от завышенных цен на услуги. Единственным выходом для малых компаний, как мне кажется, может быть объединение в крупные корпорации или концентрация на узкой нише. Это похоже на то, как в ритейле малые магазины объединяются в сети, чтобы конкурировать с гигантами. В любом случае, без вмешательства государства и создания более благоприятных условий для малого бизнеса, ситуация вряд ли изменится к лучшему. Интересно, как это может повлиять на конечного потребителя и будет ли это стимулировать развитие альтернативных решений в логистике, таких как карго-дроны или автономные грузовики.
Заметно, что рынок грузоперевозок идет по пути крупных сетевых игроков, которые диктуют условия. Это напоминает ситуацию в сфере телекоммуникаций, когда несколько крупных компаний контролируют тарифы на услуги. Малому бизнесу приходится либо объединяться, либо искать узкие ниши, чтобы выжить. Вполне вероятно, что цены на транспортные услуги будут расти, особенно если государственная политика не изменится.
Честно говоря, рынок грузоперевозок действительно выглядит как поле битвы для мелких компаний. Сравнивая это с развитием сетевых супермаркетов, где мелкие магазины просто не выдерживают конкуренции, понимаешь, насколько трудно сейчас малым игрокам. Интересно, как это повлияет на конечного потребителя. Будут ли цены на услуги расти так же стремительно, как и в других сферах с ограниченной конкуренцией?