Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
Оглавление
Значение российского рынка транспортно-логистических услуг
Рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в России, по разным оценкам специалистов, занимает от 3,9% до 5,6% ВВП. Для сравнения, этот показатель выше, чем, к примеру, в США и Германии. Основная составляющая в структуре ТЛУ – грузоперевозки. Как и прежде, отраслевым лидером в РФ является железнодорожный транспорт. Однако в последние годы ему активно «наступают на пятки» автомобильные грузоперевозчики.
До 2014 года ежегодный прирост рынка транспортно-логистических услуг колебался в пределах от 15% до 30%. После введения санкций против России, в 2015 году, этот показатель впервые показал отрицательную динамику – минус 0,2%.
По данным консалтингового агентства Market Guide, рынок ТЛУ в кризисный год оценен в 8,1 трлн рублей. Однако в 2016 году рынок начинает выравниваться и демонстрирует рост в 4,4%. 2018 год следует тенденции с прибавкой на 8,8%.
Эксперты о структуре и драйверах рынка
Структуру рынка ТЛУ составляют четыре сегмента: грузоперевозки, экспедиторские услуги, хранение, управленческая логистика. На долю грузоперевозок приходится 88% от всего объема. Экспедиторские услуги, складирование и управленческая логистика составляют 9%, 2%, 1% соответственно. Один из наиболее емких каналов транспортировки грузов – автомобильные дороги.
ВажноПо данным Росстата, к декабрю 2017 года грузооборот транспорта в РФ вырос на 5,9%. При этом объем перевозки грузов автомобильным транспортом увеличился на 10,3%. По мнению экспертов, с каждым годом автомобильные грузоперевозчики будут все активнее теснить железнодорожников.
Предпосылками для роста специалисты называют такие факторы как:
- укрупнение рынка;
- рост внутреннего грузопотока;
- появление новых логистических маршрутов через страну;
- неизбежное восстановление импортно-экспортных отношений.
По мнению аналитиков, еще одним драйвером роста станет, активно развивающаяся интернет-торговля. В минувшем году автотранспортные компании практически монополизировали сектор LTL (неполная загрузка), который из-за экономической нецелесообразности не столь привлекателен для железнодорожников. Как говорят эксперты, именно активное развитие интернет-торговли помогло автоперевозчикам смягчить удар «Платона» и улучшить свои показатели. По данным BusinesStat, в 2017 году грузооборот автомобильного транспорта достиг 130,9 млрд т/км, что превысило показатель 2016 года на 6,4%.
Согласно исследованиям M.A.Reserch, сегодня, в структуре рынка по объему перевозимых грузов, доминируют перевозки внутри страны, на их долю приходится 99% рынка. Однако наблюдается и постепенное наращивание международных грузоперевозок. Причем наиболее высокий трафик демонстрирует направление Россия-Китай. По сравнению с 2012 годом объем грузов, перевезенных по этому маршруту, увеличился на 59,2%, а его доля выросла почти в два раза – с 4,7% до 8,3%. По предварительным данным Росстата, тенденция роста объемов международных перевозок в импортно-экспортном сообщении сохраняется и в 2018 году.
Что касается структуры перевозок по формированию грузов, то весомый вклад в рост рынка ТЛУ дали сборные грузы. Если в целом объем автомобильных грузоперевозок подрос на 5,6%, то в сегменте сборных грузов на 16% увеличилась выручка. Благодаря динамике в этом сегменте, обеспечивается рост загруженности грузового транспорта: на их долю приходится более 73%.
На рост рынка сборных грузов влияет уменьшение среднего размера партий, увеличение консолидации грузов разных отправителей, непрерывно растущие объемы интернет-торговли. К примеру, значительную часть электронной торговли между РФ и КНР могут взять на себя автоперевозчики.
Перспективы развития рынка ТЛУ
Развитие рынка автомобильных перевозок будет осуществляться как за счет внутрироссийских, так и международных направлений. Аналитики агентства MegaReserch считают, что ежегодно возрастающий рост потребления у населения, как и прежде, станет основным фактором к дальнейшей экспансии торговых сетей, которые традиционно являются ключевыми клиентами ТЛУ. Помимо этого, максимальный прирост обеспечат строительные и генеральные грузы. Свою роль здесь уже сыграли крупные индустриальные и инфраструктурные проекты, реализация которых уже поведена или осуществляется в настоящее время. Прогноз на 2020 год неутешителен и всему виной коронавирус.
То же агентство MegaReserch предполагает снижение уровня грузоперевозок на 10%. Затем предполагается медленный рост и к 2022 году рынок отыграет половину падения. Это только один из сценариев, базовый, а есть еще оптимистичный и пессимистичный.Но и это еще не все. Здесь главное действующее лицо - коронавирус и многое будет зависеть от того, как он себя поведет и от реакции на, допустим, вторую волну в разных странах.А реагируют по-разному. Китай не пускает машины на свою территорию, предлагая разгружаться на границе. Италия пускает грузовики с товаром только для тех предприятий, которым официально разрешено работать. Возвращаясь из Италии, надо объезжать Венгрию,так как там для водителей транзитных грузовиков обязателен двухнедельный карантин.
Важно"Нам нужно, чтобы товары проходили через Европу без препятствий" - заявила в начале марта глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (цитата по Reuters).Но, как видим, мало кто ее слушает.
К важным факторам роста эксперты относят и увеличение государственных инвестиций в реконструкцию, и строительство дорожной инфраструктуры страны. К примеру, вложения в крупный проект «Безопасные и качественные дороги» составляют 640 трлн рублей. В результате реализации данного проекта сократятся сроки доставки грузов автотранспортом, и возрастет максимальное плечо перевозки. При этом аналитики прогнозируют укрупнение отдельных автоперевозчиков и успешных логистических предприятий, происходящее за счет ухода с рынка малых и нестабильных компаний, в том числе, работающих по «серым» схемам.
Стоит отметить, что все эксперты говорят об изменении потребностей клиентов отечественного рынка ТЛУ. Они все больше внимания обращают не только на приемлимые тарифы, но и на надежность операторов. Как для крупных корпоративных клиентов, так и для небольших компаний-заказчиков, важны оперативная доставка грузов, их сохранность, предоставление сопутствующих сервисов, в частности, страхование груза, отслеживание партий, юридическое сопровождение и разрешение спорных вопросов. Поэтому на плаву останутся те операторы, которые не пожалеют средств в развитие IT-технологий, позволяющих проводить анализ грузопотоков, движения транспорта и других факторов, связанных с максимальным удовлетворением потребностей заказчиков.
В статье использованы данные Росстата, консалтингового агентства Market Guide и материалы сетевого издания «Бизнес Журнал».
- Газель для грузоперевозок
- Вопрос к предпринимателям в сфере грузоперевозок
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Анализ рынка перевозки грузов
- Как правильно начинать деятельность грузоперевозок?
- Перевозчики, даже крупные, стали интересоваться рынком онлайн-торговли
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Современный рынок грузоперевозок: проблемы, ситуация, прогнозы
- Обзор рынка сборных грузов. Прогнозы экспертов
- Железнодорожный транспорт решает проблему транспортно-логистического рынка
Порадовала информация о проекте "качественные дороги", хорошие дороги мечта россиян, возьму на себя смелость отметить, что качество покрытий всё же постепенно улучшается, надеемся на развитие этой тенденции.
Рынок автомобильных перевозок растет с каждым годом. В связи с ростом потребления продукции, заказа товаров, также развивается логистика. На сегодняшний день Перевозки автомобильным транспортом становится самым эффективным методом доставки различных грузов.
Да, все шло вверх, рост автомобильных грузоперевозок был стабильным, и дальше шло бы так, если бы не вирус. Пандемия - это реальность, от нее не отмахнешься, все видят, что произошло с теми, кто пытался отмахнуться. Надо научиться с этим жить и работать. Все потихоньку восстановится и снова пойдет вверх, я уверен.