Обзор рынка грузоперевозок в России

Время от времени эксперты выдвигают весьма оптимистичные прогнозы о том, что вскоре экономика России вернется на докризисный уровень, покажет рост покупательская способность населения, а бизнес, в том числе и в сфере логистики, станет приносить ощутимую прибыль.

Да, по предварительным итогам, в I полугодии 2017 года грузооборот в сегменте автоперевозок подрос на 9%. Но этот показатель пока нельзя отнести к устойчивой тенденции, поскольку рынок еще не восстановился от перенесенных потерь. Как развивается рынок грузоперевозок в современных условиях, ждать ли изменения базовых тарифов, и какое влияние оказывает государство на развитие рынка?

Анализ рынка грузоперевозок

рынок грузоперевозок 2017

Роль транспортно-логистической отрасли в российской экономике довольно велика – это 5,6% ВВП, что сравнимо с Индией и выше, чем у других развитых стран, таких как Германия и США. Душевые показатели добавленной стоимости данного сектора в России, а это $717 на человека, существенно выше, чем в других странах БРИК, но уступают показателям США и Германии. В то же время одним из драйверов роста объема грузоперевозок стало европейское направление, где экспорт вырос на 20,07%.

Согласно данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта с января по август 2017 года составил 153,6 млрд. км/тонн, что на 4,2% выше, чем было зафиксировано в аналогичном периоде прошлого года. Также отмечается положительная динамика грузооборота транспорта. Так перевозки грузов автотранспортом в августе текущего года составили 507,7 млн. тонн или 102,2% к августу 2016 года и 104,8% к июлю 2017 года.

Важно

Несмотря на то, что автомобильные отправления в общей структуре грузоперевозок по данным Росстата, уже занимают лидирующее место (более 65%), они имеют тенденцию к росту. Этому, прежде всего, способствует уменьшение среднего размера грузовых отправок, что позволило перевозчикам «перетянуть» клиентов у конкурирующих компаний.

Кроме того, многие компании  в том числе железнодорожныхеоператоры, в последнее время стали более внимательно следить за расходами на логистику, поэтому чаще используют на средних и дальних направлениях магистральный автотранспорт.

Влияние государства на грузоперевозки

На развитие рынка автомобильных грузоперевозок оказывает влияние законотворческая деятельность государства. Речь в частности, о системе «Платон», которая была разработана с целью сбора дополнительного налога для строительства и поддержания автомобильной транспортной сети в рабочем состоянии. Под действие системы попадают автомобили, общая масса которых превышает 12 тонн.

«Платон» был запущен в конце 2015 года, что стало одним из факторов повышения тарифов на грузовые автотранспортные перевозки в 2016 году. Если до «Платона» среднемесячные минусовые показатели грузооборота автомобильным транспортом колебались в пределах 4,5%, то после введения системы, по данным Росстата, они стали расти еще стремительнее, достигнув в ноябре 7,6%.

При этом 1 июля текущего года стоимость проезда по федеральным дорогам должна была быть проиндексирована. Однако, одно из изменений в Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», переносит индексацию на 1 год.

Важно

Таким образом, уже следующим летом ожидается заметное повышение тарифов на грузоперевозки в системе «Платон», так что для малых и средних предпринимателей логистика вновь подорожает. Стоит отметить, что в 2018 году стоимость проезда будет проиндексирована с учетом всего периода, который начался 15 ноября 2015 года. Между тем эффективность подобной системы вызывает определенные сомнения, в том числе и у специалистов.

Согласно открытой информации, государство тратит на строительство и поддержание автодорог 1 трлн. рублей в год. Внедрение системы «Платон» предполагает получение в течение 12 месяцев 40 млрд. рублей.

Ущерб, наносимый дорожному полотну большегрузным транспортом, составляет порядка 2,5 трлн. рублей в год. Приведенные цифры не проясняют картину и до сих пор непонятно, как полученные в результате дополнительного сбора деньги помогут справиться с проблемой разбитых дорог.

Прогнозы экспертов

Растущая потребность в надежном и приемлемом по цене грузовом сервисе, во многом становится залогом успешной деятельности этого вида бизнеса в современных условиях. Аналитики отмечают, что сегодня важно не только точно в срок доставить груз, но и оказывать клиенту дополнительные услуги по страхованию и отслеживанию грузов, приемлемому разрешению спорных вопросов и так далее. В безусловном выигрыше окажутся те логистические организации, которые не пожалеют инвестиций в IT-инфраструктуру и оборудование, позволяющее, к примеру, применять оптимальные алгоритмы движения транспорта, ускорять обработку грузов на складе, анализировать грузопотоки и многое другое.

Опираясь на прогнозы роста грузоперевозок, эксперты ожидают в ближайшее время увеличения активности перевозчиков, которые в нынешних условиях становятся одними из немногих надежных заемщиков лизинговых компаний. Специалисты рынка коммерческих автомобилей много лет говорят о том, что в этом сегменте автопрома присутствует отложенный спрос, который в текущем году уже начал проявляться в виде роста продаж. По данным агентства «Автостат», с января текущего года продажи грузовых автомобилей выросли на 2,2% - до 46,4 тыс. машин. Ожидания роста мировых цен на нефть на фоне стабильного курса рубля и достижении низкой инфляции в стране позволят автотранспортникам надеяться, что эти инвестиции себя оправдают.

Перевозки

Принимая во внимание статистические данные, а также прогнозы экспертов, можно предположить, что 2017 год станет своеобразным «моментом истины» для многих транспортно-логистических компаний.

Определяющими факторами развития рынка станут высокие компетенции, умение подстраиваться под нестабильные, постоянно меняющиеся рыночные условия, а также разумное соотношение показателей цены и качества предоставляемых услуг. Принципиального перелома в ситуации эксперты ожидают не ранее 2018 года.

Рейтинг: 6
Всего оценок: 3 Комментариев: 7 Просмотров: 8466
Автор статьи: / Дата публикации: 15-10-2017 / Обновлено: 11-11-2021
Поиск запроса "рынок грузоперевозок 2017" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Владимир Герман Пермь 16.10.2017

Для рынка грузоперевозок последние несколько лет далеко не лучшие, перевозчикам хорошо было бы рассчитывать на более предсказуемые законотворческие действия государства в сфере перевозок.

1
0
Ответить
Вячеслав Курск 05.10.2018

К сожалению, чтоб найти, надежную и ответственную логистическую компанию, в наше время - нужно еще потрудиться. Несомненно, только такие перевозчики - будут пользоваться спросом. Остальным же, придется постараться, чтоб обратить на себя - внимание потенциальных клиентов.

0
1
Ответить
Анатолий Великий Новгород 10.10.2020

Далеко не лучшие времена для грузоперевозчиков и начинать сейчас такой бизнес - самоубийство.

0
0
Ответить
Слава Калининград 17.08.2024

Грузоперевозки в России стали очень напряженным делом, так как последние события не самые благоприятные и ничего не поделаешь, остается только смерится и продолжать работать. Главное не паниковать раньше времени.

0
0
Ответить
Дорофей 10.12.2024

Интересно, как в статье подчеркивается значимость транспортно-логистической отрасли в российской экономике, особенно в сравнении с другими странами. Это действительно впечатляет, что в России этот сектор составляет 5,6% ВВП, что выше, чем в Германии и США. Однако, несмотря на положительную динамику в грузообороте, не стоит забывать, что рынок все еще восстанавливается от предыдущих потерь. Введение системы 'Платон', конечно, добавило дополнительных расходов перевозчикам, но насколько это действительно помогает в поддержании инфраструктуры, остается вопросом. Система, несмотря на ее цели, вызывает сомнения в эффективности, учитывая огромные расходы на ремонт дорог в 2,5 трлн рублей ежегодно. В то время как сборы от 'Платона' значительно меньше. Это похоже на ситуацию с экологическими налогами в других странах, где сборы есть, но реальное улучшение инфраструктуры остается под вопросом. Прогнозы на будущее, конечно, дают надежду, особенно в свете роста автопродаж и стабильности курса рубля. Но для многих малых и средних предпринимателей грядущее повышение тарифов может стать серьезным испытанием. В целом, как и в других отраслях, умение адаптироваться к изменениям и вкладывать в IT-инфраструктуру будет ключом к успеху в будущем.

0
0
Ответить
Вописк 11.12.2024

Система 'Платон' действительно спорная. С одной стороны, она призвана поддерживать дороги, но с другой - бьет по карману перевозчиков. Увеличение тарифов в будущем может отразиться на бизнесе, особенно для малого и среднего предпринимательства. Вопрос в том, оправдает ли себя эта система в долгосрочной перспективе?

0
0
Ответить
Людовик 12.12.2024

Отмечу, что рост продаж грузовых автомобилей на 2,2% - это позитивный сигнал для отрасли. Это может свидетельствовать о постепенном восстановлении рынка и повышении уверенности бизнеса в будущем. Надеюсь, что это только начало и в ближайшие годы мы увидим более существенные изменения.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: