Обзор рынка грузоперевозок в России
Время от времени эксперты выдвигают весьма оптимистичные прогнозы о том, что вскоре экономика России вернется на докризисный уровень, покажет рост покупательская способность населения, а бизнес, в том числе и в сфере логистики, станет приносить ощутимую прибыль.
Да, по предварительным итогам, в I полугодии 2017 года грузооборот в сегменте автоперевозок подрос на 9%. Но этот показатель пока нельзя отнести к устойчивой тенденции, поскольку рынок еще не восстановился от перенесенных потерь. Как развивается рынок грузоперевозок в современных условиях, ждать ли изменения базовых тарифов, и какое влияние оказывает государство на развитие рынка?
Анализ рынка грузоперевозок
Роль транспортно-логистической отрасли в российской экономике довольно велика – это 5,6% ВВП, что сравнимо с Индией и выше, чем у других развитых стран, таких как Германия и США. Душевые показатели добавленной стоимости данного сектора в России, а это $717 на человека, существенно выше, чем в других странах БРИК, но уступают показателям США и Германии. В то же время одним из драйверов роста объема грузоперевозок стало европейское направление, где экспорт вырос на 20,07%.
Согласно данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта с января по август 2017 года составил 153,6 млрд. км/тонн, что на 4,2% выше, чем было зафиксировано в аналогичном периоде прошлого года. Также отмечается положительная динамика грузооборота транспорта. Так перевозки грузов автотранспортом в августе текущего года составили 507,7 млн. тонн или 102,2% к августу 2016 года и 104,8% к июлю 2017 года.
ВажноНесмотря на то, что автомобильные отправления в общей структуре грузоперевозок по данным Росстата, уже занимают лидирующее место (более 65%), они имеют тенденцию к росту. Этому, прежде всего, способствует уменьшение среднего размера грузовых отправок, что позволило перевозчикам «перетянуть» клиентов у конкурирующих компаний.
Кроме того, многие компании в том числе железнодорожныхеоператоры, в последнее время стали более внимательно следить за расходами на логистику, поэтому чаще используют на средних и дальних направлениях магистральный автотранспорт.
Влияние государства на грузоперевозки
На развитие рынка автомобильных грузоперевозок оказывает влияние законотворческая деятельность государства. Речь в частности, о системе «Платон», которая была разработана с целью сбора дополнительного налога для строительства и поддержания автомобильной транспортной сети в рабочем состоянии. Под действие системы попадают автомобили, общая масса которых превышает 12 тонн.
«Платон» был запущен в конце 2015 года, что стало одним из факторов повышения тарифов на грузовые автотранспортные перевозки в 2016 году. Если до «Платона» среднемесячные минусовые показатели грузооборота автомобильным транспортом колебались в пределах 4,5%, то после введения системы, по данным Росстата, они стали расти еще стремительнее, достигнув в ноябре 7,6%.
При этом 1 июля текущего года стоимость проезда по федеральным дорогам должна была быть проиндексирована. Однако, одно из изменений в Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», переносит индексацию на 1 год.
ВажноТаким образом, уже следующим летом ожидается заметное повышение тарифов на грузоперевозки в системе «Платон», так что для малых и средних предпринимателей логистика вновь подорожает. Стоит отметить, что в 2018 году стоимость проезда будет проиндексирована с учетом всего периода, который начался 15 ноября 2015 года. Между тем эффективность подобной системы вызывает определенные сомнения, в том числе и у специалистов.
Согласно открытой информации, государство тратит на строительство и поддержание автодорог 1 трлн. рублей в год. Внедрение системы «Платон» предполагает получение в течение 12 месяцев 40 млрд. рублей.
Ущерб, наносимый дорожному полотну большегрузным транспортом, составляет порядка 2,5 трлн. рублей в год. Приведенные цифры не проясняют картину и до сих пор непонятно, как полученные в результате дополнительного сбора деньги помогут справиться с проблемой разбитых дорог.
Прогнозы экспертов
Растущая потребность в надежном и приемлемом по цене грузовом сервисе, во многом становится залогом успешной деятельности этого вида бизнеса в современных условиях. Аналитики отмечают, что сегодня важно не только точно в срок доставить груз, но и оказывать клиенту дополнительные услуги по страхованию и отслеживанию грузов, приемлемому разрешению спорных вопросов и так далее. В безусловном выигрыше окажутся те логистические организации, которые не пожалеют инвестиций в IT-инфраструктуру и оборудование, позволяющее, к примеру, применять оптимальные алгоритмы движения транспорта, ускорять обработку грузов на складе, анализировать грузопотоки и многое другое.
Опираясь на прогнозы роста грузоперевозок, эксперты ожидают в ближайшее время увеличения активности перевозчиков, которые в нынешних условиях становятся одними из немногих надежных заемщиков лизинговых компаний. Специалисты рынка коммерческих автомобилей много лет говорят о том, что в этом сегменте автопрома присутствует отложенный спрос, который в текущем году уже начал проявляться в виде роста продаж. По данным агентства «Автостат», с января текущего года продажи грузовых автомобилей выросли на 2,2% - до 46,4 тыс. машин. Ожидания роста мировых цен на нефть на фоне стабильного курса рубля и достижении низкой инфляции в стране позволят автотранспортникам надеяться, что эти инвестиции себя оправдают.
Принимая во внимание статистические данные, а также прогнозы экспертов, можно предположить, что 2017 год станет своеобразным «моментом истины» для многих транспортно-логистических компаний.
Определяющими факторами развития рынка станут высокие компетенции, умение подстраиваться под нестабильные, постоянно меняющиеся рыночные условия, а также разумное соотношение показателей цены и качества предоставляемых услуг. Принципиального перелома в ситуации эксперты ожидают не ранее 2018 года.
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Вопрос к предпринимателям в сфере грузоперевозок
- Какие прогнозы по перевозкам на 2017 год?
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Анализ рынка перевозки грузов
- Предложение свободного транспорта вернулось к уровню до 2017 года
- Перевозчики, даже крупные, стали интересоваться рынком онлайн-торговли
- Международная ассоциация воздушного транспорта бьёт тревогу - рынок авиаперевозок сокращается
- «Платон»: итоги работы за 2017 год
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
Для рынка грузоперевозок последние несколько лет далеко не лучшие, перевозчикам хорошо было бы рассчитывать на более предсказуемые законотворческие действия государства в сфере перевозок.
К сожалению, чтоб найти, надежную и ответственную логистическую компанию, в наше время - нужно еще потрудиться. Несомненно, только такие перевозчики - будут пользоваться спросом. Остальным же, придется постараться, чтоб обратить на себя - внимание потенциальных клиентов.
Далеко не лучшие времена для грузоперевозчиков и начинать сейчас такой бизнес - самоубийство.
Грузоперевозки в России стали очень напряженным делом, так как последние события не самые благоприятные и ничего не поделаешь, остается только смерится и продолжать работать. Главное не паниковать раньше времени.
Интересно, как в статье подчеркивается значимость транспортно-логистической отрасли в российской экономике, особенно в сравнении с другими странами. Это действительно впечатляет, что в России этот сектор составляет 5,6% ВВП, что выше, чем в Германии и США. Однако, несмотря на положительную динамику в грузообороте, не стоит забывать, что рынок все еще восстанавливается от предыдущих потерь. Введение системы 'Платон', конечно, добавило дополнительных расходов перевозчикам, но насколько это действительно помогает в поддержании инфраструктуры, остается вопросом. Система, несмотря на ее цели, вызывает сомнения в эффективности, учитывая огромные расходы на ремонт дорог в 2,5 трлн рублей ежегодно. В то время как сборы от 'Платона' значительно меньше. Это похоже на ситуацию с экологическими налогами в других странах, где сборы есть, но реальное улучшение инфраструктуры остается под вопросом. Прогнозы на будущее, конечно, дают надежду, особенно в свете роста автопродаж и стабильности курса рубля. Но для многих малых и средних предпринимателей грядущее повышение тарифов может стать серьезным испытанием. В целом, как и в других отраслях, умение адаптироваться к изменениям и вкладывать в IT-инфраструктуру будет ключом к успеху в будущем.
Система 'Платон' действительно спорная. С одной стороны, она призвана поддерживать дороги, но с другой - бьет по карману перевозчиков. Увеличение тарифов в будущем может отразиться на бизнесе, особенно для малого и среднего предпринимательства. Вопрос в том, оправдает ли себя эта система в долгосрочной перспективе?
Отмечу, что рост продаж грузовых автомобилей на 2,2% - это позитивный сигнал для отрасли. Это может свидетельствовать о постепенном восстановлении рынка и повышении уверенности бизнеса в будущем. Надеюсь, что это только начало и в ближайшие годы мы увидим более существенные изменения.