Обзор рынка сборных грузов. Прогнозы экспертов

Сегодня перевозки сборных грузов в России растут заметными темпами. Быстрее, чем другие сегменты рынка грузоперевозок. Но это временное повышение, в ближайшие годы делать ставку на сборные грузы операторам не стоит. По данным агентства M.A. Research, среди всех грузов, которые перевозил автомобильный транспорт в 2018 году, сборные составили 21%. Основные перевозки сборных грузов (65%) пришлись на межгородское сообщение. Около трети всех сборных грузов перемещаются внутри городов. На международные перевозки приходится только 2% рынка сборных грузов.

факторы развитие обзор рынка сборных грузов прогнозы

За ростом последует снижение?

Драйверами роста перевозок сборных грузов выступили торговые сети и онлайн-торговля. Для них грузить несколько видов товаров в один грузовик экономически выгодно, да и сроки доставки меньше. Сети растут географически, выходят в отдаленные районы, им нужен экономичный и быстрый способ регулярной доставки. А у онлайн-магазинов средний заказ постоянно становится меньше, и возить их выгодно только вместе с другими.

Эти факторы привели к смене модели логистики у крупнейших грузоотправителей. В итоге три года подряд, с 2014 по 2017 год включительно, перевозки сборных грузов росли вдвое большими темпами, чем весь остальной рынок автоперевозок. В итоге за 2018 год они заняли пятую часть места в российских грузовиках. Но за ростом последует снижение.

В 2017 году рост объемов перевозки сборных грузов составил 16%, а в 2018-м почти вдвое меньше — 9%. В этом году ситуация будет еще хуже и рост объемов устремится к нулю, прогнозирует эксперт агентства M.A. Research Людмила Смирнова. Этот и следующий годы будут не лучшими для перевозчиков в целом. На это напрямую влияет замедление российской экономики. Прогнозируемый рост валового внутреннего продукта в России — всего 1,5%. Да и доходы населения заметно снижаются.

Международные санкции против России тоже не добавляют экономике уверенности. Уровень инвестиций падает, новые производства и магазины открываются реже, и эта тенденция будет усиливаться. Как результат, будет падать платежеспособный спрос, уровень продаж и доставок товара в магазины и покупателям. В лучшем случае доля перевозок сборных грузов останется на том же уровне: 20% в стоимостном выражении.

Еще один фактор, способствующий падению популярности автомобильной перевозки сборных грузов, — усиление конкуренции. Более дешевую альтернативу автоперевозкам предлагают железнодорожники. Компании в этой отрасли провели работу над удобством и привлекательностью своего сервиса, и теперь все ведущие логистические операторы обратили внимание на услугу. Людмила Смирнова считает, что 2019-2020 год будет не очень успешным для грузоперевозчиков в целом.

Факторы развития

Современные транспортные и логистические системы постоянно усложняются, и все труднее понять, на что следует обратить внимание. Эксперты выделяют пять ключевых факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли, в том числе и сегмента сборных грузов.

  • Цифровизация
  • Изменение динамики внутренних рынков
  • Изменения в международной торговле
  • Технологические изменения
  • Изменения в законодательстве

Данные факторы были отражены в прогнозах и оценках перспектив развития отрасли в ближайшем будущем, которые дали руководители транспортно-логистических компаний. Эксперты отмечают ожидания по росту бизнеса, влияние технологических изменений и изменения в каналах сбыта.

По словам директора по развитию бизнеса «Itella Россия» Дмитрия Масальцева, во втором полугодии вступят в действие требования по передаче сведений по движению товара в рамках проекта «маркировка» в сегментах «фармацевтика», «обувь», «отдельные категории косметических товаров».

Это потребует как от клиентов, так и от перевозчиков внести значительные изменения в IT-процессы, а также адаптировать бизнес-процессы под новые требования. По словам топ-менеджера, фактор снижения общей покупательской способности будет приводить к скромным темпам роста в различных сегментах товаров.

Выживет сильнейший

В период активного роста прошлых лет многие транспортные компании обратили внимание на сегмент сборных грузов. Туда их привело падение спроса на комплексные перевозки. Все меньше грузовладельцев имеют необходимость перевозить сразу 33 поддона товара. Им нужно отвезти всего три за минимальную стоимость. Чтобы удовлетворить их потребности, операторы начали строить инфраструктуру для обслуживания таких клиентов — комплектование машин небольшими грузами. Для этого нужны дополнительные склады для хранения грузов во время комплектования машины перед отправкой, места упаковки, хорошие логисты.

Те компании, которые смогли качественно выстроить все процессы и наработать репутацию в перевозке сборных грузов, останутся на рынке. А вот выходить на него в ближайшее время — не лучшая идея. По мнению экспертов, при всей привлекательности бизнеса по перевозке сборных грузов важно очень четко понимать, что выход на него очень сложный. Он требует и особых компетенций, и особого IT-сопровождения, и наличия распределительных складов. Можно сказать, что перевозки сборных грузов в России ждет некоторая «зачистка» и консолидация. Большие и эффективные игроки выживут и нарастят позиции за счет ухода более слабых конкурентов.

В статье использованы данные агентства M.A. Research и материалы сайта FleetGuru.

Рейтинг: 4
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 1357
Автор статьи: / Дата публикации: 26-05-2019
Поиск запроса "факторы развитие обзор рынка сборных грузов прогнозы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Карина Москва 24.07.2019

Совсем не радужные перспективы, хотя есть все-таки надежда на более позитивный сценарий. Соглашусь, тем, кто задумал выходить новым игроком на рынок сборных грузов, стоит подумать и еще раз все взвесить. А вот тем, кто уже, как говорится в деле, пробовать устоять и вырабатывать новую стратегию. Верно подмечено, тем кому удалось в хорошие времена создать себе репутацию серьезного партнера на рынке будет значительно проще. Остальным же придется попотеть.

0
0
Ответить
Анна Балашиха 09.09.2020

Я думаю, что надо таки дать перевозчикам какой то шанс все исправить, в теперешней ситуации. Работа нужна всем, перевозки будут актуальны всегда, другое дело кого выбрать в перевозчики - это уже личное дело каждого

0
0
Ответить
Anytka82 Москва 09.09.2020

Как можно недооценивать важность такой работы, я поддерживаю такую идею. Например, есть предприниматель, который не будет везти полную машину груза, ему очень подходит перевозка сборных грузов. Пусть люди работают.

0
0
Ответить
Поликрат 10.12.2024

Читая статью, не могу не согласиться с мнением, что сборные грузы действительно переживают своеобразный бум. Это напоминает мне о том, как несколько лет назад на Западе выросли перевозки в формате LTL (Less than Truckload), когда компании начали осознавать, что перевозка мелких партий может быть куда более экономически выгодной, чем загрузка целого грузовика. Однако, как и в случае с западными рынками, возникает вопрос о долгосрочной устойчивости такого роста. Снижение темпов роста до 9% в 2018 году уже намекает на насыщение рынка. Конечно, цифровизация и технологические изменения создают новые возможности, но не стоит забывать и о конкуренции, особенно со стороны железнодорожников, которые, как и в Европе, начали предлагать более привлекательные условия для клиентов. Интересно, что в условиях усиления конкуренции и экономического замедления, операторам придется искать новые пути для оптимизации и повышения эффективности. Появление новых законодательных требований, таких как маркировка, может стать как вызовом, так и возможностью для тех, кто сможет быстро адаптироваться. В общем и целом, ситуация напоминает мне о необходимой «зачистке» рынка, когда выживут только самые сильные и адаптивные игроки. Для новых участников это действительно не самое лучшее время для входа на рынок, но для тех, кто уже занял свои позиции, может открыться окно возможностей для консолидации и укрепления своих позиций.

0
0
Ответить
Аботур 11.12.2024

Согласен с мнением, что усиление конкуренции со стороны железнодорожников может повлиять на рынок. Важно, чтобы автоперевозчики не только адаптировались к изменениям, но и активно использовали возможности цифровизации для улучшения своих услуг. Это может стать ключом к их выживанию в ближайшие годы.

0
0
Ответить
Ерванд 12.12.2024

Интересно, как онлайн-торговля и торговые сети повлияли на рост сборных грузов. Это логичный шаг, учитывая тенденции по снижению размера среднего заказа. Вопрос в том, как долго этот драйвер будет поддерживать рынок на плаву. Надеюсь, компании смогут адаптироваться к новым требованиям и продолжить развитие.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: