Классификация локомотивов
Локомотив— это тяговый ж/д состав, который используется для перемещения пассажирских или грузовых вагонов по рельсам.
Оглавление
История транспорта началась еще в первых годах 19 века и продолжается до сегодняшних дней. Ниже кратко рассмотрим, как появился такой вид транспорта, приведем его основные характеристики, классификацию и современные продвинутые модели.
История появления локомотивов
Первые паровозы появились еще в период промышленной революции в начале XIX века. Именно тогда появились первые рельсы и паровая машина, способная по ним перемещаться. Дальнейшие 50 лет можно назвать сферой активного развития новой сферы. Во многих странах начали строиться железные дороги, а сам паровоз постоянно совершенствовался. К 1850-м он приобрел известную нам форму.
ВажноВ дальнейшие 100 лет продолжалось усовершенствование железной дороги и развитие сети. Улучшались и тяговые составы, которые стали более мощными, получили лучшую тягу и имели оптимальные скоростные параметры.
Стали появляться паровозы с разным количеством осей — от четырех и более. Были разработаны сочлененные паровозы, имеющие минимальный радиус разворота.
К 30-м годам XX века транспорт был максимально усовершенствован с позиции скорости, конструкции, тяговых параметров и экономичности. Параллельно сохранялись минусы в виде низкого КПД, опасных выхлопов и трудностей с управлением.
Стали появляться тепловозы, работающие от дизельных двигателей, а также имеющие гидравлическую, механическую или электрическую передачу. В период с 50-х до 70-х годов произошел переход на другие виды тяги, а сам процесс изготовления паровозов был завершен к 60-м годам.
До 1980-х почти все модели были убраны из эксплуатации. На их смену пришли новые виды локомотивов в виде электровозов и тепловозов. Были попытки запуска производства машин с газотурбинными силовыми установками.
Характеристики локомотивов
При изучении такого транспорта важно учесть, что при его изучении стоит учесть ряд параметров:
- Осевая формула. Отображает количество и местонахождение колесных пар. В современных локомотивах каждая из колесных пар — тяговая. Характеристика указывается в виде цифры, отображающей число осей, а знак «+» свидетельствует о наличии сочленения. Символ «-» свидетельствует об отсутствии соединения между тележками.
- КПД. Параметр, который показывает эффективность работы двигателя. Зависит от многих факторов: конструкция, особенности двигателя, своевременность обслуживания, качество дизеля тепловоза и т. д. Для электровоза этот параметр составляет 88-90%.
- Габариты. Максимальный размер машины относительно ж/д пути. Устанавливаются габаритные размеры для «Т» и «1Т». Во втором случае наибольшая ширина и высота составляют 3.4 и 5.3 метров.
- Скорость. Для разных видов локомотивов этот параметр отличается и зависит от характеристик силового оборудования. К примеру, скорость тепловоза, если он грузовой, может достигать 100-120 км/ч. для пассажирского транспорта этот показатель выше — до 160-200 км/ч. Промышленная техника с гидравлической передачей позволяет разгоняться до 60-80 км/ч. Для сравнения скорость электровозовв зависимости от модели может составлять 200 км/ч. К примеру, для модификаций ЧС2 это 140 км/ч. Для ЧС4 и ЧС7 — 140 км/ч, для линейки ВЛ — 100 км/ч.
- Сцепной вес. Показывается масса, которую испытывают колесные тяговые пары. Из-за того, что оси являются тяговыми, параметр совпадает со служебной массой (рассмотрен ниже).
- Осевая нагрузка. Позволяет узнать статическое давление, которое машина оказывает на ж/д пути. В РФ этот параметр не должен превышать 225 кН.
- Служебный вес. Масса локомотива, работниками и экипировкой. В случае с тепловозом учитывается вес песка, масла, воды и 2/3 горючего во баке.
- Сила тяги. Параметр представляет собой силу, которая реализуется локомотивом и используется для перемещения поезда. Рассчитывается путем деления полезной работы на скорость и время движения. Для примера сила тяги электровоза составляет 30 000 Н.
Существует также ряд дополнительных факторов, которые характеризуют особенности локомотивов. К таковым можно отнести:
- уровень безопасности для пассажиров;
- простота технического обслуживания, необходимость наличия депо;
- комфортабельность для пассажиров с позиции посторонних шумов, вибраций и неприятного запаха;
- эффективность и возможность перебрасывания транспорта между разными участками;
- легкость замены локомотива в случае его повреждения;
- цикл старения.
Классификация локомотивов
Особенность рассматриваемого железнодорожного транспорта — множество видов, которые отличаются по виду электрических установок, типу выполняемых задач, ширине колеи, количеству секций и иным параметрам. Рассмотрим каждый из критериев подробнее.
По типу энергетических установок
Весь период развития разработчики локомотив постоянно пробовали новые виды силовых агрегатов. По типу энергетических установок возможны следующие варианты:
- паровозы — ж/д транспорт, который работает на паровой силовой установке;
- газотурбовозы — имеют мотор газотурбинного типа, появились в XXI веке на фоне снижения стоимости таких моторов;
- тепловозы — машины с ДВС, которые в большинстве случаев работают на дизеле;
- электровозы — комплектуются тяговыми электрическими моторами, которые получают напряжение от контактной сети (работа по типу трамвая);
- электротепловозы — локомотивы, имеющие электрический двигатель и ДВС;
- гировозы — техника, которая не имеет своего мотора и принимает энергию за счет маховика. Получила применение в шахтах или внутри цехов, где наличие выхлопа может быть вредным для персонала;
- атомовозы — использую ядерную энергию, на данный момент не выпускаются;
- пневматические — работают на принципе запасания энергии сжатого воздуха в специальной емкости. Конструктивно имеют много общего с паровозами. Получили популярность в помещениях, где имеет место риск взрыва.
- контактно-аккумуляторные — получают энергию от контактной сети и запасают ее в АКБ. Это позволяет использовать транспорт даже при отсутствии электрификации.
По роду выполняемой работы
Действующие локомотивы можно разделить и по типу выполняемой работы. Здесь доступны следующие варианты:
- Грузовые — используются для перевозки поездов, предназначенных для транспортировки грузов. Выделяются большой мощностью моторов и меньшей скоростью. Способны перемещать грузы массой от трех до пяти тысяч тонн. Количество колесных пар может быть от 8 до 12, что обеспечивает большее высокую производительность.
- Маневровые — применяются для маневрирования на станциях и подъездных путях, перемещения вагонов по станциям, создания и расформирования поездов. На практике бывают маневровые тепловозы и электровозы.
- Пассажирские — ориентированы на перевозку людей, отличаются большей скоростью. Из-за меньшей нагрузки имеют менее мощный двигатель. Большая часть моделей способна разгоняться до 160-200 км/ч. Для реализации скорости количество секций, как правило, больше. В большинстве случаев такие локомотивы идут с одной секцией и двумя кабинами для машинистов.
- Грузопассажирские — универсальная техника, которая способна тянуть поезда разных видов. Применяются на ж/д с небольшой активностью движения.
- Промышленные. Используются в большей части на предприятиях. В их функции входит выполнение внутренних перевозок и доставки каких-либо изделий по территории завода.
По ширине колеи
При рассмотрении особенностей локомотивов стоит учитывать их колейность. По этому принципу техника делится на несколько категорий:
- российская — 1.52 м. Актуальна для России и стран СНГ;
- европейская — 1.435 м. Европейский стандарт, который действует во многих странах Европы, Соединенных Штатах, Мексике, Канаде и т. д;
- индийская — 1,676 м. Такие варианты используются в Иране, Индии, Пакистане, Таиланде, Чили, Аргентине и т. д;
- метровая — 1 м. Встречается в Чили, Вьетнаме, Бразилии, Таиланде и т. д;
- ирландская — 1,6 м. Актуальна для Бразилии, Австралии и Ирландии;
- иберийская — 1,668 м. Характерна для Португалии и Испании;
- узкая — 0,75 и 0,76 м. Встречается во многих странах мира.
По числу секций
Все локомотивы условно делятся по количеству секций. Здесь возможны следующие варианты:
- 1-секционные;
- 2-секционные;
- многосекционные.
При классификации локомотивов стоит учесть, что они различаются и по типу кузова. Здесь возможно два варианта: вагонный или кузовной.
Первый вариант применяется во всех современных электровозах. Особенность состоит в возможности перехода между разными секциями без выхода на улицу. Кузовной вариант применяется в локомотивах промышленного и маневрового типов. Для обслуживания оборудования приходится выходить наружу.
Современные продвинутые локомотивы
После завершения 2-й мировой войны лидирующие позиции на рынке США заняла продукция GeneralMotors. Вместе с производителем GeneralElectric она выпускает лучшие локомотивы в 21 веке. Главным производителем тепловозов в Великобритании являетсяBrushTraction. К наиболее популярным моделям бренда относится Class 47, который оснащается 12-цилиндровым 103-сильнымдизельным мотором мощностью 2750 лошадиных сил.
В Европе в список крупнейших производителей входит компания Alstom (Франция). Она работает с производителем EMD(США). В новых моделях завода отдельное внимание уделяется экологичности, уменьшению вредных выбросов и снижению уровня шума. Тепловозы с электрической передачей, сделанные Alstom, продаются во многие страны мира.
Следующий производитель, который заслуживает внимания — немецко-шведский тандем Adtranz. В 2001-м компания стала частью концерна Bomdardier. В линейку этих продуктов входит много современных тепловозов.
В 1990 годах производители GE и Adtranz создали локомотив нового поколения с шестью осями, обновленной рамой и улучшенной кабиной управления. Новые машины получили название BlueTiger. В зависимости от условий применения на них ставятся моторы мощностью от 2200 до 4400 лошадиных сил. Осевая нагрузка находится в диапазоне от 18 до 25 тонн, а полный вес — от 108 до 150 тонн. Локомотив способен разогнаться до 200 км/час.
Одним из лучших локомотивов является ТЭП-80-002, изготовленной на Коломенском заводе. Машина имеет восемь осей, предусматривающих наличие двух тележек с четырьмя осями. На локомотиве стоит V-образный 4-тактный и 20-цилиндровый мотор на 6000 лошадиных сил. Такой параметр достигается при 1100 оборотах в минуту. Эта модель является рекордсменом по скорости, которая достигает 271 км/ч.
Отдельного внимания заслуживает ТЭМ-19, построенный в 2013-м. Его особенность состоит в наличии газопоршневого силового агрегата, для которого применяется природный газ. Горючее находится в сжиженной форме, что позволяет уменьшить расходы и вредные выбросы в атмосферу.
Итоги
Современные локомотивы — мощный ж/д транспорт, который отличается хорошей тягой, достойной скоростью и большим выбором модификаций.
Последнее время набирают популярности железнодорожные электровозы, которые отличаются лучшей КПД и экономичностью. Для их эксплуатации не нужно топливо в виде газа, угля или другого сырья. При этом расходы на электрификацию окупаются за несколько лет.
- Снегоуборочная техника: история, современность, перспективы
- Железнодорожные переезды, классификация и правила
- Классификация локомотивов
Да, действительно современные локомотивы являются одним из будущих видов транспорта, однако скорости не хватает, хотелось бы узнать какие существуют локомотивные депо.
Хочу сказать большое спасибо автору данной статья. Я сам работаю на железной дороге уже более 15 лет и очень много знаю о локомотивах. Но не смотря на это, мне все равно был очень интересен данный материал. Из статьи я даже узнал для себя много нового. Еще раз благодарю за материал!
Железнодорожный транспорт на сегодняшний день усовершенствован по всем параметрам. Скорость пассажирских локомотивов до 200 км/час сто лет назад и представить никто не мог. А вот для усовершенствования ж/д сообщений, учитывая реалии, нам еще нужно много работать.
Убежден, что в детстве все мальчишки, как и я, обожали играть в железную дорогу. Локомотивы всегда завораживали. Да и во время поездок с родителями по железной дороге всегда хотелось рассмотреть их поближе. Все-таки узнавать подробности об их техническом устройстве и характеристиках весьма интересно.
Интересная статья о локомотивах, которая напомнила мне, как важно учитывать исторический контекст в развитии технологий. Вспоминая паровозы XIX века, кажется удивительным, как быстро технологии развивались — от первых паровых машин до современных электровозов. Например, переход от паровозов к тепловозам в середине XX века — это как переход от ламповых телевизоров к современным OLED-экранам в электронике. Каждый этап развития железнодорожного транспорта сопровождался значительными улучшениями в скорости, тяге и эффективности. Особенно впечатляет, что уже к 1980-м годам большинство паровозов были сняты с эксплуатации, уступив место более современным типам локомотивов. Это напоминает мне о том, как быстро устаревают технологии в автомобильной промышленности, где электромобили начинают доминировать над традиционными бензиновыми и дизельными автомобилями. Важно также отметить разнообразие современных локомотивов. Например, использование газопоршневых силовых агрегатов, как в модели ТЭМ-19, является шагом к более экологичным решениям. Это напоминает о переходе на гибридные и электрические двигатели в автомобилях, которые также стремятся уменьшить вредные выбросы. В целом, статья дает полное представление о том, как железнодорожная индустрия адаптируется к современным требованиям эффективности и экологичности, оставаясь при этом важной частью транспортной инфраструктуры.
Тема локомотивов всегда вызывает интерес, особенно когда речь идет о современных моделях. Статья напоминает, как технологии, такие как электровозы, постепенно становятся стандартом благодаря их высокой эффективности и низким эксплуатационным затратам. Это как в энергетике, где возобновляемые источники энергии начинают замещать традиционные. Интересно, как дальше будет развиваться эта отрасль.
Статья отлично подчеркивает значимость классификации локомотивов по их энергетическим установкам. Как в автомобильной индустрии, где есть бензиновые, дизельные и электромобили, так и здесь разнообразие видов позволяет адаптироваться к различным условиям эксплуатации. Особенно интересно видеть, как развиваются технологии гировозов и контактно-аккумуляторных локомотивов, что открывает новые горизонты для применения в специфических условиях.