Классификация локомотивов

Локомотив— это тяговый ж/д состав, который используется для перемещения пассажирских или грузовых вагонов по рельсам.

История транспорта началась еще в первых годах 19 века и продолжается до сегодняшних дней. Ниже кратко рассмотрим, как появился такой вид транспорта, приведем его основные характеристики, классификацию и современные продвинутые модели.

История появления локомотивов

Классификация локомотивов

Первые паровозы появились еще в период промышленной революции в начале XIX века. Именно тогда появились первые рельсы и паровая машина, способная по ним перемещаться. Дальнейшие 50 лет можно назвать сферой активного развития новой сферы. Во многих странах начали строиться железные дороги, а сам паровоз постоянно совершенствовался. К 1850-м он приобрел известную нам форму.

Важно

В дальнейшие 100 лет продолжалось усовершенствование железной дороги и развитие сети. Улучшались и тяговые составы, которые стали более мощными, получили лучшую тягу и имели оптимальные скоростные параметры.

Стали появляться паровозы с разным количеством осей — от четырех и более. Были разработаны сочлененные паровозы, имеющие минимальный радиус разворота.

К 30-м годам XX века транспорт был максимально усовершенствован с позиции скорости, конструкции, тяговых параметров и экономичности. Параллельно сохранялись минусы в виде низкого КПД, опасных выхлопов и трудностей с управлением.

Современные продвинутые локомотивы

Стали появляться тепловозы, работающие от дизельных двигателей, а также имеющие гидравлическую, механическую или электрическую передачу. В период с 50-х до 70-х годов произошел переход на другие виды тяги, а сам процесс изготовления паровозов был завершен к 60-м годам.

До 1980-х почти все модели были убраны из эксплуатации. На их смену пришли новые виды локомотивов в виде электровозов и тепловозов. Были попытки запуска производства машин с газотурбинными силовыми установками.

Характеристики локомотивов

При изучении такого транспорта важно учесть, что при его изучении стоит учесть ряд параметров:

  • Осевая формула. Отображает количество и местонахождение колесных пар. В современных локомотивах каждая из колесных пар — тяговая. Характеристика указывается в виде цифры, отображающей число осей, а знак «+» свидетельствует о наличии сочленения. Символ «-» свидетельствует об отсутствии соединения между тележками.
  • КПД. Параметр, который показывает эффективность работы двигателя. Зависит от многих факторов: конструкция, особенности двигателя, своевременность обслуживания, качество дизеля тепловоза и т. д. Для электровоза этот параметр составляет 88-90%.
  • Габариты. Максимальный размер машины относительно ж/д пути. Устанавливаются габаритные размеры для «Т» и «1Т». Во втором случае наибольшая ширина и высота составляют 3.4 и 5.3 метров.
  • Скорость. Для разных видов локомотивов этот параметр отличается и зависит от характеристик силового оборудования. К примеру, скорость тепловоза, если он грузовой, может достигать 100-120 км/ч. для пассажирского транспорта этот показатель выше — до 160-200 км/ч. Промышленная техника с гидравлической передачей позволяет разгоняться до 60-80 км/ч. Для сравнения скорость электровозовв зависимости от модели может составлять 200 км/ч. К примеру, для модификаций ЧС2 это 140 км/ч. Для ЧС4 и ЧС7 — 140 км/ч, для линейки ВЛ — 100 км/ч.
  • Сцепной вес. Показывается масса, которую испытывают колесные тяговые пары. Из-за того, что оси являются тяговыми, параметр совпадает со служебной массой (рассмотрен ниже).
  • Осевая нагрузка. Позволяет узнать статическое давление, которое машина оказывает на ж/д пути. В РФ этот параметр не должен превышать 225 кН.
  • Служебный вес. Масса локомотива, работниками и экипировкой. В случае с тепловозом учитывается вес песка, масла, воды и 2/3 горючего во баке.
  • Сила тяги. Параметр представляет собой силу, которая реализуется локомотивом и используется для перемещения поезда. Рассчитывается путем деления полезной работы на скорость и время движения. Для примера сила тяги электровоза составляет 30 000 Н.

Классификация локомотивовСуществует также ряд дополнительных факторов, которые характеризуют особенности локомотивов. К таковым можно отнести:

  • уровень безопасности для пассажиров;
  • простота технического обслуживания, необходимость наличия депо;
  • комфортабельность для пассажиров с позиции посторонних шумов, вибраций и неприятного запаха;
  • эффективность и возможность перебрасывания транспорта между разными участками;
  • легкость замены локомотива в случае его повреждения;
  • цикл старения.

Классификация локомотивов

Особенность рассматриваемого железнодорожного транспорта — множество видов, которые отличаются по виду электрических установок, типу выполняемых задач, ширине колеи, количеству секций и иным параметрам. Рассмотрим каждый из критериев подробнее.

Классификация локомотивов

По типу энергетических установок

Весь период развития разработчики локомотив постоянно пробовали новые виды силовых агрегатов. По типу энергетических установок возможны следующие варианты:

  • паровозы — ж/д транспорт, который работает на паровой силовой установке;
  • газотурбовозы — имеют мотор газотурбинного типа, появились в XXI веке на фоне снижения стоимости таких моторов;
  • тепловозы — машины с ДВС, которые в большинстве случаев работают на дизеле;
  • электровозы — комплектуются тяговыми электрическими моторами, которые получают напряжение от контактной сети (работа по типу трамвая);
  • электротепловозы — локомотивы, имеющие электрический двигатель и ДВС;
  • гировозы — техника, которая не имеет своего мотора и принимает энергию за счет маховика. Получила применение в шахтах или внутри цехов, где наличие выхлопа может быть вредным для персонала;
  • атомовозы — использую ядерную энергию, на данный момент не выпускаются;
  • пневматические — работают на принципе запасания энергии сжатого воздуха в специальной емкости. Конструктивно имеют много общего с паровозами. Получили популярность в помещениях, где имеет место риск взрыва. 
  • контактно-аккумуляторные — получают энергию от контактной сети и запасают ее в АКБ. Это позволяет использовать транспорт даже при отсутствии электрификации.

По роду выполняемой работы

Классификация локомотивов

Действующие локомотивы можно разделить и по типу выполняемой работы. Здесь доступны следующие варианты:

  • Грузовые —  используются для перевозки поездов, предназначенных для транспортировки грузов. Выделяются большой мощностью моторов и меньшей скоростью. Способны перемещать грузы массой от трех до пяти тысяч тонн. Количество колесных пар может быть от 8 до 12, что обеспечивает большее высокую производительность.
  • Маневровые — применяются для маневрирования на станциях и подъездных путях, перемещения вагонов по станциям, создания и расформирования поездов. На практике бывают маневровые тепловозы и электровозы.
  • Пассажирские — ориентированы на перевозку людей, отличаются большей скоростью. Из-за меньшей нагрузки имеют менее мощный двигатель. Большая часть моделей способна разгоняться до 160-200 км/ч. Для реализации скорости количество секций, как правило, больше. В большинстве случаев такие локомотивы идут с одной секцией и двумя кабинами для машинистов.
  • Грузопассажирские — универсальная техника, которая способна тянуть поезда разных видов. Применяются на ж/д с небольшой активностью движения. 
  • Промышленные. Используются в большей части на предприятиях. В их функции входит выполнение внутренних перевозок и доставки каких-либо изделий по территории завода. 

По ширине колеи

Классификация локомотивов

При рассмотрении особенностей локомотивов стоит учитывать их колейность. По этому принципу техника делится на несколько категорий:

  • российская — 1.52 м. Актуальна для России и стран СНГ;
  • европейская — 1.435 м. Европейский стандарт, который действует во многих странах Европы, Соединенных Штатах, Мексике, Канаде и т. д;
  • индийская — 1,676 м. Такие варианты используются в Иране, Индии, Пакистане, Таиланде, Чили, Аргентине и т. д;
  • метровая — 1 м. Встречается в Чили, Вьетнаме, Бразилии, Таиланде и т. д;
  • ирландская — 1,6 м. Актуальна для Бразилии, Австралии и Ирландии;
  • иберийская — 1,668 м. Характерна для Португалии и Испании;
  • узкая — 0,75 и 0,76 м. Встречается во многих странах мира.

По числу секций

Классификация локомотивов

Все локомотивы условно делятся по количеству секций. Здесь возможны следующие варианты:

  • 1-секционные;
  • 2-секционные;
  • многосекционные.

При классификации локомотивов стоит учесть, что они различаются и по типу кузова. Здесь возможно два варианта: вагонный или кузовной.

Первый вариант применяется во всех современных электровозах. Особенность состоит в возможности перехода между разными секциями без выхода на улицу. Кузовной вариант применяется в локомотивах промышленного и маневрового типов. Для обслуживания оборудования приходится выходить наружу.

Современные продвинутые локомотивы

Современные продвинутые локомотивы

После завершения 2-й мировой войны лидирующие позиции на рынке США заняла продукция GeneralMotors. Вместе с производителем GeneralElectric она выпускает лучшие локомотивы в 21 веке. Главным производителем тепловозов в Великобритании являетсяBrushTraction. К наиболее популярным моделям бренда относится Class 47, который оснащается 12-цилиндровым 103-сильнымдизельным мотором мощностью 2750 лошадиных сил. 

В Европе в список крупнейших производителей входит компания Alstom (Франция). Она работает с производителем EMD(США). В новых моделях завода отдельное внимание уделяется экологичности, уменьшению вредных выбросов и снижению уровня шума. Тепловозы с электрической передачей, сделанные Alstom, продаются во многие страны мира.

Следующий производитель, который заслуживает внимания — немецко-шведский тандем Adtranz. В 2001-м компания стала частью концерна Bomdardier. В линейку этих продуктов входит много современных тепловозов.

В 1990 годах производители GE и Adtranz создали локомотив нового поколения с шестью осями, обновленной рамой и улучшенной кабиной управления. Новые машины получили название BlueTiger. В зависимости от условий применения на них ставятся моторы мощностью от 2200 до 4400 лошадиных сил. Осевая нагрузка находится в диапазоне от 18 до 25 тонн, а полный вес — от 108 до 150 тонн. Локомотив способен разогнаться до 200 км/час. 

ТЭП-80-002

Одним из лучших локомотивов является ТЭП-80-002, изготовленной на Коломенском заводе. Машина имеет восемь осей, предусматривающих наличие двух тележек с четырьмя осями.  На локомотиве стоит V-образный 4-тактный и 20-цилиндровый мотор на 6000 лошадиных сил. Такой параметр достигается при 1100 оборотах в минуту. Эта модель является рекордсменом по скорости, которая достигает 271 км/ч.

Отдельного внимания заслуживает ТЭМ-19, построенный в 2013-м. Его особенность состоит в наличии газопоршневого силового агрегата, для которого применяется природный газ. Горючее находится в сжиженной форме, что позволяет уменьшить расходы и вредные выбросы в атмосферу.

Итоги

Электропоезд ЭС250

Современные локомотивы — мощный ж/д транспорт, который отличается хорошей тягой, достойной скоростью и большим выбором модификаций.

Последнее время набирают популярности железнодорожные электровозы, которые отличаются лучшей КПД и экономичностью. Для их эксплуатации не нужно топливо в виде газа, угля или другого сырья. При этом расходы на электрификацию окупаются за несколько лет.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 5 Комментариев: 7 Просмотров: 1003
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 23-11-2022 / Обновлено: 26-11-2022
Поиск запроса "Классификация локомотивов" по информационным материалам
Комментарии
Александр Москва 03.12.2022

Да, действительно современные локомотивы являются одним из будущих видов транспорта, однако скорости не хватает, хотелось бы узнать какие существуют локомотивные депо.

0
0
Ответить
Станислав Тула 03.12.2022

Хочу сказать большое спасибо автору данной статья. Я сам работаю на железной дороге уже более 15 лет и очень много знаю о локомотивах. Но не смотря на это, мне все равно был очень интересен данный материал. Из статьи я даже узнал для себя много нового. Еще раз благодарю за материал!

0
0
Ответить
Вера Омск 04.12.2022

Железнодорожный транспорт на сегодняшний день усовершенствован по всем параметрам. Скорость пассажирских локомотивов до 200 км/час сто лет назад и представить никто не мог. А вот для усовершенствования ж/д сообщений, учитывая реалии, нам еще нужно много работать.

0
0
Ответить
Илья Самара 04.12.2022

Убежден, что в детстве все мальчишки, как и я, обожали играть в железную дорогу. Локомотивы всегда завораживали. Да и во время поездок с родителями по железной дороге всегда хотелось рассмотреть их поближе. Все-таки узнавать подробности об их техническом устройстве и характеристиках весьма интересно.

0
0
Ответить
Джейкоб 25.11.2024

Интересная статья о локомотивах, которая напомнила мне, как важно учитывать исторический контекст в развитии технологий. Вспоминая паровозы XIX века, кажется удивительным, как быстро технологии развивались — от первых паровых машин до современных электровозов. Например, переход от паровозов к тепловозам в середине XX века — это как переход от ламповых телевизоров к современным OLED-экранам в электронике. Каждый этап развития железнодорожного транспорта сопровождался значительными улучшениями в скорости, тяге и эффективности. Особенно впечатляет, что уже к 1980-м годам большинство паровозов были сняты с эксплуатации, уступив место более современным типам локомотивов. Это напоминает мне о том, как быстро устаревают технологии в автомобильной промышленности, где электромобили начинают доминировать над традиционными бензиновыми и дизельными автомобилями. Важно также отметить разнообразие современных локомотивов. Например, использование газопоршневых силовых агрегатов, как в модели ТЭМ-19, является шагом к более экологичным решениям. Это напоминает о переходе на гибридные и электрические двигатели в автомобилях, которые также стремятся уменьшить вредные выбросы. В целом, статья дает полное представление о том, как железнодорожная индустрия адаптируется к современным требованиям эффективности и экологичности, оставаясь при этом важной частью транспортной инфраструктуры.

0
0
Ответить
Пахомий 26.11.2024

Тема локомотивов всегда вызывает интерес, особенно когда речь идет о современных моделях. Статья напоминает, как технологии, такие как электровозы, постепенно становятся стандартом благодаря их высокой эффективности и низким эксплуатационным затратам. Это как в энергетике, где возобновляемые источники энергии начинают замещать традиционные. Интересно, как дальше будет развиваться эта отрасль.

0
0
Ответить
Корнелиус 27.11.2024

Статья отлично подчеркивает значимость классификации локомотивов по их энергетическим установкам. Как в автомобильной индустрии, где есть бензиновые, дизельные и электромобили, так и здесь разнообразие видов позволяет адаптироваться к различным условиям эксплуатации. Особенно интересно видеть, как развиваются технологии гировозов и контактно-аккумуляторных локомотивов, что открывает новые горизонты для применения в специфических условиях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: