Система смазки двигателя

Система смазки двигателя— группа узлов, обеспечивающих циркуляцию масла внутри силового агрегата для отвода тепла, защиты от коррозии, удаления грязи и решения иных задач.

Рабочая жидкость подается в обычном режиме, посредством разбрызгивания или под давлением. Ниже рассмотрим назначение, устройство и виды системы. Отдельно поговорим о видах масляных фильтров и основных неисправностях. Выделим отличия систем в ДВС на бензине и дизеле.

Назначение и устройство системы смазки двигателя

Система смазки двигателя

При изготовлении мотора разработчики учитывают особенности эксплуатации и защищают его элементыот негативных факторов. Основное назначение системы смазки двигателя:

  • снижение трения между узлами силового агрегата;
  • отвод тепла для охлаждения элементовдвигателя;
  • защита элементов ДВС от появления ржавчины на поверхности;
  • удаление из каналов элементов износа отработавшего масла;
  • вывод частиц нагара, что характерно для автомобилей с прямым впрыском топлива.

Конструктивно в состав системы смазки входят следующие узлы:

  • Масляный насос. Используется для подачи масла в систему и создания требуемого рабочего давления. Работает от коленвала, распредвала или дополнительного вала. Наиболее распространенными являются узлы шестеренчатого типа.
  • Горловина. Через отверстие происходит дополнение или обновление маслом системы.
  • Поддон картера. Находится в нижней части мотора и наполнен смазывающей жидкостью. Используется для ее хранения. Именно здесь контролируется уровень смазки.
  • Фильтр. Применяется для очистки смазки от разного «мусора», который накапливается в процессе длительной эксплуатации. Бывает разборным и неразборным.
  • Маслозаборник. Включает группа устройств, а именно патрубок между поддоном и насосом, а также фильтрующий элемент грубой очистки.
  • Радиатор. Элемент системы смазки, предназначенный для уменьшения температуры масла, циркулирующего в системе.
  • Форсунки. Подают рабочую жидкость на внутренние элементы двигателя путем разбрызгивания. Обеспечивают лучшее смазывание поршней, цилиндров и других элементов.
  • Каналы и магистрали. Пропускают через себя рабочую жидкость и обеспечивают выполнение заявленных функций.
  • Датчики. Представляют собой группу элементов, контролирующих уровень, температурные параметры и давление рабочей жидкости. 
  • Клапаны. Автоматизируют контроль давления смазки и управление ее подачей. Устанавливаются возле главных элементов системы.

Несмотря на большое количество элементов, устройство системы смазки двигателя простое, а сама система отличается повышенной надежностью. 

Принцип работы и виды систем смазки

Важно

Смазочные системы машины могут иметь «сухой» или «мокрый» картер. Последний востребован в большей мере, благодаря простой реализации и эффективности.

«Сухой» вариант предусматривают наличие отдельной емкости, которая используется для хранения смазки. После поступления в мотор рабочая жидкость стекает, а далее перекачивается с помощью насоса. В картере при таком подходе масла нет.

Система смазки двигателя

Конструкция с «сухим» картером более сложная и дорогая в производстве, но позволяет уменьшить размер ДВС и его высоту. Это повышает надежность смазывания при движении транспортного средства под углом. По этой причине «сухие»системы, как правило, применяются на спецтехнике и машинах с улучшенными вездеходными качествами.

 Подача масла осуществляется одним из 3-х путей:

  1. Под давлением. Смазывающая жидкость циркулирует по системе, благодаря действию насоса.
  2. Разбрызгивание / самотек. Масло проходит по каналам с помощью вращающихся элементов силового агрегата. Смазкапревращается в мелкие капли, что обеспечивает заполнение пространства между элементами силового агрегата.
  3. Комбинированный цикл. При таком подходе используется двойной принцип. Для жизненно важных элементов масло направляется под давлением, а для иных узлов — путем разбрызгивания.

Комбинированная система смазки

Для понимания рассмотрим работу системы смазки двигателя для «мокрого» и комбинированного варианта. Алгоритм действий такой:

  • Запуск двигателя и начало работы масляного насоса.
  • Втягивание смазки воздухозаборником и прохождение через грубый фильтр для очистки.
  • Проход через тонкий фильтрующий элемент.
  • Распределение рабочей жидкости на опоры и подшипники распределительного / коленчатого валов, цилиндры и другие элементы. Подача осуществляется через форсунки или специальные отверстия.
  • Подача остатков смазки на главные узлы, стекание масла через зазоры на КШМ и ГРМ.
  • Разбрызгивание рабочей жидкости и ее распределение по иным частам мотора.
  • Стекание смазки в поддон. Параллельно с элементом силового агрегата убирается весь мусор и иные загрязнения.

В течение всей работы давление в системе смазки двигателя поддерживается на уровне 0.2-1.6 МПа. После завершения цикла масло снова затягивается с помощью насоса и попадает на элементы силового агрегата.

Уровень масла в системе

Уровень масла в системе

Для защиты ДВС от неисправностей важно периодически проверять уровень рабочей жидкости в системе. В устройствах с «мокрым» картером контроль осуществляется с применением щупа, на котором указан минимальный и максимальный параметр. Проверка выполняется в следующей последовательности:

  1. Остановка мотора.
  2. Выжидание 5-10 минут пока смазка не стечет в поддон.
  3. Изъятие щупа из поддона и его очистка с помощью чистой тряпки.
  4. Погружение изделия обратно и повторная проверка уровня.

Если смазка вышла за верхний уровень, требуется удаление лишнего. В случае, когда она опустилась ниже минимального значения, не обойтись без доливки смазочного масла.

Разновидности масляных фильтров

Одним из главных элементов системы является фильтр, обеспечивающий удаление «мусора» из рабочей жидкости и защиты мотора. Дополнительно он выполняет следующие задачи:

  • изменение вязкости, обусловленное повышением уровня загрязнения частиц и элементов;
  • защита двигателя от повреждений, вызванных появлением ржавчины, нагара и т. д;
  • сохранение параметров смазывающей жидкости в течение всего интервала обслуживания;
  • уменьшение активности износа элементов мотора за счет удаления из масла металлических элементов.

Несвоевременная замена масляного фильтра или применение некачественной детали может привести к разным поломкам. Сами устройства бывают четырех видов по принципу действия:

  • гравитационные;
  • адсорбционные;
  • центробежные;
  • магнитные.

Разновидности масляных фильтровТакже масляные фильтры в системе смазки делятся по типу:

  • отстойники — для удаления небольших элементов: пыли, песка, стружки и т. д;
  • точной очистки — останавливают частицы размером от 25 до 45 мкм;
  • грубой очистки — используются для удаления элементов величиной от 60 до 90 мкм.

По объему смазывающей жидкости изделия бывают следующих видов:

  • полноточные — очищают весь объем смазки и гарантируют максимальную очистку;
  • неполноточные — ставятся так, чтобы через них проходила только часть масла.

Фильтры также отличаются полнотой и тонкостью отсева, что необходимо учитывать при выборе. Рекомендации по типу указаны в мануале автомобиля, и именно информации завода-изготовителянеобходимо следовать.

Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Конструктивно система смазки дизельного двигателя идентична бензиновой версии. Разница только в том, что мотор на дизеле работает в условиях больших температур. На этом фоне отличается и тип применяемого моторного масла, которое имеет другой набор добавок. Последние имеют лучшую моющую способность и более высокую стойкость к окислительным процессам. 

Эксплуатации и обслуживание системы смазки

Лучший способ защититься от неисправности системы смазки двигателя— своевременно менять смазку и фильтрующий элемент. Периодичность такой работы в зависимости от типа мотора — раз 5-15 тысяч километров или каждый год. Срок замены зависит от типа смазки. К примеру, минеральные масла служат не больше 5 000 км, а «синтетика» — до 15 тыс. км.

обслуживание системы смазки

При обновлении деталей важно учесть, сколько смазки потребуется для замены, а после контролировать его уровень. Дефицит рабочей жидкости ускоряет износ, а его избыток создает риск повреждения сальников, уплотнителей и иных элементов.

Неправильное обслуживание системы смазки может привести к снижению давления, повышенному расходу рабочей жидкости и даже повреждению двигателя. Во избежание таких проблем важно своевременно менять расходные материалы и соблюдать правильный режим эксплуатации машины.

Заключение

Система смазки — неизменный элемент системы двигателя, обеспечивающий его работоспособность и большой срок службы. Во избежание проблем важно периодически проводить технический осмотр, контролировать уровень и состояние рабочей жидкости, а также своевременно менять смазку с фильтрующим элементом.

Рейтинг: 17
Всего оценок: 6 Комментариев: 3 Просмотров: 1124
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 21-11-2022 / Обновлено: 22-11-2022
Поиск запроса "система смазки двигателя" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Волжский 02.12.2022

Большой молодец тот, кто придумал эту систему. Не знаю, но надеюсь его серьёзно наградили. Особенно если учесть, что современный автомобиль может проехать совсем немного после того, как по каким-то причинам масло перестаёт циркулировать по двигателю.

0
0
Ответить
Анастасия Краснодар 06.12.2022

Отличная статья! Все подробно рассказано и показано. Как раз интересовалась этой темой. В следующем году хочу поменять полностью масло и масляный фильтр в своей машине. Я в принципе так и думала, что все происходит таким образом, оказалось, что есть еще много тонкостей. Теперь все ясно. Спасибо!

0
1
Ответить
Владимир Москва 25.09.2023

Понятно, что двигатели внутреннего сгорания получают смазку именно таким образом. Однако, я думаю, что в электромобилях такая система смазки не используется. Поэтому, если была бы така статья именно на эту тему, я бы с удовольствием ее прочитал.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: