Коробка отбора мощности: типы, требования, самостоятельно устраняемые неисправности
Коробка отбора мощности (КОМ) спецтехники – это механизм, с помощью которого крутящий момент силового агрегата передается на рабочее оборудование: лебедки, насосы, компрессоры и т.п. Последнее приводится в движение напрямую или через промежуточный узел – карданный вал либо гидронасос. Данное устройство не является обязательным элементом трансмиссии.
КОМ используется на грузовых автомобилях (в России – очень распространены на КамАЗах и МАЗах), автокранах, автомобильных цистернах, коммунальной и прочей специальной технике. Ставится она чаще всего на раздатку или КПП.
Виды КОМ
Существуют различные типы коробок отбора мощности. Между собой они отличаются следующими параметрами:
- Число ступеней в механизме.
- Значения передаточных чисел.
- Количество валов и их расположение.
- Наличие либо отсутствие реверса.
- Вид системы управления.
По последней характеристике, различают: электропневматическую, механическую или гидравлическую.
Помимо этого, КОМ бывают зависимые и независимые. Включение первых возможно только в том случае, если выжата педаль сцепления. Они, по сути, интегрированы в коробку передач. Во время движения техники, этот узел включать запрещается. Среди достоинств данного варианта выделяют экономию мощности двигателя и малый вес механизма.
Вторые могут включаться на движущейся машине либо неподвижной, когда сцепление включено или выключено. Такие модели совместимы с силовыми агрегатами и коробками переключения передач любого типа. То же самое – по их управляющей системе, она может быть различной.
Порядок работы КОМ
Читайте также: Карданный вал для привода задних колес
Принципиально КОМ похожа на КПП, только намного проще. В ней стоит ведущий вал, с жестко зафиксированной шестеренкой. При включении, она входит в зацепление с ведомой шестерней, посаженной на другой вал (фактически – ВОМ), передающий момент вращения на рабочее оборудование.
Если коробка управляется механическим способом, то шток перемещается с помощью рычага. При наличии пневмоэлектрической системы, в узле должна быть камера, куда подается воздух под давлением. Последний воздействует на диафрагму, соединенную с пружиной, после чего она сжимается, передвигая шток с включающей вилкой. Шестерни входят в зацепление. После стравливания воздуха, пружина распрямляется, шток движется в обратном направлении, шестерни разъединяются.
КОМ способна «забрать» до 40% мощности мотора. Большинство моделей включаются в то время, когда машина неподвижна. Хотя, есть и такие (например, на коммунальной технике), которые работают и при движении агрегата.
Требования к КОМ
В процессе изготовления коробок отбора мощности, проектировщики стараются обеспечить соблюдение следующих условий:
- Компактность и небольшой вес.
- Значительный рабочий ресурс, за счет повышенной износоустойчивости.
- Шестеренная пара делается с определенным передаточным числом.
- Узел обязан «отобрать» на рабочее оборудование заданную часть мощности мотора.
- Коробка должна без больших физических усилий включаться снаружи либо из кабины водителя.
- Межсервисный пробег – не меньше, чем у прочих узлов трансмиссии.
- Работа КОМ не должна отрицательно влиять на рабочий ресурс сцепления и силового агрегата.
Эти требования касаются КОМ любого типа, т.к. принцип действия их всех одинаковый. Если все условия выполнены, данный узел не ухудшает прочие рабочие параметры автомобиля.
Часто встречающиеся неисправности КОМ
Коробка отбора мощности, как и любой другой агрегат спецавтомобиля, будет работать долго и надежно лишь в том случае, если соблюдаются рекомендации по ее эксплуатации. В частности, при регулярном и своевременном проведении технического обслуживания. Для механизма КОМ это особенно важно, потому что его детали работают «на износ».
Критичным моментом также является правильная эксплуатация коробки. Включать данный узел надо согласно рекомендаций именно для этой модели (например, только при выжатом сцеплении и остановленной машине).
Важна и надежная фиксация устройства при установке, т.к., в противном случае, появится усиленная вибрация, что отрицательно сказывается на его работе.
Во время ремонта КОМ, рекомендуется исследовать ведомую шестерню на возможность ее дальнейшей эксплуатации. Если она в неудовлетворительном состоянии, а слесарь не обратит на это внимание, то данная небрежность станет причиной усиленного износа ведущей шестерни.
Неисправности, которые время от времени случаются с КОМ, бывают разные. Некоторые можно определить самостоятельно и устранить, не гоняя машину в сервисный центр. К таким относятся:
- Повышенный шум. Возможная причина – неправильное зацепление шестеренок.
- Узел не включается. Пробивается струя воздуха. Надо проверить целостность диафрагмы в камере пневмоуправления.
- Механизм не выключается полностью. Возможно, сломалась возвратная пружина.
- На фланцах – подтекание рабочей жидкости. Загрязнился сапун либо износились уплотнения.
При большинстве других неполадок, надо обратиться к квалифицированным мастерам, в распоряжении которых имеется специальное оборудование для диагностики и ремонта.
Заключение
Коробка отбора мощности – это важный узел специального автомобиля. С его помощью становится возможной работа различного оборудования. Правильная эксплуатация и соблюдение периодичности техобслуживания станут надежной гарантией его долговременной безаварийной эксплуатации. Механизм КОМ функционирует в жестких условиях. Но данный момент учтен производителем – детали изготавливаются с приличным запасом прочности. Так что, в основном, все зависит от водителя.
- Отправка коробки 16 кг в Перу (г. Лима)
- Хрусталь в коробках
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Как и где сварить чугунную коробку двигателя автомобиля?
- КАМАЗ совершенствует комплектующие для новых грузовиков
- В преддверие зимнего сезона: обзор снегоуборочных машин
- Volvo FH16 - лидер европейского дальнобоя грузоподъемностью до 325 тонн
- MAN TGS – рестайлинг 2020 года
- Volvo FL 240 для городского бизнеса
Как понять то какой размер мне нужен?! Объясните дураку! Иногда без зазора именно как это понять что у меня с зазором или нет
Очень верно подмечено, многое зависит от водителя техники, любую даже очень именитую марку техники с проверенным качеством можно вывести из строя неумелыми действиями.
Я искал ком для установки кму на Hyundai hd 78 , Китай отмёл сразу , Везде навязывают Италию, поговорил с людьми которые занимаются профессионально установкой оказывается у итальянцев давно нет своего производства, только литьё , а шестеренки из Китая везут . Это как рулетка , может посыпаться через неделю или через год , короче купил и поставил Турецкий ком , у меня на ТАТА стоял 6 лет на эвакуаторе , продал у парня ещё 3 года простоял , потом не знаю . А Российского конечно ничего нет . А подбор ком идёт по моделе кпп .
Мне кажется, что тема коробок отбора мощности (КОМ) действительно заслуживает внимания, особенно когда речь идет о спецтехнике. Это, своего рода, сердце техники, которое позволяет ей выполнять столь разнообразные задачи. Если сравнить с другими узлами, такими как гидравлические системы, то КОМ обладает уникальной способностью передавать огромные нагрузки на рабочее оборудование, будь то насосы или лебедки. Это похоже на то, как в сельском хозяйстве используются ВОМ для передачи мощности на прицепное оборудование. Именно благодаря таким механизмам, как КОМ, техника становится настолько универсальной и адаптивной к разным задачам. Например, если взять тот же КамАЗ или МАЗ, то их функциональность без КОМ была бы значительно ограничена. Интересно, что разные типы этих коробок, будь то с реверсом или без, можно сравнить с автоматическими и механическими КПП, где у каждого типа свои преимущества и области применения. Электропневматические системы управления, которые применяются в некоторых КОМ, напоминают современные системы АБС в автомобилях — они обеспечивают более точное и надежное управление. Однако стоит помнить, что правильная эксплуатация и регулярное техобслуживание — это ключевые факторы, которые определяют долговечность и надежность работы этого механизма. В конце концов, как и в любой другой сложной системе, здесь всё зависит от того, как за ней ухаживают и как её используют.
Мне всегда было интересно, как такие небольшие устройства, как КОМ, могут значительно влиять на производительность всей техники. Они напоминают мне о роли турбин в авиации — небольшие, но критически важные для всей системы. Важно только следить за их состоянием!
КОМ — это как швейцарский нож для спецтехники. Он позволяет выполнять множество задач, увеличивая функциональность машины. Особенно впечатляет, как он помогает экономить мощность двигателя, что критично для тяжелой техники.