Датчик уровня топлива: типы, конструкция, принцип работы, ремонт неисправностей

Датчик уровня топлива (ДУТ) предназначен для контроля степени заполнения бака. Прибор отслеживает имеющийся объем бензина или солярки и отправляет информацию на индикатор.

Типы ДУТ и принцип их работы

Популярные конструкции ДУТ: рычажный, трубчатый и электронный. Принцип работы у всех одинаковый. Контролер считывает положение поплавка и передает информацию на индикатор. Точность и надежность работы зависит от устройства оборудования.

Рычажный

Состоит из поплавка, подвижного соединительного рычага и потенциометра (бегунок с резисторными пластинами).

При полном баке, поплавок располагается на верхнем уровне. Через рычаг он соединен с потенциометром. Последний, через индикатор, с бортовой электросетью. Сопротивление равно 7 Ом., заполнение отражается в показаниях прибора на панели.

По мере сжигания бензина, уровень падает. Поплавок опускается. Соединенный с ним бегунок двигается по резисторным пластинам и увеличивает сопротивление потенциометра, максимально до 230-240 Ом. Когда он доходит до этого значения, индикатор показывает, что бак пустой.

Конструкция очень надежная. Единственный недостаток связан с износом деталей, из-за чего падает точность.

Трубчатый

В конструкцию входят поплавок, полая трубка и контактная группа. Датчик работает аналогично предыдущему, но есть конструктивные отличия. Поплавок имеет контактные кольца. В корпусе есть резистивный провод и направляющая стойка. Для подключения управления, предусмотрен крепежный фланец.

Бензин поступает в корпус снизу. При полном баке, поплавок располагается наверху. В этой точке, на него замкнут минимальный отрезок контактного провода, сопротивление – наименьшее. По мере расходования топлива, поплавок опускается, резистентность увеличивается. Внизу она будет максимальной.

Преимущество системы в том, что поплавок находится в ограниченном пространстве. Колебания машины сглаживаются, показания намного точнее, чем у рычажной схемы. Но, есть ограничения по установке.

Электронный

Это современная модель, в которой детали не соприкасаются с топливом. Считывающий узел соединяется с рычагом через магнитное поле. Погрешность измерений – не более 1%. Подобные устройства применяются, когда машина заправляется бензином на основе метанола, этанола либо биодизеля. Другие конструкции в таких случаях малоэффективны.

Исполнительный узел датчика располагается в герметичном корпусе. В контакт с топливом вступает только рычаг и магнитный поплавок. Высота поплавка меряется по импульсам магнитного поля. Фиксация изменений ведется по установленным отрезкам. Их прохождение меняет амплитуду обратного сигнала. Индикатор обновляет показания после того, как датчик пройдет очередную отметку.

Неисправности ДУТ

Все неисправности ДУТ можно разделить на две группы. К первой относятся неполадки, из-за которых система выдает некорректные показания. Во вторую входят нарушения работы, характеризующиеся поломками деталей, вплоть до полного отказа.

Некорректные показания

Визуальные признаки, из-за которых датчик топлива «врет»:

  • Стрелка индикатора постоянно двигается, в большинстве случаев - скачкообразно.
  • Прибор показывает частичную заправку или даже пустой бак, тогда как водитель точно знает, что емкость заполнена до предела.
  • Мотор долго работает, но стрелка остается в исходном положении, не становится на фактический уровень.
  • При явно малом количестве бензина, не загорается контрольная лампочка.

Причины могут быть разные: перегорел предохранитель, нет контакта на питающем проводе и т.п. Возможно, поломка механической части системы.

Выход из строя механизма

Механизм ДУТ может сломаться по таким причинам:

  • Разгерметизировался поплавок. Топливо попало вовнутрь. Индикатор показывает, что бак пустой или частично полный, независимо от реального количества бензина.
  • При длительных поездках по плохим дорогам и, как следствии, воздействии на систему ударных нагрузок, проволочный держатель теряет исходную геометрическую форму. В результате, подвижность поплавка нарушается, прибор работает некорректно.
  • Из-за ударных нагрузок при аварии, либо в процессе длительного применения топлива низкого качества, падает сопротивление прибора. Стрелка индикатора стоит на отметке полного или пустого бака.
  • По какой-либо причине, вышли из строя резисторные элементы. Признаки - аналогично предыдущему пункту.
  • Повреждено крепление датчика. Обычно в таких случаях в багажнике и салоне чувствуется запах топлива.

В качестве профилактики подобных повреждений, рекомендуется время от времени осматривать электрические контакты и крепления.

Проверка датчика и его снятие для ремонта

Чтобы проконтролировать работу ДУТ без снятия, надо к проводу обратного сигнала и к «массе» присоединить переменный резистор с диапазоном 100-200 Ом. Затем, поворачивая рукоятку, менять сопротивление. Получается аналогия с действием на индикатор двигающегося поплавка. Если положение стрелки изменяется, а включенный датчик не реагирует, значит, он не работает.

Демонтаж ДУТ

Несмотря на то, что особенности креплений узла на разных моделях авто различны, общая схема работы для всех случаев одинаковая:

  • Отключить АКБ (снять провод с минусовой клеммы).
  • Убрать часть пластиковой обшивки. Если надо – еще и заднее кресло.
  • Очистить от грязи и влаги прибор и пространство вокруг него.
  • Отключить провода.
  • Открутить крепеж, снять ДУТ.

Установка

Монтаж отремонтированного ДУТ (или нового, если пришлось заменить полностью) делают в обратном порядке. При этом, надо обратить внимание на некоторые моменты:

  • Посадочное место должно быть чистым. Старый герметик надо убрать так, чтобы частицы не падали в емкость.
  • Обязательно поставить прокладку. Если новой в комплекте нет, можно взять старую, но промазать герметиком.
  • Затягивать болты крепления равномерно.
  • Присоединяя провода, надо следить за правильностью схемы («минус» - на АКБ). А также за тем, чтобы были хорошие контакты.
  • Перед установкой обшивки, проверить работу системы.

С новым ДУТ желательно проехать около 50 км., после чего – снова продиагностировать систему. Заодно – подтянуть крепления.

Заключение

Датчик уровня топлива – прибор относительно несложный. Обладая необходимой информацией, можно самостоятельно продиагностировать его работоспособность. А, если потребуется, то и заменить, не обращаясь в сервисную службу.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 5104
Автор статьи: Владимир Крюков / Дата публикации: 06-08-2020
Поиск запроса "датчик уровня топлива" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Руслан Москва 06.08.2020

Здравствуйте. у меня установка датчика возможна только снизу, то есть "вверх ногами" (не на лодку). Вопрос следующий, можно ли изменить направление указателя уровня или же стоит купить приборы с заведомо разными стандартами ?

0
0
Ответить
Анна Иваново 17.05.2021

Очень сложно долго ездить с исправным ДУТ, так как одной из причин выхода его из строя названы плохие дороги. А их ещё в нашей стране много. Особенно весенний период. 

0
0
Ответить
Михаил Altai 10.07.2023

Датчик уровня топлива (ДУТ) - важное устройство, контролирующее заполнение бака автомобиля. Он имеет различные типы и конструкции, включая рычажный, трубчатый и электронный. Рычажный ДУТ состоит из поплавка, рычага и потенциометра, где поплавок подключается к потенциометру через рычаг и передает информацию на индикатор. Точность его работы зависит от состояния деталей, и он подвержен износу. Трубчатый ДУТ использует поплавок, который перемещается внутри трубки с контактными кольцами. Эта конструкция обеспечивает более точные показания и сглаживает колебания автомобиля. Электронный ДУТ - современная модель, где датчик не соприкасается с топливом. Он использует магнитный поплавок и считывает его положение через магнитное поле. Электронный ДУТ точен и применяется в случаях использования альтернативных видов топлива.Возможные неисправности ДУТ могут быть связаны с неправильными показаниями, что приводит к скачкообразным или некорректным значениям на индикаторе. 

0
0
Ответить
Айрат 09.12.2024

Мне кажется, что статья дает отличное представление о различных типах датчиков уровня топлива и их рабочем принципе. Особенно интересно было узнать о сравнении рычажного, трубчатого и электронного типов. Рычажные системы, как я понимаю, являются наиболее надежными, но подвержены износу. Это похоже на старые механические часы, которые, хоть и служат долго, требуют регулярного обслуживания. Трубчатые датчики мне напоминают более современные кварцевые часы: они более точные, но их установка может быть ограничена. Электронные датчики, на мой взгляд, это как смарт-часы - современно и с минимальными погрешностями. Особенно впечатляет их способность работать с более агрессивными типами топлива, такими как метанол и этанол, что делает их идеальными для использования в новых биотопливных технологиях. Порадовало, что в статье упомянуты основные неисправности и способы диагностики, ведь это полезная информация для автолюбителей, которые предпочитают решать такие проблемы самостоятельно. Советы по демонтажу и установке датчика тоже выглядят очень полезными. Думаю, что с такими инструкциями любой более-менее опытный водитель сможет справиться с заменой или ремонтом датчика без обращения в сервис.

0
0
Ответить
Донат 10.12.2024

Статья хороша тем, что подробно описывает неисправности и диагностику датчиков уровня топлива. Это как иметь под рукой руководство по ремонту - всегда полезно знать, что делать при первых признаках неисправности. Также полезны советы по демонтажу и установке, особенно для тех, кто предпочитает делать все сам.

0
0
Ответить
Маркел 11.12.2024

Очень полезная статья! Особенно понравилось сравнение разных типов датчиков уровня топлива. Интересно, что электронные датчики могут работать с метанолом и этанолом, это явно шаг вперед. Это как переход от обычных ламп к светодиодам - эффективность и точность на новом уровне.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: