Магистральный грузовой тепловоз 2TЭ116-1667
Тепловозы выступают базой для магистральных грузовых железнодорожных перевозок. Именно они составляют большую часть тягового состава. Достижения советских и российских разработчиков и конструкторов железнодорожного транспорта хорошо известны во всем мире.
Оглавление
Типичным примером выступает магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ116. Рассмотрим его назначение, предприятие-производителя, основные конструктивные и технические характеристики более внимательно.
Магистральные тепловозы пассажирские и грузовые
Сначала стоит уделить немного внимания разнице между пассажирскими и грузовыми магистральными тепловозами, что позволит лучше понять назначение 2ТЭ116. Принято выделять несколько ключевых особенностей тягового состава, предназначенного для транспортировки грузов. В их числе:
- увеличенное количество ведущих колесных пар;
- не менее двух секций в устройстве грузового локомотива (для пассажирских используется цельнонесущий кузов, имеющий вагонный тип);
- намного более высокая сила тяги, попросту необходимая для эффективного и достаточно быстрого перемещения массивных грузов;
- уменьшенный (с 1 220 мм до 1 050 мм, соответственно, у пассажирских и грузовых локомотивов) диаметр колес ведущих осей;
- повышенный сцепной вес, который требуется для транспортировки грузовых поездов;
- увеличенная нагрузка на железнодорожные рельсы;
- более высокая мощность локомотива.
В результате перечисленных конструктивных особенностей формируется главное отличие пассажирских тепловозов от грузовых. Оно заключается в намного более высокой скорости передвижения первых по сравнению со вторыми. При этом грузовые локомотивы способны перевозить за один раз груз намного большего веса и объема.
С теоретической точки зрения грузовые тепловозы вполне могут использоваться вместо пассажирских. Пусть и с намного меньшей итоговой эффективностью. Обратная ситуация невозможна даже в теории. Дело в том, что достаточно часто пассажирский тепловоз вообще не сможет грузовой поезд даже сдвинуть с места.
О производителе
Магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ116 производился Луганским тепловозостроительным заводов в течение очень длительного времени – с 1971 до 2007 года (модификации – до 2016 года, усовершенствованные версии производятся до настоящего времени). Другими словами, серийный выпуск локомотива стартовал еще при Советском Союзе и продолжился после его распада на Украине, которая стала самостоятельным государством.
Предприятие занимало заметное место даже в масштабах крупной советской экономики. Вполне естественно, что по меркам Украины оно вообще доминировало в национальном хозяйстве. Вплоть до включения Луганской народной республики в состав Российской Федерации.
Общее количество выпущенных тепловозов 2ТЭ116 составило 1 745 единиц, что делает локомотив одним из самых массовых в СССР и России. Благодаря популярности и широкому распространению тепловоз получил множество различных «кличек», включая две самых известных – Боинг и Фантомас отечественных железных дорог.
Луганский тепловозостроительный завод основан более века назад – в 1896 году. С самого начала его основной специализацией стало производство железнодорожного тягового состава, прежде всего – тепловозов. Постепенно к ним добавились электровозы, электропоезда, дизель-поезда и даже трамваи. Во время войны было произведено два бронепоезда, которые активно использовались Красной армией. Общее количество тепловозов, выпущенных с 1957 года, превышает 44 тысячи единиц.
ВажноМагистральный грузовой тепловоз 2ТЭ116 выпускался Луганским тепловозостроительным заводом в качестве основного вплоть до 2016 года. Но даже после указанной даты и до настоящего времени в каталоге представлены две модификации легендарного локомотива. Первая из них – 2ТЭ116У, вторая – 2ТЭ116УМ.
Первая версия отличается от базовой увеличенной мощностью силовой установки. Вторая выделяется за счет использоваться новой электропередачи, современной системы управления на микропроцессорах и опцией регулировки силы тяги в поосном варианте.
Она предназначена для эксплуатации в условиях большой запыленности и высокогорья. Обе модификации достойно продолжают дело предшественника, что выражается в стабильном росте объемов выпуска и высоком спросе на новые тепловозы.
Тепловоз 2TЭ116-1667, описание
Теперь имеет смысл перейти непосредственно к описанию магистрального грузового тепловоза 2ТЭ116. Маркировка локомотива означает следующее:
- цифра «2» показывает наличие в тепловозе двух секций;
- сочетание букв «ТЭ» демонстрирует установку в тепловозе электрической передачи;
- комбинация цифр «116» обозначает серию или тип локомотива.
В заголовок статьи вынесена более полная маркировка тепловоза - 2ТЭ116-1667. Последнее число из четырех цифр демонстрирует конкретный номер грузового локомотива, позволяющий идентифицировать как год производства (1993-й, то есть уже после распада Советского Союза), так и «судьбу» тягача.
Жизненный путь 2ТЭ116-1667 достаточно интересен. Основными этапами его эксплуатации выступают:
- Поступление в Норильский ГОК после выпуска с завода.
- Последовательный переход сначала в ЗАО СФАТ, затем – в ООО Линк Онлайн СПб с обслуживанием в депо северной столицы России.
- Продажа в июле 2007 года эстонской компании Sillamaesfdamas.
- Аренды в несколько прибалтийских предприятий, которые продолжаются вплоть до сегодняшнего дня (то есть тепловоз продолжает успешно эксплуатироваться).
- Далее стоит дать несколько более подробное описание магистрального грузового тепловоза 2ТЭ116 как общего представителя серии. Двухсекционный локомотив предназначен и активно применяется до сих пор для перевозки грузов по железным дорогам с советским размером колеи.
Основными конструктивными особенностями тепловоза выступают:
- Наличие двух независимых, то есть автономных секций.
- Классическая осевая формула с тремя колесными осями на каждую секцию.
- Оснащение просторной кабиной, благодаря которой обеспечиваются комфортные и безопасные условия работы машиниста.
- Установка трехосных тележек бесчелюстного типа.
- Равномерное распределение по кузову тепловоза примерно 91 126 кг балласта.
В остальном магистральный локомотив не отличается от классических для Советского Союза вариантов грузового тягового состава. Поэтому целесообразно перейти к главному конкурентному преимуществу тепловоза – его впечатляющим техническим характеристикам.
Технические характеристики
Как показано выше, магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ116 (вместе с многочисленными модификациями, о которых ниже) продолжает успешно эксплуатироваться. Поэтому можно сделать вывод о весьма серьезной надежности и долговечности локомотива.
Отдельно стоит перечислить ключевые технические характеристики электрического тепловоза, представленные далее в удобном для визуального восприятия табличном формате.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 36 300х3 080х5 104 |
Ширина железнодорожной колеи, мм | 1 520 |
Диаметр колес, мм | 1 050 |
Максимальная скорость (конструкционная), км/ч | 100 |
Скорость при длительном режиме перемещения, км/ч | 24 |
Сила тяги на длительном режиме, т | 50,6 |
Радиус прохождения кривых (минимальный), м | 80 |
Общая мощность двух основных двигателей, л. с. | 6 120 |
Общая мощность двенадцати тяговых электродвигателей (ТЭД), кВт | 3 660 |
Полная служебная масса тепловоза, т | 276 |
Силовая установка локомотива
Отдельного хотя бы краткого описания заслуживает «сердце» любого тепловоза – его силовая установка. Применительно к 2ТЭ116 речь идет дизель-генераторе 1А-9ДГ, который устанавливается на каждой из секций магистрального грузового локомотива. Он включает основной двигатель и шесть тяговых.
Тепловоз не отличается оригинальностью схемы электрической передачи, которая выполнена по стандартным советским канонам.
Другими словами, предельно простой, надежной и долговечной. Речь идет о системе переменно-постоянного тока, уже неоднократно проверенной на предшественниках 2ТЭ116, например, ТЭ109, ТЭМ7, 2ТЭ121, ТЭП70 и т.д. Поэтому добавлять что-то в отношении данного вопроса не имеет какого-либо особого смысла.
Модификации
В отличие от множества модификаций, которыми обладает базовая версия магистрального грузового тепловоза 2ТЭ116. Выпуск первых из них стартовал еще в далеком 1981 году (примерно через 10 лет после запуска новой модели в серийное производство). Наиболее интересными модификациями 2ТЭ116 выступают такие:
- 2ТЭ116Г – использует двигатель на газовом топливе (включает не две, а три секции: две дизельных и третью криогенную с газификатором).
- 2ТЭ116М – укомплектован реостатным тормозом, впоследствии примененным в нескольких сериях тепловозов;
- 2ТЭ116К – после капительного ремонта двигателя с заменой дизельной силовой установки;
- 2ТЭ116УП – предназначен для комбинированных грузопассажирских перевозок (выпущен в единственном экземпляре в качестве смелого эксперимента);
- 2ТЭ116А –прототип четырехсекционного тепловоза 4ТЭ130, который предназначен для максимально полной унификации с другой моделью локомотива 2ТЭ121;
- 2ТЭ116У – добавление к маркировке буквы «У» означает усовершенствованный, что выражается в установке новой кабины, наличии кондиционирования воздуха, реостатного торможения и ряда других существенных новинок;
- 3ТЭ116У –модифицированный трехсекционный вариант тепловоза;
- 2ТЭ116УМ – улучшенная модификация, которая была дополнительно доработана и предназначена для эксплуатации в сложных климатических и рельефных условиях Монголии;
- 2ТЭ116УК, 2ТЭ116УД, 2ТЭ116УР – несколько усовершенствованных модификаций с небольшими конструктивными улучшениями разного формата.
Как было указано выше, две модификации - 2ТЭ116У и 2ТЭ116УМ – продолжают выпускаться в настоящее время на Луганском тепловозостроительном заводе.
Их востребованность на сегодняшнем рынке ж/д тягового состава выступает лучшим подтверждением незаурядных качестве и весьма высоких технических характеристик базовой модели, то есть магистрального грузового тепловоза 2ТЭ116.
Итог
Магистральный тепловоз 2ТЭ116 предназначен для грузовых железнодорожных перевозок. Локомотив выпускается в течение более полувека – в Советском Союзе, независимой Украине и России – на Луганском тепловозостроительном заводе.
Тепловоз обладает сочетанием надежности, хороших технических характеристик и бюджетной стоимостью производства. Результатом выступает наличие множества модификаций, часть которых серийно выпускается до сих пор.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
- Магистральный грузовой тепловоз 2TЭ116-1667