Масляный фильтр автомобильного двигателя, типы и устройство
Масляный фильтр двигателя — важная деталь в работе силового агрегата, осуществляющая очистку смазывающей жидкости от примесей, металлических элементов и прочего «мусора».
Оглавление
Наличие устройства позволяет сохранить характеристики масла и продлить срок службы автомобильного мотора. Ниже рассмотрим, какие бывают виды таких узлов, как они работают, где находятся, и как правильно обслуживать.
Назначение масляного фильтра
Задача масла в двигателе —покрытие смазывающей пленкой трущихся элементов и помощь в отводе тепла. Рабочая жидкость контактирует с шатунными и коренными подшипниками, элементами ГРМ, поршневыми кольцами, цилиндрами и иными элементами.
Контактирующие узлы работают через масло, которое должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и быть чистым. Масляный фильтр пропускает через себя смазку и задерживает мелкие частицы. Последние появляются в результате износа двигателя и накопления в рабочей жидкости множества мелких металлических элементов.
Масляные фильтры двигателя нового типа удаляют до 95% «мусора» размером до 25-45 мкм. Отсутствие, плохая работа или загрязнение узла приводит к пропусканию абразивных элементов и повреждению деталей мотора.
Дополнительная функция фильтра — задержка потока смазки, подающейся в систему после остановки мотора. Такая особенность обеспечивает наличие масла внутри двигателя в момент пуска.
Если бы фильтрующий элемент пропускал через себя рабочую жидкость в обратном направлении, она вся стекала бы в поддон, а двигатель оставался сухим.
Масляные фильтры устанавливаются на машины с 20-х годов прошлого века. Появление этих узлов привело к продлению срока службы масла и мотора.
Для сравнения в двигателях без фильтрующего элемента замена смазки проводилась через 600-800 км, а после его появления через 6000-10000 км. В некоторых случаях работа выполняется еще реже — через 20 000 км.
Типы и устройство фильтров
Несмотря на видимую простоту, масляный фильтр дизеля и бензинового двигателя состоит из многих элементов. Внутри цилиндрического корпуса находится фильтрующая часть, группа клапанов, крышка с отверстиями для впуска / выпуска, прижимная пружина и другие.
В зависимости от конструкции масляные фильтры могут быть разбираться для замены основного элемента или иметь цельную структуру.
Рассмотрим основные элементы фильтров:
- Кожух с крышкой. Смазывающая жидкость поступает через специальные отверстия и направляется в полость между корпусом и «шторкой». Дальше смазка идет через фильтр, очищается и выходит через главное отверстие. В крышке предусмотрена резьба, предназначенная для подключения устройства к двигателю. Для изготовления корпуса используется высокопрочная сталь, ведь во время работы фильтр должен выдерживать от 2 до 16 атмосфер.
- Штора (фильтрующая часть). Главная деталь устройства, от которой зависит эффективность очистки. Делается с применением картона или бумаги с последующей пропиткой специальными составами. Для большей эффективности элемент складывается и закручивается, чтобы увеличить рабочую поверхность. Фильтрующая деталь находится между металлическими кольцами, имеет форму цилиндра и надежно зафиксирована. В некоторых устройствах, кроме бумажного основания, применяется войлок. В его функции входит фильтрация крупных элементов и повышение срока службы детали.
- Перепускной клапан. Предусмотрен сверху и снизу устройства. Обеспечивает защиту двигателя от вытекания масла, дефицита смазки при пуске или загрязнении узла. Открытие клапана осуществляется при увеличении давления выше определенного уровня. При установке детали разработчики ориентировались на следующий принцип: пусть в двигателе будет грязное масло, чем не будет вообще. Противосливной клапан. Обеспечивает удержание смазки в фильтрующем элемента во время замены рабочей жидкости в двигателе.
- Противодренажный клапан. Имеет вид кольца, изготовленного из резины и закрывающего отверстия выпуска в крышке. Исключает вытекание смазки после отключения зажигания.
- Пружина прижимная. Фиксирует обратный клапан в нужном положении при выключении мотора.
- Резиновая прокладка. Обеспечивает герметичность и защищает от вытекания.
Рассмотренная конструкция характерна для большинства фильтров, но они могут отличаться по типу. Сегодня применяются полнопроточные, частично проточные и комбинированные детали.
Проточные
Фильтр двигателя с простотой конструкцией, пользующийся наибольшим спросом. Устанавливается последовательно с другими узлами. Название «проточный» свидетельствует о прохождении 100% масла через шторку и максимально качественную очистку. После удаления загрязнений смазка направляется в мотор.
Главный элемент проточного фильтра — перепускной клапан, применяемый для регулирования давления масла.
Если упомянутый параметр повышается до определенной отметки, клапан открывается для достижения безопасного уровня. Дополнительной функцией клапана является открытие в случае загрязнения и невозможности пропускать масло. В таком случае рабочая жидкость поступает в мотор без очистки.
Частично проточные
В отличие от рассмотренных выше, через такие устройства проходит лишь часть рабочей жидкости двигателя
Особенность схемы состоит в качественной очистке, но за более длительный период. Смазка свободно движется по системе, и какая-то часть параллельно очищается от посторонних элементов. Такой подход обеспечивает быстрое возвращение рабочей жидкости в систему, исключив колебания давления.
Комбинированные фильтры
В большинстве случаев применяются на дизельных моторах и предусматривают совмещение рассмотренных выше фильтрующих элементов. Полнопроточный фильтр берет на себя 90% масла, а частично проточный —10%. Такой подход обеспечивает лучшую очистку и одновременно продлевает срок службы.
Центробежный масляный фильтр
В дополнение к рассмотренным типам стоит отнести центробежные фильтры. Устанавливаются на внедорожниках, спецтехнике и строительном транспорте. Состоят из кожуха, внутри которого находится роторная часть и ось.
Подача рабочей жидкости проводится через продольные и радиальные отверстия, обеспечивающие попадание смазки на роторную часть. Масло подается с высокой скоростью, что приводит к удару по крышке центрифуги и обеспечению вращения роторной части
Появляющаяся при этом центробежная сила выдавливает посторонние элементы из смазки. В дальнейшем они остаются на крышке и не проходят в двигатель. После очистки смазка направляется в общую магистраль.
Где находится масляный фильтр
Расположение фильтрующего элемента может отличаться в зависимости от конструкции двигателя и размещения узлов в подкапотном пространстве. Чаще всего устройство находится возле защиты картера в нижней части силового агрегата. Если открыть капот, можно увидеть масляный фильтр слева внизу. Это правило действует для переднеприводных машин.
Определить, где находится масляный фильтр, не составляет труда. Более того, для замены не обязательно загонять машину на яму, но на практике из-за прикипания могут возникнуть сложности. Работы по замене лучше выполнять снизу автомобиля, когда есть нормальный доступ к устройству.
Особенности эксплуатации и неисправности фильтров
Обслуживание масляного фильтра не вызывает трудностей, ведь в случае необходимости его можно просто поменять. При этом есть ряд особенностей, которые должны быть учтены:
- Используйте только оригинальные фильтры. Выбирайте только те устройства, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Каждая модель рассчитана на определенное давление и пропускную способность. Соответствие устройства по размеру и резьбе еще не означает, что оно подходит для вашего авто.
- Грамотно подходите к замене масляного фильтра. Устройство просто прикрутить к мотору с помощью штуцера. Главная сложность — создание соответствующего момента при закручивании. Для этого потребуется специальный ключ и небольшие навыки. Также при замене важно обработать штуцер и кольцо-уплотнитель смазкой и тем самым улучшить контакт.
- Своевременно меняйте фильтрующий элемент. В мануале к автомобилю даются рекомендации по срокам установки новой детали. Как правило, обновление проводится одновременном с заменой рабочей жидкости через 10-20 тысяч километров. Использование авто в сложных условиях, применение низкокачественного горючего, а также частого пуска и остановок требует более частых замен.
- Не допускайте воздушных пробок. Иногда после обновления масла в системепоявляется воздух, который нарушает давление. Для удаления пробки достаточно слегка открутить фильтр и вращать стартером коленчатый вал мотора. После выпускания воздуха давление масла нормализуется.
- Во многих моторах применяются фильтры без перепускных клапанов. В таких устройствах нужно осматривать фильтрующий элемента после замены. Если кожух поврежден или деформирован, это свидетельствует об отклонении давления от нормы.
Автовладельцы должны знать признаки неисправности масляного фильтра, при которых может потребоваться замена:
- сбои в работе мотора;
- зажигание лампы, сигнализирующей об ошибке;
- колебания давления масла;
- черный выхлоп и т. д.
Главная сложность при замене — поиск подходящего инструмента. Проблемы демонтажа часто вызваны «прилипанием» кольца-уплотнителя из-за действия высоких температур. Для устранения трудностей могут потребоваться следующие ключи:
- специальный съемник масляного фильтра необходимого размера (самый правильный и простой метод);
- накидной ключ с подвижным захватом и зубцами;
- ключ в виде краба — универсальный девайс с тремя «ножками», которые захватывают и зажимают корпус;
- размерный ключ — хомут с зубцами, имеет определенный размер и подходит для конкретной модели фильтрующего элемента.
При отсутствии специальных устройств можно использовать альтернативные варианты. Первый — применение ремня, которым нужно обмотать фильтр и привязать рычаг. Для создания последнего можно использовать гаечный ключ или отвертку с длинным жалом.
Второй вариант — пробитие кожуха отверткой, которая в дальнейшем применяется для рычага при выкручивании. Своевременная замена фильтра позволяет решить следующие задачи: обеспечить правильность работы мотора, продлить срок службы двигателя и сэкономить деньги на возможных ремонтах в будущем.
Заключение
Масляный фильтр — «печень» двигателя, которая принимает на себя наибольшую нагрузку в плане очистки смазывающей жидкости от загрязнений.
Неправильная работа, ошибки в выборе или несвоевременное обслуживание может привести к повреждению силового агрегата и необходимости капитального ремонта. В таком случае расходы будут несоизмеримы с теми, которые приходится нести при очередной замене фильтрующего элемента и масла.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Как и где сварить чугунную коробку двигателя автомобиля?
- Перевозки между Украиной и Россией
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Картер двигателя автомобиля
- Автомобильные спидометры, классификация
- Масляный насос автомобильного двигателя: виды, устройство и принцип работы
- Элитный тягач Scania S730 Longline
- Двигатели ЯМЗ серии 530
Хорошее напоминание тем, кто считает, что с заменой масляного фильтра можно и повременить. Меняю его сам, купил приспособу - специальный съемник, и нет проблем. В экстремальных ситуациях можно и пробить корпус отверткой. Видел, так делают водители-профи. Благодарю, за напоминание.
Я строго подошла к приобретению масляного фильтра и выбрала именно тот, который рекомендован изготовителем моей машины. Менять его сама не рискую, иду в сервис. На низкокачественное топливо тоже не размениваюсь, лучше купить подороже, но более щадящее для фильтра.
Даже вон оно как бывает. Никогда не задумывался над некоторыми моментами. Обычно брал масло в магазине, просил сразу фильтр дать. Особо даже не обращал внимание какие дают. Думал все, практически, одинаковые и нет никакого смысла выбирать. Вот так вот!
Я хотел открыть своё личное СТО, но что бы знать хотя бы мелкие вещи мне пришлось не много набрать информации и опыта. Решить начать с мелкого а именно с двигателя. Решил узнать про масляный фильтр и эта статья мне помогла больше узнать о функциях, роботы, размещение масляного фильтра, узнал их типы и строение масляного фильра.
Сейчас вообще при выборе фильтра нужно быть максимально дотошным, хоть везде и пишут, что корпус фильтров изготавливается из высококачественной стали и обрабатывается специальными составами, которые не допускают возникновения коррозионных процессов, на рынке огромное колличество шлака и нужно не экономить на выборе, ато можно подобрать себе так называемую "печень" двигателя, у которой будет предрасположенность к церозу). А так очень хорошая и информативная статья.