Двигатели ЯМЗ серии 530
Двигатели ЯМЗ 530 представляют собой дизельные моторы от компании ОАО «Ярославский моторный завод».
Оглавление
Широко используются во многих транспортных средствах, включая грузовики, автобусы и иные коммерческие машины. Серия включает несколько моделей и модификаций с различными конструктивными особенностями,параметрами и мощностью. Ниже рассмотрим особенности производителя и самого мотора.
О заводе ЯМЗ, столетний юбилей
ЯМЗ основан в 1916-м Лебедевым В. А. Сначала завод выпускал легковые и санитарные машины по лицензии «Crossley» (Великобритания). В 1922-м был национализирован и переименован в ЯГАЗ. В 1926-мстартовал дизельных силовых агрегатов, которые сразу же нашли широкое применение на различных видах техники: автомобили, тракторы, комбайны, электростанции и т.д.
В годы ВОВ завод выпускал дизели для военной техники, в том числе танков Т-34 и Т-70. После войны продолжилось производство дизельных агрегатов для грузовиков, автобусов, тракторов и иных машин. В 1960-е годы завод освоил производство ДВС для автомобилей КамАЗ.
В настоящее время ЯМЗ производит широкий ассортимент дизельных моторов мощностью от 130 до 750 л. с. Двигатели используются в различных отраслях промышленности, включая автомобильную, с/х, горнодобывающую и энергетическую.
ВажноСовременное производство оснащено передовыми технологиями, что позволяет выпускать товары высокого качества. Завод имеет широкую географию поставок, и двигатели ЯМЗ экспортируются в более чем 50 стран мира.
Сегодня ЯМЗ является одним из флагманов российской промышленности. Предприятие продолжает развиваться и наращивать объемы выпуска, что позволяет занимать лидирующие позиции на мировом рынке дизельных моторов.
Обзор современной продукции
Современная продукция ЯМЗ представлена широким ассортиментом дизельных силовых агрегатов. Двигатели бренда устанавливаются на грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, Урал, а также на автобусы ЛиАЗ, ПАЗ и другие.
Основные моторы ЯМЗ:
- 536 — рядный 6-цилиндровый с турбонаддувом мощностью от 240 до 360 л.с. Устанавливается на грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, Урал, а также на автобусы ЛиАЗ, ПАЗ.
- 651 — 6-цилиндровый с турбиной и промежуточным охлаждением наддува, мощностью от 330 до 440 л. с. Ставятся на грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, Урал.
- 751 — моторы мощностью от 440 до 750 л. с. Применяются на грузовиках КамАЗ, МАЗ, Урал.
ЯМЗ также является одним из основных поставщиков дизельных двигателей для с/х сферы в России. Двигатели устанавливаются на тракторы, комбайны и другую технику. Основные варианты:
- 236 — рядный 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом, мощностью от 180 до 240 л.с;
- 238 — рядный 8-цилиндровый мотор с турбонаддувом мощностью от 240 до 300 л.с;
- 240 — рядный 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом мощностью от 230 до 280 л. с.
Рассмотренные выше варианты устанавливаются на тракторы, комбайны, дорожно-строительную технику.
ЯМЗ также является одним из поставщиков дизельных силовых агрегатов для энергетической промышленности России. Моторы используются в электростанциях, промышленных генераторах и иных энергетических установках.
Основные энергетические двигатели ЯМЗ:
- 751 — рядный 6-цилиндровый мотор с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью от 440 до 750 л.с. Устанавливается на электростанции, промышленные генераторы и судовые установки.
- 842 — рядный 6-цилиндровый агрегат с турбонаддувом мощностью от 750 до 1000 л. с. Встречается на упомянутом выше оборудовании.
Двигатели ЯМЗ отличаются высокой надежностью и экономичностью, что позволяет им работать в тяжелых условиях эксплуатации.
В производстве используются современные технологии, что гарантирует соответствие высоким требованиям экологичности и безопасности. Также ЯМЗ предлагает широкий ассортимент ДВС, что позволяет подобрать оптимальный вариант для различных видов техники.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-530
Для начала рассмотрим характеристики двигателя ЯМЗ-530, а после разберем его конструктивные особенности:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Ресурс, км | до 1 млн. |
Мощность, л. с. | от 130 до 230 |
Количество цилиндров | 4 или 6 |
Объем, л | от 4.43 до 7.7 |
Диаметр цилиндра / поршневой ход, см | 10,5 / 12,8 |
Система подачи топлива | CommonRail |
Тип горючего | ДТ |
Предельные обороты, об/мин | 2300 |
Класс экологичности | Евро 4 и 5 |
Коэффициент сжатия | 17,5 |
Устройство и компоновка двигателя
Дизельный двигатель ЯМЗ-530 имеет продольное положение на автомобиле. Он соединен с трансмиссией через карданный вал. Оснащается системой охлаждения жидкостного типа. При этом рабочая жидкость циркулирует по замкнутому контуру, охлаждая детали мотора.
Силовой агрегат оснащен системой смазки под давлением. Масло подается к трущимся деталям, обеспечивая их смазку и охлаждение. ДТ идет из топливного бака к форсункам, которые впрыскивают его в цилиндры.
ЯМЗ-530 оснащен устройством выпуска отработавших газов. Последние отводятся из цилиндров через выпускной коллектор и выхлопную трубу.Для смазки двигателя используется продуманная система, включая масляный насос и фильтр.
Отработавшие газы выводятся через выхлопную систему, которая включает в себя глушитель и катализатор (если требуется). Двигатель также оборудован электрической системой, в состав которой входит стартер, генератор и другие компоненты.
Управление осуществляется с помощью контроллера, который взаимодействует с остальными узлами и дает сигналы водителю. Также он ограничивает скорость, обороты и запускает аварийную защиту ДВС при необходимости. Работает вместе с большим набором датчиков: температуры, вращения коленвала, давления топлива и т. д.
Компоновка, устройство и объем двигателя ЯМЗ-530 могут немного различаться в зависимости от конкретной модели и модификации. В целом, это типичный дизельный мотор, спроектированный для высокой производительности и надежности.
Конструктивные особенности:
- закрытая система вентиляции, которая не требует обслуживания;
- расчет на давление двигателя ЯМЗ-530 в 210 бар;
- шестеренчатый привод с низким уровнем шума;
- устройства охлаждения и смазки до 40 кВт/л.
Основные элементы двигателя ЯМЗ-530
Конструктивно силовой агрегат состоит из следующих элементов:
- Блок цилиндров. Базовая несущая конструкция двигателя. Делается из высокопрочного чугуна и имеет цилиндры, гильзы, опоры коленвала, каналы для охлаждающей жидкости и масла.
- ГБЦ — верхняя часть блока цилиндров. Произведена из чугуна или алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания, клапаны, форсунки, свечи зажигания и иные детали.
- Коленвал. Это центральный элемент двигателя. Передает крутящий момент от поршней к трансмиссии. Изготавливается из высокопрочной стали и имеет опоры, на которые опираются шатуны.
- Шатуны. Представляют собой длинные стержни, которые соединяют поршни с коленвалом. Делаются с применением высокопрочной стали.
- Поршни. Движутся вверх и вниз в цилиндрах, создавая рабочий ход. При их производстве применяется алюминиевый сплав.
- Вкладыши шатунные и коренные. Важны для снижения трения между движущимися деталями мотора. Изготавливаются из антифрикционных материалов.
- Распредвал. Приводит в действие клапаны. Делается из стали или чугуна.
- Клапана двигателя. Управляют впуском и выпуском воздуха и топлива в цилиндры. Имеют стальную или чугунную структуру.
- Форсунки. Впрыскивают топливо в цилиндры. Чаще всего изготавливаются из специального сплава.
- Свечи зажигания. Обеспечивают воспламенение топлива в цилиндрах. Делаются из специального металла.
Двигатели ЯМЗ-530 турбо также имеют конструктивные особенности. В них предусмотрен турбокомпрессор, установленный на выпускном коллекторе. Также имеется промежуточный охладитель, смонтированный между турбокомпрессором и коллектором впуска.
Охлаждает наддувочный воздух, что повышает плотность и эффективность сгорания.Турбина двигателя ЯМЗ-530 увеличивает давление воздуха идает прирост мощности при меньшем объеме и потреблении горючего.
Модификации двигателя ЯМЗ-530 и сферы их применения
Мотор серии 530 представлен в нескольких модификациях, которые отличаются мощностью, крутящим моментом и иными параметрами. К основным вариантам стоит отнести два вида — 4- и 6-цилиндровые.
В семейство 4-цилиндровых входят следующие ЯМЗ:
- 53403, 53423 и 53443 — имеют мощность от 150 до 210 л. с, массу 480 или 500 кг. Соответствуют классу Евро-5, устанавливаются на автобусе Вектор NEXT, Газон NEXT, Садко NEXT и ЛиАЗ-429260.
- 53411, 53421, 53431, 53441 — моторы мощностью от 136 до 170 л. с., имеют вес 480 кг. Устанавливаются на ПАЗ-320402, Газон Некст, КАВЗ-4235 и автобус Вектор-4.
- 5340, 5341, 5342, 5344. Эти моторы имеют мощность от 136 до 170 л. с. при частоте вращения 2300 об/минуту. Масса — от 470 до 480 кг. Класс экологичности — Евро-4, а сфера применения — ПАЗ-320412, ГАЗ-33098, КАВЗ-4238, ПАЗ-3204-02.
Также в список можно включить такие модификации, как 53402, 53406 и 53412 (от 170 до 190 л. с.); 53416, 53442-01 и 5348-20 (мощность от 136 до 240 л. с.).
Отдельно стоит выделить группу из 6-цилиндровых моторов:
- 53613 и 53633 — мощность от 240 до 330 л. с. Устанавливаются на ЛиАЗ-5392, МАЗ-5550С5, ЛиАЗ-6213 или Урал Некст;
- 53601, 536111-40 — имеют мощность от 240 до 312 л. с. и класс Евро-4. Устанавливаются на ЛиАЗ-5292, МАЗ-5340В5, Маз-5340В5, ЛиАЗ-529260.
Также в эту линейку можно включить 536 и 5362 (240-312 л. с.), 53602 и 53662 (от 240 до 312 л. с.) и т. д.
Газовый ЯМЗ-530 CNG
Газовый ЯМЗ-530 CNG — модификация дизельного мотора серии 530, работающая на сжатом природном газе. Мотор оснащен системой газобаллонного оборудования, состоящей из следующих основных компонентов:
- газовый баллон — предназначен для хранения сжатого газа;
- система контроля и управления давлением;
- питание — обеспечивает подачу газа в мотор.
Газовый ЯМЗ-530 CNG имеет ряд преимуществ по сравнению с дизельным двигателем:
- Экономичность. Расход газа на 20-30% ниже, чем для дизельного топлива.
- Экологичность. Выбросы вредных веществ в атмосферу на 50-70% ниже, чем при работе на дизтопливе.
Газовый ЯМЗ-530 CNG устанавливается на следующие автомобили: КамАЗ-6520, Урал-63685, МАЗ-6501, ЛиАЗ-6255, ПАЗ-3204, НефАЗ-5299.
Параметры мотора:
- число цилиндров — 4 или 6;
- коэффициент сжатия — 12.5 к 1;
- мощность — от 150 до 312 л. с.;
- тип горючего — метан;
- рабочая температура — от -40 градусов Цельсия.
Газовый ЯМЗ-530 CNG собирается с применением комплектующих ведущих производителей: Federa lMogul, Westport и другие.
Итог
ЯМЗ-530 — современный дизельный двигатель, который используется в различных отраслях промышленности. Отличается высокой мощностью и крутящим моментом. Способен работать в тяжелых условиях эксплуатации. Представлен в нескольких модификациях, которые отличаются мощностью, крутящим моментом и иными параметрами.
Плюсы:
- ресурс — до 1 млн. км;
- уровень шума — до 92 ДБа;
- надежная эксплуатация от -50 до +50 градусов Цельсия;
- современное оснащение;
- контроль всех деталей;
- соответствие ISO 9001, ISO/TS 16949.
- Дым из двигателя
- Поломка двигателя.
- Почему перегревается двигатель на форде?
- Газовые двигатели на грузовых машинах
- Двигатель троит
- Новинки для Севера: рынок экскаваторов
- Двигатели ЯМЗ серии 530
- Нелёгкая судьба российских полноповоротных экскаваторов
- Завод ЯМЗ — 100 славных лет
ЯМЗ двигатели от ярославского завода отлично себя показали. Незря умельцы переставляют на машины КАМАЗ двыгатели ЯМЗ. Выкидывают родные и устанавливают эти. Мощные, надежные. Не скажу, что экономичыные но Минский автомобильняй завод их до сих пор ставит на свли МАЗы, так же их и на военную технику устанавливают.
Двигатель ЯМЗ серии 530 является одним из самых надежных и экономичных в своем классе, что делает его привлекательным для использования в различных отраслях промышленности и транспорта. Отдельное внимание уделено экологичности двигателя, отвечающего стандартам Евро-4 и Евро-5, что позволяет использовать его в странах с жесткими экологическими требованиями.
Была возможность сравнить машины, работающие на двигателях ЯМЗ и более дорогих, Cummins. Моторы обеих фирм выносливы, но в случае чего, Камминс сложнее отремонтировать: и сам ремонт дороже, и рынок наводнен контрафактными запчастями. Выбирая ЯМЗ, проблем должно быть поменьше.