Моточас: для чего нужен этот параметр

Моточас — временной промежуток, в течение которого бензиновый или дизельный ДВС работает под нагрузкой.

Чем выше последняя, тем больше обороты и тем быстрее увеличивается рассматриваемое число. Параметр не всегда равен одному часу и не имеет точной формулы расчета. При вычислении учитывается режим работы, обороты и другие параметры. Ниже разберемся в сущности термина, как проводить расчет, и в чем особенности.

Что такое моточасы

Важно

1 моточас — единица измерения, характеризующая продолжительность работы мотора. Ее можно сравнить с усталостью человека во время движения. Если мы бежим или тренируемся, устаем быстрее. При ходьбе в спокойном темпе запаса энергии хватает на больше времени. К примеру, при преодолении лестницы длиной в 100 м человек выдохнется раньше, чем при движении по прямой.

Знание моточасов двигателя используется для решения следующих задач:

  1. получение информации о необходимости обслуживания: замена масла и фильтра в ДВС, установка новых свечей и т. д;
  2. определение ресурса до капитального ремонта;
  3. оценка состояния техники и ее срока службы при покупке на вторичном рынке.

Моточас: для чего нужен этот параметр

Большой плюс — возможность расчета расхода топлива на моточас. Для решения задачи нужно знать следующие параметры:

  • мощность мотора в кВт;
  • время потребления горючего — 1 час;
  • процент загрузки двигателя при выполнении задачи;
  • удельное потребление топлива, г/кВт*ч;
  • плотность горючего (для ДТ — 850 г/л).

Для расчета расхода достаточно умножить первые четыре параметра и разделить полученное число на последний (плотность). Указанную выше информацию можно посмотреть в технических характеристиках к транспортному средству.

Методика расчета моточасов

Во время обычной эксплуатации ДВС работает с меняющейся нагрузкой из-за наличия холостого хода работы, нахождения в пробках, движения по трассе и т. д. В таком режиме расчет моточасов выполнить трудней. Чем больше нагрузка на мотор, тем выше расход, и тем больше трение движущихся элементов.

Моточас: для чего нужен этот параметр

Попробуем разобраться с главным вопросом: моточас — это сколько во времени. Сегодня не существует единственно верной формулы расчета, которая бы позволяла получить точный параметр. Как правило, используется две-три методики с учетом типа ДВС и заливаемой в него смазки. Существуют и универсальные формулы расчета, в которых учитывается пробег и средняя скорость транспортного средства.

Рассмотрим основные формулы:

  1. По пройденному пути. Известно, что P = S*M, где Р — пройденное расстояние, S — средняя скорость движения, а М — моточас транспортного средства. Для расчета интересующего параметра необходимо P поделить на S. К примеру, если машина проехала 600 км на средней скорости 60 км/ч, параметр М будет равен 10. Если такое же расстояние пройдено в условиях города и при средней скорости 20 км/ч, количество моточасов будет 30. Многие производители моторных масел при указании срока службы учитывают только пробег.
  2. По расходу горючего. В оптимальном режиме автомобиль потребляет 8 л топлива на 100 км пройденного пути. Средняя периодичность замены масла составляет раз в 10 000 км. Это значит, что за пройденное расстояние машина тратит около 800 л топлива. По истечении этого периода требуется поменять масло. В случае повышения расхода проводится перерасчет. При этом точный расчет, чему равен моточас, выполняетсяс учетом типа масла и его реального ресурса.
  3. Автоматически. Во многих машинах расчет бортовой компьютер рассчитывает параметр самостоятельно и выводит данные на экран. Как правило, полученная цифра связана со сроками технического обслуживания. Даже в обычных ВАЗ (от Приоры и выше) имеется счетчик для расчета моточасов. Он учитывает время движения, но в реальности показывает время работы ДВС.

Есть и более простые методы расчета, которые являются приблизительными и не учитывают режимы работы. Для вычисления используются следующие параметры:

  • обороты коленвала: 1 моточас — 96 000 оборотов;
  • время: 1 моточас — 1 астрономический час;
  • потребленное топливо (расчет приводится выше).

Моточас и астрономический час — как они соотносятся

Многие переводят моточас в часы при условии, что ДВС работает на холостом ходу. Такой метод не дает точных результатов, ведь частота вращения коленвала на ХХ индивидуальна для каждого транспортного средства. Например, у легковой машины этот параметр находится в пределах 500-900 оборотов в минуту, а у спецтехники достигает 1500 оборотов в минуту.

моточасы погрузчика

Обороты коленвала отображаются на тахометре. Чем они больше, тем быстрей накапливаются моточасы. Это значит, что простое приравнивание к астрономическим часам не корректно. Многое зависит от условий работы и частоты вращения коленвала. К примеру, если техника едет по ровной дороге, в высоких оборотах нет необходимости. Если нагрузка большая, увеличивается и число об/мин.

При использовании спецтехники число моточасов в 1 часе рассчитывается следующим образом:

  • работа на ХХ: 1 моточас = 1 астрономический час;
  • обычная нагрузка: 1 моточас = 40 минут;
  • максимальная загрузка: 1 моточас = 20 минут.

Как перевести моточасы в километры

Выразить моточасы в километрах не получится из-за индивидуальных особенностей каждого из параметров. В среднем для легковых авто он приравнивается к 12-14 км пройденного пути на средней скорости и при номинальных оборотах. Для колесных тракторов этот параметр составляет около 8-10 км, а для гусеничных — около 5 км.

Как отмечалось, при повышении нагрузки ускоряется и расходование моточасов. При движении по городу или бездорожью рассматриваемый параметр накапливается быстрее, чем пройденное расстояние. Если машина находится на месте, а ДВС работает на холостом ходу, происходит обратная ситуация. Вот почему при замене расходных деталей расчет производится по пробегу.

h2> Что общего между моточасом и машиночасом

Машиночас — параметр, применяемый для специальной техники при расчете расходов на горючее, оплату аренды и работы людей. Он показывает время, которое требуется одному транспортному средству для выполнения определенного объема задач. К примеру, если трактор убирает улицу в течении восьми часов, это означает, что он отработал восемь машиночасов. Если для работы привлекли два транспортных средства, и они справились за четыре часа, время работы умножается на два. В результате получается тот же показатель.

моточасы погрузчика

Получается, что моточасы погрузчика, трактора или другой техники показывают ресурс двигателя и используются для замены комплектующих, а машиночасы — объем работы. Второе определение является более широким, ведь включает в себя не только время выполнения задачи, но и иные факторы: перерыв в работе, перемещение на другое место и обслуживание.

Машиночасы применяются для налаживания процессов на производстве и определения уровня заработной платы. Для расчета показателя можно использовать моточасы, которые достаточно умножить на определенный коэффициент. Последний зависит от типа и особенностей применения транспорта.

Заключение

Моточасы — важный параметр, позволяющий определить время замены расходных материалов и уровень износа узлов транспортного средства. Для расчета параметра можно использовать одну из приведенных выше методик, но более простой путь — применение специального счетчика в автомобиле.

Рейтинг: 29
Всего оценок: 14 Комментариев: 3 Просмотров: 1105
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-02-2023 / Обновлено: 15-02-2023
Поиск запроса "моточас: для чего нужен этот параметр" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Андрей Москва 21.02.2023

Тема моточасов очень интересна, особенно для людей, которые имеют дело с техникой и автомобилями. Знание моточасов двигателя очень важно для планирования обслуживания, определения ресурса до капитального ремонта и оценки состояния техники при покупке на вторичном рынке. Также это позволяет рассчитывать расход топлива на моточас. Несмотря на то, что расчет моточасов не всегда возможен точно из-за разных режимов работы двигателя, существует несколько методик, которые помогают приблизительно определить этот параметр. Знание моточасов и умение расчитывать их являются важным навыком для любого технически подкованного человека.

11
1
Ответить
Иван Воскресенское 21.02.2023

Не понятно зачем изобретать еще один велосипед. Что бы считать потом моточасы. Есть же стандартный километраж, который выводится на панели в мотоцикле или автомобиле. Что бы не придумывать себе лишних головных болей. Есть же в каждой машине и мотоцикле инструкция, когда нужно менять масло. После пройдено пути мотоциклом. А считать я думаю и так все умеют.

5
19
Ответить
Алексей Омелянчук Воронеж 21.08.2024

Иван, стандартный пробег, который считается одометром, актуален для автомобилей. Поскольку считается, что дорога почти всегда одинаково хорошая. Моточасы же более актуальны для всякой сельхозтехники и спецтехники. Ведь условия работы в поле могут быть очень разными по нагрузке на технику. И пробег в километрах по полю при выполнении работ может совершенно не отражать - насколько фактически был нагружен двигатель всё это время. По той же причине в сельском хозяйстве введено понятие УэГА (условные эталонные гектары). То есть существует некий эталонный гектар обработанного поля трактором в определённых условиях. Но работы в полях тоже могут быть очень разными по интенсивности. Поэтому все обработанные гектары при разных видах работ переводятся по коэффициенту к единой эталонной единице измерения. Чтобы сравнивать и оценивать как-то можно было.

1
0
Ответить
Михаил Тамбов 14.11.2023

Никогда не задумывался над тем, что такое моточас и как он важен для автомобиля. Всегда ориентировался на стандартный километраж и даже не задумывался над этим параметром. Все-таки, моточас, на мой взгляд, более важен и имеет ключевое значение для грузовых автомобилей.

9
2
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: