Моточас: для чего нужен этот параметр
Моточас — временной промежуток, в течение которого бензиновый или дизельный ДВС работает под нагрузкой.
Оглавление
Чем выше последняя, тем больше обороты и тем быстрее увеличивается рассматриваемое число. Параметр не всегда равен одному часу и не имеет точной формулы расчета. При вычислении учитывается режим работы, обороты и другие параметры. Ниже разберемся в сущности термина, как проводить расчет, и в чем особенности.
Что такое моточасы
Важно1 моточас — единица измерения, характеризующая продолжительность работы мотора. Ее можно сравнить с усталостью человека во время движения. Если мы бежим или тренируемся, устаем быстрее. При ходьбе в спокойном темпе запаса энергии хватает на больше времени. К примеру, при преодолении лестницы длиной в 100 м человек выдохнется раньше, чем при движении по прямой.
Знание моточасов двигателя используется для решения следующих задач:
- получение информации о необходимости обслуживания: замена масла и фильтра в ДВС, установка новых свечей и т. д;
- определение ресурса до капитального ремонта;
- оценка состояния техники и ее срока службы при покупке на вторичном рынке.
Большой плюс — возможность расчета расхода топлива на моточас. Для решения задачи нужно знать следующие параметры:
- мощность мотора в кВт;
- время потребления горючего — 1 час;
- процент загрузки двигателя при выполнении задачи;
- удельное потребление топлива, г/кВт*ч;
- плотность горючего (для ДТ — 850 г/л).
Для расчета расхода достаточно умножить первые четыре параметра и разделить полученное число на последний (плотность). Указанную выше информацию можно посмотреть в технических характеристиках к транспортному средству.
Методика расчета моточасов
Во время обычной эксплуатации ДВС работает с меняющейся нагрузкой из-за наличия холостого хода работы, нахождения в пробках, движения по трассе и т. д. В таком режиме расчет моточасов выполнить трудней. Чем больше нагрузка на мотор, тем выше расход, и тем больше трение движущихся элементов.
Попробуем разобраться с главным вопросом: моточас — это сколько во времени. Сегодня не существует единственно верной формулы расчета, которая бы позволяла получить точный параметр. Как правило, используется две-три методики с учетом типа ДВС и заливаемой в него смазки. Существуют и универсальные формулы расчета, в которых учитывается пробег и средняя скорость транспортного средства.
Рассмотрим основные формулы:
- По пройденному пути. Известно, что P = S*M, где Р — пройденное расстояние, S — средняя скорость движения, а М — моточас транспортного средства. Для расчета интересующего параметра необходимо P поделить на S. К примеру, если машина проехала 600 км на средней скорости 60 км/ч, параметр М будет равен 10. Если такое же расстояние пройдено в условиях города и при средней скорости 20 км/ч, количество моточасов будет 30. Многие производители моторных масел при указании срока службы учитывают только пробег.
- По расходу горючего. В оптимальном режиме автомобиль потребляет 8 л топлива на 100 км пройденного пути. Средняя периодичность замены масла составляет раз в 10 000 км. Это значит, что за пройденное расстояние машина тратит около 800 л топлива. По истечении этого периода требуется поменять масло. В случае повышения расхода проводится перерасчет. При этом точный расчет, чему равен моточас, выполняетсяс учетом типа масла и его реального ресурса.
- Автоматически. Во многих машинах расчет бортовой компьютер рассчитывает параметр самостоятельно и выводит данные на экран. Как правило, полученная цифра связана со сроками технического обслуживания. Даже в обычных ВАЗ (от Приоры и выше) имеется счетчик для расчета моточасов. Он учитывает время движения, но в реальности показывает время работы ДВС.
Есть и более простые методы расчета, которые являются приблизительными и не учитывают режимы работы. Для вычисления используются следующие параметры:
- обороты коленвала: 1 моточас — 96 000 оборотов;
- время: 1 моточас — 1 астрономический час;
- потребленное топливо (расчет приводится выше).
Моточас и астрономический час — как они соотносятся
Многие переводят моточас в часы при условии, что ДВС работает на холостом ходу. Такой метод не дает точных результатов, ведь частота вращения коленвала на ХХ индивидуальна для каждого транспортного средства. Например, у легковой машины этот параметр находится в пределах 500-900 оборотов в минуту, а у спецтехники достигает 1500 оборотов в минуту.
Обороты коленвала отображаются на тахометре. Чем они больше, тем быстрей накапливаются моточасы. Это значит, что простое приравнивание к астрономическим часам не корректно. Многое зависит от условий работы и частоты вращения коленвала. К примеру, если техника едет по ровной дороге, в высоких оборотах нет необходимости. Если нагрузка большая, увеличивается и число об/мин.
При использовании спецтехники число моточасов в 1 часе рассчитывается следующим образом:
- работа на ХХ: 1 моточас = 1 астрономический час;
- обычная нагрузка: 1 моточас = 40 минут;
- максимальная загрузка: 1 моточас = 20 минут.
Как перевести моточасы в километры
Выразить моточасы в километрах не получится из-за индивидуальных особенностей каждого из параметров. В среднем для легковых авто он приравнивается к 12-14 км пройденного пути на средней скорости и при номинальных оборотах. Для колесных тракторов этот параметр составляет около 8-10 км, а для гусеничных — около 5 км.
h2> Что общего между моточасом и машиночасомКак отмечалось, при повышении нагрузки ускоряется и расходование моточасов. При движении по городу или бездорожью рассматриваемый параметр накапливается быстрее, чем пройденное расстояние. Если машина находится на месте, а ДВС работает на холостом ходу, происходит обратная ситуация. Вот почему при замене расходных деталей расчет производится по пробегу.
Машиночас — параметр, применяемый для специальной техники при расчете расходов на горючее, оплату аренды и работы людей. Он показывает время, которое требуется одному транспортному средству для выполнения определенного объема задач. К примеру, если трактор убирает улицу в течении восьми часов, это означает, что он отработал восемь машиночасов. Если для работы привлекли два транспортных средства, и они справились за четыре часа, время работы умножается на два. В результате получается тот же показатель.
Получается, что моточасы погрузчика, трактора или другой техники показывают ресурс двигателя и используются для замены комплектующих, а машиночасы — объем работы. Второе определение является более широким, ведь включает в себя не только время выполнения задачи, но и иные факторы: перерыв в работе, перемещение на другое место и обслуживание.
Машиночасы применяются для налаживания процессов на производстве и определения уровня заработной платы. Для расчета показателя можно использовать моточасы, которые достаточно умножить на определенный коэффициент. Последний зависит от типа и особенностей применения транспорта.
Заключение
Моточасы — важный параметр, позволяющий определить время замены расходных материалов и уровень износа узлов транспортного средства. Для расчета параметра можно использовать одну из приведенных выше методик, но более простой путь — применение специального счетчика в автомобиле.
- Для постоянной работы нужен 20т, тент, бок, рейсы г. Пушкино (МО) - МСК, МО
- Нужен ли бустер для детей выше 150см?
- Нужен совет от знающих людей
- Нужен надёжный диспетчер для спецтехники
- Брат хочет возить пассажиров, с чего начать?
- Моточас: для чего нужен этот параметр
Тема моточасов очень интересна, особенно для людей, которые имеют дело с техникой и автомобилями. Знание моточасов двигателя очень важно для планирования обслуживания, определения ресурса до капитального ремонта и оценки состояния техники при покупке на вторичном рынке. Также это позволяет рассчитывать расход топлива на моточас. Несмотря на то, что расчет моточасов не всегда возможен точно из-за разных режимов работы двигателя, существует несколько методик, которые помогают приблизительно определить этот параметр. Знание моточасов и умение расчитывать их являются важным навыком для любого технически подкованного человека.
Не понятно зачем изобретать еще один велосипед. Что бы считать потом моточасы. Есть же стандартный километраж, который выводится на панели в мотоцикле или автомобиле. Что бы не придумывать себе лишних головных болей. Есть же в каждой машине и мотоцикле инструкция, когда нужно менять масло. После пройдено пути мотоциклом. А считать я думаю и так все умеют.
Иван, стандартный пробег, который считается одометром, актуален для автомобилей. Поскольку считается, что дорога почти всегда одинаково хорошая. Моточасы же более актуальны для всякой сельхозтехники и спецтехники. Ведь условия работы в поле могут быть очень разными по нагрузке на технику. И пробег в километрах по полю при выполнении работ может совершенно не отражать - насколько фактически был нагружен двигатель всё это время. По той же причине в сельском хозяйстве введено понятие УэГА (условные эталонные гектары). То есть существует некий эталонный гектар обработанного поля трактором в определённых условиях. Но работы в полях тоже могут быть очень разными по интенсивности. Поэтому все обработанные гектары при разных видах работ переводятся по коэффициенту к единой эталонной единице измерения. Чтобы сравнивать и оценивать как-то можно было.
Никогда не задумывался над тем, что такое моточас и как он важен для автомобиля. Всегда ориентировался на стандартный километраж и даже не задумывался над этим параметром. Все-таки, моточас, на мой взгляд, более важен и имеет ключевое значение для грузовых автомобилей.