Нелёгкая судьба российских полноповоротных экскаваторов
За последние два года на российском рынке полноповоротных экскаваторов сложилась устойчивая тенденция к росту. Ежегодный объём продаж в 2015 и 2016 годах не превышал 2300 единиц спецтехники в год. В последующие годы продажи резко увеличились. Годовая ёмкость рынка достигла 4967 единиц экскаваторов. Впрочем, подобные показатели всё равно не могут преодолеть докризисную планку. Свои надежды производители полноповоротных экскаваторов связывают с реализацией строительства крупных инфраструктурных объектов, финансируемых государством.
Двадцать лет понадобилось российской экскаваторостроительной отрасли, чтобы произошли наконец позитивные события, положительно повлиявшие на изменение структуры рынка. До этого некогда крупным экскаваторным заводам пришлось свернуть производство. Отечественный рынок потерял спецтехнику, поставляемую Ковровским, Воронежским и Костромским заводами. В 2008 году прекратился выпуск экскаваторов на «Уралвагонзаводе». Не смог удержать свои позиции на рынке спецтехники и завод «Донэкс». «Тверской экскаватор» ("ТВЭКС") и «Кранэкс» переключился на индивидуальные заказы, отказавшись от массового производства.
Российские экскаваторы завода «ТВЭКС»
Изменить положение дел на экскаваторном рынке удалось лишь с привлечением государственных средств. Запуск ряда мер государственной поддержки позволил отечественным производителям получить конкурентные преимущества при разработке, производстве и продаже строительных машин. Впрочем, вернуть утраченные позиции оказалось гораздо сложнее, чем потерять их. Национальный рынок стал объектом пристального внимания зарубежных производителей. Поставки прежде всего китайской спецтехники потребовали внесения коррективов в стратегию производства.
В настоящее время завод «Тверской экскаватор», который входит в промышленную группу «РМ-Терекс», остаётся единственным наиболее крупным отечественным производителем полноповоротных экскаваторов. Существующие производственные мощности рассчитаны на выпуск до 1100 экскаваторов в год. Наращивание объёмов производства и расширение модельного ряда возможно при двухсменном режиме работы.
Своевременным решением, стало расширение сотрудничества холдинга «Русские машины» с Terex Corporation. Это позволило запустить на «ТВЭКСе» широкомасштабную модернизацию производства и перейти к освоению выпуска перспективной линейки современных экскаваторов.
В настоящее время предприятие предлагает серию гусеничных экскаваторов TX эксплуатационной массой 23, 30 и 32 т. Колёсная техника представлена 22-тонными машинами серии WX. В базовой версии экскаваторы комплектуются двигателем семейства ЯМЗ-530, гидравликой Bosch Rexroth, а также кабиной, разработанной совместно с компанией Fritzmeier.
Бюджетным вариантом остаются колёсные экскаваторы отечественной комплектации массой от 14 до 18 тонн предыдущего поколения серии ЕК. Серии TVEX массой 14 и 18 т, также остаётся доступной для рядового покупателя, несмотря на внесённые конструктивные изменения, а также с наличием изрядной доли зарубежных компонентов.
Полноповоротные экскаваторы «Кранэкс»
Ивановский завод «Кранэкс» поступательно сокращает производство полноприводных экскаваторов. Отсутствие возможности модернизации спецтехники не позволяет обновлять модельный ряд. Предприятие реализовывает буквально единицы экскаваторов в год. В первое десятилетие двухтысячных с конвейера сходило ещё около 250 машин. В 2018 году завод выпустил всего 21 гусеничный экскаватор. Техника старого образца не может занять достойное место на внутреннем рынке. В линейке гусеничных экскаваторов серии ЕК эксплуатационной массой от 23 до 48 тонны присутствует всего — 8 моделей и модификаций, разработанных в первой половине 2000-х годов.
В своё время возлагались большие надежды на совместное предприятие «КРАНЭКС-KOMATSU», созданное в 1998 году. Чуть позже были заключены партнёрские соглашения с компаниями Deutz, Bosch Rexroth, Hydrauto, Italtractor в результате которых была разработана новую модель экскаватора - ЕК 220-06 (масса 23 т). Техника, обладающая повышенной надежностью, долговечностью и экономичностью, по своим технико-эксплуатационным показателям полностью соответствующая лучшим иностранным аналогам того времени не нашла широкого применения в России. Национальный рынок переживал бум малогабаритных машин. Мощные российские экскаваторы оказались нерентабельными. Потенциальные клиента «Кранэкс» оказались не в состоянии обновлять парк техники.
Отечественные разработки и сегодня не могут конкурировать с зарубежными аналогами. Главным преимуществом российских полноприводных экскаваторов остаётся их цена. Но и такая уступка уже не радует потребителей. Отсутствие доступных современных технологий, низкое качество исходных материалов и сборки становится причиной высокой стоимости владения, связанной с расходами на топливо и преждевременный ремонт.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- История популярности экскаваторов и их видов
- Рынок строительной и дорожной техники в 2018 году: российские производители
- Нелёгкая судьба российских полноповоротных экскаваторов
Ну что я могу сказать, за что боролись, на то и напоролись. Как мы можем создавать что-то новое и современное, если в стране убита система подготовки специалистов (начиная со школьной программы, нет должной подготовки работников инженерных специальностей), убито производство запчастей и оборудования внутри страны, а всю комплектацию закупаем за пределами страны. Внутри страны ведется только сборка неквалифицированными работниками. То есть, плывем по течению.
М.б благодаря санкциям получится вытянуть свое производство. Мы работаем с привлечением гос капитала, так вот нам спустили дерективу, что все закупки д.б отечественными. Пока только так, иначе мы проигрываем конкуренцию по тех характеристикам. Пусть все компании, которые связаны с государством закупают наших производителей, возможно лет через 10 будет толк и качество приблизится к европейским стандартам, ну а пока в принудительном порядке.
Экскаваторы, как и любая другая строительная техника всегда будут в цене. Население растёт, а жить людям где-то надо. Ну и конечно когда строительство финансирует государство, то это всегда надёжно.
Сейчас происходит укрупнение отрасли и все мелкие компании не выдержат давления и уйдут с рынка. Правительство пытается всем компаниям с гос участием навязать покупку отечественной техники. Считаю, что в нынешних условиях такой вариант развития отрасли самый оптимальный. Главное, чтобы производители продолжили работать над качеством!
Думаю, что у ТВЭКС все получилось. На работе в автопарке есть 2 эксквататора этой марки. Мозги не делают, хоть и российские, ездят исправно, копают мощно.
Наши колёсные полноповоротные экскаваторы очень сильно занизили металлопрочность техники . Но можно ту-жэ рукоять или стрелу усилить.брать тоньше металл иделать двойным и сваривать как кладку кирпича,прочность очень хорошая проверено,когда в 1987г работал на польском эо-408 гусеничном. Только меняли/переваривали\ гильзу,а когда списали экскаватор по сроку эксплуатации,рукаять и стрела были как новые без трещен. Сейчас требуется спрос на быстросьём ковша ипрочность рабочего оборудования и нужна доработка глушителя,то внутри быстро сгарают,то на основании где колектор лопается
Техника от твэкс неплохая получилась после модернизации. В парк к нам пригнали новый гусеничный экскаватор - гораздо более экономичный мотор, комфортно в кабине. Рычаги все мягкие, гидравлика послушная как будто руками напрямую работаешь.
Все будет отлично, компания не один кризис пережила. Работал, знаем. А технику выпускали всегда достойную. Даже сейчас, когда я уже думал, что с заводом распрощался навсегда. К нас на карьер привезли гусеничный эксковатор производства ТВЭКС. Ни разу не уступает зарубежным аналогам.
Читаю статью и вспоминаю, как сложно было российским производителям удержаться на плаву. Два десятка лет понадобилось, чтобы хоть как-то восстановить позиции на рынке. Если сравнивать с ситуацией в автомобильной промышленности, то можно провести параллель с внедрением господдержки для отечественных автопроизводителей. Государственные средства стали своего рода спасательным кругом для экскаваторостроителей. Приятно видеть, что «ТВЭКС» все еще на плаву благодаря модернизации и сотрудничеству с Terex Corporation. Это напоминает о стратегическом партнерстве в авиастроении, где сотрудничество с международными корпорациями помогло выйти на новый уровень. Но, как мы видим, конкуренция с китайскими производителями всё еще остается серьёзным вызовом. Вспоминается история с внедрением китайских автомобилей на российский рынок — изначально они привлекали за счёт низкой цены, но потом стали улучшать качество. Возможно, нашим экскаваторным заводам следует учесть этот опыт и усилить работу над качеством и инновациями. Хотя, конечно, не всё так просто. Потребителям важно не только качество, но и доступность техники. Этим и берет «Кранэкс», несмотря на устаревшие модели. Интересно, удастся ли им в будущем найти способ модернизации производства? В любом случае, время покажет, насколько эти усилия приведут к положительным переменам.
Всегда удивлялся, как быстро меняется рынок спецтехники. Вижу, что «Кранэкс» не сдаётся, несмотря на трудности. Надеюсь, что у них получится найти свою нишу и удержаться на плаву, как это сделали некоторые производители в других отраслях.
Интересная статья. Хорошо, что отечественные производители начали получать поддержку. Это напоминает мне о ситуации с сельхозтехникой, где тоже пришлось долго бороться за выживание. Надеюсь, что и здесь получится вернуть позиции.