Рынок строительной и дорожной техники в 2018 году: российские производители
Российский рынок строительной и дорожной техники, миновав наибольший спад в 2015-2016 годах, в 2017-ом показал существенный рост. Однако итоги 2018 года снова не дают повода для особого оптимизма.
Оглавление
По основным видам строительных и дорожных машин, в том числе в сегментах фронтальных погрузчиков, экскаваторов, автогрейдеров, бульдозеров и других, объемы поставок оказались близки к показателям 2017 года. В некоторых категориях техники отмечена положительная динамика, в некоторых – отрицательная.
ВажноПо многим типам отечественной техники производство и вовсе оказалось в минусе. По мнению экспертов, государственные программы поддержки машиностроителей в области импортозамещения недостаточно масштабны и пока не дают видимого результата.
Автокраны: курс на реконструкцию предприятий
Производство автомобильных кранов, продемонстрировав в 1-3 кварталах 2017 года 28-
процентный рост, снова пошло вниз. Нынешний показатель в 1440 кранов оказался хуже прошлогоднего на 5%. Стоит напомнить, что до кризиса отечественные производители выпускали втрое больше. В череде экономических кризисов ряды отечественных авто-крано-строителей заметно поредели.
Самый крупный отечественный завод по производству автомобильных кранов, в недавнем прошлом, ОАО «Автокран». входивший в холдинг «Ивановская марка», а теперь ООО «Ивановский машиностроительный завод «Автокран»» — преодолевает последствия кризиса, в котором он оказался в 2014 году, и последовавшего в 2017 году банкротства. Однако возвращение утраченных позиций на стагнирующем рынке дается нелегко.
Новое руководство завода запланировало в 2018 году выпуск 900 единиц. Но за прошедший год предприятие выпустило 187 автокранов. Это на 43% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Этот результат позволил ивановскому производителю занять 12% рынка отечественных автокранов. А до кризиса с конвейера «Автокрана» за 9—месячный период сходило по 1800 кранов, а рыночная доля составляла около 40%.
Второй краностроительный актив бывшего холдинга «Ивановская марка» — завод «Газпромкран», также не избежал банкротства. Сменив собственника, теперь он называется «Камышинский крановый завод», именно так предприятие именовалось в советский период. С начала 2018 года новое руководство приняло решение о восстановлении производственной деятельности ККЗ.
Поставлена задача по реконструкции предприятия, а с 2019 года планируется начать полноценную работу. За 1-3 кварталы 2018-го заводу удалось собрать 19 автокранов. Предприятия группы компаний «Кудесник» — Галичский автокрановый завод (ГАКЗ) и Клинцовский автокрановый завод (КАЗ), за истекший год сократили производство автокранов, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Наиболее существенно в минус ушел КАЗ, выпустивший 149 кранов — на 16% меньше показателя за 2017 год. ГАКЗ отчитался о производстве 454 машин — на 1% меньше. Не смотря на спад, галичские и клинцовские машиностроители являются лучшими в отрасли. Суммарно оба предприятия занимают 62% рынка отечественных автокранов. До кризиса суммарный объем выпуска на этих заводах превышал 1500 единиц в год.
Спад по основному виду деятельности, производству автомобильных кранов — Галичский и Клинцовский заводы рассчитывают компенсировать за счёт выпуска новых видов продукции. ГАКЗ освоил производство кранов-манипуляторов. КАЗ помимо автокранов также выпускает КМУ, гусеничные краны, автогидроподъемники. Кроме того, для нужд Министерства обороны обоими заводами выпускается специальная техника.Несмотря на общее падение объемов производства в отрасли, Челябинский механический завод наращивает свои показатели.
С января по сентябрь 2018 года предприятие собрало 343 автокрана, что на 22% больше, чем за тот же период 2017-го. При этом положительная динамика на ЧМЗ отмечается уже на протяжении последних нескольких лет. А нынешний результат равен лучшему докризисному показателю.
Экскаваторы: конкурируя с «иностранцами»
Производство полноповоротных экскаваторов за истекший год показало худший результат по сравнению с 2017 годом — 382 единиц или -4%. При том, что после
наибольшего спада в 2015 году, в 2016-м и 2017-м отмечался небольшой рост. За счет увеличения объемов поставок иностранных экскаваторов доля отечественных брендов снизилась с 13% до 10%. До первой волны кризиса российские компании обеспечивали более половины потребности национального рынка полноповоротных экскаваторов.
Наиболее крупное отраслевое предприятие - завод «Тверской экскаватор» (ТВЭКС), выпустило за рассматриваемый период 2018 года 220 полноповоротных экскаваторов, превысив на 3% предыдущий результат. Нынешние производственные мощности позволяют выпускать до 1100 экскаватор в год. В лучшие докризисные времена ТВЭКС собирал более 2500 экскаваторов в год.
Другой экскаваторо-строитель – завод «Эксмаш» группы компаний UMG, напротив, сбавил «обороты». Относительно 1-3 кварталов 2017 года предприятие снизило объемы выпуска на 12%, нынешний результат – 146 машин. При том, что год назад «Эксмаш» продемонстрировал высокую положительную динамику. Неуклонно падают объемы производства экскаваторов на ивановском заводе «Кранэкс»:15 экскаваторов за 2018 год. Для сравнения, за аналогичный период 2017 года было произведено 24 экскаватора.
Для того, чтобы переломить ситуацию, отечественные машиностроители модернизируют производство и обновляют свои линейки. К примеру, Ковровский электромеханический завод объявил об освоении производства экскаваторов-погрузчиков на оригинальном шасси Ат 2321.
Эта собственная разработка КЭМЗ в основном собрана из импортных компонентов. В 2018 году предприятие озвучило намерение изготовить первую партию из 10 экскаваторов-погрузчиков. В перспективе планируется выпуск 250-300 машин в год.
Фронтальные погрузчики: умеренный рост
Производство фронтальных погрузчиков за рассматриваемый период 2018 года выросло на 27% (253 машины). Более половины выпустил завод «Амкодор-Брянск», выполняющий сборку погрузчиков известной белорусской марки. Так что отечественными их можно считать лишь условно. Прошлогодний показатель брянское подразделение «Амкодора» превысило на 12%. С учетом поставленных 400 погрузчиков непосредственно из Беларуси
доля «Амкодор» на российском рынке составила 13%. Однако умеренный рост объемов в Брянске (+16 ед.) не компенсировал падение поставок из Беларуси (-20%).
Завод «ЧСДМ» группы «РМ—Терекс» продолжает наращивать производство фронтальных погрузчиков нового поколения, прекратив выпуск устаревших моделей. За 9 месяцев 2017 года было собрано 25 таких машин, а за тот же период 2018 года - 58. Производство фронтальных погрузчиков на «ЧТЗ-Уралтрак» даже в лучшие годы не превышало 10-20 единиц в год. Но в прошлом году завод и вовсе собрал 2 погрузчика — в 6 раз меньше, чем годом ранее.
Добавил в собственную линейку дорожно-строительной техники фронтальные погрузчики крупный производитель - КЭМЗ. На заводе в содружестве с чешской компанией, освоен выпуск погрузчика трехтонного АМТ-3000. Не так давно в отрасли появился новый игрок - «Завод дорожных машин» из Ярославской области. Предприятие постоянно наращивает выпуск своей продукции. За отчетный период 2018 года завод выпустил 19 погрузчиков — почти на половину больше, чем годом раньше.
Завод «Орел-Погрузчик», входивший в единую промышленную группу наряду с орловским заводом «Дормаш» и оказавшийся в 2016 году в состоянии банкротства, после двух лет простоя обрел нового собственника. В планах нового владельца орловского предприятия — производство дорожно-строительной техники. Первоочередная задача — выпуск телескопических погрузчиков. Ориентировочно запуск производства в выкупленном цехе намечен на февраль-март 2019 года, но все зависит от темпа работ На заводе предстоит большая перестройка по переоборудованию промплощадки.
В статье использованы материалы интернет-издания СТТ Digest
- Повышение штрафов за нарушение правел дорожного движения
- Какую технику применить?
- Какая техника нужна мне?
- Какая мне нужна техника?
- Техника на дачный сезон
- Анализ цен на дорожные катки в I-III кв. 2018 года
- NordBau-2018 – ответ Европы на СТТ RUSSIA 2018
- В компании «Транснефть» идет масштабная программа по замене техники
- Техника нового поколения из Китая: обзор и характеристики
- Ставки на коммунальную и дорожную технику в III квартале 2019 года
Ну, хоть фронтальные погрузчики производятся как надо. Хотя, читая такую статистику в целом, откровенно разочаровываешься в пафосных речах чиновников о плюсах и перспективах импортозамещения. Похоже, что машиностроение пока лишено достаточной господдержки.
Хороший обзор, очень информативный. Я очень рад что наш российский рынок научился выпускать качественно строительную и дорожную технику.
Мое начальство - повернутые патриоты, горой стоят за все русское и российское, даже когда при этом теряют деньги. В общем-то честь им и хвала. Но отдуваемся за это мы, простые работяги. Накупили отечественной техники и мы день работаем, а два - ремонтируемся.
Судя по статье, российский рынок строительной техники переживает не лучшие времена, и это, конечно, вызывает беспокойство. Ситуация с автокранами, кажется, типична для многих отраслей, где кризисы и банкротства привели к падению производства. Как пример, можно вспомнить о том, как в автомобильной промышленности кризис 2008 года серьезно ударил по отечественным производителям, и восстановление заняло много времени. Важно отметить, что заводы, такие как 'Ивановский машиностроительный завод', пытаются вернуться к докризисным показателям, но по-прежнему далеко от былых успехов. Тот факт, что 'Камышинский крановый завод' вернулся к своему старому советскому названию, напоминает о необходимости не только восстановить производство, но и модернизировать его, чтобы конкурировать с иностранными производителями. Что касается экскаваторов, то снижение доли отечественных брендов на рынке до 10% также настораживает. Важно, чтобы российские компании, такие как ТВЭКС, продолжали модернизацию и расширение своих линеек, иначе они рискуют окончательно уступить место импортным производителям. Очень радует, что Ковровский электромеханический завод внедряет новые разработки, такие как экскаваторы-погрузчики на оригинальном шасси, что может стать толчком для роста. В сегменте фронтальных погрузчиков ситуация выглядит несколько лучше, но и здесь есть свои сложности. Заводы, такие как 'Амкодор-Брянск', играют ключевую роль, но без значительных инвестиций в технологии и производство догнать и перегнать иностранцев будет сложно. В общем, необходимо больше внимания уделять поддержке отечественных производителей и стимулировать инновации, чтобы российская строительная техника могла выдержать конкуренцию.
Интересно наблюдать, как Челябинский механический завод показывает положительные результаты в условиях общего спада. Это хороший пример того, как можно успешно адаптироваться к новым условиям рынка. Постоянный рост производства на ЧМЗ доказывает, что даже в кризис можно находить возможности для роста.
Сложно не заметить, что импортозамещение в сфере экскаваторов явно требует больше усилий. Пока что доля отечественных экскаваторов на рынке падает, и кажется, что иностранцы занимают все больше пространства. Надеюсь, модернизация производства и новые модели помогут изменить ситуацию в будущем.