Nysa— развозной автомобиль, легенда польского автопрома
Ныса 522— развозной автобус небольшой вместительности, который выпускался на территории Польши в период с 1971 по 1994 годы.
Оглавление
Машина отличается неприхотливостью, надежным двигателем, усовершенствованным 2-контурным гидравлическим приводом. Ниже рассмотрим, в чем особенности этого транспорта, когда он был выпущен. Разберем технические характеристики, модификации и популярность модели в мире.
История появления автомобиля Ныса
Марка Nysa(Ныса) — производитель из Польши, ориентированный на выпуск легковых машин. Первые модели были выпущены в 1957-м в одноименном городе Ныса. Первопроходцем серии были N57, имеющий вид фургона, вмещающего восемь человек. В процессе разработки участвовали специалисты завода ФСО, а для рамной части использовались детали машины Варшава М20, являющейся копированной версией «Победы».
В 1958-м завод был переименован в FSD. Спустя два года было запущено производство модели N60T, а еще через некоторое время N63. Особенностью этих авто стало применение силового агрегата S21, имеющего мощность 70 лошадиных сил.
В 1964-м появился автомобиль Ныса 501, отличающийся улучшенной кузовной частью и более стильным внешним видом. Спустя четыре года было запущено производство 521-й серии, а в 1971-м мир увидел машину Nysa 522. Она почти не изменилась в сравнении с предыдущей моделью, поэтому многие путали развозной автомобиль с 521-й версией.
На фоне высокого спроса автомобиль выпускался в соответствующем количестве для покрытия многочисленных запросов. Так, в 80-х годах прошлого века ежегодно выпускалось от 10 до 13 тысяч автомобилей.
В начале 90-х количество существенно уменьшилось, а в 1994-м производство вообще прекратилось. Всего за 23 года было выпущено 380,575 машин. Через несколько лет завод был выкуплен концерном Дэу, а в 1996-м вообще был закрыт.
Описание Нысы
Nysa 522 — развозной автомобиль, который за время выпуска стал настоящей легендой в своей категории. Он комплектуется надежным двигателем S21 собственного производства и в отличие от 521-й версии имеет более совершенный гидропривод тормозной системы.
ВажноПри создании авто основной упор сделан на универсальность, поэтому в машине легко вмещались не только люди, но и многочисленный багаж. На тот период это был один из лучших вариантов, что и привело к популярности.
Машину Nysa легко узнать в транспортном потоке, благодаря необычном внешнему виду. Кузовная часть имеет характерные черты, которые привлекают внимание и до сегодняшнего дня. Машина выделяется хорошей площадью остекления, оригинальной капотной частью и большой вместительностью. Все это позволяло использовать авто в бытовой сфере.
Микроавтобус имеет удобную посадку, а выдвинутый капот, о котором упоминалось выше, гарантирует быстрый доступ к двигателю. Даже при полной загрузке в 1,45 т автомобиль с легкостью развивает скорость до 95 км/ч. Для обеспечения вентиляции внутри предусмотрено три люка, а по бокам имеются окна с возможностью открытия.
Кресла простые, но весьма комфортные. Хорошо продумано и водительское место, которое предоставляет больше пространства за счет смещенного вперед силового агрегата. Панель приборов находится немного выше, чем обычно, но это не мешает чтению информации. Тепло в салоне обеспечивает жидкостная система охлаждения от двигателя.
Задний привод достаточно эффективен с позиции вездеходных качеств, что давало уверенность при поездках по бездорожью. Кузов изготовлен из цельного металла. В нем предусмотрено две водительские, одна пассажирская дверь и еще одна для багажа. Рама сварная, имеет трубчатый тип и сечение в виде прямоугольника.
Технические характеристики грузовика
Одним из преимуществ микроавтобуса Ныса являются его уникальные характеристики. К основным параметрам стоит отнести:
Характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель, л. с. | S21, 70 |
Рекомендуемое топливо | АИ-76 |
Количество мест | 10 |
Масса сухая / снаряженная / полная, т | 1,632 / 1,707 / 2,457 |
Распределение веса на переднюю / заднюю ось, т | 1,045 / 1,41 |
Радиус разворота, м | 6,6 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Расход горючего, л / 100 км | 14 |
Максимальный угол подъема, град. | 24 |
Тип тормозов | барабанные |
Подвеска передняя / задняя | пружинная независимая / зависимая полуэллиптическая |
Напряжение бортовой сети, В | 12 |
Объем топливного бака, л | 55 |
Колеса | дисковые, глубокий обод |
Шины | камерные, 6.5/R16 |
Двигатель
Отдельного внимания заслуживает двигатель собственного производства —S21. Это 4-тактный карбюраторный силовой агрегат с 4-мя цилиндрами, расположенными в один ряд, и верхним расположением клапанов. Диаметр и ход поршня составляет 8,2 и 10 см соответственно. Объем силового агрегата — 2,12 л, что позволяет добиться мощности 70 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту.
Дополнительные характеристики двигателя S21:
Характеристики | Значения |
---|---|
Степень сжатия | 7,5 |
Работа цилиндров | 1-2-4-3 |
Количество опор коленвала | 4 |
Удельный расход горючего, г/л.с.ч. | 230 |
Вес с КПП и сцеплением, кг | 232 |
Расход горючего, л / 100 км | 14 |
Свечи зажигания | М14-225 |
Стартер | R5C, 12 В |
Топливо | А-76 |
Двигатель работает в паре с карбюратором Вебер 34С2Б1. Система охлаждения — жидкостная. При необходимости включается принудительная циркуляция.
Смазка внутренних элементов осуществляется по комбинированному принципу, а именно под давлением и посредством разбрызгивания. Топливный бак вмещает 55 л топлива, которого хватает в среднем на 400 км. В систему смазки мотора вмещается 6 литров всесезонного масла, а в систему охлаждения — 10,5 л.
Ходовая
Немалое внимание уделено ходовой системе Nysa 522. На машине предусмотрены следующие виды подвески:
Спереди — независимая пружинного типа.
Сзади — зависимая, изготовлена на паре продольных рессорах полуэллиптического типа.
Для повышения комфорта при движении по плохим дорогам спереди и сзади установлены амортизаторы. На передней оси они гидравлические, 2-сторонние телескопического типа, а на задней — также 2-сторонние, но рычажные и гидравлические.
Все это дополняется продуманной рулевой системой с глобоидальным червяком и сдвоенным роликом. При этом передаточное число составляет 16,6 и 18,2 соответственно.
Тормозная система построена на устройствах барабанного типа, есть гидропривод. Диаметр барабанов составляет 28 см, а тормозных цилиндров — 3,2 см. Ручник также имеет барабанный тип и действует на задние колеса, работает на механическом принципе.
Трансмиссия
Микроавтобус Ныса 522 оборудуется 3-ступенчатой «механикой» с синхронизированным включением второй и третьей скорости. Рычаг для изменения скоростей предусмотрен на рулевой колонке, а не на полу. КПП имеет следующие передаточные числа — 3.115, 1.772 и 1.00 для первых трех скоростей соответственно, а для задней — 3.738.
К особенностям трансмиссии стоит отнести открытую карданную передачу 1-вального исполнения с парой жестких карданов. Главная передача является 1-ступенчатой, построена на двух конических шестеренках со спиральными зубцами. В картер КПП вмещается 1.2 л масла, в задний мост — 1.1 л.
Грузовой вариант, модификации
За время выпуска Nysa было предусмотрено множество модификаций этого автомобиля. Условно их можно было распознать по буквам в модификации:
- Р — фургон;
- S — санитарный;
- Т — грузопассажирский;
- W — милицейский;
- С — рефрижератор;
- М — автобус на 10 мест;
- К — пикап со сдвоенной кабиной;
- СА — авто для туристов.
Кроме развозного автобуса пользуются спросом и малотоннажный автомобиль Nysa, который во времена СССР получил большую популярность. В технической части он ничем не отличался от автобусной версии, а вот задняя часть была переделана под перевозку грузов и представляла собой бортовой прицеп с тентом.
При этом в кабине оставалось место для водителя и пассажира. Не менее интересным вариантом является изотермический фургон (С). В нем грузовой отсек на 5 см больше, чем в автобусе.
Дополнительно предусмотрена боковая и задняя двери. Отличительной особенностью стала хорошая термическая изоляция и наличие емкости для сухого льда. При этом внутри оставалось место для водителя и пассажира.
Распространение Nysa по миру
Надежность и функциональность техники привели к тому, что она быстро разошлась по разным уголкам планеты. Она была популярной не только на родине производства в Польше, но и других странах — в Советском Союзе, Венгрии, Кубе, Вьетнаме, Турции, Гане, ГДР и ряде других государств.
Такая популярность была обусловлена следующими преимуществами:
- Более высокий уровень комфорта, если сравнивать с Газелью 80-х.
- Повышенная вместимость.
- Улучшенная маневренность в городском режиме.
- Сравнительно небольшой расход топлива.
- Неприхотливость к применяемому горючему.
- Большой запас хода, благодаря размеру баку 55 л.
- Высокое качество и надежность техники. До сих пор многие модели авто работают и выполняют поставленные задачи.
- Ремонтопригодность. Многие запасные части можно использовать от машин времен СССР.
- Возможность тюнинга и установки более мощного мотора, другой трансмиссии и иных элементов.
Если говорить о минусах автомобиля Nysa, их минимум. Чаще всего упреки касаются 3-ступенчатой коробки передач, которая не обеспечивает желаемую динамику, а также сложность замены некоторых запасных частей.
Заключение
Nysa 522— надежный и неприхотливый развозной автомобиль с надежным 4-цилиндровым 7-сильным мотором, небольшим потреблением топлива и надежной подвеской. Из-за 3-ступенчатой коробки машина не способна развивать какую-то феноменальную скорость, но в этом и нет необходимости.
Машина отличается хорошей маневренностью, вместительностью и достаточным уровнем комфорта, что делает авто незаменимым помощником при перевозке пассажиров и грузов. Популярность техники также подтверждается большим количеством модификаций, позволяющих использовать транспорт в самых различных сферах.
- Жёсткая сцепка на легковой автомобиль
- Чип для госномера автомобиля
- Досмотр автомобиля на трассе
- Необходимо ли снимать знак "Шипы" с автомобиля при смене шипованных колёс на летнюю резину?
- Можно ли установить ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля?
- Nysa— развозной автомобиль, легенда польского автопрома
- Обзор рынка легких коммерческих автомобилей
Сегодня такие автомобили смотрятся, будто старые игрушечные машинки советских времен. Хотя я вполне верю, что в 1970-х и 1980-х годах наши отцы или деды вполне могли о таких мечтать.
Прям как наша буханка, только чуть солиднее))) Вообще, такое чувство, что все подобные авто штамповались по одному дизайну, лишь изменялся чуток внешний вид.
Говорится, что была популярной в Советском Союзе, а я что-то не припомню ни одной такой на улицах, возможно в нашу область не попала. А кузов прикольный, передок как из детского мультика.
Во всяком случае не хуже газели
Я с 84 по 86 возил вахту в Куйбышеве