Nysa— развозной автомобиль, легенда польского автопрома

Ныса 522— развозной автобус небольшой вместительности, который выпускался на территории Польши в период с 1971 по 1994 годы.

Машина отличается неприхотливостью, надежным двигателем, усовершенствованным 2-контурным гидравлическим приводом. Ниже рассмотрим, в чем особенности этого транспорта, когда он был выпущен. Разберем технические характеристики, модификации и популярность модели в мире.

История появления автомобиля Ныса

Марка Nysa(Ныса) — производитель из Польши, ориентированный на выпуск легковых машин. Первые модели были выпущены в 1957-м в одноименном городе Ныса. Первопроходцем серии были N57, имеющий вид фургона, вмещающего восемь человек. В процессе разработки участвовали специалисты завода ФСО, а для рамной части использовались детали машины Варшава М20, являющейся копированной версией «Победы».

В 1958-м завод был переименован в FSD. Спустя два года было запущено производство модели N60T, а еще через некоторое время N63. Особенностью этих авто стало применение силового агрегата S21, имеющего мощность 70 лошадиных сил.

В 1964-м появился автомобиль Ныса 501, отличающийся улучшенной кузовной частью и более стильным внешним видом. Спустя четыре года было запущено производство 521-й серии, а в 1971-м мир увидел машину Nysa 522. Она почти не изменилась в сравнении с предыдущей моделью, поэтому многие путали развозной автомобиль с 521-й версией. 

Nysa— развозной автомобиль

На фоне высокого спроса автомобиль выпускался в соответствующем количестве для покрытия многочисленных запросов.  Так, в 80-х годах прошлого века ежегодно выпускалось от 10 до 13 тысяч автомобилей.

В начале 90-х количество существенно уменьшилось, а в 1994-м производство вообще прекратилось. Всего за 23 года было выпущено 380,575 машин. Через несколько лет завод был выкуплен концерном Дэу, а в 1996-м вообще был закрыт.

Описание Нысы

Nysa 522 — развозной автомобиль, который за время выпуска стал настоящей легендой в своей категории. Он комплектуется надежным двигателем S21 собственного производства и в отличие от 521-й версии имеет более совершенный гидропривод тормозной системы.

Важно

При создании авто основной упор сделан на универсальность, поэтому в машине легко вмещались не только люди, но и многочисленный багаж. На тот период это был один из лучших вариантов, что и привело к популярности.

Машину Nysa легко узнать в транспортном потоке, благодаря необычном внешнему виду. Кузовная часть имеет характерные черты, которые привлекают внимание и до сегодняшнего дня. Машина выделяется хорошей площадью остекления, оригинальной капотной частью и большой вместительностью. Все это позволяло использовать авто в бытовой сфере.

Микроавтобус имеет удобную посадку, а выдвинутый капот, о котором упоминалось выше, гарантирует быстрый доступ к двигателю. Даже при полной загрузке в 1,45 т автомобиль с легкостью развивает скорость до 95 км/ч. Для обеспечения вентиляции внутри предусмотрено три люка, а по бокам имеются окна с возможностью открытия.

Nysa— развозной автомобиль

Кресла простые, но весьма комфортные. Хорошо продумано и водительское место, которое предоставляет больше пространства за счет смещенного вперед силового агрегата. Панель приборов находится немного выше, чем обычно, но это не мешает чтению информации. Тепло в салоне обеспечивает жидкостная система охлаждения от двигателя.

Задний привод достаточно эффективен с позиции вездеходных качеств, что давало уверенность при поездках по бездорожью. Кузов изготовлен из цельного металла. В нем предусмотрено две водительские, одна пассажирская дверь и еще одна для багажа. Рама сварная, имеет трубчатый тип и сечение в виде прямоугольника.

Технические характеристики грузовика

Одним из преимуществ микроавтобуса Ныса являются его уникальные характеристики. К основным параметрам стоит отнести:

Характеристики Значения
Двигатель, л. с. S21, 70
Рекомендуемое топливо АИ-76
Количество мест 10
Масса сухая / снаряженная / полная, т 1,632 / 1,707 / 2,457
Распределение веса на переднюю / заднюю ось, т 1,045 / 1,41
Радиус разворота, м 6,6
Максимальная скорость, км/ч 100
Расход горючего, л / 100 км  14
Максимальный угол подъема, град. 24
Тип тормозов  барабанные
Подвеска передняя / задняя пружинная независимая / зависимая полуэллиптическая
Напряжение бортовой сети, В 12
Объем топливного бака, л 55
Колеса дисковые, глубокий обод
Шины камерные, 6.5/R16

Двигатель

Отдельного внимания заслуживает двигатель собственного производства —S21. Это 4-тактный карбюраторный силовой агрегат с 4-мя цилиндрами, расположенными в один ряд, и верхним расположением клапанов. Диаметр и ход поршня составляет 8,2 и 10 см соответственно. Объем силового агрегата — 2,12 л, что позволяет добиться мощности 70 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту.
Дополнительные характеристики двигателя S21:

Характеристики Значения
Степень сжатия 7,5
Работа цилиндров 1-2-4-3
Количество опор коленвала 4
Удельный расход горючего, г/л.с.ч. 230
Вес с КПП и сцеплением, кг 232
Расход горючего, л / 100 км 14
Свечи зажигания  М14-225
Стартер  R5C, 12 В
Топливо А-76

Двигатель работает в паре с карбюратором Вебер 34С2Б1. Система охлаждения — жидкостная. При необходимости включается принудительная циркуляция.

Смазка внутренних элементов осуществляется по комбинированному принципу, а именно под давлением и посредством разбрызгивания. Топливный бак вмещает 55 л топлива, которого хватает в среднем на 400 км. В систему смазки мотора вмещается 6 литров всесезонного масла, а в систему охлаждения — 10,5 л. 

Ходовая

Немалое внимание уделено ходовой системе Nysa 522. На машине предусмотрены следующие виды подвески:

Спереди — независимая пружинного типа.
Сзади — зависимая, изготовлена на паре продольных рессорах полуэллиптического типа.

Для повышения комфорта при движении по плохим дорогам спереди и сзади установлены амортизаторы. На передней оси они гидравлические, 2-сторонние телескопического типа, а на задней — также 2-сторонние, но рычажные и гидравлические.

Все это дополняется продуманной рулевой системой с глобоидальным червяком и сдвоенным роликом. При этом передаточное число составляет 16,6 и 18,2 соответственно.

Тормозная система построена на устройствах барабанного типа, есть гидропривод. Диаметр барабанов составляет 28 см, а тормозных цилиндров — 3,2 см. Ручник также имеет барабанный тип и действует на задние колеса, работает на механическом принципе.

Трансмиссия

Микроавтобус Ныса 522 оборудуется 3-ступенчатой «механикой» с синхронизированным включением второй и третьей скорости. Рычаг для изменения скоростей предусмотрен на рулевой колонке, а не на полу. КПП имеет следующие передаточные числа — 3.115, 1.772 и 1.00 для первых трех скоростей соответственно, а для задней — 3.738.

К особенностям трансмиссии стоит отнести открытую карданную передачу 1-вального исполнения с парой жестких карданов. Главная передача является 1-ступенчатой, построена на двух конических шестеренках со спиральными зубцами. В картер КПП вмещается 1.2 л масла, в задний мост — 1.1 л. 

Грузовой вариант, модификации

Nysa— развозной автомобиль

За время выпуска Nysa было предусмотрено множество модификаций этого автомобиля. Условно их можно было распознать по буквам в модификации:

  • Р — фургон;
  • S — санитарный;
  • Т — грузопассажирский;
  • W — милицейский;
  • С — рефрижератор;
  • М — автобус на 10 мест;
  • К — пикап со сдвоенной кабиной;
  • СА — авто для туристов.

Кроме развозного автобуса пользуются спросом и малотоннажный автомобиль Nysa, который во времена СССР получил большую популярность. В технической части он ничем не отличался от автобусной версии, а вот задняя часть была переделана под перевозку грузов и представляла собой бортовой прицеп с тентом.

При этом в кабине оставалось место для водителя и пассажира. Не менее интересным вариантом является изотермический фургон (С). В нем грузовой отсек на 5 см больше, чем в автобусе.

Дополнительно предусмотрена боковая и задняя двери. Отличительной особенностью стала хорошая термическая изоляция и наличие емкости для сухого льда. При этом внутри оставалось место для водителя и пассажира.

Распространение Nysa по миру

Nysa— развозной автомобиль

Надежность и функциональность техники привели к тому, что она быстро разошлась по разным уголкам планеты. Она была популярной не только на родине производства в Польше, но и других странах — в Советском Союзе, Венгрии, Кубе, Вьетнаме, Турции, Гане, ГДР и ряде других государств.
Такая популярность была обусловлена следующими преимуществами:

  • Более высокий уровень комфорта, если сравнивать с Газелью 80-х.
  • Повышенная вместимость.
  • Улучшенная маневренность в городском режиме.
  • Сравнительно небольшой расход топлива.
  • Неприхотливость к применяемому горючему.
  • Большой запас хода, благодаря размеру баку 55 л.
  • Высокое качество и надежность техники. До сих пор многие модели авто работают и выполняют поставленные задачи.
  • Ремонтопригодность. Многие запасные части можно использовать от машин времен СССР.
  • Возможность тюнинга и установки более мощного мотора, другой трансмиссии и иных элементов.

Если говорить о минусах автомобиля Nysa, их минимум. Чаще всего упреки касаются 3-ступенчатой коробки передач, которая не обеспечивает желаемую динамику, а также сложность замены некоторых запасных частей.

Заключение

Nysa 522— надежный и неприхотливый развозной автомобиль с надежным 4-цилиндровым 7-сильным мотором, небольшим потреблением топлива и надежной подвеской. Из-за 3-ступенчатой коробки машина не способна развивать какую-то феноменальную скорость, но в этом и нет необходимости.

Машина отличается хорошей маневренностью, вместительностью и достаточным уровнем комфорта, что делает авто незаменимым помощником при перевозке пассажиров и грузов. Популярность техники также подтверждается большим количеством модификаций, позволяющих использовать транспорт в самых различных сферах.

Рейтинг: 11
Всего оценок: 4 Комментариев: 5 Просмотров: 1668
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 09-12-2021 / Обновлено: 09-12-2021
Поиск запроса "nysa— развозной автомобиль" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Борис Калининград 09.12.2021

Сегодня такие автомобили смотрятся, будто старые игрушечные машинки советских времен. Хотя я вполне верю, что в 1970-х и 1980-х годах наши отцы или деды вполне могли о таких мечтать.

0
0
Ответить
Артем Москва 09.12.2021

Прям как наша буханка, только чуть солиднее))) Вообще, такое чувство, что все подобные авто штамповались по одному дизайну, лишь изменялся чуток внешний вид.

0
2
Ответить
Сергей Волжский 10.12.2021

Говорится, что была популярной в Советском Союзе, а я что-то не припомню ни одной такой на улицах, возможно в нашу область не попала.  А кузов прикольный, передок как из детского мультика.

1
1
Ответить
Саша Псков 16.02.2023

Во всяком случае не хуже газели

1
1
Ответить
Игорь Самара 11.02.2024

Я с 84 по 86 возил вахту в Куйбышеве

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: