Обзор рынка легких коммерческих автомобилей
Автомобили с международным обозначением LCV (Light Commercial Vehicle) или легкий коммерческий автомобиль, занимают почти третью часть рынка грузовых машин. В среднем на их долю приходится около 14,3% от общего объема новых авто. Сегмент малотоннажных машин широкого применения включает: пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики полной массой не более 3,5 т, а также микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров.
Определение LCV в наибольшей степени соответствует компактному развозному автомобилю с кузовом, с мощным и экономичным двигателем, низкими эксплуатационными расходами, приспособленному для эксплуатации в городах.
Европейский рынок LCV
В 2017 году рынку LCV в Старом Свете удалось преодолеть двухмиллионный барьер: по итогам года было продано 2,07 млн автомобилей. Лидером среди европейских стран по продажам машин полной массой до 3,5 тонны остается Франция, где этот сегмент в прошлом году вырос на 7,1% и составил 437,4 тыс. машин. Великобритания с показателем 362,1 тыс. проданных авто, занимает второе место. Осторожные ожидания последствий Brexit уменьшили рынок на 3,6%, что привело к сокращению общеевропейской доли страны на 1,4% до 17,5%. Следом расположилась Германия с 270,7 тыс. машин, что превышает предыдущий результат почти на 5%.
Структура рынка LCV по странам ЕС
Франция | 21,2% |
Великобритания | 17,5% |
Германия | 13,1% |
Испания | 9,6% |
Италия | 9,4% |
Бельгия | 3,7% |
Нидерланды | 3,6% |
Польша | 3% |
Швеция | 2,7% |
Швейцария | 1,9% |
Увеличив продажи на 15,5%, на четвертую позицию рейтинга вернулась Испания. Пятерку лидеров замыкает Италия, где было реализовано 193,5 тыс. машин, что на 3,4% меньше по сравнению с 2016 годом. Далее с большим отставанием следуют Бельгия и Нидерланды. Рынки этих стран не превысили 80 тыс. единиц, а рост спроса составил 12,1% и 4,3% соответственно. Замыкают ТОР-10 крупнейших европейских рынков LCV: Польша (60,1 тыс.), Швеция (55,4 тыс.) и Австрия (40,2 тыс.). Отрицательная динамика продаж легких коммерческих автомобилей в 2017 году была зафиксирована в Дании (-2%), Норвегии (-0,5%), Ирландии (-14,1%) и Венгрии (-6,5%).
Малотоннажный коммерческий транспорт в России
Продажа коммерческих автомобилей в России постепенно выходит на европейский уровень. Выбор такого транспорта характерен теперь не только для крупных компаний, чья деятельность базируется на грузоперевозках. Все чаще коммерческие автомобили приобретают небольшие фирмы с целью экономии. Российский рынок LCV в 2017 году вырос на 16,7% до 108,5 тыс. единиц. Все основные производители, за исключением FIAT, зафиксировали увеличение спроса на свою продукцию.
Структура отечественного рынка LCV по брендам:
- GAZ
- UAZ
- LADA
- FORD
- MERCEDES-BENZ
- VOLKSWAGEN
- FIAT
- PEUGEOT
- HYUNDAI
- CITROEN
ВажноБессменный лидер рынка LCV - Горьковский автозавод увеличил продажи «ГАЗелей» и «Соболей» на 14,1%, что составило 47,8 тыс. машин.
При этом доля горьковчан уменьшилась на 1%. На втором месте рейтинга продаж – Ульяновский автозавод, который увеличил реализацию на 6,3% и достиг рубежа в 20 тыс. машин. Годовые потери производителя в общей доле составили 1,8%. На третьей позиции обосновалась LADA: продажи фургонов Largus и пикапов в прошлом году выросли на 31,3% и перешагнули отметку в 10 тыс. единиц.
Нельзя не упомянуть об очень востребованных ветеранах времен Союза: Ераз 762, Иж 2715, польской Nysa. При должном уходе они до сих пор встречаются на дорогах.
Считаем расходы
Аналитики «Автостата» провели анализ наиболее популярных иностранных LCV: Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter Classic, Fiat Ducato, Renault Master, Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Для исследования были выбраны цельнометаллические фургоны этих моделей в двух вариантах исполнения - со средней колесной базой и средней высоты крышей, а также авто с длинной колесной базой и высокой крышей. В результате анализа выяснилось, какие легкие коммерческие автомобили зарубежных марок наиболее выгодны в эксплуатации.
Дислокация исследования - Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Эксперты подсчитали, во сколько обойдется содержание автомобилей в течение трех лет при условии пробега 120 тыс. км за этот период. Принимались во внимание розничные цены новых грузовиков, их остаточная стоимость на вторичном рынке, а также такие статьи расходов, как топливо, регламентированные ТО у официальных дилеров, страховка и транспортный налог.
Первую строчку рейтинга по затратности владения занял Ford Transit. Содержание автомобиля этой марки обходится владельцам в 1,68 млн. рублей за три года или от 46,7 до 47,1 тыс. руб./мес. Если переводить этот показатель в стоимость одного километра пробега, то у Ford Transit он составляет 14 руб. При всей популярности в РФ, цена этой машины оказалась не самой доступной. Ее можно приобрести в России, в среднем от 1,9 млн. руб.
На второй позиции по совокупной стоимости владения среди иностранных LCV идет Mercedes-Benz Sprinter Classic. Расходы на его содержание за три года составляют 1,76 млн. руб. или ежемесячный бюджет - 49,1 тыс. руб. Каждый километр пробега обходится владельцу Sprinter Classic в 15 руб. Примечательно, что этот фургон премиальной марки оказался самым доступным по сравнению с конкурентами. В среднем машина торгуется от 1,6 млн. рублей.
Третье место в рейтинге иностранных LCV по совокупной стоимости владения показал фургон Citroen Jumper: придется потратить за три года от 1,8 до 1,9 млн. руб., в зависимости от варианта исполнения. В пересчете на ежемесячные траты - 50 тыс. и 53 тыс. руб. соответственно. А один километр пробега обойдется хозяину Citroen Jumper в 15 и 15,9 руб. Средняя стоимость авто – 1,85 млн. руб.
- Сейчас покупают/продают автомобили по техпаспорту?
- Есть вопрос по перевозке легких грузов
- Как сегодня действует программа утилизации авто в регионах
- Обзор рынка грузовых автомобилей и автобусов за 1 полугодие 2015 года
- Обзор грузовых машин IVECO
- Продажи грузовиков без государственной поддержки рискуют скатиться к докризисному уровню
- Выход в новый сегмент: новинки LCV от МАЗ
Рынок LCV в России остается достаточно перспективным, в дальнейшем стоит ожидать новых интересных предложений легких коммерческих автомобилей как от отечественных производителей, так и ведущих мировых компаний.
Лет 20 назад "Газели" комфортом не отличались - там здорово бензином пахло, кабина душной была. Если сейчас "Газель" - лидер рынка, можно предположить, что произошли перемены к лучшему, но все же "Фольксваген" или "Мерседес" предпочитаем.
Познавательно, не знал, что эти автомобили занимают третью часть рынка. Нравится, что представленные выводы сделаны на основании реальных исследований, именно поэтому они достаточно полезны.
Я недавно приобрёл Mercedes-Benz Sprinter Classic, чисто для себя, бывает что даю в аренду знакомым. Из достоинств могу выделить дизайн, разгон, экономичность, работа систем безопасности.
Рад за отечественного производителя "каблучков", имеющих устойчивый спрос на рынке. Постоянно растет качество и комплектация автомобилей. Жаль, только, что наши все время в роли догоняющих с отставанием лет на 15 - 20.