Перевозка кислоты автотранспортом
Транспортировка кислоты – это серьезное и ответственное мероприятие, под которым подразумевают перемещение опасных химических соединений, состоящих из кислотного основания и атомов водорода.
Оглавление
- Перевозка кислоты в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов
- Общие меры безопасности
- Требования к водителю
- Требования к автомобилю для транспортировки кислоты
- Цистерна для транспортировки серной, соляной и азотной кислоты
- Перевозка кислоты в бутылях
- Маркировка опасного груза
- Безопасность труда при транспортировке кислот
- Заключение
В виду того, что кислоты являются агрессивными веществами, способными нанести вред не только здоровью людей, но и окружающей среде, их перевозка должна осуществляется специализированным транспортом с соблюдением всех необходимых норм и требований.
Перевозка кислоты в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов
Согласно Правилам перевозки опасных грузов, в процессе транспортировки кислот используются специальные резервуары, оснащенные дополнительной защитой и предотвращающие поражение перевозимым веществом окружающей среды.
Транспортные средства маркируются согласно требованиям действующего законодательства и экологическим нормам, перевозчик лично отвечает не только за сохранность опасного груза, но и за соблюдение в процессе доставки температурного режима и прочих параметров.
Перемещение опасных грузов, а именно к этой категории и относятся кислоты, регламентируется следующими документами:
- ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
- Законом РФ № 257-ФЗ.
- Правилами транспортировки грузов с привлечением автомобильного транспорта.
- Правилами обеспечения полной безопасности грузоперевозок.
- Приказом Министерства транспорта от июля 2011-го года.
Кислоты относятся к веществам 8 класса опасности согласно ДОПОГ. Если объем вещества превышает 3 тыс. литров, имеет место транзит грузов повышенной опасности (речь идет о некоторых разновидностях агрессивных кислот), а если перевозятся кислоты, которые упакованы в тару, процесс их перемещения считается обычной транспортировкой опасного груза.
ВажноПеревозка кислоты автотранспортом выполняется с помощью цистерн, тентованных бортовых грузовиков (если вещество предварительно было разлито по канистрам, бочкам, ips-контейнерам и прочим емкостям), танк-контейнеров и специальных фур.
В перечень документов, необходимых для перевозки опасных веществ, входит:
- специальное разрешение, которое выдается в индивидуальном порядке;
- свидетельство о допуске к перевозке транспортного средства;
- свидетельство о том, что водитель прошел обучение и допускается к управлению ТС;
- инструкции для водителя и всех сопровождающих лиц;
- путевой лист, в котором указана маркировка опасного груза;
- ТТН;
- договор о транспортировке груза.
Также важно наличие в перечисленной выше документации следующих данных:
- маршрутный лист с указанием в нем номера классификации опасного груза согласно требованиям ООН.
- Аварийная карта.
- Лицензия транспортного средства, свидетельствующая о его пригодности к перевозке ОГ.
- Контактные сведения о компании, выполняющей транспортировку.
- Точный адрес получателя.
Следует отметить тот факт, что разрешение на перевозку грузов, представляющих повышенную опасность, выдается в ГИБДД.
Для его получения необходим документ, подтверждающий соответствие автомобиля, привлекаемого в перевозке, требуемым стандартам, а также заблаговременно составленный маршрут, который должен проходить в отдалении от крупных населенных пунктов, густозаселенных районов и мест с большим скоплением людей.
Общие меры безопасности
Читайте также: Особенности перевозки опасных грузов автотранспортом
Так, грузы, представляющие собой повышенную опасность, должны перевозиться исключительно по специально полученному для этого разрешению. Транспортное средство, привлеченное для выполнения грузоперевозки, двигается с включенным маячком оранжевого либо желтого цвета.
Перед отправкой в рейс оно проходит обязательную проверку на соответствие требованиям Таможенного союза и маркируется хорошо заметными опознавательными знаками. Скорость движения устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от свойств конкретного вещества.
Водитель, управляющий автомобилем, предварительно проходит обучение, а также получает специальное свидетельство о допуске к перевозке опасного груза. Он берет на себя обязательства по соблюдения всех мер предосторожности, которые прописаны в гл. 1.10 ДОПОГ.
Требования к водителю
Водитель, который управляет ТС, привлекаемым для перемещения кислоты, обязан выполнять целый ряд требований. В частности, он должен неукоснительно соблюдать ПДС, обладать навыками управления спецоборудованием, если таковое установлено на автомобиле, проверить исправность машины перед выездом, в том числе убедиться в надлежащем состоянии всех деталей и узлов, отвечающих за безопасность на дороге.
Также он лично проверяет наличие «на борту» полностью укомплектованной аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки со светоотражающими элементами. Непосредственно перед отправкой в рейс человек, управляющий транспортным средством, проходит спецподготовку, инструктаж, тщательный медицинский осмотр. В пути он контролирует правильность установки и надежность закрепления емкостей с ОГ, заправляет автомобиль, проверяет уровень охлаждающей жидкости и смазочных материалов.
Кроме того, водитель оформляет путевой лист и прочие необходимые документы, своевременно подает машину для осуществления погрузки и выгрузки, следит за ее техническим состоянием, за надежностью фиксации груза и наличием всех требуемых маркировок.
Если груз был опломбирован, именно шофер несет полную ответственность за целостность и неповрежденность пломбы. При возникновении в пути мелких поломок и неисправностей водитель должен их устранить в максимально сжатые сроки.
Требования к автомобилю для транспортировки кислоты
Перемещение опасных грузов возможно исключительно с помощью спецтранспорта, изготовленного либо модифицированного согласно определенным нормативным документам. Предварительно должно быть получено свидетельство о допуске транспорта к рейсу.
Для этого необходимо обратиться в ГИБДД с пакетом документов (заявление, паспорт заявителя, свидетельство о типе цистерны и ее испытании, а также перечень веществ, которые могут перевозиться с ее использованием).
Автомобиль подвергается внимательному визуальному осмотру, проверяется на предмет соответствия указанным в документе сведениям. Срок действия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов составляет 6 месяцев, но он не может превышать продолжительность действия пройденного автомобилем техосмотра.
Цистерна для транспортировки серной, соляной и азотной кислоты
Наибольшее распространение в РФ получила перевозка кислоты цистернами, ведь это самый оперативный и удобный способ доставки грузов, представляющих повышенную опасность. Выбор цистерны зависит от того, какая именно кислота будет в ней перевозиться.
Так, если речь идет о перевозке соляной кислоты, для этого используются гуммированные цистерны – емкости, которые изнутри покрыты специальные «резиновым» составом, предотвращающим контакт едкого вещества с металлом. В виду того, что соляная кислота является агрессивной жидкостью, запрещена ее перевозка в качестве сборного груза.
Перевозка серной кислоты выполняется цистернами из стали-нержавейки либо из специальной стали. Если концентрация вещества превышает 75 процентов, ее транспортируют в 3-х или 4-хостных цистернах, емкость которых равна не более чем 26-тикубометрам.
Фтороводородную кислоту, как и соляную, перевозят в гуммированных емкостях, ведь это вещество разъедает металлические поверхности и конструкции из нержавеющей стали.
Азотная кислота может перемещаться только в цистернах, изготовленных из стали-нержавейки наивысшего качества, а для перевозки веществ повышенной концентрации можно использовать только специальный алюминиевый сплав.
Перевозка кислоты в бутылях
Ряд кислот разрешено перевозить в бутылях, которые изготовлены из ударопрочных, устойчивых перед агрессивными воздействиями материалов. Тара должна быть плотно закрыта, на каждую бутыль наносится хорошо заметная маркировка, свидетельствующая о типе вещества и классе его опасности. На ярлыке указывается также наименование кислоты, ее сорт, ГОСТ, точная масса. Бутыли с кислотой заполняются не более чем на 1/9 емкости.
Если речь идет о перевозке концентрированной азотной кислоты, запрещено использовать для этого бутыли с деревянной обрешеткой, которая способна привести к возгоранию органического вещества.
Погрузка/выгрузка и транспортировка кислот осуществляется в специальной одежде, изготовленной из прочных, стойких перед влиянием едких веществ материалов (резиновые сапоги, фартуки и перчатки). Бутыли укладываются аккуратно, без рывков и толчков, а затем надежно фиксируются с помощью специальных поясов.
Маркировка опасного груза
В процессе перевозки кислот с привлечением автотранспорта особую роль отводят маркировке, которая наносится как на каждую емкость с едким веществом, так и на само транспортное средство. Цистерну, внутри которой находится кислота, окрашивают в желтый цвет, по бокам наклеивают черную полосу шириной минимум в 50 см. На ней крупным желтым шрифтом высотой от 15-ти см пишут «Едкое вещество».
Нанесение маркировки на тару осуществляется в строгом соответствии с требованиями относительно места нанесения в зависимости от того, какое вещество находится внутри.
Размер шрифта должен быть таковым, чтобы надпись можно было прочитать издалека (минимум 12 мм, если емкость тары составляет более 30-ти кг, для мелких емкостей в 5-30 кг – не менее 6-ти мм). Также необходим знак, свидетельствующим о классе опасности вещества. Когда речь идет о кислотах, это ромб, разделенный по горизонтали, вверху окрашенный в белый цвет, а внизу – в черный.
Безопасность труда при транспортировке кислот
Как уже говорилось выше, водитель, выполняющий перевозку опасного груза, обязан пройти инструктаж и неукоснительно соблюдать требования техники безопасности. В кабине транспортного средства обязательно наличие огнетушителя и полностью укомплектованной аптечки.
Погрузка-выгрузка кислоты выполняется в специальной защитной одежде и в респираторах, обеспечивающих надежную защиту от паров едких веществ и предотвращающих риск получения ожога в том случае, если кислота вдруг прольется.
Заключение
ВажноТранспортировка кислот – мероприятие довольно опасное, требующее тщательной подготовки и соблюдения всех требований техники безопасности.
При возникновении необходимости в подобной услуге необходимо со всей ответственности подойти к выбору перевозчика, который обеспечит соблюдение требований и гарантирует сохранность груза, а также исключит риск нанесения им какого-либо вреда.
- Перевозка катера
- Безопасность это самое важное при перевозке людей в любом транспорте
- Перевозка инвалидов
- Действует ли "Перевозка 24" по всей России?
- Перевозка гаража
- Перевозка наливных грузов различными видами танкеров
- Особенности перевозки опасных грузов автотранспортом
- Осторожно! Официально опасные грузы
- Опасные вещества, перевозимые в гуммированных цистернах
- Грузы, которые запрещается транспортировать
Должна быть емкость для перевозки безопасная, прорезиненая кисло стойкой резиной. А если в не больших емкостях то нужно обязательно разрешение на такую перевозку. Это как с ГСМ. Принцип перевозки одинаковый.
Хорошо что все нормы и требования соблюдаются!
Согласна. Такие вещества как кислота, щелочи и прочие нужно перевозить с большой осторожностью. Даже бензин может нанести непоправимый урон при неправильной транспортировке. Поэтому меры нужно ужесточить, как и строго следить за документами.
А какой тоннаж допускают для перевозки?
Да, при соблюдении всех мер безопасности, риск для водителя и окружающих сводится до минимума. Работникам этой сферы побольше здоровья и гигантской з. платы!
Правильно, что предъявляются строгие требования в транспорту и водителям. При перевозке любых опасных грузов недопустимы нарушения и халатность, так как приводят к серьезным последствиям.
Читая статью о транспортировке кислот, я невольно сравниваю это с перевозкой других опасных грузов, например, сжиженного природного газа (СПГ). В обоих случаях необходимо строго соблюдение нормативов и требований безопасности. Что меня поражает, так это количество документов и разрешений, необходимых для перевозки кислот. Например, наличие маршрутного листа и аварийной карты, кажется, делает процесс более сложным, чем в случае с СПГ. А требования к водителю! Прохождение обучения и наличие специального свидетельства о допуске к перевозке опасного груза – это совершенно оправдано, учитывая угрозу, которую могут представлять кислоты. Вспоминается опыт других стран, например, в США, где тоже требуется множество разрешений и лицензий для перевозки опасных веществ, но акцент делается больше на технологиях безопасности. В нашей стране, судя по статье, уделяется внимание не только техническим аспектам, но и организации процесса в целом, что, безусловно, важно. Безопасность труда при транспортировке кислот, как описано в статье, также напоминает о необходимости защиты работников, как в случае с промышленной химией. Специальная одежда, респираторы и даже огнетушители в кабине водителя – все это звучит как часть стандартного протокола, но когда речь идет о таких опасных веществах, это жизненно необходимо. В общем, статья подробно раскрывает все аспекты транспортировки кислот, и это действительно впечатляет, как много внимания уделяется деталям.
Обратил внимание на необходимость маркировки транспортного средства. Это напоминает подход в фармацевтике, где каждая деталь должна быть четко обозначена. Только в нашем случае от этого зависит не только безопасность груза, но и окружающей среды. Маркировка действительно играет ключевую роль в предотвращении инцидентов.
Интересно, насколько разнообразны требования к цистернам для разных кислот. Например, гуммированные цистерны для соляной кислоты – это находка! Понятно, что контакт с металлом недопустим, но все равно удивительно, насколько технологически продуман каждый шаг. Для сравнения, в нефтехимии тоже используются специализированные резервуары, но там акцент больше на термостойкость.