Грузовые суда: танкер

Танкеры представляют собой один из самых распространенных видов морских грузовых судов. Они предназначены для перевозки наливных жидких грузов.

По некоторым данным, танкерный флот составляет примерно треть от общемирового торгового, что наглядно подтверждает его значимость в планетарном масштабе. Рассмотрим более внимательно, что представляют собой танкеры, для чего предназначены и как осуществляется классификация судов в сегодняшних условиях.

Назначение и роль в мировых грузоперевозках

Танкер используется для перевозки жидких грузов наливом. Суда используются преимущественно на морских путях, так как для речных они обычно оказываются слишком велики – их грузоподъемность часто достигает очень внушительной цифры в сотни тысяч тонн. Самый большой – Knock Nevis – уже выведен из числа действующих, он был способен перевозить почти 565 тонн.

Танкеры - устройство и классификация

К числу наиболее часто транспортируемых танкерами грузов относятся такие:

  • сырая нефть;
  • нефтепродукты;
  • сжиженный природный газ;
  • жидкая продукция химической промышленности;
  • пищевые продукты, включая напитки (в том числе алкогольные);
  • различные жидкости без упаковки и тары, включая воду, масла, топливо и многое другое.
Важно

Танкерный флот представляет собой одну из основных составляющих общемировых грузовых перевозок. Настолько важную роль он получил преимущественно из-за транспортировки нефти и нефтепродуктов, которые нередко условно называют «кровью» современной экономики.

Несмотря на красочность сравнения, оно достаточно точно отражает значимость углеводородных энергоресурсов. Востребованность танкеров в частности и танкерного флота в целом объясняется несколькими важными достоинствами. К их числу относятся:

  1. Высокий КПД и эффективность. По этим параметрам перевозки танкерами уступают только трубопроводным, одновременно превосходя их по многим другим, включая перечисленные ниже.
  2. Гибкость. Танкерный флот (в отличие от трубопроводов с единственным направлением транспортировки) способен перемещаться по любым маршрутам с корректировкой курса, которая выполняется в зависимости от текущего спроса на перевозимый груз.
  3. Масштабность. Рынок нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа справедливо считается глобальным. Немалую роль для достижения такого статуса сыграл большой танкерный флот.

Комбинация трех главных преимуществ обеспечивает высокую рентабельность транспортировки грузов танкерами.

Возможность построить маршрут в любую точку мира на побережье, где в данный момент наблюдается максимальный спрос на товар (будь то нефть, нефтепродукты, химическая или пищевая продукция и т.д.), позволяет продать его по максимальной цене. Сочетание с дешевизной морских перевозок это дает на выходе очень большую прибыль.

Классификация танкеров

Современный танкерный флот отличается разнообразием.

Для классификации судов используются несколько критериев. Наиболее частыми из них выступают: конструкция и технические характеристики, специализация по типу транспортируемого груза и географии перевозок. Некоторые виды танкеров имеет смысл описать более детально.

По конструкции

Основным конструктивным элементом танкера выступает грузовой танк – отсек, отделенный от других перегородками. Речь идет о емкости, куда непосредственно наливается жидкость. Она соединяется с другими и входным отверстием системой трубопроводов.

Танкеры - устройство и классификация

В настоящее время используются разные конструкции танков, включая четыре самых распространенных:

  1. однокорпусный танк – независимый и находящийся внутри двухкорпусной обшивки танкера (здесь и далее - их количество определяется размерами судна);
  2. двухкорпусный танк – независимый;
  3. двухкорпусный танк – интегрированный в корпус судна;
  4. двухкорпусный танк полумембранного типа.

В остальном танкеры имеют примерно одинаковую конструкцию. В подавляющем большинстве случаев речь идет об однопалубном и одновинтовом судне, оснащенном одним или несколькими дизельными двигателями и внутри которого установлено несколько танков.

Для сырой нефти

Самый распространенный тип танкеров занимается перевозкой сырой нефти – от мест добычи к предприятиям для переработки. Очень часто суда изготавливаются универсальными, то есть способными транспортировать не только нефть, но и различные нефтепродукты, так как химические и физические свойства подобных грузов достаточно близки.

Число подобных танкеров составляет около 7 тысяч единиц. Более точной статистики привести не получится, так как немалая часть такого флота является «серой». Другими словами, занимается транспортировкой российской, венесуэльской и иранской нефти – все перечисленные страны находятся под воздействием различных санкций.

Для нефтепродуктов

Танкеры - устройство и классификация

Танкеры для транспортировки нефтепродуктов не менее востребованы, чем описанные выше. Важным дополнением становится их еще большая экономическая выгодность, которая объясняется высокой ценой транспортируемого груза. Нефтепродукты стоят заметно выше, чем сырая нефть, что вполне логично.

Еще одним существенным нюансом становятся более высокие требования к безопасности. Они особенно актуальны для перевозки нефтепродуктов, имеющих температуру вспышки ниже 60 градусов и давление неизбежно образующихся паров ниже атмосферного.

Результатом становится уменьшение размеров, поэтому специализированные суда, например, для перевозки бензина обычно имеют более скромные габариты, чем нефтеналивные танкеры.

Дополнительным требованием к ним нередко становится обработка внутренних поверхностей танков защитными составами, например, эпоксидной смолой, которая предотвращает негативное воздействие на металл со стороны агрессивных нефтепродуктов.

Для пищевых продуктов

продуктовоз

Специфические конструктивные решения и требования в отношении танкеров-продуктовозов определяются в зависимости от характеристик перевозимого груза. Очевидно, что для транспортировки воды необходимы одни условия, а для растительного масла – другие. Сказанное в равной степени касается таких параметров, как оптимальная температура, влажность, давление и т.д.

Поэтому при проектировании и изготовлении танкера желательно сразу учитывать будущее направление использования судна. В этом случае удается минимизировать расходы на производство и одновременно повысить эффективность применения на практике.

Для химических грузов

Практически все, что было написано выше про танкеры для перевозки пищевых продуктов, полностью справедливо и для химических грузов. Даже в еще большей степени, так как выше потенциальные риски, связанные с негативным воздействием на конструкции грузовых отсеков и танкер в целом.

Транспортировка кислот, щелочей и других агрессивных материалов всегда сопровождается необходимостью соблюдать повышенные меры безопасности. В противном случае возникновение любой нештатной ситуации оборачивается серьезной угрозой не только для судна и экипажа, но и для экологии определенной местности или даже региона.

По географическому признаку

Классификация по географическому признаку базируется на размерах танкеров, так как габариты судна напрямую влияют на возможность прохода через определенные каналы и проливы, то есть непосредственно определяет возможные маршруты перевозок.

Panamax

Данный критерий позволяет выделить восемь основных типов танкеров:

  • Handysize.Самые маленькие суда, имеющие дедвейт (специальный термин для обозначения вместимости или грузоподъемности судов) в пределах 15-50 тыс. тонн. Способны перемещаться практически везде, включая некоторые речные маршруты (по крупным рекам).
  • Handymax. Нередко объединяются с Handysize. Вмещают от 35 до 60 тыс. тонн. Являются универсальными продуктоперевозчиками по любым маршрутам.
  • Seawaymax. Выделены в отдельную категорию, так как могут проходить морским маршрутом с заходом в Великие озера (так называемый путь Святого Лаврентия из Атлантического океана к агломерации нескольких крупных городов США и Канады). Дедвейт судов такого типа составляет от 10 до 60 тыс. тонн.
  • Panamax. Категория танкеров вместимостью от 60 до 80 тыс. тонн. Способна проходить через Панамский канал, который заслуженно (вместе с Суэцким) считается одной из главных транспортных артерий мира.
  • Aframax. Весьма многочисленная группа танкеров, предназначенных для транспортировки сырой нефти и различных жидких продуктов с заходом в несколько морей, включая Северное, Черное, Средиземное, Карибское и Восточно-Китайское. Дедвейт судов находится в диапазоне от 80 до 120 тыс. тонн.
  • Suezmax. Танкеры грузоподъемностью от 120 до 200 тыс. тонн. Имеют возможность проходить по Суэцкому каналу, что позволяет выстроить оптимальные маршруты перевозок между Азией, Европой и Америкой.
  • Malaccamax. Дедвейт судов составляет от 220 до 320 тыс. тонн. Танкеры с полной загрузкой способны проходить по Малаккскому проливу, соединяющемуЮжно-Китайское море и Индийский океан, на побережье которых находятся Индия и Китай – два главных потребителя нефти и нефтепродуктов из Персидского залива.
  • Capesize. Категория самых вместительных танкеров с дедвейтом от 320 до 550 тыс. тонн. Суда не имеют возможности проходить через проливы и каналы, перечисленные выше.

Поэтому маршруты транспортировки строятся таким образом, чтобы огибать Африку и Южную Америку, соответственно, вдоль мыса Доброй надежды и мыса Горн. Удлинение пути компенсируется большой грузоподъемностью, поэтому эффективность практического использования практически не падает.

Газовозы

Танкеры для транспортировки сжиженных газов появились сравнительно недавно, что стало следствием двух основных факторов. Первый – резкий спрос на природный и другие виды газов по всему миру, связанный с так называемой «зеленой» экологической повесткой. Второй – стремительное совершенствование технологий сжижения, так как транспортировать газ в обычном газообразном состоянии очень невыгодно из-за малой вместительности.

Газовоз

В настоящее время лидерами среди производителей танкеров-газовозов выступают Южная Корея и Япония. Суда такого типа традиционно считаются самыми сложными с точки зрения технологического оборудования, которое используется для погрузки и выгрузки сжиженного газа. С некоторой долей условности газовозы можно разделить на пять основных категорий:

  1. С высоким давлением. Обычный танкер, предназначенный для перевозки газа при обычной температуре и относительно небольшим давлением в пределах 18 бар. Наиболее дешевые в производстве, но имеющие низкую отдачу из-за малой вместимости.
  2. С пониженным давлением. Универсальные газовозы, востребованные на сегодняшнем рынке перевозок. Способны перевозить разные виды газов. Предусматривают снижение давления до 5-7 бар, что позволяет существенно увеличить дедвейт судна. Особенно часто используются для перевозок в районах Северного и Средиземного морей.
  3. С этиленом. Танкеры для транспортировки широкого спектра химических и сжиженных газов. Предусматривают перевозку под высоким давлением, но при низкой температуре. Она достигается использованием дополнительной теплоизоляции танков вместе с системой охлаждения. Результатом становится заметное увеличение вместимости при одновременном удорожании производства морских грузовых судов.
  4. Рефрижераторные. Предусматривают комбинацию из одновременного охлаждения и снижения давления перевозимых газов, что позволяет повысить дедвейт судна. Температура груза находится на уровне около -48 градусов. Важным конструктивным решением, обеспечивающим длительный срок эксплуатации, становится использование для изготовления танков специальных никелевых марок стали.
  5. Для перевозки СПГ. Самый быстро развивающийся и востребованный вид газовозов. Большой спрос связан с постоянным вводом в действие новых заводов по сжижению природного газа. Дополнительным фактором в пользу СПГ стало резкое снижение объемов трубопроводных поставок, в том числе – из-за подрыва Северных потоков и проблем на других направлениях транспортировки. СПГ-газовозы оснащаются сложным инженерным и технологическим оборудованием, высокая стоимость которого компенсируется серьезной вместимостью.

Последняя уже достигает 125-135 тыс. куб. метров и постоянно увеличивается вместе с совершенствованием технологий. Герметичность грузовых отсеков (необходима для поддержания нужной температуры и давления) достигается использованием самых современных танков полумебранного типа.

Аварии танкеров и экологический ущерб

Танкеры предназначены для транспортировки потенциально опасных грузов, способных нанести очень серьезный ущерб экологии. Поэтому подобные перевозки требуют очень внимательного отношения к безопасности.

Танкеры - устройство и классификация

Дополнительным аргументом в пользу такого подхода становится малоприятная статистика аварий танкеров, результатом которых нередко становились настоящие экологические катастрофы.

Типичным примером стало крушение двух танкеров Волгонефть 212 и Волгонефть 239, которое произошло в 15 декабря 2024 года в Керченском проливе. В море попало, по разным данным, от 2,4 до 5 тыс. тонн мазута. Печальные последствия разлива нефтепродуктов наблюдаются до настоящего времени, вплоть до срыва очередного пляжного сезона на заметной части побережья двух морей – Черного и Азовского.

Важно отметить, что данный разлив нефтепродуктов далеко не самый крупный за историю танкерного флота. К числу наиболее страшных экологических катастроф можно отнести следующие аварии:

  • 1979 год – 40 км от побережья Венесуэлы – танкер AtlanticEmpress–287 тыс. тонн (здесь и далее – оценка объемов разлива нефти или нефтепродуктов);
  • 1991 год – 700 миль от Анголы, Атлантический океан – танкер ABTSummer – 260 тыс. тонн;
  • 1983 год –вблизи от побережья ЮАР – танкер CastillodeBellver – 252 тыс. тонн.

Заключение

Танкер – специализированное судно, предназначенное для транспортировки жидких наливных грузов. Наиболее часто – сырой нефти, нефтепродуктов и СПГ, то есть углеводородов.

Танкерный флот составляет около трети от общемирового грузового, что наглядно демонстрирует значимость в буквально планетарном масштабе. Немалая его часть занимается перевозками нефти, нефтепродуктов и СПГ российского производства.

Рейтинг: 1
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 37
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 01-05-2025 / Обновлено: 02-05-2025
Поиск запроса "грузовые суда: танкер" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: