Подъемная ось у грузовика, функции «ленивца»
Подъемная ось, также известная как «ленивец», представляет собой дополнительную часть полуприцепа грузовой машины с опцией подъема и опускания.
Оглавление
Обеспечивает прирост грузоподъемности, повышение маневренности, уменьшение износа шин и негативного воздействия на дорожное покрытие. Ниже подробно разберемся, что это такое, какие возможности дает, в чем плюсы и минусы, а также какие механизмы используются для обеспечения работоспособности.
Что такое дополнительная подъемная ось
Под вспомогательной подъемной осью на полуприцеп понимается компонент авто, представляющий собой дополнительный набор колес. Способен подниматься и опускаться в зависимости от потребностей водителя.
Имеет специфическую конструкцию, а применение зависит от потребностей водителя и особенностей перевозок. Система применяется в следующих случаях:
- Перевозка разного веса. Ось поднимается, когда груз легкий, и опускается, еслион тяжелый, что обеспечивает оптимальное распределение нагрузки.
- Соблюдение законодательства. В некоторых странах существуют законодательные ограничения по максимальной нагрузке на ось. Поднимая комплект подъемной оси, водитель соблюдает закон и избегает штрафов.
- Улучшение эффективности транспортировки. В случае, когда ТС не полностью загружено, поднятие дополнительной оси может снизить износ шин и иных компонентов, что в конечном итоге повышает экономичность применения.
- Повышение проходимости. В некоторых случаях, например, при движении по мягким или неровным поверхностям, опущенная дополнительная подъемная ось улучшает сцепление, повышая проходимость ТС.
ВажноРассматриваемый узел дает водителям гибкость в управлении, что особенно важно при разнообразных условиях перевозок и соблюдении законодательных требований.
При этом механизм подъема оси может устанавливаться на следующих машинах:
- Грузовики средней и тяжелой грузоподъемности. Используются для перевозки различных грузов, а особенно тяжелых. Часто оснащаются дополнительными подъемными осями для оптимизации нагрузки и соответствия нормативам.
- Автобусы. Применение таких устройств особенно полезно для общественного транспорта или туристических моделей, которые могут перевозить различные группы пассажиров.
- Специализированные грузовики. Узел нередко применяется на автомобиляхс тяжелыми кранами, бетононасосах и других специализированных единиц.
Что обеспечивает дополнительная подъемная ось
Применение дополнительной подъемной оси обеспечивает следующие возможности:
- Увеличение грузоподъемности транспортного средства. Это особенно важно для грузовиков, которые могут перевозить большие объемы грузов.
- Оптимизация распределения веса по всем колесам авто. Это влияет на стабильность и управляемость в процессе движения, а особенно при перевозке тяжелых или объемных грузов.
- Снижение износа и повышение эффективности. Применение вспомогательной конструкции способствует повышению общей эффективности и срока службы машины.
- Соблюдение нормативов по максимальной нагрузке. Дополнительная подъемная ось позволяет водителю быстрее войти в лимиты и избежать штрафов.
- Адаптация к различным условиям дороги. В некоторых ситуациях, например, при движении по пересеченной местности или на неровном дорожном покрытии, можно поднять или опустить колеса. Это позволяет улучшить проходимость и управляемость транспортного средства.
Получается, что рассматриваемая система играет важную роль в оптимизации характеристик грузовых автомобилей, делая их более гибкими и эффективными в различных ситуациях.
Достоинства и нeдocтaтки
Владельцы машины должны знать, что ось в подвешенном состоянии имеет ряд сильных и слабых сторон.
Плюсы:
- Увеличение грузоподъемности. При опущенной оси последняя принимает на себя часть веса груза, тем самым увеличивая общую грузоподъемность грузовика. Это позволяет перевозить более тяжелые объекты, может увеличить прибыль перевозчика и снижает количество рейсов, требуемых для доставки того же объема груза.
- Снижение износа шин. При поднятой оси нагрузка на покрышки других осей падает. Это увеличивает ресурс колес, снижает расходы на замену, уменьшает количество проколов и иных повреждений.
- Повышение маневренности. Поднятая ось упрощает движение в ограниченных пространствах, повышает безопасность движения и снижает утомляемость водителя.
- Меньшее влияние на дорогу. Поднятая ось уменьшает нагрузку на дорожное полотно, минимизирует износ. Она уменьшает риск образования колеи и продлевает срок службы дорог.
- Оптимизация распределения веса. Система помогает равномерно распределить вес по всем колесам, что влияет на стабильность и управляемость авто.
- Экономия топлива. При частичной загрузке транспортного средства поднятие дополнительной оси позволяет уменьшить сопротивление и, следовательно, повысить экономичность.
Недостатки дополнительной подъемной оси:
- Дополнительный вес. Конструкция системы и ее механизмы добавляют массу к транспортному средству, что снижает общую эффективность и увеличивает расход горючего.
- Сложность обслуживания. Системы управления дополнительной осью достаточно сложные и требуют дополнительного контроля. Это повышает затраты на ремонт и обслуживание ТС.
- Ограниченная эффективность на плохих дорогах. В условиях пересеченной местности конструкция менее эффективна, а ее использование может быть запрещено.
- Дополнительные затраты при покупке. Транспортные средства с таким устройством имеют более высокую стоимость по сравнению с обычными машинами без подобной конструкции.
Механизм подъема оси
При изучении особенностей системы важно знать ее конструкцию и особенности управления подъемной осью. Устройство состоит из следующих элементов:
- Рама и балки. Обычно дополнительная ось представляет собой усиленную раму, к которой крепятся балки или бруски. Гарантируют прочность и устойчивость.
- Подъемные механизмы. Для поднятия и опускания используются специальные системы, такие как гидравлические или пневматические цилиндры. Они обеспечивают возможность управления высотой поддона.
- Колеса и подвеска. Такие элементы гарантируют функциональность и стабильность при движении.
Управление дополнительной подъемной осью осуществляется с использованием специальных механизмов, обеспечивающих поднятие и опускание. Обычно это гидравлические или пневматические системы, интегрированные в конструкцию ТС. Выделим основные шаги по использованию:
- Управляющий механизм. Водитель может управлять дополнительной подъемной осью с помощью специального устройства, которое находится в кабине ТС. Это может быть пульт, кнопки или переключатель в зависимости от конкретной модели.
- Выбор режима. Шофер выбирает вариант работы для дополнительной оси в зависимости от текущих условий и требований перевозки. Режимы могут включать поднятие, опускание или автоматический, который позволяет системе самостоятельно регулировать положение в зависимости от нагрузки.
- Гидравлическая или пневматическая система. Под действием давления воздуха или масла осуществляется подъем или опускание. Гидравлическая система может использовать гидравлические цилиндры, а пневматическая —пневмоцилиндры.
Водитель должен следовать инструкциям производителя ТС по использованию дополнительной подъемной оси. Может включать указания по максимальной скорости при поднятой оси, ограничения использования в определенных условиях и иную информацию для безопасного и эффективного использования.
Управление дополнительной подъемной осью предоставляет водителю возможность адаптировать ТС к различным ситуациям на дороге, обеспечивая оптимальное распределение нагрузки и повышая эффективность перевозок.
Заключение
В заключение можно отметить, что дополнительная подъемная ось представляет собой важный элемент для оптимизации и адаптации грузовых транспортных средств к различным условиям перевозок. Ее использование обеспечивает несколько преимуществ, включая увеличение грузоподъемности, оптимизацию распределения массы и соблюдение нормативов по максимальной нагрузке на ось.
Но стоит учесть и некоторые недостатки, такие как дополнительный вес, сложность обслуживания и ограниченная эффективность на плохих дорогах. Решение о применении дополнительной оси должно быть взвешенным, учитывая конкретные потребности перевозок, стоимость ТС и условия эксплуатации.
Правильное использование и управление дополнительной подъемной осью может привести к повышению эффективности доставок, соблюдению законодательных норм и обеспечению безопасности на дороге. При этом решение о внедрении элемента в конструкцию грузовика должно быть принято с учетом всех факторов и особенностей эксплуатации.
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Кто-то слышал о Приказе Минтранса №287
- Экспертиза грузовика
- Стоянка Газели с рекламой у супермаркета
- Работа на праворульном грузовике манипуляторе Mitsubishi
- Подъемная ось у грузовика, функции «ленивца»
- КамАЗ 65208, новинка на рынке
Видел в прицепах такую установку не раз. Не знаю, насколько она помогает в реалии, думаю, тут дело в другом. Правильно заметили, что ленивец помогает обмануть закон. Если на ось положено не более 5 тонн, то опустив ещё 1 или 2 колеса, закон не будет нарушен. А не то, чтобы кто-то заботится об износа шин или чего-то ещё.
Вещь удобная, очень нужна например при маленьком радиусе разворота. Я ее использую когда немного места развернуться. Поднимаю ось даже при загруженной машине когда ось автоматически опустилась и разворачиваюсь. С одной осью радиус разворота на порядок меньше, чем на двух задних осях.
Я тоже видел такую установку в прицепах и полуприцепах, но сам к сожалению не использовал. Но реально собираюсь попробовать. Ведь если использовать эту установку, то можно перевозить и большие грузу не нарушая законы при этом. Только нужно решить, где покупать её.