Пятое колесо у тягача
То, что название одного и того же технического узла в российской и зарубежной терминологии часто имеет разный смысл, давно известно. Например, сцепное устройство, которое монтируется на тягач для буксировки полуприцепа, у нас называется седло. А в англоязычных странах – это fifth wheel, то есть, дословно, пятое колесо.
Оглавление
В обеспечении маневренности и безопасности автопоезда оно играет большую роль. А, между тем, при осмотре, перед выездом из гаража, на него обычно не обращают внимание.
Многие водители проверяют состояние седла, мягко говоря, очень редко, и это может стать причиной серьезных неприятностей на трассе. По словам механиков грузовых автосервисов, многие «пятые колеса» имеют такой непрезентабельный вид, как будто, после завода, больше никогда не видели смазку.
Седло - один из самых надежных узлов машины
Правда, надо сказать и о том, что седло, без преувеличения, относится к наиболее надежным узлам машины. Многие компании, например, ConMet, Fontain, Jost, Saf-Holland и другие, гарантируют его безотказную работу на пробеге в 600 000 миль – это почти миллион километров!
Несмотря на такие, вполне обоснованные, заверения, механизм седла надо смазывать не реже, чем один раз в неделю. Если этого не делать, то опорная плита начнет чрезмерно изнашиваться. А замки будет разъедать коррозия. В результате управляемость тягача с полуприцепом заметно ухудшится. В отечественных условиях, отличающихся более суровым климатом, чем в Европе, это требование еще более актуально, потому что механизм седла сравнительно быстро может прийти в негодность из-за попадания в него песка и грязи, а зимой еще и соли.
Изготовители сцепных устройств (может быть, зная о прохладном отношении водителей к «пятому колесу»), стараются необходимость смазки данного узла свести к минимуму. Один из вариантов решения проблемы – полиуретановые прокладки. Они обеспечивают достаточное скольжение по опорной плите без применения масла. Такой подход не только сокращает затраты на ТО, но и сохраняет окружающую природу.
А то ведь, если одни водители годами не проверяют седло, то другие смазывают его так обильно, что на стоянке под тягачом можно увидеть темное пятно. Кажется, вроде бы, мелочь – до тех пор, пока не вспомнишь, как много фур бегает по дорогам всего мира. Другие производители оснащают машины устройствами автоматической смазки седла. Они подают масло в механизм через определенное время.
Техобслуживание и смазка для седельно сцепного устройства тягача
Но большинство седельных устройств до сих пор надо смазывать, либо раз в неделю, либо после каждых 3 000 миль (около 5 000 км) пробега. Только в этом случае «пятое колесо» будет служить своему владельцу верой и правдой долгое время. Условия, в которых находится автопоезд, сильно влияют на срок службы седла. Неблагоприятное воздействие оказывают работа в песчаных карьерах, бездорожье и другие факторы. Так что без регулярных осмотров никак не обойтись – иначе будут неприятности в пути. А, если надо, то приходится и мелкий ремонт сделать. Это несложно, потому что ведущие производители выпускают ремкомплекты.
ВажноНе составляет большого труда выполнить техобслуживание седельного устройства.
Для этого достаточно осмотреть механизм блокировки и почистить опорную плиту. После чего убедиться в том, что на ее поверхности нет трещин или других признаков деформации. Чтобы смазка быстрее попала к движущимся деталям, рекомендуется несколько раз открыть и закрыть седло.
Ремонт, замена и установка седла
Правда, если требуется полный демонтаж узла, то придется повозиться, потому что он довольно тяжелый. Хотя, в последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы опорные плиты весили как можно меньше. В частности, для их изготовления начали применять алюминий. Да и саму конструкцию седла стараются максимально упростить. И в этом деле есть определенные успехи. Так, по заявлениям менеджеров Jost, последние модели этой фирмы ставятся на машину буквально за полчаса.
Некоторые механики советуют при монтаже располагать седельное устройство поближе к кабине. Такой подход не только делает меньше радиус поворота автопоезда, но и экономит топливо за счет того, что снижается сопротивление воздуха. Для повышения безопасности движения, в последние годы на панелях приборов тягачей начали монтировать специальные индикаторы. Они получают сигналы от сенсорных датчиков и показывают, безопасно ли присоединен трейлер.
На примере седельного устройства нетрудно понять, что даже самые, казалось бы, надежные узлы автомобиля требуют регулярного ухода. В противном случае, срабатывает старое правило: «Все, что не сделаешь в гараже – сделаешь на трассе».
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Поиск на сайте
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- Новый подход к управлению газовым грузовиком
- Седло тягача: «мал золотник, да дорог»
- Выбор тягача: рекомендации предпринимателям
- Новые идеи для тягача Рено
- Седельный тягач КАМАЗ-5410
Игра слов, а сколько смысла, тут уж точно не подмажешь не повернёшь, хоть и пятым, но колесом.
Всегда называли седлом - седлом и останется. Что касается ухода за данным узлом, то там ничего сложного. Хотя я обычно смазываю его когда перецепляюсь (чуть чаще чем раз в месяц), но за 10 лет стажа особых проблем с седлом пока не возникало.
Простое и надежное техническое решение, безотказное в работе. Только не забывай смазывать!
При своевременном уходе, поможет избежать затрат на ремонт, сам помню как пришлось возится с узлами, а крепежи часто сгнивают и приходится даже высверливать их. Статья не открыла мне Америку, но тем не менее приятно было освежить в памяти некоторые рабочие моменты.
Интересно, что седло, или 'пятое колесо', оказывается, является одним из самых надежных компонентов грузового автомобиля. Это напоминает мне ситуацию с подвеской в легковых авто — как бы надежна она не была, без регулярного обслуживания она тоже может подвезти. Однако, в отличие от подвески, которая требует более сложного обслуживания, седло нуждается просто в регулярной смазке. Меня впечатлило, что такие компании, как Jost и Saf-Holland, гарантируют работу седла на пробеге в 600 000 миль. Это показывает, насколько продвинуты технологии в производстве грузовых автомобилей. Тем не менее, как и в случае с любым другим механизмом, важно не забывать о регулярном техобслуживании. Особенно в наших климатических условиях, когда осадки и грязь могут быстро вывести механизм из строя. Кстати, идея использования полиуретановых прокладок для сокращения затрат на смазку и защиты окружающей среды кажется весьма перспективной. Это напоминает мне о системах рекуперации энергии в электромобилях — оба подхода направлены на улучшение экологичности и снижение эксплуатационных расходов. Подводя итог, можно сказать, что несмотря на всю надежность седла, без должного ухода, даже самые продвинутые технологии могут не выдержать испытания временем и климатом. Так что лучше уделить немного времени на осмотр и смазку, чем потом решать проблемы на трассе.
Я всегда считал, что седло — это 'железобетонный' элемент грузовиков, но статья показала, что даже оно нуждается в регулярной смазке. Автоматическая система смазки — это крутое новшество, как автоматические коробки передач в легковушках, которые сделали жизнь водителей проще.
Отличная статья, напомнила о важности регулярного ухода за седельным устройством. Меня всегда удивляло, как многие водители пренебрегают этим, хотя это так же важно, как проверка масла в двигателе. Полиуретановые прокладки — отличное решение для минимизации затрат на обслуживание.