Пятое колесо у тягача

седло на тягач

То, что название одного и того же технического узла в российской и зарубежной терминологии часто имеет разный смысл, давно известно. Например, сцепное устройство, которое монтируется на тягач для буксировки полуприцепа, у нас называется седло. А в англоязычных странах – это fifth wheel, то есть, дословно, пятое колесо.

В обеспечении маневренности и безопасности автопоезда оно играет большую роль. А, между тем, при осмотре, перед выездом из гаража, на него обычно не обращают внимание.

Многие водители проверяют состояние седла, мягко говоря, очень редко, и это может стать причиной серьезных неприятностей на трассе. По словам механиков грузовых автосервисов, многие «пятые колеса» имеют такой непрезентабельный вид, как будто, после завода, больше никогда не видели смазку.

Правда, надо сказать и о том, что седло, без преувеличения, относится к наиболее надежным узлам машины. Многие компании, например, ConMet, Fontain, Jost, Saf-Holland и другие, гарантируют его безотказную работу на пробеге в 600 000 миль – это почти миллион километров!

Несмотря на такие, вполне обоснованные, заверения, механизм седла надо смазывать не реже, чем один раз в неделю. Если этого не делать, то опорная плита начнет чрезмерно изнашиваться. А замки будет разъедать коррозия. В результате управляемость тягача с полуприцепом заметно ухудшится. В отечественных условиях, отличающихся более суровым климатом, чем в Европе, это требование еще более актуально, потому что механизм седла сравнительно быстро может прийти в негодность из-за попадания в него песка и грязи, а зимой еще и соли.

Изготовители сцепных устройств (может быть, зная о прохладном отношении водителей к «пятому колесу»), стараются необходимость смазки данного узла свести к минимуму. Один из вариантов решения проблемы – полиуретановые прокладки. Они обеспечивают достаточное скольжение по опорной плите без применения масла. Такой подход не только сокращает затраты на ТО, но и сохраняет окружающую природу. А то ведь, если одни водители годами не проверяют седло, то другие смазывают его так обильно, что на стоянке под тягачом можно увидеть темное пятно. Кажется, вроде бы, мелочь – до тех пор, пока не вспомнишь, как много фур бегает по дорогам всего мира. Другие производители оснащают машины устройствами автоматической смазки седла. Они подают масло в механизм через определенное время.

Но большинство седельных устройств до сих пор надо смазывать, либо раз в неделю, либо после каждых 3 000 миль (около 5 000 км) пробега. Только в этом случае «пятое колесо» будет служить своему владельцу верой и правдой долгое время. Условия, в которых находится автопоезд, сильно влияют на срок службы седла. Неблагоприятное воздействие оказывают работа в песчаных карьерах, бездорожье и другие факторы. Так что без регулярных осмотров никак не обойтись – иначе будут неприятности в пути. А, если надо, то приходится и мелкий ремонт сделать. Это несложно, потому что ведущие производители выпускают ремкомплекты.

Также не составляет большого труда выполнить техобслуживание седельного устройства. Для этого достаточно осмотреть механизм блокировки и почистить опорную плиту. После чего убедиться в том, что на ее поверхности нет трещин или других признаков деформации. Чтобы смазка быстрее попала к движущимся деталям, рекомендуется несколько раз открыть и закрыть седло.

Правда, если требуется полный демонтаж узла, то придется повозиться, потому что он довольно тяжелый. Хотя, в последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы опорные плиты весили как можно меньше. В частности, для их изготовления начали применять алюминий. Да и саму конструкцию седла стараются максимально упростить. И в этом деле есть определенные успехи. Так, по заявлениям менеджеров Jost, последние модели этой фирмы ставятся на машину буквально за полчаса.

Некоторые механики советуют при монтаже располагать седельное устройство поближе к кабине. Такой подход не только делает меньше радиус поворота автопоезда, но и экономит топливо за счет того, что снижается сопротивление воздуха. Для повышения безопасности движения, в последние годы на панелях приборов тягачей начали монтировать специальные индикаторы. Они получают сигналы от сенсорных датчиков и показывают, безопасно ли присоединен трейлер.

На примере седельного устройства нетрудно понять, что даже самые, казалось бы, надежные узлы автомобиля требуют регулярного ухода. В противном случае, срабатывает старое правило: «Все, что не сделаешь в гараже – сделаешь на трассе».

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Рейтинг: 4
Комментариев: 2 Просмотры: 1864 29-01-2016 21:17
Поиск запроса "седло на тягач" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Ольга Рыбинск 30.01.2016

Игра слов, а сколько смысла, тут уж точно не подмажешь не повернёшь, хоть и пятым, но колесом.

0
0
Ответить
Генадий Томск 03.02.2016

Всегда называли седлом - седлом и останется. Что касается ухода за данным узлом, то там ничего сложного. Хотя я обычно смазываю его когда перецепляюсь (чуть чаще чем раз в месяц), но за 10 лет стажа особых проблем с седлом пока не возникало.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: