Радиус, диаметр разворота и радиус поворота
Выбирая автомобиль, как, впрочем, и любое другое транспортное средство, наряду с мощностью двигателя, уровнем расхода топлива и прочими подобными параметрами покупатель учитывает такие характеристики, как радиус поворота.
Оглавление
Часто в профильной литературе это понятие употребляют вместе с термином «диаметр разворота», и многие неопытные автолюбители путаются в формулировках. Так почему бы нам сегодня не разобраться в том, что такое радиус поворота автомобиля, чем он отличается от радиуса разворота, и как с ними связан диаметр разворота?
Что такое радиус и диаметр разворота
Трактовка термина становится понятной из одного только названия. Под понятием радиуса разворота подразумевают полуокружность, описываемую транспортным средством в процессе выполнения маневра при вывернутом до предела руле.
Знать, каков радиус разворота у вашего авто, следует обязательно, а опытным автовладельцам, которым часто приходится парковаться и выполнять сложные маневры в условиях ограниченного пространства, нелишним будет различать разворот по разным радиусам – большому и малому. Диаметр поворота, соответственно, представляет собой значение, когда радиус умножается надвое.
Как измеряется радиус и диаметр разворота (от бордюра до бордюра и от стены до стены)
Наименьший показатель поворота машины – это величина следа от наружного колеса, оставляемого автомобилем во время выполнения маневра. Показатель принято называть «от бордюра к бордюру», но следует помнить, что в него не входит величина переднего свеса, от которой также во многом зависит точность полученных цифр.
Куда правильнее и даже удобнее пользоваться иным обозначением, которое звучит как «от стены к стене». Оно включает в себя препятствия, которые встречаются в пределах наружных габаритов и могут быть задеты бампером по время разворота. Но и это еще не все, ведь разворачивая машину в условиях ограниченной площади, водитель должен учитывать тот факт, что во время поворота определенная часть кузова смещается внутрь.
Вот почему, выезжая, например, с парковки, нельзя резко крутить руль до предела – так можно задеть соседнее авто. Чтобы понять необходимый для разворота радиус, нужно определить наименьший габаритный коридор, а для этого следует знать расстояние между максимальной и минимальной окружностями.
Расскажем, как измерить радиус разворота по двум распространенным методикам. Метод «от бордюра к бордюру» состоит в том, что для измерения радиуса разворота таким образом следует отметить стартовое положение наружного колеса, а затем вывернуть руль на максимум, развернуть авто на 180 градусов и обозначить конечную точку.
Далее надо измерить расстояние между точками и разделить его надвое. Полученная цифра - это требуемая ширина дороги для того, чтобы машина могла развернуться на ней за один раз. Но, как уже говорилось выше, в реальности нужно учитывать еще и возможные препятствия, а также величину свеса транспортного средства, поэтому специалисты рекомендуют выполнять замеры «от стены к стене».
Для этого надо закрепить кусок мела на стержне, который зафиксирован на наружном углу бампера, выполнить разворот, измерить длину начерченной мелом полуокружности, а полученное значение разделить пополам.
Как радиус разворота влияет на маневренность автомобиля
От значения радиуса разворота напрямую зависит маневренность транспортного средства. Чем этот показатель больше, тем больше места понадобится авто для того, чтобы развернуться на 180 градусов.
Говоря иными словами, при ограниченной ширине дорожного полотна от радиуса разворота машины зависит, сможет ли водитель развернуть ее в один прием, или же ему придется делать несколько заходов, выкручивая руль до предела то влево, то вправо и переключаясь с первой передачи на задний ход. Чем меньше радиус разворота, тем более маневренен автомобиль, и тем легче им управлять в стесненных условиях.
Что такое радиус поворота
А вот когда говорят о радиусе поворота (не дороги, а авто), имеют в виду полуокружность, описываемую машиной во время выполнения маневра, при котором руль полностью выкручен влево или вправо – в зависимости от того, в какую сторону автомобиль поворачивает.
Существует еще одно понятие – минимальный радиус поворота, под которым подразумевают фактически расстояние от бордюра к бордюру или, говоря иными словами – след в виде полукруга, оставляемого наружным колесом при повороте.
Как измеряется радиус поворота
Для измерения радиуса поворота авто используют те же методы, что и при выполнении замеров радиуса разворота. Для получения максимально точных показателей лучше использовать методику «от стены к стене», которую мы описали парой абзацев выше. Дело в том, что при таких замерах учитывается величина свеса и габариты машины.
Следует обратить внимание и на тот факт, что термин «радиус поворота» используется преимущественно в разговорной речи, тогда как в профессиональной литературе понятие, отображающее расстояние, необходимое для выполнения маневра, называется диаметром.
Как радиус поворота влияет на маневренность автомобиля
Чем меньше радиус поворота, тем проще и комфортнее управлять авто, и тем меньше места потребуется машине для выполнения маневра. Этот показатель особенно важен для моделей, эксплуатация которых планируется в городских условиях, предусматривающих необходимость парковки на тесных стоянках, езды узкими улочками и пр.
Производители указывают этот показатель в техпаспорте машины, но приводят они обычно минимальные данные, ведь так эксплуатационные характеристики ТС кажутся более привлекательными.
Некоторые автовладельцы для повышения маневренности авто прибегают к уменьшению радиуса поворота. Подобные манипуляции действительно возможны в кустарных условиях, но необходимо помнить о том, что они предполагают серьезные вмешательства в конструкцию транспортного средства, что способно повлечь за собой плачевные последствия и негативно отразиться на безопасности езды.
Какие факторы влияют на радиус разворота и поворота
Оба параметра, ставших темой нашей беседы, зависят от габаритов авто, а также от того, под каким углом поворачиваются его передние колеса.
ВажноУгол поворота на машинах массового производства ограничивается параметрами функционирования рулевого управления, а в переднеприводных моделях – еще и рабочими диапазонами ШРУСа, которые крайне чувствительны к езде при вывернутых до предела колесах.
Радиус разворота фуры с прицепом, автопоезда
Когда дорогами общего пользования едут большегрузы – фуры с прицепами или автопоезда, длина которых составляет более 20 метров, при въезде в поворот и тем более во время разворота имеют место иные физические процессы, чем в случае с легковушками.
Логично, что радиус разворота фуры намного больше, чем у легкового автомобиля, чтобы управлять такими махинами, требуется многолетний опыт и особые умения.
Под термином скрывается условная дуга, по которой осуществляется перемещение центра тяжести тягача и его прицепа во время сложного маневрирования. Максимальный показатель и радиуса, и диаметра разворота фуры зависит от конструктивных особенностей грузовика.
Согласно действующим стандартам, у автопоездов длиной до 16 м минимальный радиус поворота составляет 9,7 м, для большегрузов длиной в 20 м соответствующий показатель равен 12,1 м. Указанные параметры должны учитываться в процессе разработки подъездных путей к местам погрузки/выгрузки крупнотоннажников.
В соответствии с евростандартами имеют место и ограничения по длине большегрузов со строгими требованиями к радиусу разворота:
- Седельный автопоезд – 16,5 м.
- Полуприцеп – 12 м (имеется в виду расстояние от ССУ до кормы и 2,1 м до бампера спереди).
Надо ли выкручивать руль до упора?
Современные транспортные средства в подавляющем своем большинстве оснащаются гидроусилителем руля, поэтому управлять ими легко, даже во время выполнения сложных маневров водителю не приходится прикладывать для поворота рулевого колеса никаких усилий. Тем не менее, многие «по старинке» привыкли выворачивать руль до предела – до ощущения хруста, ошибочно полагая, что это увеличит угол поворота и облегчит выполнение разворота.
Механики же настоятельно рекомендуют не издеваться так над своей машиной. Выкручивать рулевое колесо до упора нельзя ни во время парковки или поворота, ни перед тем, как авто будет оставлено на стоянке.
Ведь это усиливает нагрузку на весь узел в целом и может стать причиной повреждения патрубков. Когда руль выкручивается по максимуму, в системе повышается давление, появляется риск разрыва шланга, который чреват утратой контроля над машиной.
Итог
Радиус поворота и разворота транспортного средства – крайне важные показатели, оказывающие непосредственное влияние на маневренность и удобство управления, что особенно актуально при необходимости выполнения маневров в условиях ограниченного пространства.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Курганский завод колесных тягачей
- Рулевое управление грузового автомобиля
- Экскаватор-погрузчик Hydrema моделей 926D и 928D
- КрАЗ-7634, полноприводное шасси 8х8
- Liebherr T282B, звезда карьеров
Радиус поворота и разворота будет зависеть от того. насколько мы сами успеваем выполнить необходимое в машине вовремя. Если что то позже сделать или не успеть могут быть последствия совершенно разные для человека.
Очень интересно, сам смешивал понятия радиуса разворота и поворота. Параметры очень важные, особенно в больших городах, где сложно парковаться. Попробую сделать замеры, как рекомендуют спецы. Взял на заметку некоторые советы (типа, не выкручивать руль до упора и т.д.). Надеюсь, освою нехитрые премудрости на практике.
Интересно и информативно написано о разворотах и маневренности автомобиля. Помню как только первый раз сел за руль автомобиля, боялся не вписаться в разворот. Но по мере накопления опыта, страх прошел и я отлично справляюсь с разворотом интуитивно. Хорошо что в статье приводятся практические советы. Это поможет многим начинающим водителям.
Помнится мне, когда еще только решил обучиться на категорию С в голове не укладывалось - как вообще такой махиной управлять, как парковаться, как заворачивать, чтобы никого не задеть и т.д. Но потом привык, и уже с опытом это на интуитивном уровне. Но раньше было страшно.
Как то попалась мне книга для диспетчеров- механиков автотранспортных предприятий. Там очень много всяких формул и даже формула расчета расхода топлива, в которой даже учитывается даже количество поворотов и разворотов. Ну и, естественно расчет этих самым поворотов, разворотов. Как говорится все по науке.
Радиус поворота, диаметр разворота и радиус разворота - важные характеристики, которые покупатель обычно учитывает при выборе автомобиля. Радиус разворота представляет собой полуокружность, описываемую автомобилем при максимально вывернутом руле. Знание этого значения особенно важно для опытных водителей, которым приходится парковаться и маневрировать в ограниченных условиях. Диаметр разворота, в свою очередь, представляет собой величину, равную удвоенному радиусу разворота. Измерение радиуса и диаметра разворота может производиться различными способами. Один из них - метод "от бордюра до бордюра", который включает измерение расстояния между начальной и конечной точками полуокружности, оставленной наружным колесом автомобиля при развороте на 180 градусов. Другой метод, более точный, - "от стены до стены", который учитывает габариты автомобиля и возможные препятствия. Маневренность автомобиля напрямую зависит от значения радиуса разворота.
Вопросы маневренности особо важны для крупной техники. Вспоминаю, как в прошлом году путешествовал на туристическом автобусе и наш водитель проехал нужный поворот. Так вот после этого на узкой дороге он еле-еле развернулся. А если бы речь шла о маленькой легковой машине, тут бы вообще никаких проблем не возникло.
Неопытным автолюбителям стоит не полениться и воспользоваться на практике предлагаемым методом измерения радиуса поворота и радиуса разворота своего автомобиля. Это в дальнейшем позволит избежать многих неприятностей во время поездок по городским улицам.
Читая статью, я впервые задумался о том, насколько важен радиус разворота и поворота для маневренности автомобиля. Конечно, мы всегда обращаем внимание на мощность двигателя или расход топлива, но эти параметры часто затмевают такие критически важные аспекты, как радиус поворота. Особенно это актуально в городских условиях, где каждый сантиметр пространства на вес золота. Радиус поворота действительно определяет, насколько легко можно парковаться или развернуться на узкой улице. Например, вспомните компактные автомобили, такие как Mini Cooper, которые славятся своей маневренностью именно благодаря небольшому радиусу поворота. К тому же, статья помогла мне понять разницу между радиусом и диаметром разворота, что раньше было довольно запутанным. Я также никогда не задумывался, что выкручивание руля до упора может негативно сказаться на состоянии автомобиля. Это, конечно, заставляет переосмыслить привычные действия за рулем. В общем, полезная информация для любого автомобилиста – от новичка до опытного водителя.
Интересно, как часто мы недооцениваем факторы, которые напрямую влияют на безопасность и удобство вождения. Особенно впечатлил раздел о том, как радиус разворота влияет на маневренность. Теперь ясно, почему у спортивных автомобилей такие показатели.
Очень полезная статья, особенно для тех, кто живет в городе и часто сталкивается с проблемами парковки. Знать радиус разворота своего авто – это must-have для каждого водителя. Помогает избежать ненужных царапин и повреждений.