Рулевое управление грузового автомобиля
Рулевое управление – это важнейшая система в конструкции любого транспортного средства, представляющей совокупность узлов, необходимых для того, чтобы синхронизировать угол поворота руля и ведущих колес.
Оглавление
Назначение этой системы сводится к обеспечению точности поворота и соблюдению требуемого направления движения. Рулевое управление грузового автомобиля, принцип его действия и классификация – это и многое другое станет темой нашей сегодняшней беседы.
Система рулевого управления
В конструктивном плане в состав системы рулевого управления автомобиля входит несколько важнейших деталей:
- Руль, именуемый также рулевым колесом. Его роль – указание направления движения автомобилем, делегация действий оператора на другие узлы и агрегаты.
- Рулевая колонка – та часть конструкции, которая в ответе за передачу усилий от руля на другие части механизма. Внешне она выполнена в виде вала, оснащенного шарнирами. Чтобы гарантировать безопасность езды, колонку оборудуют системами складывания и блокировки, привод которых может быть механическим либо электрическим. На рулевой колонке находится замок зажигания, а также рычаги управления стеклоочистителями и фарами.
- Рулевой механизм, выполняющий изменение усилия, которое создается водителем путем поворота руля, и его передачу на ведущие колеса.
- Усилитель – часть конструкции, повышающая усилие, которое передается от рулевого колеса на привод, и заметно упрощающая процесс управления транспортным средством.
- Дополнительные элементы, такие как амортизатор или демпфер и пр.
ВажноВажно отметить, что на грузовики в подавляющем большинстве случаев устанавливают механический рулевой привод, в состав которого входит целая система тяг, шарниров и рычагов.
Это продольные и поперечные тяги и сошки, поперечные рычаги, рычаг поворотной цапфы и прочие элементы конструкции.
Водитель поворачивает управляемые колеса, а надо отметить, что у многих моделей грузовых авто управляемыми, то есть ведущими являются все колеса, в таком случае радиус поворота минимален, что особенно актуально, когда ТС эксплуатируется в условиях ограниченного пространства.
Говоря о схеме рулевого управления, его устройстве более детально, необходимо упомянуть такие конструктивные составляющие:
- поперечная тяга;
- рычаг (нижний);
- рычаг (верхний);
- поворотная цапфа;
- рулевая передача;
- продольная тяга;
- сошка рулевого привода;
- рулевой вал;
- рулевое колесо.
Принцип работы
Читайте также: Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы
Каждое ведущее колесо базируется на поворотном кулаке, который соединен с передней осью с помощью так называемого шкворня. Когда водитель крутит руль, усилие от этого при участии рычагов и тяг передается на поворотные кулаки. Они оборачиваются под требуемым углом и таким образом влияют на направление движения.
Для исключения риска бокового скольжения колес в процессе поворота важно, чтобы у описываемых ими окружностей был общий центр, где пересекаются продолжения осей всех приборов транспортного средства. Его называют центром поворота. По этой причине ведущие колеса поворачиваются на разные углы: внешние – на меньший, внутренние – на больший.
Поворачивая руль, водитель поворачивает колеса, то есть посредством рулевого механизма он передает усилие на тяги и рычаги рулевого привода, которые оказывают прямое воздействие на угол поворота ведущих колес. Учитывая тот факт, что рулевой механизм представляет собой устройство, которое повышает крутящий момент и при этом снижает обороты, он, помимо всего прочего, в разы увеличивает усилие воздействия.
Фактически значение рулевого управления сводится к выполнению им следующих функций:
- Увеличение приложенного к рулю усилия.
- Передача этого усилия на рулевой привод.
- Самостоятельный возврат руля в исходное положение после снятия нагрузки.
По сути, рулевой механизм представляет собой механическую передачу, основным параметром которой следует считать передаточное число.
Классификация систем рулевого управления
Существует 3 типа рулевых механизмов – реечный, винтовой и червячный. Поговорим о каждом из них детальнее.
Реечный
Этот тип механизма получил наиболее широкое распространение, но используется он преимущественно на легковых авто. В состав такой системы входит установленная на валу шестерня и рулевая рейка, с которой она находится в постоянном сцеплении.
Функционирует устройство следующим образом. В процессе вращения руля рейка двигается вправо или влево, приводя к перемещению соединенных с ней тяг привода, которые поворачивают управляющие колеса. Преимуществом такого механизма является простота конструкции, жесткость и высокий КПД, но есть и недостаток, это чувствительность к ударам, полученным в результате езды по неровным покрытиям, а также склонность к вибрациям.
Винтовой
В состав таких систем входит установленный на валу руля винт, гайка, которая по нему перемещается, зубчатая рейка и сектор, рулевая сошка. Главная особенность данной разновидности – гайка и винт соединены шарнирами, что, во-первых, снижает уровень вибраций, а во-вторых, способствует более продолжительному износу. Винтовые системы способны реализовать большее усилие, их используют на грузовиках, автобусах, реже – на легковых авто премиум-класса.
Червячный
Механизм состоит из соединенного с рулевым валом червяка с переменным диаметром и ролика. На валу ролика находится рычаг, который еще называют сошкой, он связан с тягами рулевого привода.
Червячные системы более устойчивы перед ударными нагрузками, угол их поворота больше, следовательно, лучше и управляемость ТС. Главный недостаток – сложность производства, отсюда и дороговизна, а также потребность в регулярной регулировке.
Требования к рулевому управлению грузовика
Читайте также: Зависимая и независимая подвеска грузового автомобиля
В ходе эксплуатации рулевого управления к нему предъявляется целый ряд требований, а именно:
- Способность поддерживать нужное передаточное число.
- Надлежащая жесткость деталей.
- Необходимое соотношение углов поворота наружных и внутренних колес.
- Согласованные движения рулевого привода и устройства, которое управляет подвеской.
- Оптимальный стабилизирующий момент.
- Минимальный крутящий момент, необходимый для поворота руля.
- Отсутствие зазоров в сочлененных деталях.
Основные неисправности рулевого управления
Чаще всего на грузовых транспортных средствах возникают следующие поломки системы рулевого управления:
- Выход из строя шестерни и рейки.
- Нарушение герметичности механизма.
- Износ подшипника рулевого вала.
- Разрушение шарнира на наконечнике рулевой тяги.
Причинами перечисленных выше проблем является низкое качество дорожного покрытия, нарушение правил эксплуатации автомобиля, несвоевременность замены рабочих жидкостей и отслуживших свое деталей, неправильное техобслуживание и некачественный ремонт, использование системы по истечению предельно допустимого срока ее эксплуатации.
Спровоцировать преждевременный износ узлов и механизмов рулевого управления способны даже изношенные покрышки, неправильное давление в них и ненадлежащая балансировка.
О том, что система функционирует с нарушениями, свидетельствует целый ряд признаков: появление стука и прочих посторонних звуков, ощущение биения в руле, наличие люфта в рулевом управлении, необходимость прикладывать серьезное усилие для поворота руля, протекание рабочей жидкости.
Особенности правостороннего и левостороннего руля
В подавляющем большинстве стран, включая Россию, осуществляется правостороннее движение, следовательно, руль в транспортных средствах устанавливается слева. Отличие лево- и правосторонних механизмов кроется как в месте расположения рулевого колеса, так и в редукторе, адаптированном под ту или иную сторону подключения.
В определенных видах спецтехники, как, например, некоторые модели грузовиков и тракторов, применимо так называемое гидрообъемное рулевое управление, благодаря которому положение рулевой колонки не зависит от компоновки прочих конструктивных элементов. Особенностью системы является отсутствие механической связи руля и привода.
Насос рулевого управления в таком случае управляет силовым цилиндром, отвечающим за угол поворота колес. Преимущество заключается в отсутствии люфтов и в том, что для разворота транспортного средства нужно прикладывать меньше усилий. Как правило, ГОРУ используется на снегоуборщиках, а также на машинах, задействованных во время дорожного строительства.
Заключение
Как следует из описанного выше, существует несколько разновидностей систем рулевого управления. Они рознятся друг от друга устройством и конструктивными особенностями.
Но, несмотря на это, функция узла сводится к выбору направления движения ТС. Для того, чтобы она выполнялась надлежащим образом, гарантируя безопасность всем участникам процесса, необходимо своевременно проводить техобслуживание и замену деталей.
- Получение прав на управление спец.техникой.
- Удаленное управление грузоперевозками
- Почтовая служба Китая начала использовать грузовики с автономной системой управления
- В 2017 году американские автомобили получат «умную» систему управления
- Liebherr T236B, покоритель карьеров
- CASE представляет первую в мире инновационную систему комбинированного управления для автогрейдеров
- Рулевое управление грузового автомобиля
На мой взгляд в грузовиках более надежно червячный механизм, тем что менее прихотлив в эксплуатации. Реечный часто ломается и течёт, по крайней мере на корейских грузовичках.
Рулевое управление грузового автомобиля очень важная составляющая для любого водителя на дорогах, поэтому я всегда тщательно отношусь к его выбору. Безопасность на дорогах очень важна!
Одна из наиболее важных составляющих безопасного управления грузового автомобиля по моему мнению является система рулевого управления. Соглашусь с комментарием выше. По моему мнению Реечный механизм менее надежен, были неприятные инциденты.
Интересная статья! Описанный механизм рулевого управления грузовиков действительно впечатляет своим многообразием компонентов и сложностью устройства. Особенно интересно, как вся эта система взаимодействует между собой, чтобы обеспечить минимальный радиус поворота, что очень актуально в условиях ограниченного пространства. На мой взгляд, это напоминает некоторые решения, применяемые в авиации, где точность и координация всех частей системы также имеют первостепенное значение. Интересно было бы узнать больше о различиях между реечными, винтовыми и червячными системами. К примеру, реечный механизм, с его простотой и эффективностью, часто используется на легковых автомобилях, однако в грузовиках предпочтение отдается более сложным системам из-за их способности справляться с большими нагрузками. В этой связи винтовые и червячные механизмы выглядят более предпочтительными, несмотря на их сложность и стоимость. Также стоит отметить важность регулярного техобслуживания для предотвращения неисправностей. В статье упомянуты основные поломки, такие как износ шестерни и рулевой рейки, и это действительно напоминает о том, как важно следить за состоянием этих компонентов. Нередко причиной проблем становится плохое состояние дорог или несвоевременная замена рабочих жидкостей, что еще раз подчеркивает необходимость тщательного ухода. В целом, статья хорошо раскрывает тему и заставляет задуматься о важности каждой детали в системе рулевого управления.
Отличная статья! Очень подробно описаны все виды рулевых механизмов. Особенно понравилось объяснение работы реечного механизма и его применения. Хотелось бы подробнее узнать о том, как именно гидрообъемное рулевое управление улучшает маневренность в спецтехнике.
Статья зацепила! Особенно впечатлило, как детально разобраны проблемы и неисправности рулевого управления. Это важный момент для тех, кто занимается ремонтом и обслуживанием грузовиков. Хорошо, что автор уделил этому внимание.