Реальные угрозы здоровью дальнобойщика
Поднимая тему тяжёлого труда водителей, мы говорим прежде всего о сутках, проведённых без сна, о постоянном пребывании вдали от семьи, от дома. Ответственность за груз, сопряжённая со всякими неожиданностями, подстерегающими в дороге, выматывает нервную систему. Колоссальная физическая нагрузка, связанная с поднятием тяжестей – постоянный спутник дальнобойщика.
Водитель ежедневно находится в поисках путей решения самых разных проблем, связанных с организацией доставки груза: досмотры на дороге, прохождение весового контроля, преодоление пробок, обслуживание грузовика. И никто, кроме него самого не позаботится о бытовой стороне жизни: сон, отдых, обед, уборка. Силы человека не безграничны. Со временем организм водителя начинает давать сбой.
Каково мнение дальнобойщиков относительно факторов, вызывающих профессиональные заболевания? Самую большую опасность представляют профессиональные факторы:
- загазованность;
- запыленность;
- шум;
- вибрация;
- напряженность и тяжесть труда.
Неблагоприятные условия труда неминуемо отзываются болями в области спины, рук, ног, болями в сердце, учащённым сердцебиением. В конце рабочего дня возникает усталость и раздражительность. Подобные жалобы указывают на то, что нервная, сердечно-сосудистая, костно-мышечная системы водителя испытывает повышенные нагрузки и нуждается в особой защите.
Неблагоприятный факторы вызывающие метаболический синдром
Существует высокий риск развития у профессиональных водителей ещё одного заболевания, о котором не принято говорить. Это метаболический синдром, с которым чаще всего сталкиваются дальнобойщики из возрастной группы 40+. На фоне низкой двигательной активности, плохо организованного и нерегулярного питания развивается предрасположенность к увеличению массы тела.
Специалисты ВОЗ указывают на проблему ожирения как на важнейший медико-социальный и экономический показатель современного общества, который приводит к снижению качества жизни, сокращению её продолжительности.
Метаболический синдром называют неинфекционной эпидемией ХХI века. К сожалению, профессия дальнобойщика способствует её развитию, вызывая необратимые изменения в организме водителя. Человек, страдающий не просто избыточной массой тела, а именно ожирением находится в группе риска, для которой характерно развитие такой тяжелой патологии, как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет.
Распространение метаболического синдрома среди водителей тяжёлых грузовиков увеличивается с возрастом и стажем. Тяжёлый труд и небольшие в сущности заработки, которые никак не соответствуют уровню нагрузки, никак не могут привлечь к данной профессиональной деятельности молодёжь.
Высокая ответственность за груз вынуждает работодателя привлекать к перевозке опытных профессионалов старшего возраста, с большим стажем работы. Мало кто задумывается, включая самого водителя, что в это время неблагоприятные условия труда уже подтачивают организм, вызывая развитие тяжелых нарушений состояния здоровья.
Условия труда, воздействующие на опорно-двигательный аппарат
Нарушение опорно-двигательного аппарата, как профессиональное заболевание, связано с вибрацией. Это профессиональный фактор, занимающих одно из первых мест в перечне неблагоприятных условий труда, который весьма отрицательно воздействует на водителей грузового автотранспорта. Вибрация возникает из-за работающего двигателя, трансмиссии, вентилятора системы охлаждения. Во время движения происходит постоянное сотрясение кабины, ходовой части и кузова.
Вибрация может быть усилена в связи с изношенностью техники. Оказывается, что большой срок эксплуатации и величина пробега характеризуют не только техническое состояние грузового автотранспортного средства, но и состояние здоровья дальнобойщика, постоянно работающего на нём. А если представить, что ежедневный маршрут проложен по плохой дороге, можно даже не сочувствовать, а уже соболезновать водителю, управляющему грузовиком с прицепом.
В зависимости от технического состояния машины, наблюдаются высокие корректированные уровни вибрации. Показатель общей вибрации усиливается в 2–3 раза, если грузовик съезжает с асфальта и продолжает движение по дороге с булыжным покрытием. Как организм водителя реагирует ни систематическое воздействие вибрации:
- снижается психомоторная работоспособность;
- возникает негативный отрицательно эмоциональный фон;
- водителю трудно сосредоточиться;
- возможно развитие синдрома вегетативной дисфункции;
- высокий риск возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.
Водитель нуждается в защите
Защита водителя от воздействия негативных факторов тяжёлых условий труда целиком ложится на плечи работодателя. Только выполнять эти обязанности руководители зачастую не могут (или не хотят). Это требует дополнительных материальных затрат:
- Организация центральных мастерские по ремонту грузового автотранспорта избавит дальнобойщика от ремонтных работ.
- замена изношенной техники на новые грузовики позволит увеличить параметры комфорта.
- Улучшение конструкции машины, оборудование кабины грузовика кондиционером и регулирующимся водительским сиденьем, усовершенствование коробки передач, облегчение сцепления рулевого управления.
Финансирование, направленное на создание комфортных условий труда, осуществляется по остаточному принципу. А лишних денег, как известно у перевозчика нет. Безусловно, одного желания работодателя недостаточно. Поэтому необходимо осознание данной проблемы правительством. Важно разработать ряд мер, направленных на повышение эффективности конструктивных характеристик грузового автотранспорта, улучшение качества дорог, разработку и введение рационального режима труда и отдыха, организацию и проведение лечебно-профилактических процедур.
- Повышение квалификации водителей (БДД, спецсигналы, переподготовка на категории)
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Рации для водителей
- Договор материальной ответственности водителя за груз
- Стоимость аренды грузовика, с водителем, перевозка мебели на весь день.
- Новые виды топлива – безопасно и выгодно?
- Грузовладельцы ищут «новых» перевозчиков
- Почему сельхозтехника не приносит прибыль?
- Меры безопасности при перевозках
- Меры безопасности для водителя при грузоперевозках
Нужно понимать, что работа дальнобойщика сидячая, поэтому это может негативно отразиться на здоровье человека, если он вовремя не предпримет меры (больше активности, итд).
Я не понаслышке знаю насколько тяжёлая работа у дальнобойщиков - мой муж является таковым. Несомненно, работодатель и, конечно же, государство просто обязаны способствовать обеспечению защиты водителей-дальнобойщиков от вредных факторов, угрожающих их здоровью.
Труд водителя, который находится большое время в пути, должен защищён законом. Не все водители способны выдержать такую нагрузку. Условия труда для водителей дальнобойщиков должны быть максимально комфортны, чтобы человек мог нормально питаться и отдыхать как положено.
Читая статью, я задумался о том, насколько недооцененной является профессия дальнобойщика. Во многих странах мира эта работа не просто тяжелая, но и крайне важная для экономики. Вспоминаю пример из США, где водители фур считаются неотъемлемой частью логистической цепи, и их труд оценивается довольно высоко. Здесь же, в статье, подчеркивается, что у нас, к сожалению, все иначе. Водители сталкиваются не только с физическими нагрузками, но и с профессиональными рисками, такими как метаболический синдром и заболевания опорно-двигательного аппарата. Это, конечно, не новость, но то, что данная проблема пока не решается на системном уровне, удручает. Мне кажется, что нужны законодательные изменения, направленные на улучшение условий труда водителей. Например, в Европе уже есть программы, направленные на улучшение состояния здоровья водителей, включая медицинские осмотры и рекомендации по питанию. Это то, что можно было бы внедрить и у нас. С другой стороны, многое зависит и от самих компаний. Если работодатели будут инвестировать в комфортные условия для своих сотрудников, это может снизить уровень усталости и повысить производительность. Важно также подумать о модернизации автопарка, ведь износ техники напрямую влияет на здоровье водителей. В конечном итоге, как я понимаю, речь идет о долгосрочных инвестициях в человеческий капитал, которые могут окупиться с лихвой.
Очень важно, чтобы улучшение условий труда дальнобойщиков стало приоритетом. Вибрация и шум — это не просто неудобства, а реальные факторы риска для здоровья. Возможно, стоит изучить опыт других стран по борьбе с этими проблемами и адаптировать лучшие практики для наших реалий. Ведь здоровье работников должно быть на первом месте.
Тема действительно серьезная. Метаболический синдром — это не шутка, и для водителей это реально стало угрозой. Мне кажется, что в условиях постоянного стресса и отсутствия нормального режима питания, эта проблема только усугубляется. Нужно больше внимания уделять этим вопросам на уровне компаний и государства.