Самоходное подземное оборудование на пневмоколесном ходу
Техника для подземных работ на пневматическом ходу —машины с электрическими, дизельными или иными видами моторов, умеющие самостоятельно перемещаться по выработкам под землей. Представлены самосвалами, погрузочно-доставочными машинами, бульдозерами, уборочной, водооткачивающей и иными видами техники. Ниже рассмотрим назначение транспорта, приведем особенности основных представителей, поговорим о производителях и плюсах зарубежного транспорта.
Оглавление
Назначение данного вида спецтехники
Машины для подземных работ выпускаются зачастую на рудниках и применяются с 30-х годов прошлого века. При добыче полезных ископаемых они более эффективны, чем другие виды оборудования. Самоходная аппаратура применяется в следующих случаях:
- обработка наклонных залежей с поддержкой очистного участка;
- самотечный выпуск полезных ископаемых в торцевом или донном очистном пространстве;
- слоевые очистные выработки;
- отработка горизонтальных слоев и т. д.
ВажноВ зависимости от типа транспорт может применяться для погрузки и доставки, бурения, уборки рабочих участков, откачивания лишней воды, погрузки и перевозки.
Использование такой техники в горном деле направлено на повышение технико-экономических характеристик. Производительность рудников и шахт выросла в два-три раза, подскочила скорость разработки и производительность. Применение специальной техники позволило снизить расходы на добычу 1 тонны полезных ископаемых.
Самоходное горное оборудование применяется при добыче следующих полезных ископаемых:
- руда черных / цветных металлов;
- сырьевая продукция для горно-химической сферы;
- прочие ископаемые.
Транспорт активно применяется при создании тоннелей и иных подземных объектов в гидротехнической или транспортной сфере. Наиболее активно техника задействована в Соединенных Штатах, Австралии, ЕС и Канаде, где доля применения превышает 80%.
Принципы создания транспорта для подземных горных работ
В процессе эксплуатации горные машины для подземных работ находятся в сложных условиях с позиции температуры, загрязненности воздуха, нагрузки, особенностей эксплуатации и иных факторов. На этом фоне при создании таких видов оборудования применяется ряд принципов:
- Модульная структура. Предусматривает применение полного привода, шасси на шарнирно-сочлененном принципе, одинаковые по размеру колеса.
- Применение современной аппаратуры. Сложные условия эксплуатации требуют использования моторов, КПП, гидравлических трансформаторов / насосов, мостов и иных элементов, изготовленных известными производителями.
- Дизельные двигатели. Предпочтение отдается силовым агрегатам на ДТ, которые комплектуются катализаторами и нейтрализаторами для снижения вреда от выхлопа. Это необходимо при работе в условиях с ограниченными проветриванием.
- Удобное управления. Техника для подземных работ управляется с помощью джойстика, обеспечивающего простоту и точность работы.
- Комфорт. При создании рабочего места предусматриваются рессоры кабины или кресла с возможностью регулировки по весу и росту.
- Контроль параметров. На специальных машинах предусмотрены системы, обеспечивающие постоянный контроль рабочих характеристик в режиме онлайн.
- Особое расположение рабочих органов. Двигатель, КПП и иные ключевые узлы находятся ближе к земле для снижения габаритов техники.
- Трансмиссии. При создании таких узлов в большинстве случаев применяются гидромеханические или гидростатические системы.
- Посты управления. Для контроля работы подземной машины применяются специальные объекты, имеющие специальную защиту, а также устройства обеспечения безопасности типа FOPS и ROPS.
- Кинематические схемы. При работе самосвалов и погрузчиков используются специальные системы, обеспечивающие лучшие характеристики для загрузки.
При использовании самоходного горное оборудования важно сформировать в одном месте диагностическую и обслуживающую аппаратуру. Обязательным условием является применение системы для предупреждения об аварии.
Виды и классификация оборудования
Многообразие условий для подземных разработок и широкий диапазон требований привело появлению широкой классификации к расширению ассортимента специального транспорта. Он делится по следующим критериям:
- Ходовая часть — гусеничная, пневмоколесная, смесь колесной и рельсовой;
- Главный привод —на электрике, дизельном топливе или бензине;
- Рабочий привод — на базе электрики, пневматики, гидравлики, электро-гидравлики.
В классификацию также входят разные типы машин, используемых в подземных работах. Наиболее востребованной является техника на пневмоколесном ходу. Она имеет большую цену, но отличается лучшей рентабельностью, маневренностью и оптимальными параметрами.
Подземные самосвалы
Транспорт представляет собой тягач, комплектуемый полуприцепом с возможностью самостоятельной разгрузки. Используется для подземных работ в горнодобывающей сфере. Главные узлы техники объединяются с помощью сдвоенного шарнира, позволяющего тягачу разворачиваться по отношению к полуприцепной части.
Машина двигается за счет передачи момента от основного привода через КПП на кардан. Мотор имеет 2-ступенчатую очистку выхлопа, обеспечиваемую нейтрализатором и жидкостной ванной. Опрокидывание самосвального узла происходит с помощью гидравлических цилиндров.
Особенность самосвалов для подземных работ—небольшие размерыи маневренность. В зависимости от типа и производителя машины способны перевозить до 40 т груза и подниматься по дорогам под большим углом.
При работе в наиболее узких частях применяются думпер-самосвалы. Их особенность в наличии поворачиваемых сидений и панелей управления на 180 градусов без разворота техники. Такая опция необходима при работе в узких «коридорах» забоев. Для работы на больших площадях применяются машины большего размера, к примеру, Маз. Такая техника способ перевозить до 20 т груза, разгоняться до 40 км/ч и преодолевать подъем в 10 градусов и более.
Условно подземные самосвалы делятся на несколько типов с позиции нагрузки:
- Особо малые — до 1000 кг;
- Малые — от 1000 до 2000 кг;
- Средние — от 2000 до 5000 кг;
- Больше — свыше 5000 кг.
Силовой привод может работать на электрическом, карбюраторном или смеси дизельного и электрического принципа. Выбор типа зависит от условий эксплуатации и транспортируемых объектов. В некоторых случаях приходится использовать более мощные машины типа Белаз.
Погрузочно-доставочные машины
Используются для доставки и транспортировки горных пород при выполнении задач под землей. Сама техника в виде погрузочно-доставочные машины для подземных работ появилась сравнительно недавно, но сегодня является одним из главных средств для механизации. Конструктивно ПДМ состоит из пневмоколесного шасси, ковша, бункер-кузова и управляющей системы.
Транспорт может перевозить грузы от 2000 кг, иметь ковш от 1 куб. м и мотор от 50 кВт. Разгоняется до 20 км/ч и более, весит от 7000 кг и имеет производительность от 100 т. Габариты техники могут отличаться, но основные параметры по длине, ширине и высоте составляют от 6х1.4х1.9 м.
Погрузочно-доставочные машины работают в сложных условиях в вопросе температурных и влажностных характеристик. На нее воздействуют вредные факторы в виде соленой воды и риска коррозии. К технике предъявляются требования с позиции надежности, компактности, маневренности, комфорта для водителя и т. д.
ПДМ применяются для решения следующих задач:
- погрузка породы;
- перевозка ископаемых;
- разгрузка и погрузка горной массы.
В состав техники входит ковш, стрела, кабина для водителя / управления, двигатель и ходовая часть. ПДМ бывают ковшовыми и бункерными. Первые имеют погрузочно-транспортный мост, а вторые — орган для погрузки и аккумулирующий бункер. По размерам машины бывают мало- и крупногабаритные.
Ранее ПДМ применялись только для доставки полезных ископаемых к определенному месту. С увеличением грузоподъемности до 18-24 тонн они стали выполнять функции доставки и перевозки. В современных моделях уменьшилось время загрузки и появилась возможность транспортировки крупных фракций полезных ископаемых.
Наиболее популярные сегодня — погрузочно-транспортные машины с ковшом. Они отличаются большей мощностью, компактны, выполняют большой объем задач и могут подниматься под 20-градусный уклон. Бункерный вид применяется для погрузки мелких фракций и доставки на небольшие расстояния (до 100 м).
Узкоспециализированные виды подземной спецтехники
В горной сфере используются и другие виды техники. К примеру, зарядные машины для подземных работнеобходимы для заряжания скважин и шпуров. Отличаются по размеру (от 10 и более 10 тонн) и типу применяемых работ. Также может использоваться следующая техника:
- универсальная шахтная тележка — для перевозки грузов, ведения сварочных работ;
- бульдозеры — для разработки грунтов, возведения насыпей, сгребание торфа и т. д;
- бурильные установки — бурение отверстий для оттока газов, нагнетания воды и иных целей;
- уборочные — используются для удаления посторонних элементов на участке проведения работ;
- водооткачивающие — помогают в откачивании влаги при выполнении задач по выработке;
- загрузки — погрузочные машины, обеспечивающие загрузку полезных ископаемых и иных видов грузов;
- транспортеры — машины для перевозки.
Ведущие производители, преимущества зарубежной техники
На фоне растущего спроса увеличивается и количество производителей горного оборудования, работающего на пневмоколесном ходу. В РФ главным представителем является «Автомаркет Майнинг». В Беларуси такой деятельностью занимается Белаз и Могилевский автомобильный завод. За границей лидирующие позиции занимают следующие бренды:
- Atlas Copco Wagner, Caterpillar — Соединенные Штаты Америки;
- Hermann Paus, GHH Fahrzeuge — Германия;
- Dux — Канада;
- Sandvik Miningand Construction — совместное производство Соединенных Штатов, Канады и Финляндии.
Зарубежные модели отличаются большей грузоподъемностью, широким выбором моделей, высоким качеством моторов и других комплектующих.
Итог
Применение самоходного горного оборудования значительно увеличило производительность сферы, сделало работы более безопасными и открыло новые возможности. Список техники не ограничивается только ПДМ или автосамосвалами, ведь имеется и ряд другой вспомогательной техники. В комплексе машины выполняют большой объем работы и механизируют процесс.
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Какой спрос на автобур?
- Поиск на сайте
- Страховка без ограничения на полгода
- История популярности экскаваторов и их видов
- Самоходное подземное оборудование на пневмоколесном ходу
Меня подобная техника всегда впечатляла. Ведь она одновременно должна быть и мощной, и вместительной, и при этом компактной. Мы же понимаем, что под землей в прорытых тоннелях места не так уж много, а задевать стены нельзя, а то еще грунт обрушится. Словом, тут еще и водители этой техники должны быть опытными профессионалами.
Вот это действительно мощная техника. До чего дошел прогресс. Бесподобная мощность и производительность, способность преодолевать значительные расстояния и подъёмы в горных выработках. Даже трудно представить, в каких ужасных условиях выдерживают и продолжают работать такие двигатели.
Самоходные подземные машины отличаются не только оригинальным внешним видом, но и уникальными параметрами и выполняемыми функциями. Они - настоящие полноценные помощники людей, взявшие на себя выполнение очень тяжелых работ, обезопасив их повседневный труд.
Такие машины, конечно, должны обладать супер-выносливостью. А еще маневренностью и способностью преодолевать незаасфальтированнные дороги, которые зачастую еще и наклонные. Отмечу машины "Белаз", вполне хорошо справляются с тяжелейшей работой в шахтах.
Никогда не знала, что есть такие машины. По внешнему виду похожи на игрушечные, но учитывая их мощность и производительность - это не игрушки. В принципе, не удивительно, что производители в основном зарубежные, учитывая, что у нас их используют в таких малых количествах. Не мешало бы и у нас такими обзавестись.
Интересная статья! Я всегда считал, что техника для подземных работ - это нечто из разряда фантастики, но она уже давно активно применяется. Особенно впечатляет, как производительность шахт и рудников выросла благодаря этим машинам. Тот факт, что они применяются в таких странах, как США и Австралия, говорит о высоком уровне их эффективности. Сравнивая с техникой для наземных работ, подземные самосвалы и погрузочно-доставочные машины действительно уникальны по своей конструкции и функциональности. Удивительно, как производители адаптируют их к сложным условиям эксплуатации: от модульной структуры до использования современных двигателей и систем управления. Это напоминает мне о том, как в авиации постоянно адаптируют технологии для повышения безопасности и эффективности. Приятно видеть, что в горнодобывающей отрасли также не стоят на месте и активно внедряют передовые решения.
Прочитав материал, вспомнил о том, как в автопроме внедряют инновации для повышения экологичности. Похоже, и в горной технике дизельные двигатели с катализаторами и нейтрализаторами стали стандартом. Это правильный шаг, учитывая условия работы под землей.
Немецкие и американские производители, как всегда, на высоте. Удивительно, как Caterpillar и Sandvik продолжают задавать тон в горнодобывающей технике. Это как в мире смартфонов, где лидеры постоянно соревнуются в инновациях и качестве.