Торсионная подвеска грузовых автомобилей

Ключевой особенностью и главным требованием, предъявляемым к грузовому транспорту, является его устойчивость и надежность хода.

Обеспечиваются указанные характеристики высочайшим качеством ряда узлов и механизмов, однако ключевую роль играет подвеска. Она является важной деталью системы подрессоривания, своего рода связующим звеном между кузовом и дорожным полотном. 

Торсион - главная деталь подвески

Основными функциями автомобильной подвески являются:

  1.  Контроль качения и крена ТС.
  2.  Гашение вибраций.
  3.  Повышение устойчивости в процессе выполнения маневров.
  4.  Обеспечение шумо- и звукоизоляции.

торсионная подвеска

Широкое распространение в процессе производства грузовых автомобилей получила торсионная подвеска, обладающая рядом преимуществ по сравнению с другими разновидно

Важно

Основной деталью торсионной подвески автомобиля является торсион – металлический стержень, который работает на скручивание только в одном направлении. Существует три типа торсионов с точки зрения поперечного сечения – квадратные, круглые либо пластинчатые (последние встречаются крайне редко). 

Одним из концов торсион крепится к несущему рычагу подвески с помощью шлицы, вторым точно таким же образом фиксируется на раме или кузове ТС. Обе оси (вращения рычага и закручивания торсиона) расположены на одной линии, поэтому торсион выдерживает вес машины (а он весьма внушителен), а также отвечает за максимальную эффективность упругого соединения кузова и подвески в момент передвижения рычага. 

Для производства торсионов используется высокопрочный сплав стали, благодаря чему деталь является чрезвычайно выносливой и упругой, способной выдерживать критические нагрузки на протяжении продолжительного времени без малейшего снижения эффективности.

На мягкость подвески оказывают влияние габариты торсиона, который для продления срока службы покрывают антикоррозийными составами либо слоем резины. Это повышает устойчивость перед коррозией и другими негативными факторами окружающей среды.

Устройство и принцип работы торсионной подвески

Торсионная подвеска грузовых автомобилей

Как уже говорилось выше, в основе конструкции, ставшей предметом нашей беседы, лежит прочный, работающий на скручивание стержень, для максимальной надежности подвергающийся особой термической обработке.

Благодаря беспрецедентной прочности такой конструкции она нашла свое применение не только в грузовых авто, но и в военной технике, что наглядно демонстрирует эксплуатационные способности. Важнейшей особенностью торсиона является его стойкость перед механическими нагрузками и остаточной деформацией во время скручивания.

Любой узел, имеющий в своей конструкции торсион, отлично справляется с решением целого ряда задач:

  •  Эффективное поглощение вибраций кузова и колес. 
  •  Настройка угла наклона во время вхождения в повороты.
  •  Стабилизация размещения управляемой колесной пары.
  •  Гарантирование плавности хода.

Говоря о работе торсионной подвески, необходимо отметить, что функционирует она точно так же, как рессорная, пневматическая либо пружинная, получившие не менее широкое распространение. Функции пружинного элемента выполняет торсион, который принимает усилие, передаваемое от несущего рычага.

Торсионная подвеска грузовых автомобилей

Именно такое усилие заставляет стержень скручиваться до предела, а затем вновь возвращаться в исходное положение, изменяя при этом положение рычага. Во время наезда колеса на какое-либо препятствие, будь то кочка или выбоина, оно приподнимается и провоцирует скручивание торсиона.

Чтобы усилить узлы крепления и обеспечить им большую надежность, конструкторы включают в состав подвески вспомогательные спиральные пружины, а также амортизаторы, которые в совокупности способствуют устойчивой надежной связи кузова авто и его подвижной ходовой части.

Разновидности

Торсионная подвеска грузовых автомобилей

На современном рынке представлено несколько разновидностей торсионных подвесок, однако наибольшее распространение получили три из них, о которых мы поговорим более детально. В этой связи отметим, что ключевые элементы конструкции – торсионы – могут размещаться вдоль либо поперек кузова транспортного средства.

При продольной установке рычаги находятся поперек, а угол подъема колес повернут по диагонали по направлению к машине. При поперечном размещении торсионов рычаги размещены вдоль, а угол подъема колес стремится вверх вдоль длины ТС.

Передняя независимая подвеска на про дольных торсионах

Передняя независимая подвеска на про дольных торсионах

В составе конструкции в зависимости от ее типа может присутствовать 1 или 2 поперечных рычага. К другим элементам относятся:

  •  Продольный торсион, который является альтернативой пружине и работает на скручивание.
  •  Рычаг (верхний или нижний), на который приходится основная нагрузка и передача усилия на торсион.
  •  Демпфер-амортизатор, необходимый для гашения колебаний.
  •  Стабилизатор поперечной устойчивости, выравнивающий крены кузова во время вхождения в повороты.

Огромным преимуществом конструкции такого типа является ее компактность, что позволяет освободить место для установки массивных колесных приводов. По этой причине передние независимые торсионы получили широкое распространение в рамных внедорожниках, для которых важна повышенная проходимость и комфорт езды. Они используются также в небольших коммерческих грузовиках.

Задняя независимая подвеска на поперечных торсионах

Задняя независимая подвеска на поперечных торсионах

Задняя торсионная подвеска характеризуется продольным размещением рычагов и поперечным – торсионов. Отличительной ее особенностью является размещение упругих элементов, один из которых фиксируется аккурат за другим. Из-за этого одно из колес находится на пару сантиметров ближе к переднему, что негативно влияет на устойчивость транспортного средства и его управляемость.

Справедливости ради следует отметить, что такое решение применялось до 90 годов прошлого века на легковых авто и позволило заметно увеличить объем багажника. По состоянию на сегодняшний день независимая задняя торсионная подвеска не используется.

Полузависимая задняя подвеска

В основе конструкции этого типа лежит упругий стержень и балка с U-подобным сечением, благодаря чему подвеска приобретает необычайную прочность на изгиб. К тому же она способствует незначительному перемещению колес задней оси по отношению друг к другу.

Это позволяет преодолевать неровности дорожного покрытия, сохраняя при этом устойчивость машины и не утрачивая над ней управляемость. Конструкция недорогая, чаще всего ее применяют в процессе производства бюджетных легковушек с передним приводом.

Обслуживание торсионной подвески

Торсионная подвеска грузовых автомобилей

Подвеска, которой посвящен наш сегодняшний разговор, достаточно проста, надежна и неприхотлива в уходе. Своевременное техобслуживание, бережное отношение – и она верой и правдой будет служить долгие годы без малейшей утраты заявленных эксплуатационных характеристик.

Наибольшие нагрузки приходятся на упругий элемент конструкции, поэтому необходимо систематически проводить осмотр узла и в случае обнаружения малейших признаков неисправности обращаться за помощью к специалистам.

Достоинства и недостатки торсионной подвески

Как у всего в этом мире, есть у торсионной подвески плюсы и минусы. Начнем с хорошего:

  •  Простота и надежность конструкции.
  •  Компактность, небольшой удельный вес.
  •  Минимальное количество деталей, благодаря которому достигается простота, неприхотливость обслуживания.
  •  Отличная ремонтопригодность.
  •  Небольшая нагрузка на подшипники.
  •  Плавность хода машины.
  •  При необходимости можно изменить дорожный просвет.

Торсионная подвеска грузовых автомобилейМинусы торсионной подвески:

  •  Определенные сложности во время изготовления торсионов.
  •  По сравнению с многорычажной конструкцией страдает управляемость.
  •  Ускоренный износ подшипников.
  •  Характеристики подвески напрямую зависят от того, какого качества торсионы лежат в ее основе.
  •  Часты жалобы на возникновение посторонних шумов во время езды.

Заключение

Отечественные дороги очень далеки от идеала – это аксиома, не требующая доказательств. Вот почему подвеске авто следует уделять максимум внимания, помня о том, что от ее типа напрямую зависит периодичность ремонта.

В случае с торсионной все гораздо проще, ведь, как уже говорилось выше, это простая, надежная, неприхотливая в уходе конструкция, обладающая целым рядом плюсов. Она получила огромное распространение в процессе производства легких коммерческих грузовиков и обычно не вызывает у владельцев ТС никаких нареканий.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 1088
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 04-10-2022 / Обновлено: 05-10-2022
Поиск запроса " торсионная подвеска грузовых автомобилей" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Иван Тула 23.10.2022

Я как механик с 20 летним стажем хвалю автора за его работу. Материал достойный, подача хорошая, все написано правильно и очень даже грамотно. Некоторые моменты освежили память, также нашел для себя пару интересных моментов, о которых я и не знал. Вообщем лайк автору!

1
0
Ответить
Николай Архангельск 27.10.2022

Пружинные, пневмо и торсионные самые часто встречаемые в моей работе. Всё они достаточно надёжны, так как изготовлены из качественного материала. Хоть и они от наших дорог начинают расшатываться и скрипеть, но радует, что всё можно исправить всего лишь гаечными ключами. 

1
0
Ответить
Геннадий Ижевск 31.10.2023

 Работаю механиком на протяжении 28 лет, поэтому очень ценю информацию, написанную в данной статье. Много интересного, некоторые факты даже мне в диковинку, наверное, мало читаю книг. Спасибо автору за информацию и её умную подачу. Обязательно прибегну к использованию информации на практике. 

0
0
Ответить
аль-Узза 25.11.2024

Торсионная подвеска всегда вызывала у меня интерес, особенно когда речь заходит о грузовых автомобилях. В статье отлично раскрыт вопрос о том, почему именно эта система так популярна в транспортной индустрии. Прочность и надежность торсионов, как описано, действительно впечатляет. Особенно радует, что благодаря термической обработке они справляются с огромными нагрузками без потери эффективности. Пример с военной техникой, где такие подвески тоже используются, наглядно показывает их надежность. Хотя, конечно, не все так идеально, и статья не обходит стороной недостатки, такие как сложности в производстве и ускоренный износ подшипников. Это важно учитывать при выборе типа подвески для конкретной задачи. Я бы сравнил торсионную подвеску с пружинной или пневматической, которые тоже имеют свои плюсы и минусы. Например, пружинная подвеска более распространена в легковых автомобилях благодаря своей простоте, но не всегда подходит для тяжелых условий эксплуатации. В то же время, пневматическая подвеска дает большую гибкость в настройках, но требует более тщательного обслуживания. В итоге, выбор между этими системами зависит от конкретных требований к автомобилю и условий его эксплуатации. Для грузовиков, которым часто приходится работать в тяжелых условиях, торсионная подвеска может стать отличным решением благодаря своей простоте и надежности.

0
0
Ответить
Семён 26.11.2024

Торсионная подвеска - это как старая добрая классика. Она проста в обслуживании, что для меня, как для автолюбителя, очень важно. Особенно радует, что она не требует частого вмешательства, если вовремя проводить техническое обслуживание. В условиях наших дорог это просто находка.

0
0
Ответить
Сонам 27.11.2024

Я давно интересуюсь подвесками и могу сказать, что торсионная подвеска - это идеальный вариант для коммерческих грузовиков. Компактность и хорошая ремонтопригодность делают её незаменимой в этом сегменте. Конечно, есть свои нюансы, но плюсы явно перевешивают.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: