Системная поддержка международных грузоперевозок: проблемы и эффективные решения
Сегодня развитие отраслей, связанных с международными перевозками, во многом тормозят барьеры, установленные в работе транспортных компаний. Грузоперевозки, в частности международные, не могут обойтись без специально разработанной стратегии и поддержки государства. При этом до сих пор не принят ни один нацпроект, предусматривающий такие меры.
Транспортники, предоставляющие услуги международных грузоперевозок, бьют тревогу. На сегодняшний день накопилось слишком много проблем, что препятствует эффективной и слаженной работе, как транспортно-логистических компаний, но и их партнеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. О трудностях рынка междугородних грузоперевозок и мерах по их преодолению рассуждают эксперты.
Иностранные транспортники вне конкуренции?
Одним из серьезных препятствий на пути реализации международных грузоперевозок стала сама система разрешений на транспортировку грузов. Необходимо напомнить, что порядок выдачи разрешений установлен межправительственными соглашениями между Россией и зарубежными странами. Так сложилось, что ряд стран выдают недостаточное количество разрешений. К примеру, в 2018 году удовлетворенность по Франции составила 40%, по Австрии – 23,5%, Дании – 18%, Азербайджану – 15,8%.
В связи с этим, в Российской Федерации имеет место быть практика квотирования. Иными словами, иностранные разрешения выделяет Минтранс конкретным транспортно-логистическим компаниям. Грузоперевозчики ежегодно подают заявки, при этом учитывается количество ТС в автопарках компаний. Таким образом, отечественные предприятия, осуществляя свою производственную деятельность, находятся в зависимости от этих транспортных ограничений.
Еще одна проблема – отсутствие конкуренции между российскими и зарубежными автоперевозчиками, в связи с неравными условиями работы, из-за весогабаритного контроля. Номерные знаки иностранного образца не считываются системой. К примеру, направляется в РФ фура из Узбекистана, везет фрукты, овощи. Обратно транспортирует российский лес, машина перегружена и еле движется. При этом свободно следует, минуя пункты весогабаритного контроля. Какая может быть конкурентоспособность?
Нацпроекты — не для транспортников
По мнению экспертов-транспортников, реализация существующих нацпроектов не повлияет серьезным образом на работу предприятий сферы логистики и грузоперевозок. Специалисты считают, что развитие любого предприятие будет зависеть от точного определения предпосылок для роста. В связи с этим, транспортные компании должны понимать, как нацпроекты смогут повлиять на стимулирование отрасли.
Если идет речь о нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то для сохранности существующей автомобильной сети к 2024 году запланировано создание 800 точек, осуществляющих весогабаритный контроль, как на федеральных трассах, так и на дорогах регионального подчинения. Весы объехать уже станет невозможно. Вторым пунктом этого проекта значится разработка мер, которые направлены на ужесточение наказания за превышение, установленных норм ТС по весогабаритам. Сейчас эти штрафы могут составить до 500 000 рублей.
Упомянутый нацпроект также предусматривает подготовку водителей, обязательное оснащение автопоездов специальными системами контроля осевой нагрузки. Это снова непредусмотренные затраты, которые лягут на плечи перевозчиков. При этом цены на новую технику формируются «благодаря» закупкам крупных компаний, использующих грузовой транспорт для собственных нужд. Грузоперевозчикам остается смотреть, лишь на б/у технику.
Стимулы для обновления автопарка
Эксперты убеждены, иностранные разрешения должны распределяться среди отечественных транспортников, в зависимости от должного обеспечения компаний грузовиками высокой экологичности. По мнению специалистов, российский рынок международных грузовых автоперевозок - высококонкурентный, а основной регулятор конкуренции — разрешительная система. Стоит напомнить о новом проекте Минтранса с поправками в действующие условия распределения разрешений. По новым правилам, если за последние 5 лет, которые предшествовали году получения иностранных разрешений, перевозчик не использовал в своих рейсах ранее полученные, то его опыт работы имеет нулевой коэффициент. Таким образом, новые игроки маловероятно, что смогут получить такие разрешения.
Как уже говорилось, эксперты считают, что улучшение условий распределения разрешений на зарубежные грузоперевозки возможно только при стимулировании транспортных компаний к приобретению техники высоких экологических классов. Модернизация этих механизмов возможна, если оказать перевозчикам поддержку для обновления парка и обеспечить выгодные условия для использования разрешений за определенный правилами период.
При всех проблемах отечественных перевозчиков, стоит отметить, что власти все же предпринимают меры по защите российских транспортных компаний. Например, предлагают лишить зарубежных грузоперевозчиков, уже имеющихся преференций, связанных с весогабаритным контролем. Так, за подобные нарушения, предусмотрены поправки в КоАП, запрещающие выезд из страны иностранным перевозчикам, уклонившимся от уплаты штрафа.
Равноправие на дорогах
Эксперты называет еще одну проблему - неравные условия для отечественных грузоперевозчиков, которые заключаются в том, что зарубежных компаний не касаются сборы, предусмотренные системой ПЛАТОН. Получается, они имеют конкурентные преимущества перед российскими транспортниками, поскольку могут предложить партнерам более выгодные условия и низкие ставки. При этом часто наблюдается перегруз грузового транспорта во время движения машин зарубежных компаний по российским дорогам. Тем самым нарушается действующее законодательство РФ в сфере транспорта.
Еще один барьер для российских транспортников, в частности при международных перевозках негабаритных и тяжеловесных грузов — затянутые сроки получения разрешений, вплоть до 30 суток. Кроме этого, заявка на оформление соответствующего документа подается в пункте, где осуществляется загрузка, а сами разрешения предусматривают только одно направление. Эксперты давно говорят о том, что уже назрела необходимость введения единой системы для иностранных ТС, выезжающих за пределы страны, которая будет направлена, как на контроль, так и на оплату всех сборов, и штрафов, установленных законом.
Федеральные органы должны контролировать сроки выдачи разрешений на транспортировку нестандартных грузов. Кроме этого, требуется упорядочить прием заявлений на оформление разрешений в пункте загрузки и по необходимости в оба направления. Судя по существующему положению, можно прийти к выводу, что сегодня российский бизнес в сфере автомобильных грузоперевозок, нельзя назвать высокорентабельным. Многие отечественные грузоперевозчики не могут регулярно обновлять свой автопарк, и господдержка им жизненно необходима.
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Грузоперевозки Самара - Белгород
- Грузоперевозка молюсков
- Грузоперевозки Тюмень - Курган
- Как я отношусь к грузоперевозкам?
- Откажется ли Китай от российской услуги грузоперевозки
- Лицензия на международные грузоперевозки
- Особенности международных перевозок
- Международные автоперевозки грузов: что нужно знать начинающим игрокам, влияние пандемии
- Международные грузоперевозки в Турцию под контролем
Необходимо улучшить систему выдачи разрешений. Сейчас это занимает много времени. И еще много препятствий. Сегодня так развита транспортировка грузов между странами. Нужно сделать все для увеличения квоты на международные перевозки. Поэтому эта проблема нуждается в государственной регулировке.
Установление квот, распределение и переговоры между странами ведет государство. Вы о какой регулировке?
К сожалению никто грузоперевозки поддерживать не хочет. Вводят только разные налоги, из за чего цены на все повышаются и прибыль падает. Так что я хорошего ничего тут не жду, надеюсь только что в будущем как то все устаканится.