Правильное оформление страховки для груза и получение страховых выплат
Огромную роль в экономике каждой страны играет торговля. А торговля это, как известно, товар, покупатель, деньги. Но для того, чтобы товар получил покупатель, его следует доставить. Страхование грузоперевозок является весьма сложной процедурой и для полного описания всех аспектов необходимо опубликовать целую брошюру.
Оформление страховки для груза – мероприятие, являющееся самым эффективным способом сократить все риски при грузоперевозке. К сожалению, многие предприятия не предпринимают никаких действий для получения данного документа.
На оформление страховки машины требуется максимум 30 минут, при этом, она позволит перекрыть суммы при повреждениях грузов и иные убытки, соответственно, каждому финансовому директору, заинтересованному в минимальных финансовых потерях, необходимо позаботиться о ее получении, подобрав поставщика услуг, готового на такие услуги. Более того, заказчики должны иметь четкое представление о рисках, от которых требуется страховать транспортируемые грузы.
Роль страхования грузоперевозок
Организация и осуществление грузоперевозок независимо от типа транспорта всегда сопряжено с немалыми коммерческими рисками. При этом причины этих рисков могут быть разными: это и неисправность транспорта, и ДТП, и действия злоумышленников и даже тривиальный дождь, который в ряде случаев может привести к порче части груза.
Безусловно, грамотная организация рабочих процессов способна отчасти снизить многие риски, однако предусмотреть все возможные ситуации в таком бизнесе, как осуществление грузоперевозок невозможно. В этой связи страхование грузоперевозок представляет собой великолепный способ минимизации рисков, единственным недостатком которого являются дополнительные затраты.
Договор страхования груза
Нормативной базой при составлении договора страхования являются лицензия, выданная страховщику государством и внутренние правила компании. О последнем документе не следует забывать ни при каких обстоятельствах: несмотря на то, что внутренние правила и, как следствие, договора у большинства компаний весьма схожи, в них все равно могут быть незначительные отличия, которые при определенных обстоятельствах способны сыграть с грузоперевозчиком злую шутку. В этой связи мы рекомендуем тщательно изучать договор: лучше всего, если это сделает опытный юрист.
Обращаем ваше внимание: договор страхования может быть заключен только до начала осуществления перевозки. В том случае, если это правило не выполнено, договор не имеет юридической силы.
Основные типы договоров
Как мы уже отмечал ранее, практически все типовые договора страхования, в общем-то, одинаковы. Различия обычно проявляются лишь в двух аспектах — списке страхуемых рисков и сроке действия договора.
По списку страхуемых рисков договора делятся на:
- договора «с ответственностью за все риски». В этом случае страхования компания оплачивает все убытки, связанные с повреждением или утратой груза независимо от причины утраты. Исключения из этого правила регламентируются внутренними правилами компании.
- договора «с ответственностью за частные аварии». Такой договор защищает грузоперевозчика и владельца от повреждения или утраты груза, связанного со столкновением, стихийным бедствием либо пропажей корабля без вести.
- договора «с ответственностью за крушения» — то же, что и в предыдущем пункте, однако страховой случай наступает лишь в случае утраты груза, а не снижения его качества (повреждения).
По срокам действия договора страхования делятся на разовые и регулярные. В первом случае страхуется конкретная операция по перевозке груза: срок действия договора при этом оставляет 30-60 суток. Если же перевозчик регулярно осуществляет однотипные операции, ему предлагают заключить договор сроком на год: в этом случае страхуются все перевозки, осуществленные в течение срока действия договора.
Получение страховых выплат
При наступлении страхового случая необходимо произвести ряд процедур, связанных с оформлением.
Первое, что следует сделать в такой ситуации — сообщить о наступлении страхового случая в страховую компанию. Для извещения достаточно телефонного звонка либо электронного письма: официальное же требование выплаты оформляется письменно и высылается заказным письмом.
Сразу же после отправления требования выплат, необходимо выслать грузоперевозчику претензию, которая необходима для осуществления так называемых регрессных требование страховщика к перевозчику. В том случае, если претензия не была отправлена, страховая компания вправе отказаться от выплаты.
После того как указанные требования и претензии отправлены, грузовладелец или его представитель собирает и высылает все документы, имеющие отношение к страховому случаю. Высылаются оригиналы или нотариально заверенные копии.
В том случае если сумма выплат невелика, компания выплачивает ее сразу после предъявления документов: если же потери значительны, компания вправе провести дополнительное расследование, по результатам которого принимается решение о наступлении или ненаступлении страхового случая.
Важная информация о страховании груза
Заключение договора на страхование можно только перед началом транспортировки. При выставлении условий, к сведению принимается тип грузов, маршрут и т.д. Все пункты прописывают в договоре.
Страховые компании, осуществляющие легальную деятельность, имеют лицензию, которую выдает государство, а также специальный документ с правилами на страхование. Он составляется самой фирмой. В правилах содержится информация:
- о типах договоров с подробным описанием каждого;
- о страхуемых рисках для каждого типа договора;
- о порядке возмещения ущерба, понесенного страхователем.
Страховки в зависимости от типа предусматривают определенные риски, соответственно и ответственность страховщиков:
- за все рисковые случаи. Страховщики восполняют ущерб при различных ситуациях, спровоцировавших ущерб повреждениями, гибелью продукции в любом объеме;
- за частные аварийные случаи. Страховщиками выплачивается сумма ущерба в случае порчи или повреждений в любом объеме транспортируемой продукции, вследствие какого - либо стихийного бедствия, автомобильной аварии или пропажи судна без вести. Некоторыми страховщиками включается случай, предусматривающий кражу (хищение);
- без ответственности за порчу, за исключением случаев с крушением. Страхователь сможет получить сумму ущерба, если весь или часть груза была повреждена из-за стихийного бедствия, аварии или пропажи транспорта, осуществляющего транспортировку.
В связи с нестабильными политическими условиями в ряде стран, актуальным среди страховщиков стало введение пункта на сопутствующие риски. Согласно правилам, страхующее лицо получит компенсацию ущерба, вызванного политическими или иными событиями, возникшими при транспортировке, если произойдет изменение стоимости грузов или он не дойдет до места назначения. В данном случае, оформление страховки достаточно дорогостоящее мероприятие и оценивать его целесообразность, предстоит лицам в частном порядке.
Полезная информация для страхователей
Стоит обратить внимание на сроки документа. На оформление страховки машины стандартная продолжительность действия составляет 30-60 суток. За начало отсчета принимается момент зачисления суммы за услуги. Страхователю необходимо в указанный в договоре срок предоставить страховщику документацию, подтверждающую перевозку или документы, свидетельствующие об отсрочке или невозможности транспортировки. В последнем случае, страховщик совершит возврат денег, удержав комиссионный сбор, оговоренный в договоре. В случае, не предоставления документации договор аннулируется, и средства не возвращаются.
Совершая регулярную транспортировку грузов однородного плана, рациональным решением, способствующим экономии бюджета, станет заключение генерального страхового договора. Обычно он подписывается на 12 месяцев с условием возможности пролонгации (продлении) по окончанию срока действия. В договоре особое внимание уделяется наименованию грузов, виду транспорта, страхового тарифа, сроков оплаты и иных деталей. Для генеральных договоров вносят пункт, оговаривающий возможность повышения/понижения коэффициента для сумм страховых выплат, при изменении условий на отгрузку.
Страхователям необходимо предоставлять страховщикам информацию о транспортировке грузов (формы оповещения указываются в договоре) в день отправления. При этом в срок, не превышающий 24 часа, страховая компания обязана выдать полис и выставить счет (способ и периодичность внесения средств оговаривается в договоре).
- Страхование транспортируемых грузов
- Страхование груза если транспорт в аренде
- Страхование ответственности экспедитора.
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Обязательное страхование опасных грузов
- Проблемы грузоперевозок с точки зрения юридического аспекта
- Как повысить рентабельность автомобильных грузоперевозок?
- Страхование грузоперевозок: особенности и виды страхования
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Современный рынок грузоперевозок: проблемы, ситуация, прогнозы
Владелец груза при страховании, для уменьшения стоимости страховки, обычно не декларирует реальную цену груза. А потом начинаются проблеммы...
Конечно следует страховать груз, ведь и владельцу груза спокойнее и водителю!
Застраховать свои возможные риски не менее важно, чем грамотно составить договор, поскольку перевозка грузов дело не только хлопотное, но и временами непредсказуемое, вот поэтому лучше не надеятся на авось, а хорошую страховку, которая реально поможет справиться с возникшими неприятностями.
Лучший вариант это заключение договора «с ответственностью за все риски», так как он охватывает наиболее широкий диапазон форс мажорных обстоятельств, в отличие от других форм договоров страхования
На счет страховки, то ее стоимость не должна превышать чем 3% от стоимости груза. Так называют честную и прозрачную страховку!
Интересная статья о страховании грузоперевозок! Действительно, в логистике без страховки никуда. Это как в авиации, где каждый полет застрахован, так и в грузоперевозках страховка становится залогом спокойствия. Часто компании недооценивают важность этого документа. Вспоминаю, как однажды наша компания потеряла часть груза из-за дождя, и это стало существенным ударом, ведь страховки не было. Оформление всего за 30 минут казалось бы незначительным шагом, но в итоге это могло бы спасти нас от крупных убытков. Важно также понимать, что не все полисы одинаковы. Например, полис с ответственностью за все риски - это как полный каско для автомобиля: защищает от всего. А вот с ответственностью за частные аварии - это больше похоже на ОСАГО, где защита ограничена. Удивительно, что некоторые компании до сих пор не уделяют должного внимания изучению договоров. Как упоминается, незначительные отличия в правилах страховой компании могут сыграть злую шутку. Вспоминается случай, когда коллеги не включили в договор пункт о краже, и это обошлось им дорого. В статье также верно замечено, что политические и экономические условия влияют на риски. Как в случае с Brexit, когда многие компании столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. Страхование грузов - это не просто формальность, а необходимость для бизнеса. Понравилось, что статья так детально описала все нюансы.
Статья четко подчеркивает важность страхования в грузоперевозках. Как человек, работающий в логистике, скажу, что без страховки каждый рейс - это риск. Особенно это заметно, когда речь идет о международных перевозках.
Соглашусь с автором: страхование - это не дополнительная трата, а разумная инвестиция. Многие компании забывают про этот важный аспект и сталкиваются с серьезными проблемами. В нашем бизнесе лучше перестраховаться, чем потом тратить время и деньги на разбирательства.