Страхование пассажиров на транспорте
Обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев было действующим законом до 2013 года. После его заменили на обязательное страхование ответственности перевозчиков.
Все пассажиры общественного транспорта в Российской Федерации фактически застрахованы от неблагоприятных последствий поездок при причинении возможного вреда здоровью или имуществу. Поездка на трамвае в книжный магазин, на метро в театр, на маршрутном такси к друзьям — в любом случае в соответствии с законодательством каждый гражданин имеет право на возмещение вреда.
Полисом страхования в данном случае будет являться приобретенный пассажиром билет, дополнительного страхования не требуется. Распространяются положения Российского закона о страховании гражданской ответственности от 2012 года на любые виды общественного транспорта.
«Застрахованный транспорт»
Кроме метро, поездка на котором оговаривается дополнительными актами, перечень так называемого транспорта с гражданским страхованием, обширный, это:
- городские виды транспорта: трамвай, троллейбусы и автобусы;
- маршрутные городские такси;
- внутрироссийские перелеты на самолете;
- речные и морские перевозки;
- железнодорожные поезда.
Страхование пассажиров обычными такси не производится, порядок ответственности регулируется другими актами, а при возникновении вреда в метро, несмотря на отсутствие страхования, компенсация также полагается в том случае, если получение вреда здоровью произошло в вагоне метро.
Если договор страхования гражданской ответственности отсутствует, транспортная компания может подвергнуться различным наказаниям:
- аннулирование транспортной лицензии;
- штрафу на руководство компании, который составляет несколько десятков тысяч рублей;
- штрафу на организацию как юридическое лицо, в этом случае его размер может быть до 1 млн рублей.
Если ущерб пассажиру все же нанесен, а договор страхования отсутствует, то возмещением вреда будет, в любом случае, заниматься перевозчик. Риски, которые покрываются полисом страхования, включают в себя любое нарушение здоровья по вине перевозчика, а также порчу имущества пассажира.
Величина страховки и суммы выплат
Величина страховки различная для каждого вида транспорта. Так, максимальный тариф действует на водном транспорте, минимальный на электричках, разница более чем в десятки раз. Однако тарифы не влияют на выплаты при получении вреда здоровью, они не зависят от вида транспорта.
При любом повреждении или тем более смерти сам пассажир в первом случае и его родственники в случае смерти имеют право на возмещение вреда разной величины:
- максимум в размере не менее 2 млн. рублей выплачивается при смерти пассажира или получении инвалидности I группы;
- более миллиона рублей выплатят при прерывании беременности, потере конечностей, сильных ожогах;
- при небольших повреждениях сумма зависит от вреда здоровью, варьируется от 1000 до десятков тысяч рублей;
- при порче или утрате имущества можно рассчитывать на получение до 20000 руб.
Для подтверждения факта нахождения пассажира в общественном транспорте обычно используется проездной билет. В случае его утери доказательством может служить чек по оплате проезда, если и он отсутствует, то рассматриваются свидетельские показания, да и вред здоровью должен подтверждаться медицинской документацией.
Документы для получения страховки
Любая страховая компания, занимающаяся страхованием пассажиров, перед выплатой клиенту или родственникам проверяет представленные документы. Примерный их перечень:
- заявление на компенсацию;
- билет на проезд;
- паспорт заявителя и полис ОМС;
- подтверждение аварии и протокол ГИБДД;
- список повреждений или потерь с подтверждением;
- свидетельство о смерти, если таковая имела место.
Страховщики могут запросить и дополнительные доказательства расходов и медицинские заключения, поэтому об этом нужно позаботиться.
- Страхование груза если транспорт в аренде
- Страхование пассажиров
- Бесплатный проезд на общественном транспорте
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Налог на транспорт
- Проведен анализ по аварийности пассажирского транспорта в России.
- Почему сельхозтехнику не хотят страховать?
- Маршрутный бизнес: особенности организации
- Лицензия на международные грузоперевозки
- Сюрвейер в сфере грузоперевозок
У нас на данный момент не в одном из маршрутных такси водители не выдают билеты пассажирам. Я даже не видела,чтобы они у них были в наличии по требования пассажира. Как тогда в таком случае доказать,что ты ехал в этом автобусе. Этот момент не доконца прописан. А проконтролировать все водителей невозможно.
К сожалению в Казахстане пассажиры не застрахованы, находясь в общественном транспорте, такси, только на жд сообщениях и авиаперелетах, к сожалению пассажир отчасти сам отвечает за свою жизнь. Соглашусь что страхование пассажиров должно быть обязательным и на любом виде транспорта, в любой момент могут случиться непредвиденные обстоятельства.
Чтобы доказать, что человек ехал в транспортном средстве, надо иметь подтверждающий документ для предъявления. Но не во всех видах транспорта такие документы в виде билета выдаются на руки пассажирам. На автобусах они выдаются только на междугородних рейсах, а на городских, как правило, билеты отсутствуют.
Интересная статья, хотя я всегда считал, что обязательное страхование ответственности перевозчиков — это скорее формальность, чем реальная защита. Конечно, приятно знать, что если ты попал в аварию в общественном транспорте, есть возможность получить компенсацию. Но если сравнить с другими странами, например, с опытом США, где страховка на транспорт куда более индивидуализирована и часто покрывает больше рисков, то кажется, что у нас все немного упрощено. Например, в США страховка может покрывать не только лечение, но и последующий реабилитационный период, что у нас не всегда возможно. К тому же, в статье не упоминается о том, как часто пассажиры реально получают эти компенсации и насколько сложен процесс. Важно было бы также знать, насколько реально транспортные компании соблюдают эти требования, ведь штрафы, конечно, есть, но главная цель — это безопасность и уверенность пассажиров. И вот про метро: интересно, что хоть и нет обязательного страхования, компенсация все равно предусмотрена. Это похоже на компромисс, но как это работает на практике? В общем, идея хорошая, но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Надеюсь, что система работает так, как задумано, и пассажиры защищены в полной мере.
Всегда было интересно, как наша система страхования пассажиров соотносится с международной практикой. Наши правила кажутся достаточно строгими, но интересно, как это работает на практике. Есть ли у кого-то опыт получения компенсации?
Задумался над тем, как подобные системы реализуются в Европе. Там акцент чаще на профилактику и безопасность, а не только на компенсации. Но в целом, хорошо, что у нас есть хоть какая-то защита для пассажиров. Интересно, насколько часто пассажиры подают заявления на компенсацию?