Признаки классификации тормозных колодок
Тормозные колодки — элемент системы торможения, обеспечивающий снижение скорости автомобиля или его полную остановку за счет силы трения.
Оглавление
Устанавливается в дисковых и барабанных тормозах, классифицируются по материалу изготовления, коэффициенту трения, категории цены-качества и наличию индикаторов. Рассмотрим особенности каждого из видов и причины скрипа, возникающего в процессе применения.
Тормозные колодки как часть тормозной системы автомобиля
Конструктивно тормозная система авто делится на три группы:
- основная — обеспечивает снижение скорости и остановку транспортного средства;
- аварийная — запасная система, которая срабатывает при отказе главной;
- стояночная — фиксирует авто при стоянке на наклонной поверхности.
Конструктивно основная система состоит из тормозного привода, механизмов и дополнительной электроники. К первой категории относится педаль, вакуумный усилитель, тормозные цилиндры, трубки, регулятор давления и трубопроводы. Ко второй — барабан / диск и тормозные колодки. В список вспомогательной электроники можно включить АБС, ЕБД и другие системы.
Тормозные колодки — один из главных элементов, ведь от их качества зависит безопасность движения в целом. Хорошая деталь имеет большой срок службы, на «отлично» справляется со своими функциями и сохраняет целостность тормозного диска.
Колодки считаются неизменным элементом системы, которая действует следующим образом:
- Нажатие водителя на педаль тормоз.
- Создание усилия, которое передается к тормозному цилиндру, а потом вакуумному усилителю.
- Работа тормозных механизмов и колодок, которые прижимаются к диску или останавливают авто.
ВажноПараллельно с тормозной системой могут работать системы АСБ и ЕБД. Первая защищает от блокировки колес, а вторая контролирует усилие для исключения заноса.
Колодки могут быть частью следующих тормозов:
- Барабанные. Имеют простую конструкцию и устанавливаются на многих автомобилях. Выделяются большой рабочей поверхностью, лучше защищены от грязи и пыли, а также не боятся температурных колебаний. Из минусов — меньшая мощность, инерционность и боязнь перегрева.
- Дисковые. Более современный механизм, обеспечивающий большее усилие торможения. Часто оборудуется датчиками износа, помогающими контролировать состояние тормозной колодки. К недостаткам относится более высокая цена.
При замене тормозных колодок важно ответственно подходит к выбору и учитывать все возможные факторы: состав, величина коэффициента трения, качество, производителя и т. д. Ниже разберемся с базовыми видами и особенностями современных устройств, которые доступны на рынке.
Классификация по материалу изготовления
С позиции материала тормозные колодки делятся на такие типы:
- Низкометаллические (органические). В таких изделиях содержится до 10-30% меди или стали, а остальные элементы — органика. К категории последней можно отнести стекловолокно, каучук, углеродные соединения и т. д. Они отличаются меньшим уровнем шумности, большим ресурсом ротора и мелкой пылью. Из минусов стоит выделить небольшой общий ресурс, страх к перегреву и возможность применения только на легковых авто.
- Полуметаллические. Доля металла составляет от 30 до 70 процентов. Оставшаяся часть дополняется неорганическими элементами. Колодки выделяются стойкостью к высоким температурам, продолжительным ресурсом, четкостью работы педали и оптимальными теплообменными параметрами. Из минусов — высокий уровень шума, создание большого количества пыли и боязнь морозов.
- Керамические. По названию ясно, что основным компонентом колодок является керамика и цветные металлы. Изделие имеет улучшенный коэффициент трения, долго служит и тихо работает. Эффективность не зависит от температуры. Недостатки состоят в плохом коэффициенте трения, высокой цене и невозможности применения на тяжелой технике.
- Органические. При изготовлении таких тормозных колодок применятся смолы, кевларовые волокна, резина, углерод и другие материалы. Они обеспечивают мягкость и плавность торможения, меньший уровень шума. Из минусов — пыльность, низкий ресурс и измазывание других элементов системы.
При выборе передних и задних тормозных колодок по материалу важно смотреть на тип авто. Для легковых машин при обычной эксплуатации подходят органические модели, для кроссоверов —низкометаллические, для скоростных авто — полуметаллические или керамические. На тяжелых машинах лучше ставить изделия с большим количеством металла.
Классификация по величине коэффициента μ
Коэффициент трения μ— ключевой параметр, который стоит учесть при выборе. По нему можно определить тормозной путь и, соответственно, уровень безопасности для водителя с пассажирами. По параметру μ выделяется три вида изделий:
- Стандарт (0.2-0.35). Используются для городской езды и могут нагреваться не более чем на 300-350 градусов Цельсия.
- Премиум (0.35-0.5). Применяются для поставок на конвейеры автомобильных производителей, монтируются на машины во время сборки.
Классификация по соотношению цена / качество
При поиске подходящих колодок стоит учитывать соответствие двух факторов: цена и качество. С этой позиции все изделия делятся на три категории:
- Высшая. Сюда входят модели, которые изготовлены официальным поставщиком и с применением оригинальных компонентов. Такие колодки занимают большую часть рынка (не меньше 80%). Часть продукции идет сразу на конвейер, где собираются автомобили. Они проходят предварительную обработку высокой температурой в отличие от изделий, которые направляются сразу на рынок. Конвейерный и рыночный вариант могут отличаться по сроку службы и коэффициенту трения.
- Средняя. Особенность колодок — допущение производителем некоторых отступлений от требований, но не более чем на 10%. При этом завод-изготовитель учитывает правила сертификации и получает разрешения на использование изделий. На таких модификациях часто указывается название 90R. Здесь же прописывается страна завода-изготовителя. К примеру, Е1 — немецкое производство, Е3 — итальянское и т. д. Бренды, которые ориентируются на этот сектор, забирают широкий сегмент рынка (не меньше 40%). При хорошем качестве они имеют небольшую цену. Примеры —товары производителей TRW, Brembo и т. д.
- Низшая. В эту группу входят остальные тормозные колодки, которые по качеству уступают рассмотренным выше вариантам. Многие из товаров имеют сертификат качества и гарантируют минимальный уровень безопасности, но общее качество находится на низком уровне. По возможности такие изделия лучше не брать.
Классификация по наличию датчика
Выбирая задние или передние тормозные колодки, обратите внимание на наличие устройств для контроля уровня износа. С этой позиции изделия делятся на три категории:
- Без датчиков и механической сигнализации. Наиболее простые модели, требующие периодического контроля или замены по факту пройденного километража. Наиболее неудобный вариант для автовладельца.
- Со скрипунами, но без датчиков. Автовладелец получает информацию о необходимости замены по скрипу.
- С датчиками. Наиболее дорогой тип колодок, в которые встроено специальное устройство. В случае износа изделий водитель информируется об этом с помощью специальной лампочки на приборной панели.
Почему скрипят колодки
Одна из главных неприятностей для автовладельцев — появление неприятного звука при нажатии на педаль тормоза. Большинство автовладельцев считает, что причиной является неисправность системы. Чаще всего это не так, ведь скрипеть могут и вновь установленные изделия. Новым колодкам требуется время для приработки, после чего скрип уходит.
По-иному обстоит ситуация, если посторонний звук никуда не девается. В таком случае причины могут быть следующие:
- Несоответствие материала фрикционного слоя с материалом дисков. Такое происходит, если поставить «неродные» колодки.
- Неправильная фиксация ограничителя износа. По этой причине он начинает свистеть и надоедает автовладельцу посторонними звуками.
- Попадание воды между диском и колодкой. В таком случае посторонний шум должен пройти быстро. Худший вариант — загрязнение грязью и песком, которые задерживаются в пространстве и ускоряют износ.
- Неисправность тормозных цилиндров. Система не до конца сдавливает колодки, из-за чего появляется посторонний звук.
Наиболее опасная причина — скрип из-за износа и снижения толщины ниже допустимого уровня. Единственным выходом является замена детали. Если и это не дает результата, придется обратиться на СТО.
Заключение
Тормозные колодки — важный элемент автомобиля, от которого напрямую зависит безопасность движения. По возможности лучше покупать фирменные и оригинальные модификации. Если такой возможности нет, можно отдать предпочтение продукции проверенных брендов, но по более доступной цене. Покупать тормозные колодки из низшей категории не рекомендуется.
- Быстро изнашиваются колодки (форд транзит)
- Организация технического обслуживания грузового коммерческого транспорта
- Дешево и качественно купить запчасти для автомобиля не получится
- Экономия на запчастях себя не оправдывает
- БЕЛАЗ осваивает выпуск комплектующих на своей территории
- Расходники для самосвалов: особенности применения
Статья только подтвердила мою убежденность в том, что на безопасности экономить недопустимо. Всегда беру колодки только в проверенных магазинах, от надежных брендов. Считаю, что даже самая высокая стоимость окупается с лихвой. Если появляется посторонний звук, скрип, не жду, когда проблема сама исчезнет. Сразу обращаюсь к проверенным мастерам.
Очень полезная статья. Исправные тормоза обеспечивают безопасность на дороге всех участников движения. Пренебрегать этим не стоит. А тормозные колодки - важнейший элемент тормозной системы автомобиля. Лучше не экономить и покупать тормозные колодки проверенных производителей.
По своему опыту, могу добавить, что низкометаллические и органические - далеко не одно и то же. Как раз, добавление меди и стали, может играть ключевую роль в "писке" при торможении и серо-чёрной пыли на литье. В то время как органические, на мой вкус - идеальны. Только мало где можно найти. В любом ценовом сегменте можно найти хорошие и плохие. Желательно посмотреть хотя бы плотность/толщину ферадо, перед покупкой.
Мне кажется, что статья хорошо раскрывает тему выбора тормозных колодок. Особенно понравилась классификация по материалу изготовления и объяснение, почему скрипят колодки. Это очень важно для понимания, ведь многие из нас часто сталкиваются с этой проблемой. Также интересно было узнать о различиях в коэффициенте трения и как это влияет на безопасность. Мне это напомнило о том, как в спортивных автомобилях часто используют керамические колодки из-за их устойчивости к высоким температурам, хотя они и дороже. В статье удачно подчеркнуто, что выбор колодок должен основываться на типе автомобиля и условиях эксплуатации. Например, для городских автомобилей вполне подойдут органические колодки, а вот для тяжелых грузовиков лучше выбирать полуметаллические. Что касается выбора по цене и качеству, то тут всё как всегда — чем выше качество, тем дороже. Но иногда средний сегмент может быть отличным компромиссом. Производители вроде TRW и Brembo действительно предлагают достойные варианты. Важно не забывать и про наличие датчиков износа, которые могут сильно упростить жизнь водителю. Это как с современными смартфонами: они не просто звонят, но и следят за всеми параметрами. В общем, статья получилась информативной, и теперь я уверен, что смогу сделать более осознанный выбор при замене колодок. Главное — не экономить на безопасности, потому что это может выйти боком.
Интересная статья! Разобраться в видах тормозных колодок оказалось проще, чем я думал. Особенно полезной показалась информация о материалах. Теперь понятно, почему некоторые из них стоят так дорого.
Хорошо, что в статье затронули тему скрипа колодок. Я как раз недавно столкнулся с этой проблемой. Оказывается, это может быть просто из-за несовместимости материалов. Теперь буду внимательнее выбирать новые колодки.